fantlab ru




рекомендует:

Книжный клуб фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»






Цикл: первый том трилогии «Лионесс»

Аннотация: Принцесса Сульдрун живет в мире жестоких интриг и политических расчётов, где судьбы людей решаются без их участия. Её отец, король Казмир, властный и беспринципный правитель, намерен использовать дочь как пешку в своих амбициозных планах, заставляя её вступить в брак против её воли.

Однако сердце Сульдрун жаждет иной жизни — её уединённый сад становится местом покоя и размышлений. Когда принцесса отказывается подчиниться воле отца, её судьба принимает трагический оборот. Безжалостный Казмир приказывает заточить её в изоляции, превратив её любимый сад в тюрьму.

Жанр:

  • героическое фэнтези
  • сказочное фэнтези
  • эпическое фэнтези

Вызывает ассоциации:


Мнения экспертов:

  • Lilian: Это книга, которая погружает в свою атмосферу и историю, она увлекательная, почти полностью непредсказуемая (судьба и текущий статус героев может кардинально меняться по несколько раз за главу — буднично и внезапно одновременно). И не устаревшая. (оценка: 8)
  • perftoran: Если вы знакомы с другими работами Джека Вэнса, то знаете, что он большой фантазер и большой мастер. Благодаря этим двум качествам писателя и получилась уникальная книга, ”Лионесс” — настоящий калейдоскоп жанров. (оценка: 10)
  • primorec: Это даже скорее не роман — эпос или набор сказок о принцессе Сульдрун Доброй, ее муже принце Эйласе Отважном и их сыне Друне Справедливом. (оценка: 8)

Примечание: Обратите внимание на дополнительные материалы о романе, опубликованные в рамках работы Книжного клуба:

  1. Итоги голосования сентября и обзор публикаций романа
  2. Иллюстрации Лиса Эдвардса к коллекционному изданию романа
  3. Немного фан.арта к роману
  4. Воспоминания Джека Вэнса об истории написания романа




Отзывы и оценки экспертов:


Lilian: Сад принцессы Сульдрун — довольно необычное фэнтези. Стиль автора определяет эту книгу больше, чем какие-либо каноны жанра, да и время написания всё же имеет значение.

Это большая книга, наполненная событиями, героями и действием. Плотный текст накладывается на большой объём — так что быстрое чтение вряд ли получится.

Это отчасти классическое фэнтези — во всяком случае в той его части, что отсылает к Артуриане и традициям построения собственного псевдореалистичного мира с богатой историей, традициями, бесконечными монархическими генеалогиями, привязкой к реальным местам, народам и странам. Много кельтских и ирландских мотивов. И заодно, как неотъемлемая часть созданного автором мира — волшебные места, магические создания, магия и земли, которых никогда не было в реальности.

Что плавно подводит читателя к тому, что эта книга — самая настоящая «сказка сказок», во всю использующая самые разные сказочные сюжеты и тропы. В определённые моменты путешествие героев становится чередой встреч и испытаний, прекрасно смотревшихся бы в любом классическом или народном сборнике. Только есть один важный нюанс — это неадаптированные сказки. Да, герои могут обхитрить ведьму или победить огра — и при этом превращённую в свинью ведьму без всякой жалости отдадут мяснику на мясо, а огру отрубят голову и оставят её гореть на медленном огне. Соответственно и опасности героев подстерегают очень даже реальные — рабство, насилие (в том числе сексуальное), изобретательно-жестокая казнь.

И всё же это определенно не дарк фэнтези, ведь автор творит по своим законам, а герои большей частью сохраняют присутствие духа и деятельное сопротивление наравне с отсутствием склонности к бесполезной горькой рефлексии. Их девиз: «такова жизнь, в мире хватает жестокости, но чем горевать об этом лучше спланировать побег, помочь новым друзьям или отомстить врагу». Да и финальные итоги этой книги, первой части трилогии, вполне можно назвать восстановлением справедливости и победой «хороших» над «плохими». На сколько это вообще возможно в непрекращающейся феодальной и монархической грызне.

И всё же это книга-обманка. Ведь всё перечисленное появляется в ней далеко не сразу, а поначалу нам предлагают следить за одиноким и печальным детством принцессы Сульдрун. Несколько глав, вводящих историю островов и их королевств, запутанное переплетение генеалогических древ их правителей, почти что средневековые хроники, подающиеся на фоне взросления ненужного и нелюбимого ребёнка. Да, погружение в атмосферу происходит сразу же — но это спокойная, созерцательная даже атмосфера. А Сульдрун максимально далека от озвученного выше мной принципа «деятельного сопротивления невзгодам». Трагедия тотального несовпадения характеров, склонности к одиноким мечтам и пассивного нежелания играть навязанные роли. Обманка же состоит в том, что спустя какое-то время число героев начинает увеличиваться, география событий расширяться, а Сульдрун в определённый момент просто уходит со сцены — буднично, буквально парой предложений. И сыграв в общей истории свою роль сад принцессы Сульдрун уходит в небытие. А история продолжается, до её главных событий ещё очень и очень далеко.

Вместе с тем это книга, которая погружает в свою атмосферу и историю, она увлекательная, почти полностью непредсказуемая (судьба и текущий статус героев может кардинально меняться по несколько раз за главу — буднично и внезапно одновременно). И не устаревшая. Все её необычные нешаблонные детали я склонна списывать преимущественно на особенности авторского стиля, вплоть до эпилога-аннотации с кратким трейлером предстоящих событий в двух продолжениях. И, не могу не признать, это увлекает.

оценка: 8



perftoran: Лионесс — В мифологии кельтов Британии страна, лежащая в море у южного побережья Корнуолла.

(Кельтская мифология. Энциклопедия. — М.: Эксмо.)

Именно мифический Лионесс американский писатель Джек Вэнс решил сделать местом действия своего романа. И так уж вышло, что «Лионесс» стал очень любим и популярен . Наконец-то у нас вышло официальное издание, и мы можем познакомиться с историей мифических земель, которые однажды поглотило море.

Если вы знакомы с другими работами Джека Вэнса, то знаете, что он большой фантазер и большой мастер. Благодаря этим двум качествам писателя и получилась уникальная книга, ”Лионесс” — настоящий калейдоскоп жанров, хотя, казалось бы, всё начинается….

Всё начинается скучно! В замке короля Казмира родилась девочка по имени Сульдрун, который суждено быть принцессой. Однако принцессой она быть не очень-то и хочет. Не хочет, но всё же будут у неё уроки нужного ей этикета, разнообразных наук, встречи с высокопоставленными гостями, на которых, принцесса должна присутствовать, хотя ей и не хочется. Манерные тоскливые воспитательницы и учителя, бесконечные коридоры отцовского замка, комнаты, куда заходить запрещено. “Какая же скука”, — думает принцесса. Возможно, думать также и читатель. “ Да это какой-то дурацкий псевдоисторический роман!” — ещё чуть позже восклицает читатель, ведm он же прочитал 150 страниц, а интересного всё нет. Но Вэнс не был бы Вэнсом, если всё было бы так просто! В один момент он превращается в Альфреда Хичкока времён фильма «Психо», или Джорджа Мартина (ну вы же знаете чем славен сей писатель?). Этот сюжетный ход полностью меняет, казалось бы, уже предугадываемый дальнейший ход повествования. Теперь перед нами разнообразие сюжетов и героев.

Хотите вот вам героическое фэнтези о приключениях принца, который пытается восстановить свое доброе имя, положение, а так же отомстить. В приключениях помогать ему будут спутники разнообразные. Приключения их ждут на любой вкус, встретятся им разнообразные злодеи и люди добрые. В итоге получается почти путешествие Одиссея домой в Итаку.

А вот вам сказка, основанная на ирландской мифологии, про фей и других разнообразных жителей сидов. Она также про приключения двух детей в лесу и на опасной равнине, в духе каких-то классических сказок Братьев Гримм или Шарля Перро. Множество знакомых, но немного переосмысленных сюжетов ждут читателей здесь

Сумасбродные волшебники? Да, тоже будут, ведь писал это автор «Умирающий земли». Как говорится, выбирайте своего любимца среди этих колоритных ребят, ведь друг друга они не очень-то любят. Зато любят строить друг другу козни.

Также присутствует интриги всякие разнообразные, волшебные предметы, немного битв и чуть больше политических интриг, ведь на этих мифических землях идёт война.

Всё выше происходящее приправлено междустрочной вэнсовсой иронией, которая чувствуется между строк. Даже если у героя, который в данный момент в фокусе повествования, проблемы, понимаешь, что всё будет хорошо. Правда это не касается одного эпизода книги. Того самого, который всё поменял.

Итак, если вам было скучно первые 100-150 страниц, то стоит продолжить чтение. Ведь книга поначалу совсем не то чем кажется. Да, нужно принимать во внимание, что это лишь первый том, продолжение, как говорится, следует. Однако, если вам понравился «Лионесс», то продолжение вы точно будете ждать. И пусть это лишь пролог дальнейшей истории, лично для меня “Лионесс” заслужила наивысшую оценку.

оценка: 10



primorec: Когда-то в стародавние времена, когда по лесам еще бродили эльфы, порхали в лунном свете феи, а в сети рыбаков попадались русалки, когда Волшебство еще не покинуло Землю, уступив место Технологии, любой, поплыв строго на Запад от Британии и Ирландии, мог достигнуть Старейшей земли.

Старейшая Земля- место поистине примечательное. Это место, где родились все старые сказки, все легенды и фантазии, которые сегодня гуляют по страницам фэнтези. География этой земли так знакома знатокам жанра: Лир, Лионесс, Авалонн... Узнаете места?

Хотя Старейшая земля — место волшебное и прекрасное, жить там ничуть не легче, чем в мире реальном. Здесь просто огромное количество королей, рыцарей и прочих дворян с их многочисленными домочадцами — озабоченных интригами, властью, привилегиями, чистотой крови, богатством и знатностью, для чего им постоянно приходится воевать, предавать, строить козни и от козней других сильно страдать. Еще здесь живут всякого рода Волшебники и Волшебницы — народ крайне неприятный, опять же озабоченный, завистливый и мстительный.

Добавим сюда злодеев попроще- рядовых, не обремененных властью, убийц, грабителей, насильников, извращенцев и маньяков, а также великое множество волшебных созданий. Леса полны эльфами и феями, в прудах и болотах прячутся лешие и водяные, морские волны рассекают русалки, едва ли не под каждым мостом сидит тролль, а каждая пещера занята гоблинами. И если вы думаете, что это знакомые вам создания, то глубоко ошибаетесь: все они мелочны, мстительны, завистливы и не по мелкому пакостны.

Надеюсь, вы поняли, что жить в таком обществе порядочному, честному и просто доброму человеку очень и очень нелегко. Тем более непросто, если вы умудрились родиться в таком месте благородным, милосердным и чистым душой. Как принцесса Сульдрун, ее избранник принц Эйлас или их сын Друн, их друзья и товарищи. Ничего хорошего, как вы поняли, их не ждет, если только они не проявят поистине сказочные доблесть, мужество и стойкость. А эти качества в Старейшей земле на головы их обладателей автоматически привлекают различные несчастья и опасные приключения.

Вот об этих приключениях и пойдет речь в романе. Это даже скорее не роман — эпос или набор сказок о принцессе Сульдрун Доброй, ее муже принце Эйласе Отважном и их сыне Друне Справедливом. Этакое сказочное описание их жизней и приключений, иногда напоминающее какой-то мексиканский сериал с многочисленными семейными тайнами, предательствами, сложными интригами, разлученными влюбленными, потерянными и найденными детьми.

И как водится, что в старых сказках, что в современных «мыльных» операх, наши честные и благородные герои по воле злодеев, злодеек, маньяков и завистников всех мастей, народностей и социального положения должны испытать неописуемые страдания и муки, пройти огонь, воду и медные трубы, преодолеть смертельные опасности, чтобы все разрешилось более-менее благополучно. Для чего им потребуются выполнять квесты и добывать волшебные артефакты.

Часть этих приключений, наполненных множеством мелких деталей, описаний, названий, имен и биографий, будет иметь к основному сюжету опосредованное отношение. Без них можно было бы и обойтись, как без конфликта Эйласа с ведьмой на куриных ногах или эпизода с перьями для хвоста, которым так жестоко наделили злодея Карфилиота. Но именно эти маленькие эпизоды, которые вполне могли бы существовать самостоятельно, добавляют повествованию очарования старых сказок.

Мне бы не хотелось, чтобы за эту книгу взялись любители фэнтези и потом разочаровались из-за обманутых ожиданий. В ней нет реалистичности, натуралистичности или жестокости современного фэнтези, хотя и детям ее не порекомендуешь. Жестокость в романе носит какой-то отвлеченный, природно-обыденный характер, как в знакомых с детства историях, в которых волк съедает бабушку или поросят. Или великан использует девочек не только в гастрономических целях, а Шехерезада развлекает султана не только разговорами. Так сказать, часть жизни, стихийное, древнее, как сама природа или старые, старые, старые сказки, свободно растущие в запущенном саду принцессы Сульдрун.

оценка: 8






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх