Прочитал наконец-то "Жёлтое облако" писателя Ванюшина.
Эта книга была моей давней мечтой. И вот почему: в глубоком детстве (году в 1973-74) проводил летние каникулы в пионерском лагере. Одна из вожатых нашего отряда чтиала это "Жёлтое облако" взахлёб, а нам, воспитанникам, не давала ознакомиться — типа не доросли. И как-то не попадалась эта книга на моём дальнейшем жизненном пути, как ни искал. И только недавно дошло — А если в Сети поискать? Нашёл.
Прочёл. Ну, скажу я вам, друзья, это что-то с чем-то...
Взять хотя бы такой эпизод. Инопланетяне, окопавшиеся на Луне спасают жизнь советскому космонавту Стебелькову. А эти инопланетяне (альвины) во главе со своим магистром Кайболом давно уже наблюдают за землянской жизнью и противостоянием коммунистов и капиталистов. И в один прекрасный день Кайбол показывает Стебелькову как ведётся наблюдение:
цитата
Одно из окон увеличилось до размеров экрана. Я увидел человек двадцать военных — это были генералы, и по их форме я узнал, в чей штаб мы с Кайболом заглянули. Видимость была плохая. Генералы двигались в полумраке, что-то пили у столика, потом уселись за длинным столом, и один из них, высокий, сухой, с множеством орденских ленточек, разложил перед собой бумаги, поднялся и начал говорить. Голоса мы не слышали. Кайбол повернул регулятор на пульте. Свет на экране собрался в одно пятно. Оно легло на листы бумаги, мы могли читать, что было написано там: буквы выступали отчетливо.
Генерал говорил быстро — листы один за другим переворачивались, и я не успевал прочитывать их. Но все-таки мне стало ясно, о чем докладывал генерал.
Он излагал план войны с применением нового оружия — <лазеров>. Предполагалось создать на Луне базу с батареей квантовых генераторов, сбить пущенной отсюда мощной ракетой астероид с его орбиты, затем, корректируя с Луны квантовыми лучами его полет, заставить упасть на территорию Советского Союза. Подготовленный в глубокой тайне и нанесенный внезапно удар будет расценен народами как божье наказание стране коммунистов. По словам генерала, лучше, конечно, выбрать астероид побольше, взять Цереру или Палладу — тогда удалось бы уничтожить почти все живое и все созданное на европейской части Советского Союза. Но в этом случае надо считаться с опасностью, что удар крупного астероида может сбить с орбиты Землю и она уйдет от Солнца. Ученые должны изучить этот вопрос...
— Насколько реален план использования астероидной бомбы? — спросил Кайбол.
— Думаю, что пока он нереален, — ответил я. — В руках этих генералов пока нет столь мощных <лазеров>, чтобы можно было регулировать полет астероида.
— Однако в их план входит использование Луны и космического пространства, даже целой небольшой планеты, как оружия. Я не могу смотреть на это безучастно.
Кайбол оставил совещавшихся генералов, он приблизил другой город, заглянул в один дом, другой третий...
— Никак не удается отыскать штаб <Атлантик-компани>, — сказал магистр. — Очень хотелось бы знать планы ее президента.
Он устало откинулся на спинку стула, посмотрел на меня и улыбнулся.
— Очень неприятная работа, но необходимая. Куда интереснее это...
Кайбол опять взялся за ручку на пульте, и я снова увидел Москву. Я различил здание библиотеки имени Ленина. Одно из окон ее, надвинувшись, стало как бы экраном.
В большом зале, склонившись над книгами, сидело множество людей. Светлое пятно луча побежало по открытым страницам. Вот луч выбрал нужное, остановился, приблизил книгу. Я прочитал сверху <В. И. Ленин>. Кто-то сидел над раскрытым томом Ленина, читал доклад о войне и мире на седьмом партийном съезде. Открытая страница начиналась словами:
<...наше триумфальное шествие по всей России, сопутствуемое стремлением всех к миру. Мы знаем, что односторонним отказом от войны мы не получим мира...>.
Увлекшись, я стал читать дальше. Страница перевернулась. Скосив глаза, я посмотрел на Кайбола. Мне показалось, что он прочитывал на каждой странице всего лишь несколько фраз и ждал следующей страницы. Почему он не читает все подряд? Это меня заинтересовало. Кайбол понял невысказанный вопрос.
— Если бы я читал так, как вы, мне понадобилось бы очень много лет, чтобы узнать ваших мыслителей и писателей.
— А как же иначе?
— Я вижу сразу всю страницу, выбираю главное и это главное прочитываю. Можно, разумеется, и сфотографировать. В этом зале сидит около ста человек, я читаю сразу несколько десятков нужных мне книг. Пока новая страница не открыта, я заглядываю в другие книги.
— Значит, я вас задерживаю?
— Признаться, да, — улыбнулся Кайбол. — Пока вы читали, я не мог перевести фокус света на другой стол.
— Я читал эти книги раньше. Не задерживайтесь из-за меня.
Кайбол погасил экран.
— Этим я займусь, когда останусь один. — Кайбол помолчал и сказал, довольный:
— Да, у вас был великий человек. Он видел далеко. Ленин! — произнес он, прислушиваясь к собственному голосу и стараясь, видимо, по-своему понять, как звучит это имя, и повторил: <Ленин!>
— А кто из писателей вам больше нравится?
— Этого еще не могу сказать, — ответил Кайбол. — Я читаю больше Ленина.
Ну и вся книга выдержана примерно в том же духе.
А про всякие мелочи вроде
цитата
Дети плакали и резвились.
можно и не упоминать.
Осталось только добавить, что книга вышла в 1963 году.
В последнее время "заточился" на фильмы с Владимиром Семёновичем Высоцким.
И понемногу зародилась еретическая мысль. Оговорюсь сразу, что очень люблю этого артиста. И не от того, что "его все любят", а потому что нравится с детства.
Так вот, мысль : И играя пламенного революционера и белогвардейского офицера("Интервенция", "Служили два товарища"); уголовника и сыщика("Хозяин тайги", "Место встречи изменить нельзя"); дореволюционного биолога и современного геолога("Плохой хороший человек", "Короткие встречи") — Высоцкий-то, по сути, играл одну и ту же роль, не балуя зрителя разнообразием творческой работы.
Роль, конечно, достойная — сильный, целеустремлённый человек, подчинённый до фанатизма, до мономании какой-либо идее.
Но — одна и та же.
Есть, конечно, такое понятие — "актёрское амплуа", и его никто не отменял...
Филип Дик был очень талантливый и добрый. Но очень мягкий и слабовольный. И любил иногда позволить себе лишнего. С одной стороны понятно — расслабляться как-то надо. Особенно после его романов. От чтения-то его книг отдыхать надо, а уж от написания — и говорить нечего. И ладно бы стопочку-другую пропустил — и баюшки. Только вот если ему "в нос попадало", то он "слетал с катушек" и употреблял до тех пор пока не упадёт, или пока не повяжут. А уж если глаз зальёт, то начинало ему мерещиться чёрт-те что. И, вдобавок, буен во хмелю бывал, ох буен...
И вот однажды, на какой-то фантастической тусовке познакомили Фила с Фрицем Лейбером. Ну, казалось бы — что такого? Просто представили друг другу коллег-фантастов. Ан нет — зациклился Дик на имени нового знакомца. И так-то к немцам большой любви не испытывал, а тут на тебе — настоящий живой Фриц. Ну и начал Дик Лейбера доставать. И "Шпрехен зи дойч?", и "Гутен таг!". И допытывался на чьей стороне во Вторую мировую воевал, и о родственниках в Германии справлялся.
А уж после того, как Фил подкараулил Лейбера при выходе из туалета и "Хенде хох!" ему в ухо проорал, хозяева тихо и вежливо попросили Дика покинуть мероприятие. Ну, Фил, естественно, ни в какую. Но фантасты ведь ребята крепкие, скрутили собрата по перу и на лужайку перед домиком переместили. Дик только и успел крикнуть на прощание Лейберу "Гитлер капут!"
Лейбер уже немолод был, расстроился. Хозяева вечеринки его еле-еле валерианкой отпоили.
Ну а обиженный антифашист Филип Дик отправился по знакомым жаловаться на несправедливость и насилие. Он по пьянке любил друзей навестить даже и без повода, а тут-то как раз повод немаловажный нарисовался. А стемнело уже, люди добрые спать готовятся.
Ну Дику-то всё равно который час на дворе. Стучится к Азимову. Ну а тот, увидев поддатого Фила на крыльце, даже и разговаривать долго не стал, знал уже чем всё обернуться может, -
— Всё нормально, — говорит, — баиньки, баиньки пора, коллега.
И дверь запер.
Дик к Желязны ринулся. А тот, помня про вдохновение и вовсе прикинулся, что его дома нет.
И такая же неудача постигла Дика и у Кларка, и у Хэтберта, и у Саймака (этот после рыбалки вообще от Фила, как от огня шарахался). Короче везде, куда бы Дик ни ткнулся в тот вечер получал он от ворот поворот. Знали, знали коллеги Дика нетрезвого, и никто с ним не хотел связываться, когда он в таком состоянии.
Да. Ну в конце концов антифашист Дик понял, что пожаловаться сегодня никому не удастся. Решил добавить, пошёл в бар, взял полпинты виски. И за стаканчиком, путём несложных умозаключений пришёл к выводу, что все-все его знакомые на стороне этого Фрица и немцев, сочувствуют поверженной Германии и вообще — тайные нацисты. А посмотрев посторонам, догадался, что у всех посетителей пивнушки, с внутренней стороны воротника нацистские партийные значки пришпилены. И только бармен на демократа истинного похож.
Сам даже обалдел от такого открытия. Перепугался, и по-быстрому виски допив удалился из гитлеровского гнезда.
По улице идёт и всех встречных предупреждает, -
— Нацисты в городе! Фашизм голову поднимает! Мы все под колпаком у Мюллера!
Народ от него, конечно, шарахается. А один особо нервный товарищ в полицию местную позвонил — общественный порядок, мол, вопиющим образом нарушается. Примите, мол, меры, а то честным трудящимся по улице спокойно не пройти.
Копы быстренько среагировали. Патрульная машинка примчалась почти сразу. Двое к Дику подходят, —
— Пройдёмте, мистер...
А у Дика-то одни немцы в голове, да ещё и темно на улице. А мужики в чёрном, ну не иначе — ГЕСТАПО. И тут-то до конца уверился Филип, что Америку Германия оккупировала.
Заорал что-то про права человека, про стопроцентного американца... А копы в Штатах люди простые, книжек не читают, писателей в лицо не знают — ну и успокоили демократа нетрезвого дубинкой. И в участок отвезли. Там Дик в обезьяннике до утра проспался. Очухался, отрывочно вспомнил как накануне чудил. Башка трещит — и от выпитого, и от полицейского "успокоителя".
Друзей, знакомых (кого вспомнил) обзвонил — повинился в дурном поведении. А те уж привыкли к такому Дику — простили, конечно. Узнал телефон Лейбера. Хоть и стыдно было, а пришлось объясняться и снова прощения просить. Фриц отходчив был — обещал не сердиться. Но пожурил, конечно, Дика по-отечески.
А Филипа бред, про нацистов в Штатах, вдохновил. Ну и написал он по мотивам этой пьянки "Человек в высоком замке". И во время работы над книгой ни капли в рот не брал, только кофе и чай.
Роман большой успех имел. Да и по сей день люди читают...
"Да, а чай? Ведь это же помои! Я своими глазами видел, как какая-то неопрятная девушка подливала из ведра в ваш громадный самовар сырую воду, а чай между тем продолжали разливать." (М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита")
В минувшее воскресенье довелось мне побывать "в местах народных гуляний". Погода выдалась далеко нежаркая и довольно-таки ветреная. Дабы согреться, мы с любимой женщиной решили выпить горячего кофе. Встали в очередь к буфетной палатке. От нечего делать наблюдали за продавцами. У юного буфетчика случилась какая-то заминка с разливом горячего напитка. Не выключая кофеварки, он открыл крышку, выяснил в чём проблема и достав из-под прилавка ёмкость с водой долил её в агрегат.
Это не фотошоп. Стоило мне, без всякой надежды на взаимность, протянуть руку с крошками они сразу же и появились (в смысле — синички). И в не самом голодном месте.