автор |
сообщение |
Мух
философ
|
9 октября 2014 г. 18:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Отсюда, и вполне естественный вывод — чтобы сегодня читать старую фантастику, нужен весьма серьёзный мотив...
Отсюда совершенно иной вывод: то, что уцелело, не забылось, проросло по-новой сквозь все новинки (пардон за тавтологию) читать стоит в любом случае. От не просто большого — гигантского объема, скажем, американской фантастики 50-х-60-х осталась пара десятков имен — зато КАКИХ!
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
lena_m
миротворец
|
9 октября 2014 г. 19:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух то, что уцелело, не забылось, проросло по-новой сквозь все новинки (пардон за тавтологию) читать стоит в любом случае
Ну это уже совсем иной вопрос — критериев того, что уцелело, не забылось...
Как определить жемчужины в куче мусора...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Мух
философ
|
9 октября 2014 г. 19:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Ну это уже совсем иной вопрос — критериев того, что уцелело, не забылось...
Критерий один — актуальность. Точнее, созвучность книги нашим нынешним проблемам, сомнениям, надеждам, комплексам, в конце концов. "Луна жестко стелет", "Обитаемый остров" или "Марсианские хроники" куда более актуальны, нежели 90% книг, написанных на "жареном" материале.
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
lena_m
миротворец
|
9 октября 2014 г. 19:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Критерий один — актуальность. Точнее, созвучность книги нашим нынешним проблемам, сомнениям, надеждам, комплексам, в конце концов
Критерий необходимый, но на мой взгляд, НЕ достаточный...
Как пример, Дюна — вряд ли роман сегодня событийно актуален, а читать его, думаю, надо обязательно...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
nalekhina
магистр
|
9 октября 2014 г. 20:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Как пример, Дюна — вряд ли роман сегодня событийно актуален, а читать его, думаю, надо обязательно...
"Дюна" — роман примерно того же уровня, что и "Культура" Бэнкса, ну хотя Бэнкс имхо несколько тоньше и глубже, но не потому что новый автор, а потому что другой человек. Поэтому в случае с "Дюной", как и "Гиперионом", например, который по хронологии автора темы тоже попадает в старую фантастику, речь идет не о том, что идеи старые и читать в принципе неинтересно, а о том, что кому-то это субъективно неинтересно. Из послевоенной фантастики и фантастики времен холодной войны у нас переводилось много малой формы, свои авторы вообще писали зачастую очень незамысловато, потому что, по-моему, даже в их собственных умах фантастика была отделена от литературы и потому что СССР вообще во многом напоминал детсад. Поэтому что бы тут ни говорили, но очень многие известные имена, да, уже не вызывают того восторга, что у их современников. А очень многие как были гигантами, как ими и остались, потому что есть идеи вечные, и, если человек имеет литературный талант, его произведения будут актуальны до тех пор, пока не изменится полностью система этих самых вечных ценностей. Если же говорить о НФ, то тогда были условия для ее написания, потому что тема науки в обществе звучала: человек начал осваивать космос, создавалось ядерное оружие, произошел прорыв в медицине, в кибернетике. Сейчас люди об этом думают гораздо меньше, сейчас время фэнтези, и когда приводятся новые имена, кого называют в первую очередь? Мартин, Аберкромби и пр. Да, фэнтези сделала очень большой шаг вперед, сблизившись с литературой мэйнстрима. Но она не фантастика. А фантастика — это Уоттс, Бэнкс, Стивенсон и пр. Таких имен мало, но их всегда бывает немного, зато они остаются очень надолго в памяти фэндома. В этом смысле для старой фантастики ничего не поменялось: "Глас Господа" ничуть не менее актуален, чем "Ложная слепота". А по гуманистическому посылу старая фантастика, даже слабая, намного сильнее нынешней, потому что тогда свежа была память о войне и жизнь человеческая ценилась. Другое дело, что читать ее не обязательно, потому что в жизни очень многое делать приходится из-под палки, и если превращать в обязанность то, что должно быть удовольствием, абсурдно. Прощу прощения за длинную пламенную речь в защиту "Дюны". "Дюну" вообще лучше послушать в начитке Петра Маркина — это что-то.
|
––– Плюсометчица |
|
|
lena_m
миротворец
|
9 октября 2014 г. 21:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата nalekhina А по гуманистическому посылу старая фантастика, даже слабая, намного сильнее нынешней, потому что тогда свежа была память о войне и жизнь человеческая ценилась.
Ну, думаю, гуманистический посыл, скажем, такой более-менее современной вещи, как "Здравствуй лето и прощай" Макла Коуни вполне и вполне...
Но в целом, согласна, он действительно существенно ослаб в фантастике — пошедшей в XX веке вместе со всей литературой-беллетристикой (как, кстати, и кино) по пути разрушения всего и вся человеческого...
Какие гуманоиды, такой к ним и посыл... :-)
цитата nalekhina Да, фэнтези сделала очень большой шаг вперед, сблизившись с литературой мэйнстрима. Но она не фантастика.
Трудно согласиться — на мой взгляд, сия славная литературная сказка для взрослых точно такая же фантастика, как и НФ...
Тем более, что зачастую-то вполне достаточно заменить мечи на бластеры, драконов на звездолёты, а принцесс на гуманоидов — и вместо НФ на выходе чистой выходы фэнтези...
А иногда и просто совсем непросто определить — НФ перед нами или фэнтези...
Как яркий тому пример — Вейский цикл Юлии Латыниной...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
nalekhina
магистр
|
9 октября 2014 г. 22:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Трудно согласиться — на мой взгляд, сия славная литературная сказка для взрослых точно такая же фантастика, как и НФ...
Я в том смысле, что бессмысленно сравнивать, к примеру, Шекли с Сапковским. Сравнивать надо представителей одного направления. Фэнтези, как массовый жанр, возникла довольно поздно, поэтому о ней говорить надо отдельно, определяя временные рамки. Нынешняя пишется зачастую очень хорошо, достоверно, в ней много натурализма, изящных фраз. Но было бы странно, если бы жанр не эволюционировал. А Толкин — он как был Толкиным, так и останется. Читать его интересно и увлекательно не потому что он "классик из программы и надо", а потому что красивая и оригинальная идея, замечательный текст и увлекательный сюжет. Людям, которых за уши тянули к доброте и идеалам, он не нравится, ну так они нашли своего Мартина...
|
––– Плюсометчица |
|
|
Фикс
миротворец
|
10 октября 2014 г. 13:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Интересно, а вот что делает фантастику актуальной? Допустим с твердой НФ еще более-менее понятно — новые открытия, концепции, теории и, как обратная сторона монеты, устаревание предыдущих гипотез. А остальные жанры? Можно конечно по аллюзиям и отсылкам на какие-то сиюминутные окружающие автора на момент написания вещи ориентироваться — но это же не главное, а совершенно вторичное. Даже мода на жанры, направления и тусовки по интересам лишь отчасти характеризуют сам текст и дают скорее дополнительные нюансы восприятия.
Может старая фантастика быть актуальнее новой?
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
Мух
философ
|
10 октября 2014 г. 16:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Критерий необходимый, но на мой взгляд, НЕ достаточный...
Безусловно. Хотя бы потому, что мы оставляем за флагом такой трудноопределимый и многогранный предмет, как авторское мастерство.
цитата Фикс Интересно, а вот что делает фантастику актуальной?
То, что я бы назвал "человеческим фактором".
цитата Фикс Допустим с твердой НФ еще более-менее понятно — новые открытия, концепции, теории и, как обратная сторона монеты, устаревание предыдущих гипотез.
Это Вы скорее про научпоп... Та же "твердая" НФ — она ведь, в конечном счете, не "про технику" и не "про открытие", а "про человека", в частности, про его взаимоотношения с объектом познания. А техника или магия — всего лишь предлагаемые обстоятельства, условия игры. По сути, литприем.
цитата Фикс Может старая фантастика быть актуальнее новой?
Конечно. Если она затрагивает некие неразрешенные (а то и неразрешимые) социальные, этические философские проблемы.
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
lena_m
миротворец
|
11 октября 2014 г. 17:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата nalekhina Я в том смысле, что бессмысленно сравнивать, к примеру, Шекли с Сапковским. Сравнивать надо представителей одного направления.
Полнейший консенсус... :-)
цитата nalekhina Фэнтези, как массовый жанр, возникла довольно поздно, поэтому о ней говорить надо отдельно, определяя временные рамки.
Трудно согласиться, и фэнтези, и НФ стали массовым-коммерчески жанром примерно в одно время (1950-е гг.), хотя и по нексолько иным обстоятельствам...
цитата nalekhina Нынешняя пишется зачастую очень хорошо, достоверно, в ней много натурализма, изящных фраз. Но было бы странно, если бы жанр не эволюционировал.
Главный плюс современной фэнтези — она находит аудиторию далеко за рамками ярых поклонников фантастики, как пример просто бешеный успех Майер и Коллинз...
цитата nalekhina А Толкин — он как был Толкиным, так и останется. Читать его интересно и увлекательно не потому что он "классик из программы и надо", а потому что красивая и оригинальная идея, замечательный текст и увлекательный сюжет.
Как говорится, на вкус и цвет — что я сама с огромным трудом смогла осилить всю эту неподъёмную толкиновскую беллетризованную тягомотину (только из-за детей и некоторого профинтереса), что даже и мои дети, коих даже Хоббита приходилось читать исключительно заставлять (ради штудий языка)...
цитата nalekhina Людям, которых за уши тянули к доброте и идеалам, он не нравится, ну так они нашли своего Мартина...
Ну учитывая обсуждаемую тему — как появился Мартин, Толкина стало читать НЕобязательно, только разве для понимания от чего и куда ушла современная фэнтези...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
nalekhina
магистр
|
12 октября 2014 г. 05:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Трудно согласиться, и фэнтези, и НФ стали массовым-коммерчески жанром примерно в одно время (1950-е гг.), хотя и по нексолько иным обстоятельствам...
А приведите имена, котороые в 50-ых издавались массово большими тиражами.
цитата lena_m Ну учитывая обсуждаемую тему — как появился Мартин, Толкина стало читать НЕобязательно, только разве для понимания от чего и куда ушла современная фэнтези...
Честно говоря, Вы меня удивили с Толкиным. Мартина я читаю с трудом и даже слушаю с трудом, что вообще со мной редко бывает. Мне он кажется бесконечным занудным сериалом "Борджа". От Толкина он никуда не ушел в смысле не стал новой вехой, просто его цикл — это другой жанр внутри фэнтези, и в мире этого цикла существует другая система ценностей. Кому-то на ближе, а кому-то дальше. Кому ближе, тот восторгается, кому дальше, тот зевает.
|
––– Плюсометчица |
|
|
Bizon
миродержец
|
12 октября 2014 г. 10:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m как появился Мартин, Толкина стало читать НЕобязательно, только разве для понимания от чего и куда ушла современная фэнтези...
Вообще не вижу никакой связи. Толкин по сути создал новый жанр, т.к. до него не так много было авторов пишущих в жанре фэнтези. А в чем обязательность Мартина? По мне так это чтиво для конкретной (достаточно большой правда) группы людей. Если на то пошло, то влияние Гарри Поттера на порядок выше и сравнимо с Толкиным, т.к. он выделил по сути определенный жанр и создал на него моду. Хотя до Роулинг были Диана Дуэйн (Молодые волшебники) и Диана Уинн Джонс (Миры Крестоманси). А Мартина это умелая компеляция Дрюона, скандинавских саг, арабских и среднеевропейских мифов, исторических описаний времен Османской империи и прихода мавров.
|
|
|
isaev
магистр
|
12 октября 2014 г. 12:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я тут эту ветку смотрю пару месяцев, как читатель. Не ведитесь, пожалуйста, на Толкина WZ Мартин. Пустой разговор. Я бы лучше почитал квалифицированное мнение или просто впечатления от чтения о фант/фэн 1900-1940. Которые ещё не были таковыми, а были просто удивительными историями или же литературными экспериментами. У меня так — первая ассоциация с названием темы, этот период "до зрелости". Ну и имена. Хоуп Миррлиз и некоторых других, например, тут упоминали. Про советскую фантастику в этом плане можно просто критику почитать. А про, например, Меррита кто что скажет?
|
––– Жила-была Аннексия и сестра ейная Контрибуция |
|
|
Bizon
миродержец
|
12 октября 2014 г. 12:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Довоенная фантастика иногда и сейчас читается с интересом. Все же идеи были другие, поэтому и смысл написания иной. Вот скажем я прочитал недавно Эрика Игнобора "Этландия2 и рассказы с пьесой "Назад в пещеры" это 30-года. Перед ним читал современного Райаниеми, а до этого Блэйлока, сейчас читаю Игана. Все написано в разное время, но какого ущерба восприятия не ощущаю. Наоборот очень интересно сравнить. В советской довоенной фантастике был значимые авторы определившие направления на десятилетия вперед, задавшие темы, которые раскручивали далее другие авторы: Беляев, Толстой и т.д.
|
|
|
lena_m
миротворец
|
12 октября 2014 г. 15:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата nalekhina А приведите имена, котороые в 50-ых издавались массово большими тиражами
Точно сходу не скажу, но думаю это были Пол Андерсон и Фриц Лейбер, а в первой половине 1960-х точно Андре Нортон...
цитата nalekhina Вы меня удивили с Толкиным
Да я НЕ поклонница беллетризации философских-культурологических идей...
Хотя язык у него весьма славный, но сего для художественности-занимательности маловато...
цитата nalekhina От Толкина он никуда не ушел в смысле не стал новой вехой, просто его цикл — это другой жанр внутри фэнтези, и в мире этого цикла существует другая система ценностей.
Главное у Мартина — существенное расширение аудитории фэнтези, а уж после выхода сериала... :-)
Литературные же качества жанровой беллетристики (у коей изначально принципиально иные цели, чем у художественной литературы) это всегда субьективная вкусовщина...
Вам для развлечения по душе Толкин, мне Мартин — каждому своё... :-)
цитата Bizon Толкин по сути создал новый жанр, т.к. до него не так много было авторов пишущих в жанре фэнтези.
Толкин НЕ создавал новый жанр — Толкин бешеным успехом ВК в середине-конце 1950-х продемонстрировал издателям коммерческий потенциал фэнтези...
Точно так же, как у нас подобное своим Волкодавом проделала Мария Семёнова в середине 1990-х со славянским фэнтези...
цитата Bizon А в чем обязательность Мартина?
Не полистав книги Мартина из цикла ПЛиО, в принципе нельзя понять аудиторию современного фэнтези и её запросы...
Грубо говоря, есть фэнтези ДО Мартина и ПОСЛЕ Мартина...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Bizon
миродержец
|
12 октября 2014 г. 16:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Толкин НЕ создавал новый жанр — Толкин бешеным успехом ВК в середине-конце 1950-х продемонстрировал издателям коммерческий потенциал фэнтези
Смешно' это типа говорит о том, что Толкин сейчас не пользуется спросом? Какие 50??? Успех Толкина и не падал никогда, а после выхода фильмов только вырос.
Насчет последней фразы также могу сказать, что никакой вехой ПЛиО не было, просто произршло разделение читателей на любетелей "реалистического" и сказочного фэнтези.
|
|
|
lena_m
миротворец
|
12 октября 2014 г. 16:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Bizon это типа говорит о том, что Толкин сейчас не пользуется спросом?
Если прочитать то, что я написала, ВНИМАТЕЛЬНО, то легко видеть — суть моего тезиса совершенно в ином...
Современной популярности Толкина я вообще не касаюсь...
цитата Bizon никакой вехой ПЛиО не было
А вот у меня на сей счёт прямо противоположное мнение... :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
nalekhina
магистр
|
12 октября 2014 г. 20:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Главное у Мартина — существенное расширение аудитории фэнтези, а уж после выхода сериала... :-)
Не заметила существенного расширения аудитории фэнтези. Видела мартиенутых, носящихся с любимым автором, как в свое время толкиенутые, и подсовывающих его не читающим фэнтези друзьям, которые иногда соглашаются прочесть, иногда нет. "Скайрим" в этом смысле гораздо значительнее расширил аудиторию, про "Гарри Поттера" вообще не говорю (если его фэнтези считать, конечно). Можно выйти за пределы фэндома — на улицу и проверить.
цитата lena_m Не полистав книги Мартина из цикла ПЛиО, в принципе нельзя понять аудиторию современного фэнтези и её запросы...
Да самые разные запросы — от полной всеядности до исключительной избирательности, от Мартина и Аберкромби до Ротфусса и даже Оксаны Панкеевой. А некоторые так вообще ограничиваются "Dark souls" или "Ведьмаком" в игровом варианте и жалуются, что в американском издании последнего вырезали сцены "ню".
цитата lena_m А вот у меня на сей счёт прямо противоположное мнение... :-)
Так Вы объясните, в чем новизна, кроме масштабности и тщательно проработанного мира и социума, хорошего слога и бытописательности вместо идейности? Но это уже для другой темы, наверное.
|
––– Плюсометчица |
|
|
glupec
миротворец
|
12 октября 2014 г. 20:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата isaev А про, например, Меррита кто что скажет?
Все, что можно было сказать, я давно уже сказал в своем отзыве на "Корабль Иштар". Могу скопипастить сюда, если вдруг Вам нужно.
Это история о человеке, который бросил вызов житейской рутине (помните, что говорил Толкин о «Побеге Узника» и «Бегстве Дезертира»? Кентон — именно узник... узник современного быта. Да, этот быт — не «бытовуха», он не такой уж страшный (любящий слуга, уютный дом)... но Кентон всё равно выбирает Корабль. Почему? Потому что, находясь на Корабле — даже в рабских узах и томимый любовью без взаимности — он воспринимает жизнь гораздо более полнокровно, включает, так сказать, свои духовные ресурсы на всю мощность. Там он живёт, а дома — просто существует (есть такая формулировка — «кровать — работа — поллитра — кровать». Замените «работу» на «археологические исследования» — или чем он там занимался — а «поллитру» на «сытую и богатую жизнь»... и вы получите рецепт, по которому Кентон день за днём отуплялся, становился чем-то типа робота... до попадания на Корабль. А там он «проснулся» — ибо ТАКОЕ перемещение не могло ему не «сорвать крышу»... Он начал жить, бороться за своё пробудившееся «я» — и достиг-таки чего-то...) Но! Мерритт «блюдёт нормы реализма». Корабль НЕ ВЕЧЕН. Слишком многие хотят его уничтожить, и мир духовной свободы оказывается донельзя хрупок. А дальше — выбор: или вернуться в ту жизнь, из которой бежал, или — умереть... Кентон делает один выбор. Современные люди на его месте, возможно, сделали бы другой... Но важно, что сама возможность такого выбора есть. Думаю, профессору Толкину бы этот роман понравился. 8-)
Еще могу добавить, что для меня "Корабль", наряду с "Умирающей Землей" Вэнса, был и остается на первом месте среди лучших образцов фэнтези. Во всяком случае, если говорить о литературном мастерстве и стиле. (Ну, а по части проработки мира и масштабности\эпичности, конечно, Дж. Р. Р. никто сто очков вперед не даст...)
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
glupec
миротворец
|
12 октября 2014 г. 21:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Не полистав книги Мартина из цикла ПЛиО, в принципе нельзя понять аудиторию современного фэнтези и её запросы...
Грубо говоря, есть фэнтези ДО Мартина и ПОСЛЕ Мартина...
цитата Bizon Насчет последней фразы также могу сказать, что никакой вехой ПЛиО не было, просто произршло разделение читателей на любителей "реалистического" и сказочного фэнтези.
Типичный диалог слепого с глухим Мне даже интересно стало, из-за чего такой сыр-бор. Отмотал пару страниц назад и нашел собс-но исходный пост lena_m:
цитата Ну учитывая обсуждаемую тему — как появился Мартин, Толкина стало читать НЕобязательно, только разве для понимания от чего и куда ушла современная фэнтези...
Современная фэнтези никуда не "ушла" от романтики, идеализма, философской масштабности и пр. Вспомним, например, из отечественных авторов -- Олди, Раткевичей, Екатерину Коути... Из зарубежных -- навскидку -- Дункана, Джейн Йолен, да хоть бы и Тэда Уильямса. По-вашему, они устарели и никому не нужны? ИМХО, тут другая формулировка годится -- "Я этих авторов не читаю, поэтому для меня их не существует". (А то, что есть авторы типа Мартина, Бэккера и Аберкромби -- просто другая грань. К которой, естественно, все богатство жанра отнюдь не сводится).
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|