автор |
сообщение |
red_mamont
философ
|
14 февраля 2010 г. 07:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Перенес тему с "личного" форума, рассудите:
Спор о роли женщины в современной фантастике в частности и в развлекательном жанре вообще (кино, литература — не важно) ведется давно. Интересно мнение фантлабовцев по этому поводу.
Так чем же должна быть по Вашему мнению женщина-персонаж в фантастическом романе, повести или рассказе? Осью сюжета, главным героем или фоном для проявления героизма?
Также интересно узнать не только "чем должна быть женщина", но и "чем женщина чаще всего являлась в уже прочитанных Вами книгах"?
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
|
nikish
авторитет
|
|
Anariel
магистр
|
14 февраля 2010 г. 09:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
К сожалению, женщина чаще всего является либо спутницей глав героя, либо его возлюбленной. Есть конечно и исключения, чаще всего удачные. Это почти тоже самое, что женщина королева или президент. Безвольных правителей мужского пола хоть отбавляй, а женщине всегда приходилось доказывать, что она ничуть не хуже мужчин, примеров предостаточно. В фантастике точно так же, если уж автор рискует выдвинуть женщину на первый план, то персонаж получается отнюдь не заурядный. На ум почему-то сразу приходит Ара из "Гробниц Атуана".
|
––– Сhacun son goût |
|
|
antel
миротворец
|
14 февраля 2010 г. 09:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я не понимаю, а почему женщина ДОЛЖНА занимать какое-то место? Что, есть утвержденые на этот случай правила? Мне всегда казалось, что все зависит от воли автора — кто-то сделает даму главной героиней, а кто-то вообще не упомянет таковых в книге, своя рука — владыка.
|
––– Главная проблема этого мира в том, что умные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности! |
|
|
Завета
авторитет
|
14 февраля 2010 г. 10:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вы знаете, это равнозначно вечному вопросу: человек ли женщина? Если мы, как просвещенные люди (фантасты ) признаем женщину человеком, то она может и должна быть героем наравне с мужчиной — сообразно конкретному авторскому замыслу. Если она в лучшем случае друг человека — тогда да: жертва, любовница, приз, фон...
|
––– Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с) |
|
|
GerD
гранд-мастер
|
|
Mihey
философ
|
14 февраля 2010 г. 11:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я считаю, что женщина может быть одновременно всем как в произведении, так и в реальной жизни (героем, любовником другого героя, иногда фоном и второстепенной деталью, иногда жертвой). В этом и прелесть женщин они гораздо более сложные и противоречивые герои (я не беру мужиковатых дам, которые ведут себя так же, как вели бы себя мужчины, но имеют другие вторичные половые признаки).
|
|
|
Крафт
гранд-мастер
|
14 февраля 2010 г. 11:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата antel Я не понимаю, а почему женщина ДОЛЖНА занимать какое-то место?
ДОЛЖНА потому, что существование женщин является научно-доказанным фактом, и где-то в литературе свое отражение они найти должны, в том числе — в ФиФ. А все проблемы в этом вопросе являются следствием той проблемы, что мужчины-писатели "ан масс" во многих случаях не способны достоверно и глубоко прописать женский персонаж. Если они сами понимают это, то стараются обойти такой скользкий момент и отводят женщинам "фоновые" роли. Женщины же писатели часто "сваливаются" в другую проблему — их творения нередко превращаются в ту или иную разновидность зверушки под названием "женский роман". И как бы хорошо характер героини не был прописан, относиться всерьез к такой литературе не получается. Это объективно — мужчины и женщины разные, творениям и одних и других присущи одни и те же недостатки. Вот и разгораются то и дело споры типа "Почему женщинам уделяется такое убогое место в ФиФ?" или "Что такое "женское фэнтези"?". Сдаётся мне, такие вопросы из разряда очень вечных, абсолютно риторических и по своему содержанию мало отличающихся от пресловутого "Что было раньше, курица или яйцо?"
ЗЫ Ну вот, пока писал пост, ответы пошли валом, и в целом мнение совпадает с моим: "Пол героев в фантастике не важен, присутствие или отсутствие женщины не имеет значения"
|
––– Делай, что должно, и будь, что будет... |
|
|
laughingbuddha
магистр
|
|
ПоследнийБастион
магистр
|
|
nikalexey
миродержец
|
|
senoid
миродержец
|
14 февраля 2010 г. 11:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
И правда, странный вопрос. Женщина может быть всем перечисленным в опросе. Как и мужчина. Давайте теперь еще откроем опрос "Какую роль должна играть собака в фантастике".
цитата red_mamont чем женщина чаще всего являлась в уже прочитанных Вами книгах
Здесь все просто и зависит в основном от пола автора. Мужчины в герои выбирают мужиков, женщины — женщин. Не всегда, конечно, но в большинстве случаев мне попадались именно такие гендерные разделения героев.
|
––– If you go home with somebody and they don’t have books, don’t fuck them © John Waters |
|
|
red_mamont
философ
|
14 февраля 2010 г. 11:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Пока я спал, накропали десять сообщений в опросе.
ВИЖУ ОДНО: никто ни разу не понял, про что опрос (вероятно, я так плохо написал)
Вопрос не о дискриминации женщин, ни о том, что авторы не могут женщин как следует описать, ни о положении женщины в обществе 21 века, ни, тем более (простите Завета) о том, человек ли женщина.
Вопрос мой не теоретический, а совершенно прагматичный. Этот вопрос в свое время подняли несколько литературоведов, а некто Юрий Никитин посвятил этому довольно обширные рассуждения.
Так вот, я ни в коей степени ни дискриминирую женщин. Но! Господа, вы должны признать (иное — тупо и не соответствует реальности), что в современной фантастической литературе, особенно отечественной, роль женщины УЖЕ и ПО ФАКТУ довольно узка и урезана. Кто в этом виноват? Мой восточный менталитет?! Мой опрос?!!
Суть темы лишь в том чтобы классифицировать уже имеющиеся типажи, а вовсе не в том, что в день Валентина я хочу оскорбить высокие чуйства дам!
Кроме того, исходя из типажей УЖЕ имеющихся в фант. и прикл. литературе (в основном крайне куцых и однобоких — не по моей вине) я предложил фантлабовцам подробно рассмотреть вопрос, и помимо классификации высказать ПОЖЕЛАНИЯ. Никто и никого не дискриминировал, покреститесь.
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
Sanekus
философ
|
|
Крафт
гранд-мастер
|
14 февраля 2010 г. 11:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont Суть темы лишь в том чтобы классифицировать уже имеющиеся типажи...
Тогда зачем вариант ответа: Пол героев в фантастике не важен, присутствие или отсутствие женщины не имеет значения?
|
––– Делай, что должно, и будь, что будет... |
|
|
red_mamont
философ
|
14 февраля 2010 г. 11:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата senoid еще откроем опрос "Какую роль должна играть собака в фантастике"
Ладно. Для тех кто в подлодке:
Никитин и Долинго утверждают, что женщина (в частности в фантастическом или приключенческом боевике) — это фон. Для реализации фона возможны два варианта (речь идет о литературных или сюжетных приемах):
1. Использовать женщину как ПОДРУГУ ГЕРОЯ 2. Использовать женщину как ГЕРОЯ !!! И то и друшгое — равнозначно.
Поясняю: Герой — это герой, он обладает набором качеств имеющих отношение к сути повествования (он храбр, силен, умен, избран, наделен талантом или обладает специфическими способностями, оружием, судьбой и т.п.) Но! В качестве элемента приключенческой литературы необходим образ жденщины — не человека и не СОБАКИ, как некоторые утрируют, но просто абстрактный женский образ.
Понимаете? Он может быть реализован в подруге героя или в самом герое. Набор образа очень прост: девушка / женщина должна ббыть красива.
Этому образу не соответсвует ребенок. Этому образу не соответсвует пожилая женщина.
Для не включившихся предложу простой пример:
Возьмите десять самых любимых ваших произведений фантастической литературы (Анну Каренину не рассматриваем — речь о фанастике и приключениях) и опишите здесь представленный в них главный женский образ. Уверен, в большинстве из них женщина будет либо фоном, либо украшением, доп. элементом.
Увы, но такова селяви. Мой половой шовинизм тут ни при чем.
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
red_mamont
философ
|
14 февраля 2010 г. 11:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Крафт Тогда зачем вариант ответа: Пол героев в фантастике не важен, присутствие или отсутствие женщины не имеет значения?
Возможно это Ваше мнение. Откуда я знаю?
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
red_mamont
философ
|
14 февраля 2010 г. 11:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата laughingbuddha Какую угодно. Как автору покажется необходимым.
ОК. Какова она у БОЛЬШИНСТВА АВТОРОВ?
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
elya
гранд-мастер
|
14 февраля 2010 г. 11:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont Никитин и Долинго утверждают, что женщина (в частности в фантастическом или приключенческом боевике) — это фон.
Вот пусть тогда женщины-фантасты (а их немало), в отместку симметрично используют мужчин. В общем, как кто кого использует, зависит от испорченности автора
|
|
|
Loveless
авторитет
|
14 февраля 2010 г. 11:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Почему такой вопрос?...Почему не задали вопрос Какую роль должен занимать мужчина в фантастическом произведении? ..Чем женщина хуже?...Мне кажется они равны. Главным героем может быть как женщина так и мужчина. Смысл в дргум...в смысле самого произведения. Где-то автор предпочтет взять женщину в гланые герои, потому что так будет лучше, а где по его мнению нужен мужчина..... А еще я думаю, что это зависит от жанра и тематики произведения. Мне нравится больше когда и женщина и мужчина оба главные герои...
|
––– «The only thing more terrifying than searching for the Devil... is finding him.» |
|
|