18 ноября 2024 г. 04:00 | |||||
Неделя палпа. Уилсон «Боб» Такер Сегодня мы начинаем тематическую неделю — авторов, публиковавшихся в основном в специализированных журналах и жанровой периодике, создавшей лицо фантастики двадцатого века. Составлена библиография Уилсона «Боба» Такера (полное имя Артур Уилсон Такер), американского писателя и активного деятеля фэндома, автора детективных и научно-фантастических произведений. В любительских фэнзинах он подписывался Бобом Такером, в книгах — Уилсоном Такером. Боб Такер родился в 1914 году в Иллинойсе, там и получил образование. С детства обожающий фантастику, в 1932 году Боб Такер узнаёт о существовании фэндома, начинает активную переписку. Его письма и рассказы мелькают в фэнзинах и профессиональных журналах от «Astounding» до «Wonder Stories», он сам начинает издавать информационный фэнзин «The Planetoid», и даже написал микрорассказ совместно с Рэем Брэдбери. Фэнзины обеспечивали читателям неформальное общение и держали связность всех участников субкультуры. С 1938 по 1946 год Боб Такер выпустил более 60 номеров литературно-критического фэнзина «Le Zombie», в котором, опять же, печатал свои первые рассказы вышеупомянутый Рэй Брэдбери, а обложки учились рисовать мастер изящного макабрического рисунка Ханнес Бок и Деймон Найт (более известен нам как писатель и критик). В послевоенное десятилетий Боб Такер переключается на новости фэндома, издает фэнзин «Bloomington News Letter». Выйдя на пенсию в начале 1970-х, Боб Такер перестал выпускать фэнзины, однако после четвертьвековой паузы возобновил активность в 2000 году, сделав пять номеров электронного журнала «e-Zombie». Таким образом Боб Такер охватил всю историю развития любительской прессы — от машинописных журнальчиков на писчей бумаге с вручную выполненными иллюстрациями, через типографские заказы у профессиональных печатников — к вебзинам. В 1955 году Такер выпустил брошюру «Путеводитель для неофэнов по джунглям, известным как фэндом научной фантастики» (The Neo-Fan's Guide to The Jungle Known as Science Fiction Fandom), которая за сорок лет выдержала восемь переизданий (перевод можно прочитать в колонке). Боба Такера в основном знали как популярного фэна, гостя и весёлого ведущего мероприятий на многочисленных конвентах научной фантастики (он начал свою карьеру ведущего в комитете по проведению Второго Всемирного конвента в Чикаго 1940 года, и завершил в 2001 году, поучаствовав в организации Ditto/FanHistoriCon, который проводился в его родном городе Блумингтоне). Публицистические статьи в фэнзинах Такера описывались Джоном Клютом как «неизменно острые», а сам автор — как «самый умный, красноречивый и искушённый фэн, которым когда-либо могло похвастаться американское сообщество научной фантастики». Станислав Лем вторит Клюту, и в своём двухтомнике «Фантастика и футурология» советует читать фэнзины, которые являются «лучами яркого света, островками хорошего вкуса и верными указателями в потемках научной фантастики». Боб Такер был пионером в критике жанра, попутно придумав многие популярные термины. Именно Такер в 1941 году ввёл в обиход термин «космическая опера»: «В эти лихорадочные дни фразеологизма мы предлагаем один. Вестерны называют «лошадиными операми», утренние слезливые сериалы для домохозяек называют «мыльными операми». Для занудных, тягучих, вонючих, избитых историй о космических кораблях или о спасении мира, если на то пошло, мы предлагаем «космическую оперу»». Основные направления сюжетов его произведений – мир после катастрофы и путешествия во времени. Например, в романе «The Long Loud Silence» (1952) рассказывается постапокалиптическая история, в которой восточная треть Соединённых Штатов оказывается на карантине в результате одновременной атомной и бактериологической атаки. История разворачивается после ядерного холокоста, который уничтожает все крупные города к востоку от Миссисипи и оставляет выживших навсегда зараженными лёгочной чумой. Чтобы предотвратить распространение чумы, армия устанавливает санитарный кордон вдоль Миссисипи. Сюжет следует за одним выжившим, Расселом Гэри, когда он безуспешно несколько раз пытается перебраться через реку. Дэймон Найт назвал роман «феноменально хорошей книгой, близкой к совершенству» и включил его в десятку лучших НФ-романов пятидесятых годов. В романе 1970 года «The Year of the Quiet Sun» речь идёт об использовании путешествий во времени для корректировки политики. Книга вошла в список Дэвида Прингла «100 лучших НФ романов», и его рецензию мы помещаем в отдельной заметке в авторской колонке. Боб Такер прожил 92 года и вошел в историю фэндома как один из отцов-основателей сообщества, и за вклад в развитие жанра включён в Зал славы научной фантастики и фэнтези. На русский язык переведено только два рассказа Боба Такера — «Туризм» и «MCMLV». Составители библиографии: Claviceps P., vbltyt. | |||||
| |||||
Комментарии посетителей
(2024-11-18) muravied: Интересно, спасибо. |
(2024-11-18) skein: Спасибо, очень интересно. |
(2024-11-18) Хойти: тот случай, когда читать биографию захватывающе интересно. спасибо большое! |
(2024-11-18) evgeniy_n: С удовольствием присоединяюсь к вышеизложенным мнениям. Спасибо, интересно! |
(2024-11-18) perftoran: Класс, спасибо. Нас ждёт интересная неделя. |
(2024-11-18) amarkov: спасибо. |
(2024-11-18) Славич: Основной кандидат на звание "американского фэна №1". Судя по рассказу "Туризм", ещё и писатель неплохой. Хотелось бы увидеть на русском основные вещи Такера, упомянутые в биографии. Спасибо куратору и составителям и простите, что как и не выкроил время для штатной проверки. |
(2024-11-18) validity: Очень и очень good |
(2024-11-18) DGOBLEK: Спасибо за неделю вкусняшек |
(2024-11-18) Petr: Палп — это хорошо. |
(2024-11-18) Консул: Спасибо! |
(2024-11-19) vfvfhm: Большое спасибо! Очень интересно! Урожайный был 1914 год на рождение дарований! |
(2024-11-19) visual73: Интересно, спасибо! Любопытно было бы прочитать что-нибудь). |
(2024-11-19) Maiden: Большое спасибо за труды! |
Ваш комментарий
доступно после регистрации —> |