Последние пол столетия современное искусство живет под знаком постструктурализма и постмодернизма. Но многие считали, что постмодернизм является лишь началом некой большей эпохи. С ПМ-пика 60-80-х годов прошло почти полвека — можно ли уже сейчас говорить, об этом «большем начале»?
Эволюция производства
В Возрождение искусством считался такой уровень «производства», который нельзя было повторить. Назовем это искусство-как-неповторимое-ремесло. Изучалась анатомия, геометрия, принципы Золотого сечения, замешивание красок, создание холстов и лаков.
![](http://s020.radikal.ru/i712/1601/b9/b9c47fda8076.jpg)
Но когда ремесленничество достигло определенного пика, искусству понадобился новый уровень «неповторимости». Тогда в середине 19-го века появился импрессионизм. Художники выходили на пленер — рисовать вне мастерской. Картина выглядела хуже с точки зрения геометрии, но куда богаче с позиции запечатленного опыта. Так искусство-как-неповторимое-ремесло превратилось в искусство-как-впечатление.
![](http://s017.radikal.ru/i408/1601/04/d4585941e0e1.jpg)
Так художники каждый раз уходили все дальше от ремесленничества. Уже спустя 50 лет после импрессионизма появляется экспрессионизм (еще меньше фотографичности Возрождения). А когда на сцену выходит Дюшамп и Малевич, ремесло и вовсе умирает.
В начале 20-го века появляется искусство-как-событие. Дюшамп приносит на выставку купленный в лавке писсуар и говорит: «это искусство!». В чем логика? Наш опыт восприятия писсуара, выдернутого из привычного контекста, меняет его восприятие. Искусством является не просто объект, но и окружающий его контекст. Искусство — это событие.
![](http://s020.radikal.ru/i721/1601/c5/0bf9db9c42d2.jpg)
Итогом этих модернистских пертурбаций стали перфомансы. Более наглядной аналогии искусства-как-события и представить сложно. Перформативность стала фишкой 20-го века.
Но уже со второй половины столетия появляется постмодерн, который целенаправленно убивает перфоманс. Взять, например, голову из велосипедных цепей (Енг Дек Сео) или скульптуры из резиновых покрышек (Йонг Хо Джи). С точки зрения художника Возрождения — это просто скульптуры из неподходящего материала, а с точки зрения модерниста — искусство, перебравшее с декоративностью. Ведь идея не станет лучше, если резиновой акуле добавить зазубрин на плавнике.
![](http://s019.radikal.ru/i619/1601/1c/db8654b3d7e0.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i427/1601/4d/0efe3a6708e1.jpg)
А вот креатив станет.
Назовем этот постмодернистский переворот — искусством-как-креативизмом.
Постмодерн устал от революционности. То, что сто лет назад считалось искусством, сегодня называется удачным дизайнерским решением. То, что раньше считалось перфомансом, сейчас повсеместно используются толпой в виде флешмобов. Сам принцип перформативности сегодня теряет свою неподражаемость. Его часто используют поп-звезды для создания черного пиара, который и «черным» теперь-то не считается, поскольку любое представление — это не взаправду, просто шум который сможет бампнуть необходимый контент. Только взгляните на Шайа Лабафа, устроившего шоу из ностоп-просмотра собственных фильмов.
![](http://i003.radikal.ru/1601/c6/1d56eb30dabc.jpg)
Современное искусство является информационным ремеслиничеством. Фабрикой по производству идей. И такое понимание (что идеи имеют собственную структуру) равносильно тому, как ремесленники Возрождения вслед за античностью осознали, что красота на полотне имеет геометрические параметры и укладывается в Золотое сечение. Это тот следующий шаг, который в 20-21-м веке сделало творчество в погоне за «неподражаемостью». Новый виток ремесленичества в искусстве.
Итак, сегодня мы — информационное общество (ИО). Какой социум проделал путь:
искусство-как-неповторимое-ремесло;
искусство-как-впечатление;
искусство-как-событие;
искусство-как-креативизм.
Каждый раз мы смещали планку ремесленничества, выдвигая на первый план идейность, пока она сама не превратилась в ремесло. Казалось бы, куда дальше?
Но если обратиться от производителей информации в сторону того, как эта информация распространяется, то уже сейчас можно обнаружить ряд интересных подвижек.
Собирание матрешки
Например, изменились СМИ. Утвердившаяся в 20-м веке «четвертая власть» во многом отражает суть постмодернизма: легкость распространения информации, ее большое количество, а также появление массового слушателя\читателя\зрителя.
![](http://s020.radikal.ru/i704/1601/b0/037147ce67c5.jpg)
Но уже в начале 21-го века СМИ мутирует.
Однажды редактора крупнейшего западного портала спросили, как он может выдавать на сайте рядом с картинками котиков новости о событиях украинского Майдана. Тот ответил: А что? Людям нравится и то и другое. Информации стало так много, что медийка прогибается под нее, либо становясь менее строгой, либо — более профильной. Но важнее то, что сегодняшние СМИ в своем большинстве не способны выжить без соцсетей и мобильных устройств.
![](http://s019.radikal.ru/i626/1601/0d/dcc1c35eeb28.jpg)
Почему это важно? Соцсети — тоже фишка 21-го века. Они стали буем для современного человека, который не решился выходить один на один с постмодернистским информационным взрывом. Пару раз я видел, как в интернет-кафе заходили женщины и совали администраторам деньги с фразой «включи мне вконтакт». Они явно не понимали, что ВК — это сеть, находящаяся в более крупной сети.
Но мало того — в последние пять лет сами соцсети сильно изменились. Крупные паблики застолбили место под солнцем и на их смену пришел узкопрофильный контент вроде групп с ТОЛЬКО неудачными свадебными фотографиями, ТОЛЬКО цитатами из русской попсы 90-х или ТОЛЬКО фотками 11-классниц в выпускной форме. Как и в случае со СМИ причина этого явления понятна: медийный контент специфицируется в попытке выжить.
Вам все еще мерещатся картинки с зомбо-медийкой? Но нити-манипуляторы уже едва держатся. Или даже не так: их стало куда больше чем, струн в рояле, а играть на таком инструменте теперь нельзя без специального музыкального образования.
![](http://s018.radikal.ru/i526/1601/0a/c2b71ce4509e.jpg)
Специфицируются медиа-сети, специфицируется СМИ, паблики — а что происходит с самими получателями всех этих данных?
Сегодня человек с легкостью смотрит одновременно десятки разных сериалов, подписан на десятки блогеров, играет в десятки игр, читает десятки пабликов — и все это в единых временных рамках. Такова наша реакция на спецификацию контента. Человек начал фрагментировать восприятие под разные типы информации, действуя по принципу многоядерного процессора. И нужно подобное для того, чтобы усвоить больше. Это пользовательская адаптация к информационному взрыву.
![](http://s013.radikal.ru/i324/1601/1a/d6669c0be93c.jpg)
Похоже на постструктуралистскую Ризому. Ведь чтобы усвоить столько контента, к нему нужно относиться демократично, не выделять какого-то приоритетного — иначе рискуешь стать снобом, который не выходит из комнаты, не совершает ошибку и попивает кофеек под Джармуша. Но это не Ризома, в том плане что фрагментация и спецификация информации в 21-м веке не ведет к отсутствию у нее центра. По примеру со СМИ понятно, что спецификация — это такой фильтр в отборе информации. Как та женщина, которая хотела зайти в сеть, чтобы зайти в другую сеть (нужно было что-то поменьше). Как матрешка: от маленькой ко все большей и большей.
Разбирание матрешки
Но давайте попробуем не собирать информационную матрешку, а разобрать ее.
Тут-то и окажется, что современный контент не только НЕ демократичный — он тоталитарнее, чем когда бы то ни было. Информационный взрыв второй половины 20-го века создал медиа-хаос. Маленькие медийные элементы боролись с этим хаосом путем спецификации. Но большие, наоборот — они захватывали власть.
Одним из таких примеров медийной матрешки-мастадонта можно назвать комиксы. Фильмы по ним являются сегодня самым кассовым мировым медиа-продуктом, и вокруг этого контента вращаются целые океаны информации. Допустим, есть собравшее миллиарды кино. Вокруг него возникают, сериалы, мультики, фан-контент, блогерский контент, игровой и проч. Каждый из этих пунктов имеет подпункты, которые тоже пассивно подвергаются влиянию комиксоидности. Но дело не только в этом, а в том, что существование всей подобной линейки — самореклама. Комиксы рекламируются с помощью субкомиксоидного контента и наоборот. В 21-м веке миллионные фильмы создаются с основной целью — прорекламировать фильмы миллиардные. Эдакая тоталитарная медиа-матрешка сама в себе.
![](http://s006.radikal.ru/i213/1601/63/f2b401d5af3f.jpg)
У современного контента есть два типа движения: спецификация и тоталитаризация. И тот и другой борются с информационным взрывом. Получатели информации ее постоянно фрагментируют. Распространители — захватывают власть. Где-то посередине они встречаются.
Да, мы все еще в постмодернистском искусстве-как-креативизме. Но потребление контента уже совсем другое.
Искусство-как-бизнес
Все эти рассуждения о фрагментации пользователем контента с одной стороны и захватом контроля медиа-мастадонтами с другой напоминает бизнес-отношения. Есть маленькие фирмы, большие, общий механизм фабрики по производству идей. И дело даже не в том, что солидные произведения искусства давно превратились в аналог твердой валюты на наравне с золотом и недвижимостью — это предсказали еще киберпанковские произведения Гибсона — а в том, что умирает само понятие «искусство».
А было ли оно вообще когда-либо? (в Возрождении ведь тоже творили ремесленники). Как термин, безусловно, да — но не как определение Фрейда в виде некой реализации человеческой сублимации (как часто принято считать). Сублимировать можно, просто бросая камешки по воде или затачивая перочинным ножичком палку. Уже модернисты доказали что акт трансцендентного переживания в искусстве создается нами самими. Мы сами накручиваем себя на сублимацию. Картина или книга являются лишь костылем. Стимулирующим контентом.
Некоторые называют это «постиндустриальное общество». Информация сегодня является доминирующим производством и влияет на самих производителей. Причем мы постоянно наращиваем потребление. Того и гляди дойдет до того, что люди не смогут остановиться в поглощении контента, и его приравняют к фастфуду.
![](http://s012.radikal.ru/i319/1601/fa/73bce11a5e25.jpg)
Но ситуация, когда с информацией начнут бороться, — не просто в кулуарах четвертой власти, а как с вредоносным сорняком — будет означать переход на новый виток эпохи с новыми законами, информационными диетологами, информационными наркотиками, национализацией информационных фабрик или какой-нибудь торговлей информационным опытом.
Обучение, скажем, каратэ ведь тоже, по сути, передача информации — просто специфическим способом. Так почему бы не организовать кружок по передаче впечатлений от поездки заграницу или не делиться с людьми информационным опытом от нюхания цветов? Мы уже так делаем.
Сегодня пока нет достаточно четких критериев усвоения информации. Но если контент будет увеличиваться, то возникнет необходимость в выработке приемов его более эффективного усвоения, что, скажем, навсегда изменит такое явление как «средняя школа». И чем дальше, тем сильнее будут меняться люди.
Все эти изменения приходят к нам незаметно. Мы адаптируемся к ним, даже не фиксируя. Но возможно, цепочка этих превращений и приведет к тому новому типу общества, переходным периодом к которому считают постмодернизм, и к которому его идеологи нас готовили.
Такая вот эволюция ИО.