Любовь слепа. Но я слышала, что по крайней мере "Мастера" они любят. Может, дело не только в качестве игры актеров, но и в том, что при создании этого фильма, пожалуй, выполнялся какой-то спецполитзаказ? Не зря фильм анонсировали минимум года два ("скоро-скоро премьера"), а показали 3-4 марта. Может, это теория заговора, но.. Берем тезис "как ужасна смута" (у Михаила Афанасьевича можно его найти), берем мягко говоря, ироничное отношение к украинской и прочей самостийности, развиваем, и на выходе получается весьма интересная штука. Вот про дешевизну крови на украинских полях, про закономерность мужицкого гнева и прочего, как и про обоснованность ненависти сынов жаркой, солнечной Украины — этих горьких мотивов в фильме я что-то не припомню.
Да, басовские вкрапления про историческую безусловную правоту большевиков, которые занимают в фильме от силы 5-10 минут (У Булгакова большевики сильны, потому что за ними идут мужики-"богоносцы) — это совершеннейшая мелочь, особенно по сравнению с обсуждаемой нами экранизацией.
Может, дело не только в качестве игры актеров, но и в том, что при создании этого фильма, пожалуй, выполнялся какой-то спецполитзаказ?
Признаться, очень на то похоже. Просто мне лично обидно видеть Дяченок в таком позорище участвующими. Да и за актеров обидно (и за Раппопорт, и за Шакурова, и за Дятлова) — и, в особенности, за Булгакова.
цитата Leningradka
Берем тезис "как ужасна смута" (у Михаила Афанасьевича можно его найти), берем мягко говоря, ироничное отношение к украинской и прочей самостийности, развиваем, и на выходе получается весьма интересная штука. Вот про дешевизну крови на украинских полях, про закономерность мужицкого гнева и прочего, как и про обоснованность ненависти сынов жаркой, солнечной Украины — этих горьких мотивов в фильме я что-то не припомню.
Все правильно. И как раз такая избирательность в расстановке акцентов наводит на невеселые мысли о социальном (точнее, идеологическом) заказе. Плюс — в чем с совершенно с Варламовым согласен — этакое сумрачно-серьезное отношение к героям. Ну вспомнить, с какой смесью любви и иронии хоть тот же Николка описан... А убрали иронию — и все, получился скучновато-плакатный персонаж...
цитата Leningradka
басовские вкрапления про историческую безусловную правоту большевиков, которые занимают в фильме от силы 5-10 минут
Честно сказать, пьесу помню послабей — но там у МАБ, сколько помню, были какие-то вставки насчет "исторической правоты" ближе к финалу.
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
у МАБ, сколько помню, были какие-то вставки насчет "исторической правоты" ближе к финалу.
Не знаю, в какой редакции пьесы появились знаменитые слова Алексея, которые рефреном звучат в финальной сцене фильма Басова — "Народ не с нами, он против нас", но, если верить книге "Михаил Булгаков. Пьесы 20-х годов", финальная фраза Студзинского "Для кого пролог,а для кого эпилог" появилась только на заключительном этапе работы над пьесой.
.. Что же нового появилось в пьесе "Дни Турбиных", чем она отличается от предшествовавших редакция пьесы "Белая гвардия"? Две картины в гимназии свелись к одной, центральной в пьесе. В этом картине Алексей признавал, что белому движению конец "не только на Украине, но и в Ростове-на-Дону и всюду".
То, что от Булгакова требовали убрать апологию белогвардейцев, общеизвестно. Лет 10 назад я читала какой-то литературоведческий журнал, кажется, "Слово" — номер, посвященный Булгакову. Там была напечатана весьма злая пародия кого-то из известных идеологических верных литераторов того времени — Безыменский не Безыменский, но что-то вроде. К сожалению, не помню также названия этого поразительного опуса. Там Турбины были показаны настоящими держимордами и хамами, имеющими обыкновение хлестать по лицу горничных, денщиков и так далее. Елена была показана пошлой развратной барынькой. Намного хуже Хлудова-вешателя, так как в Хлудове есть трагедия, а в этом пошлых персонажах, имена которых весьма явственно напоминалои героев "Дней Турбиных", никакой трагедии не было. В финале пьесы появляются красноармейцы и прекращают это безобразие
А "правота большевиков" — это несколько строк в финале первой части фильма, где говорится, что за обладание Украиной боролись разные силы, но только у большевиков была правда (к сожалению, не помню текст настолько хорошо, чтобы процитировать дословно).
Не знаю, как насчет кошек, но разве Дьяченки не любят Булгакова?
Как показывает практика, для хорошего сценария одной любви мало. Нужен опыт, нужен талант (причем, талант писательский и сценарный — это абсолютно разные дисциплины). По уровню сценария, "Белая гвардия" очень напоминает тот же "Обитаемый остров" — некоторые сцены вроде бы перенесены на экран почти дословно, но почему-то, не образуют единой цельной картины. В результате, попытка пересказать своими словами сюжет Булгакова\Стругацких постоянно сползает в полную отсебятину, вроде бы формально придерживаясь Буквы литературных первоисточников, но противореча им в самом важном и сокровенном — в том, что касается самой литературной Идеи. И я охотно верю, что Дяченки очень любят творчество, как Булгакова, так и братьев Стругацких, но когда речь идет о том, чтобы воссоздать на экране полный аналог таких, не побоюсь этого слова, Великих литературных произведений, одной любви явно недостаточно.
"Бег" был гениален. Но и телеспектакль "Дни Турбиных" тоже. Хотя режиссеры ведь не следовали тупо тексту. И "Собачье сердце", конечно. А вот великолепная и гениальная комедия Гайдая — это Гайдай, но не Булгаков. И басовская "отсебятина" в постановке не режет. А вот мерзкий китч с голыми (причем неумело играющими — просто тупая обнаженка) девками, присутствием Петра Великого, Сталина и Гитлера на балу у Воланда — лучше бы фильм Кары остался "легендой" на полке. А фильмы иностранцев часто вольные фантазии на темы Булгакова.
Mr.Ace, поверьте, ту же обнаженку можно снять все-таки очень по-разному. Хоть я и не поклонник того МиМ, что снял Бортко, но, скажем, сцены с полетом Маргариты, с ее пребыванием у ведьм там, на мой взгляд, очень чистенько сделаны. Хотя бвл тоже провальный... Лично я не уверен, что бал у Сатаны в принципе возможно достойным образом отснять.
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Относительно сериала по "Белой гвардии" — Хабенский, Раппопорт, Стычкин, Серебряков, Шакуров, Дятлов — весьма неплохи, да и съёмки на натуре по прошествии лет смотрятся просто фантастикой. На фоне почти всех российских сериалов, снятых в последующие лет десять с лишним, "Гвардия" смотрится ещё неплохо и оценка повышается, пожалуй, с 5 до 6,5 из 10. P.s.: сын Ефремова, Бондарчук, Пореченков в данном сериале — просто без комментариев. Лучшие же экранизации — советские + два сериала по "МиМ". Возможно, скоро к ним присоединится и свежайший "Воланд".
Лично я не уверен, что бал у Сатаны в принципе возможно достойным образом отснять.
Разве что импрессионистической мультипликацией — сливающееся сияние обнаженных тел, с проблесками бархата, золота и драгоценностей. Мне всегда казалось, что Мастер и Маргарита — это для очень хорошего рисованного мульфильма, а не для кино. (Но это какого таланта художники должны быть... Александр Петров или студия Гибли, как минимум).