Думаю перевод не нужен, но если вдруг: 30 июня в 19.00 во Вроцлаве объявлены номинанты на премию им. Зайделя — 2015.
Ими стали
"Барабанная дробь"
Крупная форма (aka роман)
Rafał Cichowski „2049” (Novae Res)
Яцек Дукай „Starość aksolotla” (Allegro)
Магдалена Козак „Łzy diabła” (Insignis)
Павел Майка „Niebiańskie pastwiska” (Rebis)
Марчин Пшибылек „Gamedec. Obrazki z imperium. Część 1” (Rebis)
Роберт М. Вегнер „Pamięć wszystkich słów. Opowieści z meekhańskiego pogranicza” (Powergraph)
Малая форма (рассказы)
Дорота Дзедзиц-Хойнацкая „Nihil fit sine causa” („Fantazje Zielonogórskie” – tom 5)
Magdalena Kucenty „Koziorożec i Smok” („Smokopolitan” 3)
Марчин Пшибылек „Simon” (w II tomie antologii „Wolsung”, Van Der Book)
Роберт М. Вегнер „Milczenie owcy” (w antologii „Legendy Polskie”, Allegro)
Przemysław Zańko „Pajęczarka” („Fantastyka Wydanie Specjalne” 4/2015)
.
Необходимое пояснение: я транслитеровал имена тех авторов, которые уже засветились на фантлабе и именно в таком виде, как они у нас зафиксированы, хотя для русскоязычного читателя я бы некоторые имена написал иначе.
– Перед медосмотром экзоты умеют временно избавляться от «чужеродного заряда», – терпеливо пояснил Аверьян. – В результате их физиологические характеристики на некоторый срок приходят в норму. Правда, это из области наших догадок… Природа «чужеродного заряда» и механизм его нейтрализации пока остаются для нас тайной за семью печатями. Но сам по себе метод нейтрализации прост до смешного. Экзот накладывает ладонь на действующий сингуль-хроматический экран – и «чужеродный заряд» как бы стекает на экранную поверхность.
...
– Так вот, о феномене «черных следов»… Трудно поверить, однако Международному управлению космической безопасности «черные следы» известны лишь из показаний очевидцев. По большей части случайных. Лишь одному штатному сотруднику Западного филиала удалось увидеть этот таинственный феномен воочию. Увидеть – и только! Спецы научно-технической службы МУКБОПа в ярости оттого, что до сих пор не могут заполучить «черный след» в свои руки. Разумеется, виноваты мы, оперативники. Но мы ничего тут не можем поделать, потому что экзоты, заметая свои «следы», уничтожают экраны. То есть попросту разбивают их вдребезги. А после «экранной диверсии» никогда не забывают убрать кварцолитовый мусор, и все у них шито-крыто…
Теперь вы можете своими глазами увидеть таинственные черные отпечатки:
Так уж получилось, что после прочтения трехтомника, ознакомления с мнениями польских читателей о романе и написания в АК, то есть тогда, когда можно бы поставить жирную точку и успокоиться, но нет. Нашел я на польской Нонсенсопедии статью, которая хотя и шуточно, а местами язвительно, но довольно точно передает дух и общую направленность романа. В деталях же на откровенный стеб поляков над одной из популярнейших серий полагаться не стоит. Тем более, что основан он большей частью на первой книге цикла.
Любопытствующим предлагаю перевод этой статьи. Некоторые буквы из-за правил фантлаба заменил звездочками. Там, где я не смог не вставить свои 5 коп., вы увидите курсивное примечание, отмеченное букой S. Сначала хотел запостить текст еще и в колонку "Польская фантастика", но в публичный блог такую откровенную *** не стоит, да и перевод подчищать было лень. Так что не бейте пианиста, он играет as is.
Предупреждаю: спойлеры!!!
скорее читать!
Но как она может так с голым задом ездить на коне? Она ж натрёт себе...
Мысли во время чтения
Обладатель этого письма говорит, словно бы я это говорил. Его слова — мои слова. То, что он рассказывает, я рассказал.
Лаконичный язык "Ахайи" во всей красе
.
"Ахайя" (известная также как "А*уйя") — трехтомный фантастический роман Анджея Земяньского, выступающий экспозицией его сексуальных фантазий. Кроме большого количества сисек на страницу книга характерна тем, что персонажи вместо того, чтобы вступать в диалоги, обмениваются длинными, на несколько страниц, монологами. Продолжением "Ахайи" стал следующий четырехтомный роман "Памятник императрице Ахайе".
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
Ахайя — иногда еще зовется FAPайя (см. интернет-словари, я же оставлю fap без перевода — S.) — главная героиня всего этого балагана, грудастая княжна, брошенная в омут пренеприятных событий. В романе ее неоднократно насилуют различными способами, даже такими, о которых вы и не мечтали. Попутно она становится ходячей машиной смерти, которая может уничтожить вражеский отряд целиком несколькими ударами меча. Однако ошибется тот, кто назовет А*уйю типично трагической героиней. Ее усилия в бранном деле вознаграждены теплым местечком императрицы новой великой империи.
Архентар — великий князь, роль которого ограничивается рождением Ахайи, отправкой ее в армию и смертью в соответствующий момент.
Биафра — шеф разведки Арках. Так как он не любит женщин, его положение в кололевстве, управляемом бабами, возможно только оттого, что королева Арках — его мать. Сама она говорит, что предпочла бы родить змею, чем Биафру.
Хекке — так называемый фехтовальщик по призванию, предводитель восстания рабов в Луан. Во время, свободное от махания киркой на строительстве имперской дороги и удовлетворения плотских потребностей, учил Ахайю искусству убивать.
Коротышка — шестерка Хекке, заменявший ему женщин, когда те уже ни на что не годились.
Мередит — маг, путешествующий по королевству Троя. Соперничает с Зааном за звание оратора самых длинных монологов о морали. В отличие от последнего, однако, он имеет для этого кое-какие основания.
Орион — предполагаемый отец Сириуса, большой простофиля и заодно князь. Благодаря действиям Заана в конечном итоге возвышается до короля.
Сириус — лишенный морали и пигмента молодой человек, которые занимается убийством людей за кусок хлеба. Вопреки видимости, он не жаловался при этом на нехватку работы. Из-за половой принадлежности его, в отличие от Ахайи, не насиловали многократно, не считая прошлой жизни на пиратской галере, где у него была скорее активная роль. При этом он произносит едва ли не самый длинный монолог в романе. Сперва он аморален, но под конец становится преувеличенно эмоватым.
Вирус — вещь, созданная злым богом Сефом. Его роль — появление перед Мередитом в виде мальчика и реагировании на его километровые монологи такими же монологами.
Заан — эмоватый криптогей (т.е. скрывающий истинную ориентацию — S.) работающий писцом при храме в глубоком за**пье. Вероятно, именно он — первый лишенный морали ублюдок, ведущий о ней многостраничные монологи. При этом стоит отметить, что Заану не откажешь в хитроумии, или, может, как сказал один профессор, все вокруг него дебилы. Скорее всего, ближе к истине второй вариант.
ФАБУЛА
Фабула произведения колеблется вокруг трех сюжетных линий. Первая посвящена дочери великого князя Архентара (не путать с еще большим князем), вторая рассказывает о воспитанном среди пиратов-педофилов Сириусе и его приятеле, храмовом писце с амбициями Заане, а третья концентрируется на маге Мередите.
Ахайя
Ахайя растет при дворе князя Архентара, как типичная княжеская дочь. Однако, в один прекрасный день Архентар решает родить второго ребенка и находит для этой цели жену гораздо моложе, чем его любимая дочка. Как это случается, бабы начинают между собой грызться (прим.: благодаря этому мы можем прочитать первое описание голой попки Ахайи). Злая жена князя уговаривает его отправить дочь в армию. Там Ахайя узнает, что армия — это одна большая мерзость. К тому же уже после первого боя ее похищают агенты вражеской империи Луан и используют как козырь в переговорах о мире.
СЕКС!
Когда переговоры заканчиваются, Ахайя попадает в лагерь рабов где-то в Луанском за**пье (прим.: вероятно, где-то в окрестностях Сосновца). Познает там такие невероятные удовольствия, как групповое изнасилование (Эээ... сама согласилась) или поедание деликатесных земляных червей и учебу фехтованию. В конце концов, во время песчаной бури ей удается бежать. Она идет к близлежащему королевству Арках, где снова нанимается в армию. Это необычная армия, потому что в ней служат только женщины, что дает возможность описания лесбийского секса (прим.: Да, нет ничего лучше секса крепких баб. Марит Бьорген).
СИСЬКИ! СИСЬКИ!! СИСЬКИ!!!
(Не стоит воспринимать как реальную цитату очередную шутку на тему рельефной мускулатуры норвежской лыжницы М.Бьерген — S.)
Арках ведет бой с существами, которые называют монстрами. На самом деле, это женщины с черными глазами без радужек и с появляющимися и исчезающими хвостами. Эти "монстры" — превосходные фехтовальщицы. Кототётки похищают Ахайю, когда узнают чего она стоит, в свое лесное логово. Там девушка живет себе некоторое время, что становится предлогом для еще большего количества описаний лесбийского секса.
СЕКС!
Потом Ахайя затем возвращается в Арках и убеждает местную королеву заключить союз с кототётками. Затем добивается от королевы поддержки Королевства Трои в борьбе против Империи Луан. В результате более или менее удачных махинаций, цели удается достичь. Когда империя терпит поражение, Ахайя становится правительницей новой империи. Чтобы удовлетворить королеву Арках (прим.: в порядке исключения не в этом смысле) женится на ее сыне Биафре, который предпочитает мальчиков девочкам. Благодаря этому Ахайя может не менять свои армейские привычки и предаваться групповым оргиям с любовниками обоих полов.
СЕКС!!!
.
Сириус и Заан
Сириус путешествует себе по стране, убивая людей за небольшую плату (прим.: лишь бы на еду хватило). В конце концов, он встречает на своем пути Заана, работающего писцом при храме недалеко от места, где лошадь кузнеца подхватила десять лет назад воспаление копыта. Глядя на замечательную аморальность Сириуса Заан тут же влюбляется в парня, забирает свои сбережения и отправляется с ним. Тем временем Сириус убил рыцаря ордена, даже — Ордена, который имел при себе верительные грамоты. Пользуясь ими убийца и писец отправляются ко дворк великого князя Ориона, с чьим сыном Сириус познакомился во время совместного удовлетворения пиратов, и на которого был весьма похож. Великий лопух князь радуется обретению сына и сразу же выделяет ему грудастую наложницу.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ СЕКСА!!!
Заан от неудовлетворенности своим положением решает заняться финансами княжества. С этой целью он устанавливает деловые контакты с мошенниками и ростовщиками, а также манипулирует ценами на зерна со сноровкой и эффективностью одного покойного ныне премьер-министра. Средства текут в кошелек Ориона гектолитрами, благодаря чему становится возможным протолкнуть его на должность короля Трои (прим.: предыдущий пал жертвой серийного самоубийцы).
Затем королевство двинулось войной на империю Луан. Заан и Сириус гибнут после финальной битвы от кинжала, брошенного последним настоящим сторонником империи. Поскольку эти господа обнимали друг друга (прим.: сразу видно — геи), лезвие пронзает сердца обоих. Убийца после содеянного выкрикивал странно знакомые слова: Мы — где и прежде, а вы — там, где был Орден! (перефразированное высказывание Ярослава Качиньского, в котором он вспоминает забастовку в Гданьске в 1980: "Мы — где и прежде, а они — где стояла милиция". Имеется в виду не местонахождение, а политическая позиция — S.)
.
Мередит
Мередит путешествует по свету, пока не встречает юношу, которого решает изнас... А! Нет, он же не ксёндз, а только маг. В любом случае, он встречает юношу, который, оказывается, был только вещью, созданной злым богом Сефом. Дело представляется именем Вирус, и манипулирует Мередитом таким образом, что тому захотелось взять власть в Ордене.
Волшебник идет в штаб-квартиру Ордена и бросает вызов Великому магистру. Авантюра закачивается поражением, в результате чего Мередит попадает в заточение, откуда пытается спастись, превратившись в орла (прим.: И это совсем не слизано с одного английского романа. Вообще). Увы, расстояние оказывается слишком большим, и он от нехватки кислорода падает обратно на крышу башни (Земяньский вообразил себе орла с человеческим мозгом). Орден заточает мага в еще более глубокую темницу, в котором тот должен провести остаток своей жизни на воде и кашке.
В камере его посетил Вирус, показавший путь к бегству. Он велел магу отрезать себе палец и размножить на нем вирусы. Когда палец готов, говорит Мередиту войти в состояние клинической смерти и превратиться в вирус (не обязательно в таком порядке). С этого момента мертвый маг неконтролируемо размножается, как и положено вирусу, став вестником смерти. От наложенных заклинаний иногда случайные вирусы снова превращаются в мага, которого может пробудить другой адепт искусства. Благодаря этому Мередит приобретает бессмертие, счастье и много детей...
Ну вот я и одолел этот многостраничный роман. Да, несмотря на три отдельных тома, это не цикл, а роман-эпопея. Читал, естественно, на языке оргинала — польском, поскольку на русский роман не переводился, да и будет ли — большой вопрос. Почему? Ну хотя бы потому, что по "Ахайе" вместо словаря можно изучать польскую ненормативную лексику — настолько полно она там представлена.
Это не рецензия, расслабьтесь (кто, напротив, ожидал, приношу извинения). Это пост хвастовства. Пусть язык романа очень прост, но одолеть порядка полутора тысяч страниц — большое достижение. Я_так_щитаю.
Всё же скажу пару слов о действии в романе, опуская всех героев, кроме главной.
дальше->
Итак,есть Ахайя — княжна королевства Трои, которая из-за козней мачехи попадает в армию простым солдатом (да, вот такой тут мир — весьма нестандартное дарк фэнтези с уклоном в НФ). В первой же стычке девушка попадает в плен, а затем, после страшных пыток, и в рабство. Дедовщина в армии — цветочки по сравнению с насилием и каторжной работой на строительстве дороги. Насилие имеется в виду в самом прямом смысле — сексуальное. Всё в точности, как в народной поговорке: нас е@#т, а мы крепчаем. Ахайя убегает из рабства со стальными мускулами, обученная драться и с опустошенной душой. Так что ей психологически почти ничего не стоило стать проституткой лишь бы скрыться от преследователей.
Потом жизненный путь куда только не забрасывал княжну, пока она не осела в княжестве Арках, доросла до майора в тамошней армии, которая в союзе с войском родной Трои разбивает империю Луан. Описание грубых войсковых будней армии, состоящей практически из одних женщин, удалось пану Земяньскому на славу. Тут и юмор, и черный юмор, и лирические моменты, и мелодраматичные — очень хорошо. Но вот замечательный в целом роман сильно подпортила концовка. сюжетные линии сворачивались, обрывались, перспективным фишкам первых двух томов не давалось хода. Такое ощущение, что автор взял у издательства аванс на третий том и ушел в запой, а вернулся из него за неделю до сдачи рукописи. Беда-печалька.
Ну а как же многочисленные намеки на связь этого мира с нашим? Например, прозрение мага, в котором он видел Ахайю рядом с автомобилем? В третьем томе практически не играли никакой роли приобретенные героиней черные глаза, клыки, когти и хвост. Как же так? Короче, концовка из масштабного эпического полотна сделала какую-то невнятную мешанину. Ругаю? Нет, скорее понравилось, но могло бы быть и лучше. Как написал в отзыве один из поляков, поставивший роману 1 из 10: "Жаль. У цикла про Ахайю был потенциал, но из-за лени автора и редактора получилось что получилось — мерзкий, отталкивающий пример того, какой плохой может быть фантастика".
В заключение отмечу шикарные внутренние иллюстрации Доминика Бронека, которыми не мог насладиться в полной мере, потому что в электронной версии, с которой я читал их не было (разыскал в нете, что мог) и актрису Иоанну Ежевску, которая великолепно начитала аудиокнигу и этим очень мне помогла в деле изучения языка. Кстати, первый раз мое представление о человеке по голосу и реальная внешность практически совпали. Было бы ужасно обидно, если бы чтица оказалась толстой теткой с многодиоптрийными очками. А так, смотрите сами: