автор |
сообщение |
Dark Andrew
гранд-мастер
|
18 октября 2009 г. 13:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мне тоже непонятно, как определять существование места. Есть село кукуево, или его нет? Есть у Шолохова в "Тихом Доне" те станицы, названия которых он пишет или он их придумал? И т.д. Тут грань слишком тонкая.
|
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 13:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kurok А как определить несуществующее место, или существующее? Вот автор говорит — существует. Каким образом определить?
Спсибо за вопрос. Говорить, что это существующее место — непременное условие игры. Но при этом в тексте есть маркеры, которыеобозначают, чо это место все-таки не существует.
Традиция заложена опять же Томасом Мором: Утопия (Нигде-я), река Анидр (Безводная), столица Амаурот (Исчезающий) и т. д. Но. ПОиск этих маркеров в тексте требует анализа текста, они не всегда боросаются в глаза.
|
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 14:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Мне тоже непонятно, как определять существование места. Есть село кукуево, или его нет? Есть у Шолохова в "Тихом Доне" те станицы, названия которых он пишет или он их придумал? И т.д. Тут грань слишком тонкая.
Да. Для того и нуен литературный анализ. Почему Великий Гусляр — это все-таки не то же самое, что, скаже, поляковский Волчехренск? Потому что у Полякова Волчехренск — это просто собирательное имя для глухой советсой провинции. В Украине говорят "село Хацапетовка" в таких случаях.
А Гуляр у Булычева — страна чудес. ГОрод, где происходит все, что угодно. Китежград, если хотите.
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
18 октября 2009 г. 14:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou А Гуляр у Булычева — страна чудес. ГОрод, где происходит все, что угодно. Китежград, если хотите.
Вот я вечером домой приду и найду вам внецикловый рассказ Булычева, без привязки к Гусляру, но с точно таким же по сути внутренним наполнением. Не может принцип быть работающим, если он не может быть применен к отдельно взятому произведению.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
18 октября 2009 г. 14:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В "Орсинских рассказах" нет никакой фантастики. Но это фантастика, потому что их написала Ле Гуин.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin
философ
|
18 октября 2009 г. 14:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak а для Цветана Тодорова только тексты, аналогичные приведенному тобой примеру, фантастикой и являются
Тодоров использует определение Томашевского, который использует определение Соловьева. Который, возможно, был знаком с определением Достоевского. Впрочем, во французской традиции тоже есть подобное определение, у Мопассана в эссе "О фантастическом" (которое, впрочем, посвящено Тургеневу). Это я к тому, что определение фантастики как "колебания между рациональным и иррациональным объяснением случившегося" имеет глубокие корни в культуре 19 века.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin
философ
|
18 октября 2009 г. 15:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak А если взять другой пример: "Пиковая дама" — фантастика?
цитата Достоевский верх искусства фантастического
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ааа иии
философ
|
18 октября 2009 г. 15:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Кому даны в ощущениях говорящие с экрана девушки? Вам? Мне? А разве нет? Или уже и ТВ не существует, как пришельцы из предыдущего примера?
цитата kagerou не выдерживает провеки скальпелем Оккама Не надо тупить хороший, пусть и средневековый, инструмент без повода. Гипотеза хронотопного теста какое имеет к нему отношение? Было три пункта, теперь добавился четвертый? И, коли уж зашла речь о проверке — Ефремов "Алмазная труба". Как здесь применить скальпелечек? Алмазную трубку ведь нашли, но не те, не там и не в 1944. А имение князя Болконского — покажете на карте? Тоже фантастика? Ну несуразно ведь.
|
|
|
Шолль
философ
|
18 октября 2009 г. 15:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Художественное время как длительность — два года или около того
Нет, я не то имела ввиду. Даже у Бахтина при определении его хронотопа обозначается начальный и конечный результат. Например. В античном романе герои покидают "свое" обжитое пространство, путешествуют по "чужому" миру, а затем происходит возврат в начальное пространство БЕЗ изменения внутренней сущности героев. То есть художественное время — это не только длительность, но и наполненность событиями, изменениями. Я поняла, что меня смущало!!! МЕСТО, время как МЕСТО и "реалистическое" МЕСТО. Время как время, событийность! Вот чего мне не хватает! С этой точки зрения в "Туманности Андромеды" два рукава художественного времени: утопическое будущее земли, статичное, неизменное, несобытийное и время звездолета, напряженное, событийное, приключенческое, начинающееся с того, что звездолет попадает в "чужое", "опасное" пространство и заканчивающееся выходом из него, что интересно БЕЗ изменения внутренней сущности героев. Между этими потоками существует определенная напряженность, они "играют" друг с другом на контрасте.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Шолль
философ
|
18 октября 2009 г. 15:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin В "Орсинских рассказах" нет никакой фантастики. Но это фантастика, потому что их написала Ле Гуин.
А сам художественный мир, Орсиния?. Он прикидывается реалистическим, но является вымышленным. И неужели автор-фантаст не имеет права создавать нефантастические произведения? Это я безотносительно Ле Гуин.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
ameshavkin
философ
|
18 октября 2009 г. 15:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Поэтому до начала ХХ века еще трудно говорить о фантастике как о цельной художественной системе. Как таковая, она может существовать только в рациональном мировосприятии.
Это вы всерьез? До начала 20 века господствовало мифологическое сознание? Для Тодорова, например, литературная фантастика ограничена 19 веком. Так уж трудно говорить о фантастике как "цельной художественной системе", например, у романтиков?
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Veronika
миродержец
|
18 октября 2009 г. 15:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Ефремов "Алмазная труба". А разве это фантастика??? И "Лезвие бритвы" не фантастика (разве что в том смысле, что "такого в жизни не бывает", так в этом смысле и "Джен Эйр" — фантастика, богатые и ещё не старые джентльмены в реальной жизни не женятся на бедных и некрасивых гувернантках).
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
ameshavkin
философ
|
18 октября 2009 г. 15:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Он прикидывается реалистическим, но является вымышленным
В этом цикле есть замечательный рассказ, Imaginary Countries. Его можно считать автохарактеристикой всего цикла. Там дети придумывают свою страну. Орсиния, видимо, такого же происхождения. Так что да, скорее всего прикидывается реалистическим.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Шолль
философ
|
18 октября 2009 г. 15:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Так уж трудно говорить о фантастике как "цельной художественной системе", например, у романтиков?
У романтиков фантастические образы колеблются на грани рационально объяснимое/иррациональное, причем иррациональное доминирует, т.к. порождается творческим воображением, а как можно рационально ограничивать творчское воображение?
цитата ameshavkin До начала 20 века господствовало мифологическое сознание?
А оно и сейчас есть, и у некоторых (не имею ввиду никого из участников дискуссии) явно доминирует
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 15:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Вот я вечером домой приду и найду вам внецикловый рассказ Булычева, без привязки к Гусляру, но с точно таким же по сути внутренним наполнением. Не может принцип быть работающим, если он не может быть применен к отдельно взятому произведению.
То есть, если он работает в 99% случаев и не работакт в 1 — уже не годится?
|
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 15:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии А разве нет? Или уже и ТВ не существует, как пришельцы из предыдущего примера?
А, понятно. То есть, когда вам угодно, вы покидаете поле литературного анализа рассказа и делаете круглые глаза — ну как же, ТВ же существует. Я думаю, нет смысла продолжать разговор, если вы будете держаться такого подхода.
цитата И, коли уж зашла речь о проверке — Ефремов "Алмазная труба". Как здесь применить скальпелечек? Алмазную трубку ведь нашли, но не те, не там и не в 1944. А имение князя Болконского — покажете на карте? Тоже фантастика? Ну несуразно ведь.
Так перестаньте громоздить несуразицу, что я еще могу сказать.
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
18 октября 2009 г. 15:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou То есть, если он работает в 99% случаев и не работакт в 1 — уже не годится?
Ну да, именно это и означает. Погрешность 1% — это жутко много. Если б у нас так законы физики работали мы бы тут не жили.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
18 октября 2009 г. 15:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Тодоров использует определение Томашевского, который использует определение Соловьева.
Ну, и правильно Лем по Тодорову вдарил: потому что использовать определение, которое относится исключительно к романтической фантастике, настолько расширительно — по меньшей мере, неисторично. "Пиковая дама" — фантастика для Достоевского. Мне интересно, фантастика ли это в рамках определений Ольги.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
kagerou
философ
|
18 октября 2009 г. 15:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Ну да, именно это и означает. Погрешность 1% — это жутко много. Если б у нас так законы физики работали мы бы тут не жили.
Ну вот пожалуй1ста: все вещества при охлаждании сжимаются. Вода — расширяется. Если бы она тоже сжималась, мы бы тут не жили :).
Все очень просто — если в книге нет фантастического хронотопа и еще двух составляющих — это не фантастика. Вполне может быть, что вы найдете у Булычева нефантастический рассказ. Боги мои, он написал целых две больших нефантастических книги.
|
|
|
ааа иии
философ
|
18 октября 2009 г. 15:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou То есть, когда вам угодно, вы покидаете поле литературного анализа рассказа Секундочку, вот здесь надо бы пояснить. Что, существует-несуществует — это был литературный анализ? Возможность шуток в эфире СССР — тоже, с точки зрения литературы?
|
|
|