В основу романа «Последний мятеж» положены события, происходившие на Украине в 1922 году. В Киеве была создана контрреволюционная организация «Центр действия», акции которой координировались из Парижа. На Полесье возобновили вооруженную борьбу с Советской властью остатки разгромленного Красной Армией корпуса генерал-хорунжего Юрия Тютюнника. Работники Киевской губчека начинают операцию по ликвидации контрреволюционного подполья.
Наумов Я., Яковлев А. Тонкая нить. Конец полковника Тулбиса: Повести. — Рязань: Издатель Митин А.С., 2020. — 432 с.: ил. — (Библиотека приключений и научной фантастики. Золотая полка).
Наумов Я., Яковлев А. Двуликий Янус. Схватка с Оборотнем: Повести. — Рязань: Издатель Митин А.С., 2019. — 608 с.: ил. — (Библиотека приключений и научной фантастики. Золотая полка).
Выход книг: ноябрь-декабрь 2019 г. Сначала выйдет 2-й том, первый немного позднее.
==============
Это было сложно, сложно для всех вовлеченных в процесс подготовки к изданию этих книг. Сложно настолько, что появление этого 2-томника можно считать маленьким чудом.
Это — результат многочисленных компромиссов, на которые пошли наследники соавторов — Ольга Матусова и Яков Свердлов, а также большой работы, которую провела О. Матусова.
К сожалению, я не могу рассказать обо всех перипетиях, да и вообще ни о чем, что сопровождало появление и выход этих книг и сейчас, и в прежние годы. Во 2-й том включена статья О. Матусовой, которая немного проливает свет на некоторые обстоятельства, но еще больше интригует. Опубликовать текст Послесловия в том виде, в котором он устраивал бы обе стороны, было невозможно. Поэтому Послесловие — тоже результат компромиссов.
Ниже я дам краткую информацию по предыдущим изданиям этих повестей, информацию открытую, но она в некоторой степени может пояснить причину сложностей, возникших при подготовке книг к изданию.
==============
1960-е годы. Яков Матусов пишет повесть «Тонкая нить». На финальном этапе он подключает к процессу своего друга — Андрея Свердлова. Результатом работы является публикация повести в журнале «Искатель» (1965 г.) и отдельным изданием в 1965 г. (переизд. 1968 г.)
В 1967 г. выходит повесть «Двуликий Янус» (переизд. 1968 г.)
Публикации следующей повести — «Схватка с Оборотнем» — мешает смерть сначала Я. Матусова, а затем и А. Свердлова. Книга выходит лишь в 1975 году (за авторством А. Свердлова, в ее текст вносится многочисленная правка, искажающая ее первоначальный замысел).
В 2007 году три повести переиздает изд.-во «Вече». Не заморочившись поисками наследников, повторив публикацию «Схватки...» 1975-го года, изд.-во, видимо, руководствуясь коммерческими соображениями, издало повесть под фамилией соавторов, однако сопроводило при этом книгу на переплете странным объяснением этого факта. Вскоре последовал судебный иск к изд.-ву, по его результатам суд обязал изъять из продажи и уничтожить контрафактные тиражи. Параллельно был решен вопрос об авторстве третьей повести. Конфликт был урегулирован, «Вече» официально принесло извинения наследникам («Книжное обозрение», 2010 г., № 1).
Итак, резюмируя:
Выходящее сейчас издание — первое корректное издание данных повестей, в котором были соблюдены и учтены все пожелания правообладателей.
• Повесть «Схватка с Оборотнем» впервые официально издается под фамилией двух соавторов — так, как и должна была она выйти в 1975 году. По сути, она вообще впервые издается легально.
• В текст повести были внесены изменения, снимающие искажения авторского текста. Снимающие частично, так как текст рукописи в настоящее время недоступен (два экз.-ра ее утрачены, судьба третьего, по которому осуществлялась публикация в 1975 г., не установлена).
• С разрешения наследников художника Владимира Высоцкого были внесены изменения в несколько рисунков, которые, вслед за первоначальным текстом, искажали внешность одного из персонажей. (Персонажи имели реальных прототипов, а в основу всех повестей было положено конкретное дело.)
Почему было важно внести эти изменения? Здесь я позволю себе процитировать небольшой фрагмент из Послесловия: «...в „Схватке с Оборотнем“ закодировано вполне определенное дело, которое Я. Н. Матусов вел в тридцатые годы и в котором был замешан — и огласки которого боялся — Н. С. Хрущев. <...> Это дело по клочкам, по эпизодикам расчленено и растыкано по всем трем повестям — „Тонкой нити“, „Двуликому Янусу“ и „Схватке с Оборотнем“. Собрать его воедино, соединить правильно отобранные эпизоды и связать их тонкой логической нитью — задача недалекого будущего. Как только это будет сделано, откроется и истинный, глубинный смысл трилогии».
Трилогия «За живой и мертвой водой» украинского писателя Николая Далёкого (1909—1976) — это приключенческое остросюжетное повествование, рассказывающие о самоотверженной борьбе советских разведчиков, партизан, подпольщиков с немецкими фашистами в годы Великой Отечественной войны. Главная героиня трилогии — разведчица Оксана Стожар, выполняющая сложные и ответственные задания в немецком тылу.
Заключительная часть романа посвящена событиям, происходивших в западных областях Украины осенью 1943 года. Советские разведчики раскрывают тайные планы гестапо, которое в сотрудничестве с главарями ОУН пыталось сломить единство советских народов.
Динамичный, увлекательный сюжет держит читателя в напряжении до самых последних страниц книги.
Как известно, мир многообразен, и зачастую даже то, что кажется загадочным и мистическим, то, что все называют старинными сказками, может оказаться вполне реальным злом, которому нет дела до того, что времена изменились. Главное, что люди остались теми же, и они, как и прежде, являются добычей тех, кто живет в мире Ночи. И все бы ничего, если бы не сотрудники отдела «15-К», которые с давних пор занимаются тем, что защищают людей от тех, кто обитает в тьме и тенях. Тех, чье существование считается невозможным только лишь потому, что в них просто никто не верит...
Андрей Васильев— российский писатель, автор произведений в жанрах Лит РПГ и Фэнтези, в т.ч. таких циклов как «Файролл», «Группа Свата», «Ученик ворона».