автор |
сообщение |
bbg
миротворец
|
14 июля 2009 г. 13:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Думается , назрело. Много прочитано разных рассуждений и обсуждений книг. Пора решить главный вопрос — для чего мы читаем?
Я для себя любую литературу делю на: - Учебную Это учебники , справочники, всё что угодно, что помогает в жизни и работе. - Развлекательную. Это любая литература, позволяющая отдохнуть и отвлечься.
Из этих соображений к любой художественной литературе подхожу чисто утилитарно. Если книга увлекает — то литература хороша. Если книга скучна — то, несмотря ни на какие поднятые темы, место ей в макулатуре.
Могут возразить, привести в пример "властителей дум " etc. Мне кажется, талант писателя в том и проявляется, чтобы в обертке увлекательности спрятать важные вопросы. Если же это не получается — то дорога писателю в публицисты и лекторы общества "Знание".
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
saddlefast
философ
|
14 июля 2009 г. 13:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ценность литературы вовсе не в популяризации каких бы то ни было идей, а в достоинствах ее изобразительных свойств — в стилистике, метафоре и тропах, в манере письма вообще.
|
––– — Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты |
|
|
nikalexey
миродержец
|
14 июля 2009 г. 13:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
bbg я бы лучше делил не саму литературу, а те причины, которые побудили взяться за нее и результаты, которые были достигнуты можно и учебник прочитать для развлечения, а в художественной найти массу полезного
|
|
|
bbg
миротворец
|
14 июля 2009 г. 14:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата nikalexey можно и учебник прочитать для развлечения, а в художественной найти массу полезного
Можно.. Но важна побудительная причина. Если образованности хватит читать учебник для развлечения — то в конкретном случаем он переходит в разряд развлекательной литературы... Можно и найти в художественной что-то полезное — но ведь не для этого мы за чтение беремся?
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
nikalexey
миродержец
|
14 июля 2009 г. 14:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Можно и найти в художественной что-то полезное — но ведь не для этого мы за чтение беремся смотря кто. Говоря об образовании, я имею виду не только образование в смысле получение информации в виде цифр и таблиц, но и о морально-этической культуре поведения
|
|
|
bbg
миротворец
|
14 июля 2009 г. 15:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата nikalexey ...но и о морально-этической культуре поведения
Интересно... Какие же авторы ставят своей целью морально-этическое просвещение? И ставит ли своей целью это худ. литература? Сомневаюсь, что это задача именно художественной литературы. Морализаторство убивает увлекательность. Только гении могут не только развлечь, но и при этом чему-то исподволь научить, воспитать. Таких немного...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
nikalexey
миродержец
|
|
Seifer
авторитет
|
14 июля 2009 г. 15:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
bbg Все мы разные, поэтому и понятие о развлекательной ценности каждого произведения у нас у всех разные. Некоторые вон Баркера читают, и говорят, что интересно, а меня мутит от одних отзывов уже... nikalexey Если впоследствии перечитать, то можно обнаружить среди классики очень много интересного. Сдается мне, что большинство ограничивается первым "школьным" впечатлением от школьной литературы... Или я не прав? Поправьте меня!
|
|
|
bbg
миротворец
|
14 июля 2009 г. 15:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Объясняться трюизмами я тоже умею. Только НЕ ДОЛЖНА литература ничему учить. Ее задача — именно развлекать — и не больше. Что касается классиков русской литературы — то была эта литература вещью элитарной, то есть обращалась к УЖЕ образованным и воспитанным людям в основном. А народ как тогда — так и сегодня, ориентируется в основном на милорда...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Karavaev
авторитет
|
14 июля 2009 г. 15:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Ее задача — именно развлекать — и не больше.
Мое восхищение! Не задрало вас уже развлекаться то? В бирюльки играть? Впрочем, специально для такого подхода нынче в изобилии культивируется недолитературка — без мозгов, без души, без жизни. Исполать вам!
Еще нынче есть классное определение "чтоб мозги отдыхали". Я смотрю вокруг и удивляюсь "Чем же вы их так перегрузили то?" Какими усилиями?
|
|
|
glupec
миротворец
|
14 июля 2009 г. 15:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В тему: цитата (с) Г. Л. Олди Тут, правда, неплохо бы понимать, что У-влекательность и РАЗ-влекательность — как говорят в Одессе, две большие разницы. УВЛЕКАТЕЛЬНО написанная книга, как правило, гармонична. В ней есть и интересный сюжет (настоящий сюжет, а не беготня и суматоха), и хорошо прописанные персонажи, есть развитие характеров, динамика внешнего и внутреннего действия, кульминация, идея, оригинальность...
УВЛЕЧЬ можно с собой в дорогу. Вместе.
А РАЗВЛЕЧЬ можно лежащего на диване или сидящего в кресле. Само слово так устроено. Если писатель УВЛЕК вас — вы вместе с ним идете в путешествие. А если он вас РАЗВЛЕК — то вас чиркают по пузику перышком. Похихикали, и славно. Очень существенный нюанс словообразования.
***
Да, а "для чего нужна художественная литература" — ну, каждому своё. Я могу только сказать, для чего она нужна лично мне. У каждого человека имеется, так сказать, некий "багаж знаний", интеллектуальный и духовный опыт. Литература нужна, чтобы его обогащать новыми идеями и\или эмоциями. А может, и не новыми. Может, и старыми — но увиденными в каком-то новом ракурсе. Короче: гимнастика для ума. Не-давание уму закиснуть от рутины и стремление держать его постоянно в работе
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
bbg
миротворец
|
14 июля 2009 г. 15:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Впрочем, специально для такого подхода нынче в изобилии культивируется недолитературка — без мозгов, без души, без жизни. Исполать вам!
Без мозгов, без "души" и без жизни — обычно сразу идет в отходы, поскольку читать это скучно — а, следовательно, развлечь не может.
цитата glupec Литература нужна, чтобы его обогащать новыми идеями и\или эмоциями. А может, и не новыми. Может, и старыми — но увиденными в каком-то новом ракурсе.
Чтобы обогатиться новым, нужно иметь базис. Без базиса можно вполне обойтись и желтой прессой. Там, честное слово, интереснее, про бомонд можно почитать. Сомневаюсь, чтобы такой читатель смог осилить любой опус больше 2 страниц.
Что касается развлечь и увлечь. Не может книга увлечь, если при этом не умеет развлечь. Как же можно увлечься, если хочется после первых страниц что-то другое взять в руки?
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Karavaev
авторитет
|
14 июля 2009 г. 16:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Без мозгов, без "души" и без жизни — обычно сразу идет в отходы, поскольку читать это скучно — а, следовательно, развлечь не может.
Да ну? Этими отходами в магазинах все полки забиты. Вообще говоря, такой подход к литературе равнозначен тому, что самое ценное в автомобиле магнитола. Ибо офигительно развлекает! Реп там, шансончик, ага. Впрочем, ваша точка зрения мне понятна. Не разделяю и считаю неверной в принципе.
|
|
|
Мартин
гранд-мастер
|
14 июля 2009 г. 16:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Извините, если я с увелечением ищу решение какой-нибудь интересной мне математической задачи — я что, при это развлекаюсь? Развлечение — не антоним скуки. Это немного более независимые понятия. Можно увлеченно ремонтировать автомобиль или красить забор — но в общем случае это будут не развлечения. Но вообще это, конечно, вопрос терминологии :)
|
––– А в мире втором мотыльки и звезды Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом. |
|
|
bbg
миротворец
|
14 июля 2009 г. 16:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Вообще говоря, такой подход к литературе равнозначен тому, что самое ценное в автомобиле магнитола
Главное в автомобиле — возможность доехать до места. Все остальное — необязательные опции...
цитата Мартин Извините, если я с увелечением ищу решение какой-нибудь интересной мне математической задачи — я что, при это развлекаюсь?
В том числе и развлекаетесь
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Karavaev
авторитет
|
14 июля 2009 г. 16:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Главное в автомобиле — возможность доехать до места. Все остальное — необязательные опции...
Совершенно верно. Так же и литература: развлечение -приятная, но необязательная опция.
|
|
|
bbg
миротворец
|
14 июля 2009 г. 16:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Так же и литература: развлечение -приятная, но необязательная опция.
Это спорное утверждение. Мне кажется, что опция как раз воспитание и обогащение сокровищами культуры, а основное предназначение — развлечь.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Raiden
философ
|
14 июля 2009 г. 17:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Думаю, что вопрос "для чего мы читаем?" из той же области, что и "для чего мы живём?". Трудно дать ответа на него. Кто-то читает для развлечения, кто-то для и по работе, кто-то читает потому, что не читать для него означает то же, что и не дышать...
|
––– Отдел по внеклассному чтению во внеурочное время. |
|
|
Karavaev
авторитет
|
|
bbg
миротворец
|
14 июля 2009 г. 18:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev шоумены Стругацкие и диджей Булгаков
Мне почему-то очень сомнительно, что и Стругацкие, и Булгаков, приступая к написанию своих вещей, ставили цель чему-то научить и повести за собой... Братья, как я читал в их каком-то старом интервью, были просто неудовлетворены в начале деятельности качеством фантастической литературы, им хотелось написать лучше, интереснее.
Как сказал Изя Кацман (ГО) — писатель "пишет потому, что не писать не может" — а вовсе не потому, что хочет кого-то чему-то научить и к чему-то приобщить. Что-же поделаешь, что масштаб таланта оказался таков, что стали "властителями дум". А ведь можно пересказывать программу партии или заповеди строителя чего бы то ни было — только будет ли кому это интересно читать?
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|