Заглянуть за


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Timsviridov» > Заглянуть за горизонт?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Заглянуть за горизонт?

Статья написана 13 ноября 2009 г. 22:23

На последнем октябрьском заседании Совета по фантастике (СП России) выступал один из моих любимых авторов — Сергей Павлов («Лунная Радуга»). Тематика докладов была — различие советской и российской фантастики. Сергей Иванович сказал среди прочего: «Фантастическая литература приносит в нашу жизнь  н о в о е  — (я не помню точно, но цифра была, кажется, такая) — 75 процентов всего что в нашей жизни появляется нового сначала было придумано фантастами...

В «малеевке»-1985 (Дубулты) руководителем моего семинара был Дмитрий Биленкин, известный писатель, и человек большого философского ума, удивлявший нас всякий раз весьма нетривиальными обобщениями и неожиданными параллелями. Дмитрий Александрович любил повторять примерно следующее: «Авторы-фантасты различаются между собой тем, что  н о в о г о  они смогли принести в своих книгах. Вы можете писать захватывающие приключенческие произведения, или высоколобую интеллектуальную прозу, но реально вы оставляете свой след в фантастике   т о л ь к о   в том случае, когда вы высказываете идеи, которые до вас не высказывал никто...» Там же, насколько я помню, мы составляли список фантастов, «вошедших в историю» именно идейной новизной.

Что называется сегодня звучным словом «Фантастика» и лежит на полках магазинов? Насколько фантастична сегодняшняя фантастика? Что происходит за портьерами авторских лабораторий? Почему читатели порой затрудняются определить точную границу между фантастикой и фэнтези (а порой и просто приключениями)?

Ответов может быть много. Но реально он только один:

в то время как растет число НФ-публикаций, количество изобретенной новизны пропорционально не увеличивается.

Типа как размазать то же количество икры на большее количество хлебов.

Да, авторы сегодня смелее и чаще применяют так называемые «фантастические приемы» — переносят героя из одного исторического времени в другое, сравнивают эмоциональные и технологические пласты различных исторических формаций, показывают грядущий апокалипсис, а издательства развертывают массированные многокнижные атаки на чей-то давно придуманный фантастический мир, охотясь за читательским вниманием. Но полнейшее ощущение, что все условились играть в некие «шахматы», двигая одни и те же фигуры по одним и тем же доскам. Да, то самое что называется «с лесу по сосенке».

Как сочетается это с основной функцией НФ-литературы: заглянуть за горизонт, показать куда дальше идти? Ведь если писатель — инженер человеческих душ, то НФ-писатель — инженер человеческого будущего!

Сложно оценить это. Коммерциализация фантастики мало чем отличается от коммерциализации искусства в целом. Самое главное (к сожалению) — количество «икры» не увеличивается.

Везде очень много — просто «хлебов»...





53
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 20:48
Как же я любил «Лунную радугу»... И люблю. Потому не хочется такое говорить, но судя по вышенаписанному Сергей Павлов витает в каких-то предельно розовых облаках.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 22:30
Ну почему же... Изначальная суть фантастики — принесение Нового в мир. Разве тут есть противоречие? Фантасты устремлены в Будущее и пытаются его предвосхитить. Или я понял Вас неверно?
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 11:23
Мне кажется это ещё было возможно, пока новое — было простой экстраполяцией настоящего.
Сейчас с этим проблемы. Так как новое если и выходит, то такое странное или страшное, что прошлым корифеям фантастики — просто не хватает таланта это воплотить.
Новое <> прекрасное далёко.

А коммерциализация... Это объективная реальность. А не заговор. Значит то самое новое — не интересно никому an mass. Тут не ручки заламывать надо и сокрушаться, а исправлять в меру сил. Своих.
ДА и кстати, стоит вспомнить «Локон Ампары» самого Павлова... С пострелушками и прочими элементами фантастни. Беспомощное же получилось произведение.
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2010 г. 20:02
>Мне кажется это ещё было возможно, пока новое — было простой экстраполяцией настоящего.

Полагаю иначе. Новое — это то, чего ранее не было. Вот допустим вышли Стругацкие со Сталкером и Зоной, где идея Контакта не сапиенсов, а природных миров. Было ново. Позже это стало развиваться в Half-Life, в игре и лит-серии «Сталкер», где стало всего-лишь многократно пережевываемой банальщиной. Павлов и был интересен в «Радуге» что открыл совершенно новую палитру образов и событий. Есть ведь две фантастики — описание мира которого не знаешь, там все интересно. И описание известного мира, где неизвестно только поведение персонажей. Это уже глубоко вторично с т.з Фантастики.

>А коммерциализация... Это объективная реальность. А не заговор. Значит то самое новое — не интересно никому an mass.

Ничуть не менее интересно. Просто изменились правила игры лит.рынка и деньги по другому стали распределяться. Сейчас еще пару-тройку лет, и правила снова изменятся с рынком электронных книг. У коммерциализации одна и та же проблема везде по земному шару. Искусство становится продажным, но за деньги покупается только халтура. Типа закон: чем более автор коммерческий = тем более он халтурен.


⇑ Наверх