"Сальтеадор". /El Salteador ou Le gentilhomme de la montagne/ (1854) Испания. 1497-1519. Король дон Карлос I (император Карл V) Предыдущий роман об Испании по хронологии: "Бастард де Молеон" (1846) Испания. 1361-1369 Король Педро Жестокий/Энрике Трастамара. Следующий: "Паж герцога Савойского" (1852) Италия/ Франция/Испания. 1555-1580. Окончание истории про Карла V.
Роман, которым Александр Дюма открывает серию романов о XVI веке — роман об Испании и Карле V. Действие начинается в горах Сьерра-Невада, где прячутся разбойники, поджидающие на горных дорогах богатых путешественников. Испания в романе Дюма — это различные стихии: народная стихия вольных разбойников; стихия природы, гор, лесов, водопадов, лесного пожара; стихия гордых феодалов от гранда до идальго... И все эти стихии пришёл обуздать и направить в своё русло , молодой король дон Карлос Первый. Внешне флегматичный и бестрасстный король, с равнодушным взглядом, которого не пленяют красоты и богатства дворцов Гранады, внутренне обуреваем стихией честолюбия, стихией, которая выше и сильнее всех стихий Испании. Правнук Карла Смелого герцога Бургундского, собиравшего земли, мечтавшего возродить Срединное королевство, некогда бывшее крупнейшим между великими королевствами Франции и Германии, идёт дальше прадеда, и одержим стихией власти над всем миром. Для него мало испанское королевство — предел мечтаний многих. Предок Карлоса по матери, Энрике Трастамара (герой романа Дюма "Бастард Молеон" ) долго боролся и воевал, даже с самим Чёрным принцем, чтобы стать лишь королём Кастилии, части Испании. Его внучка Изабелла Кастильская династическим браком объединила Испанию и закончила Реконкисту. Об этом в историческом отступлении о предыстории героев нам рассказывает автор. В её царствование произошло ещё одно событие, рассказанное Дюма, превратившее Испанию в богатейшую мировую империю, это снаряжение экспедиции Колумба. Один из главных героев романа, вхожих в приёмную королевы, способствует положительному решению об отправке, проиллюстрировав теорию Дюма об исторических процессах, что малые причины рождают большие последствия. Дочь Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской Хуана, первая королева объединённой Испании, выдана замуж за внука Карла Смелого Филиппа Красивого. Хуана страстно влюбилась в собственного мужа, но на её несчастье красавчик Филипп был страшно блудлив, и не пропускал ни одной юбки, к гневу и отчаянию супруги, таскающей соперниц за волосы, и за это поколачиваемой своим мужем. Такое не форматное поведение для владетельных особ, обычно благополучно сочетающих приятное с полезным, и мужей и любовников, дало повод Филиппу, и вдовцу Фердинанду объявить Хуану сумасшедшей (ну точно безумная, чего к мужу привязалась-то...), и взять правление Испанией и финансами в свои руки (со вздохом: ну что ж поделаешь, приходится...) Вот при таких обстоятельствах, после Филиппа и Фердинанда, сын Хуаны, дон Карлос и пришёл к власти в Испании. Ему приходится зачищать страну от недовольных сторонников королевы Хуаны, (для них Карл не свой, по отцу он Бургундец, что он всегда подчёркивает и даже поощряемым дарит памятные подарки-сувениры с бургундской символикой), а заодно и от разбойников, во главе с отчаянным Сальтеадором, также ему предстоит встретиться с сестрёнкой Хинестой, продуктом одного из любовных похождений многолюбивого папы Филиппа о чём и повествует роман. Ставя в эти затруднительные ситуации короля, Дюма предлагает ему сделать ответственный выбор, казнить ли главаря разбойников с гор Сьерра-Невады, оказавшемся сыном гранда, за которого впрягаются первые лица, вельможи, или миловать, сделав его и грандов своими сторонниками в королевстве, как поступить с новоявленной сестрой, она ему вроде как конкурент, или нет (напомним читателю, что прецедент свеж, основатель династии Трастамара, дон Энрике, сам внебрачный сын короля)? И решения его должны быть правильным решением хозяина Запада, ибо решая местные и местечковые проблемы, Карл напряжённо ждёт, чем закончатся выборы императора Священной Римской империи. На этих выборах его конкурент, пока заочный соперник, король Франции Франциск I , с которым они скоро столкнутся лицом к лицу, в последующих романах Александра Дюма. На фоне истории Дюма нам покажет и частные взаимоотношения литературных героев, и центральное из них, стержень конфликта романа, о том, какими сложностями впоследствии может сулить благородное побуждение и внешне великодушное, взять в жёны девушку, беременную от своего друга, и насколько сложно всем жить с этим дальше...
|