автор |
сообщение |
red_mamont
философ
|
19 декабря 2010 г. 08:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вопрос напрашивается сам, при первом же взгляде на полки магазинов, вернее, на «особую выкладку» (или как она называется?)
Лучшая выкладка, максимальные тиражи, первые места в рейтингах, лучшие авторские гонорары и темы массовых межавторских проектов (в частности «Сталкер» и «Метро») занимает именно Апокалиптика. Более того, чем дальше, тем чаще я вижу среди авторов «апокалиптических» проектов звучные имена, а не только тех, кто пишет свою первую книгу.
Почему это происходит — понятно и расписано сотню раз. Но как долго это продолжиться? Год-два, десять? И, главное, какой жанр (поджанр, тема) способен, по вашему мнению, отбить у Апокалиптики массового читателя?
Я попытался набросать (навскидку) те темы, которые, как мне кажется, могли бы стать основой для новых успешных межавторских серий. К издательствам я никакого отношения не имею, так что это — чистый интерес и способ оценки собственных прогностических способностей. Не более того.
(!) Заметьте, очень важным пунктом опроса является пункт последний — а именно Ваша версия. Мой собственный список, естественно, в масштабах массового читательского спроса на полноту не претендует и не может претендовать.
___
П.С. Лично для меня, на самом деле, легким шоком было другое. Принято считать, что Сталкер — это «не для настоящих авторов», это «плохо». А писать «не свое», да еще «под заказ за бабки» в чем-то предосудительно. Однако! На прошлой неделе мне довелось провести несколько часов в аэропорту Владивосток в связи с задержкой рейсов из-за оледенения. Там, вероятно, в страшной тесноте и давке в течение двух суток находились представители всех российских регионов — и люди всех возрастов.
Так вот, почти единственными книгами (кроме газет, журналов и одинокого Перумова), которые читали юноши и молодые мужчины (женщин я не беру — там правят бал Донцова, Устинова и иже с ними) был пресловутый Сталкер и серия Метро.
Возможно, снобы — в смысле, умные и разборчивые читатели! — читают Олди или Стругацих (кстати, кто-то из молодежи читает Стругацких?). Но массовый читатель фантастики предпочитает калашников, Зону и шампиньоны. А ведь читатель — король!
Впрочем, пример с аэропортом был к слову. Вопросы выше.
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
|
Galka
магистр
|
19 декабря 2010 г. 11:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Выбрала "оригинальное городское фентези", но это, скорее,мое пожелание. И еще, мне кажется, надо добавить "юмористическая фантастика" — использующая любую из перечисленных тем.
|
––– Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко) |
|
|
bbg
миротворец
|
19 декабря 2010 г. 11:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all никакого фанфикописательства заметно не было.
А вокруг "Пикника..." замечено было особенное фанфикописательство? Только 1 рассказ Булычева и припоминаю. Хотя, это может говорить только о моей осведомленности.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
nikalexey
миродержец
|
19 декабря 2010 г. 12:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Оригинальное городское фэнтези (без вампиров — как минимум) (хотя не понял чем оно отличается от стандартного) и "Волшебное" фэнтези (разные герои у разных авторов, объединенные одним магическим миром)
|
|
|
be_nt_all
миродержец
|
19 декабря 2010 г. 12:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg А вокруг "Пикника..." замечено было особенное фанфикописательство?
Что за рассказ кстати? У Булычёва не читал.
А так по оригинальному «Пикнику» были фанфики, но мало. Были рассказы молодых авторов с темой «ведёт сталкер (не обязательно с таким названием) кого-то куда-то за исполнением желаний…». Я в нашей ростовской газете «Массаракш» (была у нас такая именно газета, а не фэнзин) один читал, ещё где-то что-то. Была ещё текстовая компьютерная бродилка-рогулька. Да и фильм Тарковского, это что угодно, но не экранизация Стругацких.
Но «сталкер с точками» он не по Стругацким, он про компьютерную стрелялку, в которую (в свою очередь) заложена смесь «Пикника» с тем рукотворным адом, который устроили под Чернобылем. Поварили, размешали, получили продукт.
Как я заметил в соседней теме, чтобы было много фанфиков (или, при содействии издателя, пошёл м/а-цикл) нужно, чтобы, грубо говоря «сеттинг», проработка мира и героев, превалировали над чисто литературными достоинствами книги.
Роулинг — явно не литературный гений, но её мир герои интересны. Пожелай она (или её издатели) пустить в свой мир «чужих», то это был бы м/а цикл почище «Звёздных войн». Толкин — велик, но мир проработака мира у него по сравнению с написанными книгами явно избыточна. Ну и т.д.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
aznats
магистр
|
19 декабря 2010 г. 13:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Чисто по собственным субъективным оценкам состояния общества- апокалиптика продержится еще прилично, 5-7 лет, думаю, точно. Что потом? Потом "все плохо" и "мы все умрем" заменится крайне актуальным вопросом "что делать" . Может пойти в двух направлениях- возникнет спрос на моделирование будущего. Типа футурологическая фантастика ( есть такая?), и параллельно фэнтези сдвинется в эзотерически-религиозную сторону. Скажем, сильно эзотерическое фэнтези. Таким образом фантастика будет отвечать на актуальный вопрос "что делать" и в приложении к реальности, и в приложении к развитию-движению личности. Имхостистое имхо
|
––– Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет |
|
|
senoid
миродержец
|
19 декабря 2010 г. 13:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я вообще не представляю, что должно произойти, чтобы постапокалиптика перестала лезть из всех издательств. Думается, после Конца Света жанр станет только популярнее, и выжившие будут обмениваться обгорелыми рукописями в перерывах между перестрелками с мутантами. По опросу. Очень хотелось бы, чтобы эстафету у апокалиптики перенял русский хоррор. Но, увы, такой массовости этому жанру не добиться никогда.
|
––– If you go home with somebody and they don’t have books, don’t fuck them © John Waters |
|
|
swgold
миродержец
|
19 декабря 2010 г. 14:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
aznats Фэнтези нет возможности\необходимости смещаться в эту сторону, поскольку ниша эзотерики и так забита под завязку. Я замечал, что чтение эзотерики с успехом заменяет девушкам вских Толкинов-Хикменов. Дрейф в эту сторону невозможен — он приведет к оттоку целевой аудитории.
|
|
|
Kuntc
гранд-мастер
|
19 декабря 2010 г. 14:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Либо АИ, либо городское фэнтези. Может быть что-то о попаданцах. А космос, хоррор и всякие -панки — это не для нашего читателя.
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
Siroga
миродержец
|
|
aznats
магистр
|
19 декабря 2010 г. 14:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swgold Фэнтези нет возможности\необходимости смещаться в эту сторону, поскольку ниша эзотерики и так забита под завязку.
Ну, как вариант, она (эзотерика) и полезет из своей ниши, захватывая территорию фэнтези и расширяя аудиторию. Есть подозрения, что грань там уже еле заметная.
Собственно, потихоньку уже давно лезет. Магия с использованием "энергий" и уровней прокаченности, с иллюзией обоснованности избранности героя, выглядит намного "достоверней" обычной сказочно-мифологической магии.
Мне кажется, как только кому-нибудь удастся прописать параметры игрового эзотерического поля, туда хлынет лавина.
|
––– Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет |
|
|
mastino
миродержец
|
|
demihero
гранд-мастер
|
|
mastino
миродержец
|
|
bbg
миротворец
|
19 декабря 2010 г. 16:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all Что за рассказ кстати? У Булычёва не читал.
Вот он.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
demihero
гранд-мастер
|
19 декабря 2010 г. 16:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Если же говорить по теме, то это может быть всё, что угодно. Новое популярное направление, которое реализуют в виде межавторского проекта, я считаю, зависит не от каких-то смутных тенденций на рынке или в обществе, а от какого-то вдруг перспективного начинания. Не было бы "Волкодава" Семёновой — не было б и волны русского фэнтези, не было бы удачной компьютерной игрушки — не было б "Сталкера"-с-точками и прочей межавторской постапокалиптики. Это может быть что угодно, что вдруг хорошо продастся — а дальше десятки авторов сделают из него безыдейную жвачку.
|
|
|
Цефтриаксон
философ
|
19 декабря 2010 г. 16:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Популярность "постапа" не литературного генеза. Как предпосылки исчезнут — так и пропадёт из книг эта тема.
|
––– Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat. TRUE NEUTRAL POWER MFK! |
|
|
red_mamont
философ
|
19 декабря 2010 г. 17:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Блин. Что то я пропустил целую страницу. Увы. Ладно. Итак, по последнему.
цитата Siroga Нанотехнологии. Я серьезно.
Отпадает. Слишком сложно. Для авторов я имею ввиду. Не представляю как можно наваять тридцать романов про нанотехнологии. Разве что лично г-да Медведев с Чубайсом помогут.
цитата demihero Группен-авторский проект С.И.С.Ь.К.И.
Не-а. Хотя сиськи, казалось бы, привлекают больше мужскую половину читательской аудитории, писать и читать это будет все женская половина — поверьте тема собственных сисеки их волнует больше, чем нас. Так что это к мастерам романтической литературы. Вернее, мастерицам.
цитата demihero Если же говорить по теме, то это может быть всё, что угодно. Новое популярное направление, которое реализуют в виде межавторского проекта, я считаю, зависит не от каких-то смутных тенденций на рынке или в обществе, а от какого-то вдруг перспективного начинания. Не было бы "Волкодава" Семёновой — не было б и волны русского фэнтези, не было бы удачной компьютерной игрушки — не было б "Сталкера"-с-точками и прочей межавторской постапокалиптики. Это может быть что угодно, что вдруг хорошо продастся — а дальше десятки авторов сделают из него безыдейную жвачку.
Вот тут я шибко не согласен. РУсская апокалиптика только сугубо технически происходит от компьютерной игры.
Апокалиптика, а тем паче ПОСтапокалиптика трогает в русской душе загадочные и глубинные струны (это я вам как нерусский говорю).
В общем, апокалиптика это именно НАШ жанр. Именно то, что соответствует настроению молодежи в данную историческую эпоху — распад, крах существующей системы избранных богачей и миллионов нищих. Ситуация, в которой каждый из нас — достаточно удачливый и отважный, кем бы он ни был в прошлом, — сможет взять от жизни все, был бы под рукой автомат!
Глобальная катастрофа, кстати, выравнивает пораженческий синдром. Мы проиграли Холодную войну, но если действительно рухнет ВЕСЬ МИР, то это уже не имеет значения.
Далее — принцип фронтира. В России не было Дикого Запада и его специфической субкультуры. Апокалиптика возрождает именно Дикий Запад, но на русский манер. Полная свобода — только в мире после крушения!
Я не говорю уже про самые "сладкие" элементы апокалиптики и городского фэнтези. При всей фантастичностий пейзажей и обитетелей, действие книг происходит на тех же улицах и в техже городах, по которым мы ходим в школу, в институт на работу... Лица героев и антигероев легко ложатся на лица знакомых недругов и друзей.
Это — фантастика, но фантастика "близкая". Даже тот же калашников (вернее, Калаш!) — это ведь не оружие. Это, ей богу, символ! Знакомый до боли, почти родной, почти "древний", но при этом стреляющий в мутантов. Нет, отечественная апокалиптика не плод случайного совпадения факторов. Это то, что следовало выдумать в российской фантастике, даже если бы ее не было. И дело тут вовсе не в компьютерной игре. ИМХО, конечно.
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
StasKr
миротворец
|
19 декабря 2010 г. 17:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont Далее — принцип фронтира. В России не было Дикого Запада и его специфической субкультуры. Апокалиптика возрождает именно Дикий Запад, но на русский манер.
Да у нас большая часть страны была таким фронтиром. Так что это скорее добавка к вашему тезису о глубинных струнах русской души. Память предков и всё такое.
|
|
|
red_mamont
философ
|
19 декабря 2010 г. 17:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата StasKr Да у нас большая часть страны была таким фронтиром.
В 90е и в Гражданскую? Это да. Однако, смею напомнить, в те годы не было мутантов, т.е. фантастики. Да и оценивать РОМАНТИЧЕСКИ оба периода СЕЙЧАС зная итог и того и другого сложно. (впрочем, оговорюсь — мутанты в те годы были)
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
demihero
гранд-мастер
|
19 декабря 2010 г. 17:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont Именно то, что соответствует настроению молодежи в данную историческую эпоху — распад, крах существующей системы избранных богачей и миллионов нищих.
Как-то запоздало она трогает. В девяностые — вот это был крах системы. И — никакой [пост]апокалиптики.
цитата red_mamont Далее — принцип фронтира. В России не было Дикого Запада и его специфической субкультуры.
А освоение Сибири и Урала? А — в новейшее время — тот же БАМ? Не фронтир в вестерновом понимании этого слова, но по сути — то же.
|
|
|