Хронотоп фантастика сказка ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»

Хронотоп: фантастика, сказка, миф

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

В чем разница между "научным" мировоззрением science fiction и "ненаучным" мировоззрением fantasy?

Ни в чем. "Мировоззрение" одно и то же. Разница действительно только в антураже.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата С.Соболев

не выдумывайте. Верн, Уэллс да и Шелли не мистики.

Мистика и мифологическое сознание — совершенно разные вещи.

цитата С.Соболев

При жестком разделении по признаку антуража -- нет разделения, об этом уже говорили даже тут не менее одного раза вслух:

Вот тут человек не интересуется эльфами, про которых и так все ясно, но интересуется инопланетянами. Что вы ему ответите?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Мистика и мифологическое сознание — совершенно разные вещи.


Но одного поля ягоды.


цитата

человек не интересуется эльфами, про которых и так все ясно, но интересуется инопланетянами.

Есть Ажажа, он специалист по тарелкам. К нему пусть идёт.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Жанровые определения времен очаковских и покоренья Крыма устарели, нужны новые.

Причина? Назовите причину, по которой сегодня космооперу надо вырывать из НФ. Она что, стала еще менее научной?
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Вот что интересно, с одной стороны мы имеем мифологизацию сознания, пробирающуюся в НФ изначально, а с другой стороны попытки придать фэнтэзи такую видимость "научности". При жестком разделении по признаку антуража.


Поэтому я с самого начала сказала, что критерий тут не антуражный, а мировоззренческий, и что НФ выросла из сциентистской мифологемы второй половины 19 века и пошла к упадку вместе с этой мифологемой.

Отсюда и мифологизация сознания — сциентизм есть мифологема, а не что иное. В рамках которой можно примирить и тягу к древни могучим существам. и отрицание Господа и ангелов Его (диавола и демонов, как вариант) — на примере пришельцев.

И везде, где писатель отходит от мифологемы — он и от жанра отходит, оставляя разве что антураж. Что такое космоопера? Голый НФ-антураж с начинкой рыцарского романа (американские критики с американским же снобизмом ссылаются на ковбойщину, но что есть ковбойщина, как не рыцарский роман молодой нации?). И Дэн Симмонс с этим уже сознательно играет, выстраивая композицию "Гипериона" строго по Чосеру.

Вот Катя спрашивает — что в цикле Азимова о роботах научного? Мифологема.


активист

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата С.Соболев

Но одного поля ягоды.


Простите, Вы вообще понимаете, о чём идёт речь? Если да, то можете сказать, что есть мифологическое сознание и каковы его отличительные признаки? Не пользуясь поисковиками и википедией, конечно 8-)


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Причина? Назовите причину, по которой сегодня космооперу надо вырывать из НФ. Она что, стала еще менее научной?


Если так вам будет понятнее — да.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата

НФ выросла из сциентистской мифологемы второй половины 19 века и пошла к упадку вместе с этой мифологемой.



Не судите по местечковым флуктуациям. Если в одной отдельно взятой стране религиозные мракобесы занимают ТВ, это не повод хоронить нормальную часть мира, оные ТВ производящие.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:50  
цитировать   |    [  ] 
то vasilisk

Не пересекается с научным мировоззрением: нет критицизма и поверяемости. Это важно.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата С.Соболев

Но одного поля ягоды.

Хм. В смысле? Мистические трактовки непонятного порождаются мифологическим сознанием, но им же порождается и уверенность во всесилии науки и технологии, образ "безумного ученого", даже фразы "солнце село" и "солнце встало".

цитата С.Соболев

Есть Ажажа, он специалист по тарелкам. К нему пусть идёт.

А вы эту тему на вторую страничку отмотайте, там как раз вопрос об эльфах-инопланетянах ставился.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Если так вам будет понятнее — да.


Теперь я не понимаю. Если НФ стала менее научной, зачем отделять от нее космическую оперу?


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:53  
цитировать   |    [  ] 
О! Да тут филологическое кубло!
О терминологии спорят:-D


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

О! Да тут филологическое кубло!
О терминологии спорят


А то ж! Всё как всегда. И тридцать лет назад, и двадцать...


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата КАА

Если НФ стала менее научной

Ага. Узнаю филологов.
Кто мне подскажет в каких единицах измеряется научность произведения? В мегауэллсах? Или в миллижюльвернах?
Что значит "менее"?
Для упрощения:
Машина Времени, Человек-Невидимка, Война Миров. Расставим акценты. Что более и что менее научно?


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата КАА

И то верно. Но ведь существуют... м-м-м... скажем так, общественные договоренности, а они всегда сильнее любых теоретических выводов, даже самых логичных и железно обоснованных.


Видите ли, мое — лично мое — преимущество в том, что я могу их просто игнорировать. Я вне "цеха", я просто наслаждаюсь игрой. Для меня примером и вдохновителем является все тот же Михаил Бахтин — человек, который занимался своими исследованиями в Саранске, столице республики Мордовия, отрезанный от мира "железным занавесом", а от московско-питерского научного комьюнити — судимостью.

Повторюсь: мы живем в очень интересное для филолога время, и теория жанра — перспективнейшее сейчас направление. Не добежишь — так хотя бы согреешься. Не сделаешь открытия — так хотя бы насладишься обменом мыслями.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 23:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата С.Соболев

Не пересекается с научным мировоззрением: нет критицизма и поверяемости. Это важно.


миротворец

Ссылка на сообщение 13 июня 2011 г. 00:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

Что значит "менее"?


Вы меня спрашиваете? :-) Понятия не имею. Спросите kagerou — она вам расставит все точки над "ё".


философ

Ссылка на сообщение 13 июня 2011 г. 00:01  
цитировать   |    [  ] 

цитата КАА


Теперь я не понимаю. Если НФ стала менее научной, зачем отделять от нее космическую оперу?


???
Я местоимение "она" относила к космоопере, а "менее-научность" — к тому, что космоопера окончательно перестала нуждаться в наукообразных оправданиях. Как джедаи юзают форс? А плевать. Етической силой авторского воображения.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 июня 2011 г. 00:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Если так вам будет понятнее — да.

Все ясно. Вопросов больше не имею. И читайте больше современной англоязычной космоопер. Джедаев там и рядом не стояло.

цитата Karavaev

Кто мне подскажет в каких единицах измеряется научность произведения? В мегауэллсах? Или в миллижюльвернах?

В караваевых.
Машина времени — 5 караваевых; Человек-невидимка — 500 караваевых; Война миров — 100 караваевых.
Вот так. :-)))
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 июня 2011 г. 00:02  
цитировать   |    [  ] 
Как ни странно, то, что наиболее осуществимо (невидимость) — менее научно. Предположение об эволюция разумного человека в таких чудиков как в "Войне миров" — основано на научной теории Дарвина, на логичности отмирания ненужных органов, гибель в финале логично объясняется иммунлогией и отсутсвием прививок, оружие объясняется развитием техинки и тэ де. В Человеке-невидимке же только ОДНО не люблю этого слова фантиковое допущение.
Страницы: 123...7891011...131415    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»

 
  Новое сообщение по теме «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх