автор |
сообщение |
baroni
миротворец
|
11 мая 2007 г. 21:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Лично мне симпатичен жанр криптоистории. Одно из самых сильных впечатлений в этом жанре — книга А. Дугина "Конспирология",написанная в начале 1990-х — о борьбе за власть тайных орденов — ГРУ и ГПУ-КГБ. Книга вроде бы не художественная, но фантазия автора била через край, интрига — не оторваться! Жаль, что больше Дугин подобного не писал — загубил талант фантаста и сказочника. Из примеров отечественной криптоистории — трилогия Валентинова "Око силы", Лазарчук-Успенский с циклом о Гумилеве. В западной литературе Норфолк "Словарь Ламприера" (из недавнего) Эко "Маятник Фуко" ... Может, кто-то читал что-либо еще, джостойное внимания? и, вообще, где та тонкая грань, что отделяет криптоисторию от альтернативной?
|
––– Литература есть празднословие... Почти вся... Исключений убийственно мало. В.В. Розанов |
|
|
квинлин
гранд-мастер
|
11 мая 2007 г. 21:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Знаете, когда я оъясняю тем, кто не связан с фэнтези, я спрашиваю: "Кто читал "ТРёх мушкетёров"? — тогда вы прекрасно знаете, что такое криптоистоиия". Словом, события — те же, что в настоящей, но причины, их повлёкшие, или люди, их решавшие — несколько иные. Или неизвестные.
|
––– Мы должны, значит, мы можем! |
|
|
Bизантиец
авторитет
|
14 мая 2007 г. 11:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На эту тему есть еще интересная книжка М. Флинна "В стране слепых". У нас почему-то вся криптоистория связана с масонами. Они, конечно, воздействовали на общество, на историю. Но в нашей литературе о них нормально никто не написал, рассказывают какие-то басни, просто замылили тему. А интерсно было бы прочитать что-нибудь серьезное, не документальное, а художестнное. Может, кто подскажет что-либо на эту тему?
|
|
|
Kurok
магистр
|
|
капибара
магистр
|
|
Kurok
магистр
|
|
Dimson
магистр
|
|
baroni
миротворец
|
15 мая 2007 г. 11:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В жанре криптоистории есть довольно любопытная книга очень хорошего писателя, Л. Юзефовича, "Князь ветра". В этой книге сочетаются многие жанры: и детектив, и криптоистория, и, отчасти даже фэнтези...
|
––– Литература есть празднословие... Почти вся... Исключений убийственно мало. В.В. Розанов |
|
|
baroni
миротворец
|
15 мая 2007 г. 11:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Bизантиец Что порекомендовать "по масонам"? Есть цикл О. Елисеевой о Потемкине и Екатерине, довольно неплохой. Там масонская тема разрабатывается довольно интересно. Библиографию посмотри в разделе "авторы". Также масонская тема присутствует в фэнтези-романах (кстати, жанр криптоистория) Елены Чудиновой "Ларец" и "Лилея", романах весьма и весьма качественных. Следует учесть, что Чудинова подчеркнуто христианский автор (лично мне это очень нравиться),и у нее такая спокойная позиция — без надрыва, пафоса, дамских истерик. О современном масонстве почти никто не пишет, а если пишут, то лучше бы этого не делали. Парафразы масонской темы есть у Валентинова в "Оке силы", у Бурносова ("Чудовищ нет" , "Числа и знаки"). В литературном отношении это, конечно, слабее Чудиновой, но любопытно, особенно Бурносов. Из документальных вещей, достойных внимания рекомендую фундаментальный труд молодого русского ученого А.Серкова "Русское масонство. 1731-2000". У него есть еще несколько книг, можете посмотреть в Сети библиографию. А. Серков — это база, основа, без которой в русском масонстве ничего не поймешь. Остальное (Брачев, Старцев, Никитин) можно изучать факультативно. Не беру здесь таких одиозных авторов как О. Платонов (правда есть проблески верных мыслей, хотя и не своих,а заимствованных),Ю. Емельянов, Ю. Воробьевский (много пишет верно, но с какими-то дамскими всхлипами, к тому же вторично). У-ф-ф! Надеюсь,более-менее полно ответил на твои вопросы. Если что всполмню еще — добавлю.
|
––– Литература есть празднословие... Почти вся... Исключений убийственно мало. В.В. Розанов |
|
|
Bизантиец
авторитет
|
16 мая 2007 г. 10:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
baroni Спасибо за информацию. Елисееву прочту, мне вообще интересно екатериниское время. Постараюсь достать Чудинову. Читал Воробьевского, с одной стороны — интересно, с другой стороны мне представляется все несколько легковесным, голословным.
|
|
|
suhan_ilich
миротворец
|
|
SergUMlfRZN
миродержец
|
16 июня 2008 г. 16:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата suhan_ilich Художественно, правда, судя по первым главам, не очень.
... интересная ссылка, пролистал — вроде бы ничего... но может быть я просто неравнодушен к морской тематике .
|
––– Отмеряю микрометром, отмечаю мелом, отрубаю топором. |
|
|
chimera
миродержец
|
|
Завета
авторитет
|
16 июня 2008 г. 17:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата chimera С. Злобин "Остров Буян". Роман про восстание во Пскове во время царствования Михаила Романовича.
Кажется, я его читала довольно много лет назад, но мне и в голову не пришло, что это — криптоистория. Может, от недостаточного знания данной темы. То есть получается, что читатель, не знающий темы, не отличит просто исторический роман от альтернативного и криптоисторического. Да и знающий тоже... Вот, например, о первых русских князьях так мало достоверной информации и так много противоречивых легенд и версий, что при всем желании не поймешь, где там альтернативка, а где крипто. Для этого ведь надо знать, что и как было на самом деле, а много ли тем в истории, по которым мы все точно знаем?
|
––– Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с) |
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
16 июня 2008 г. 17:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
то Завета
Альтернатива означает незаменяемый выбор только одного варианта из нескольких, при дальнейшей невозможности реализации других вариантов. Криптоистория же не подразумевает подобной исключительности, в «народной криптоистории» возможно, что в 1947 году Сталин сидит в Кремле и по голодным колхозам трактора распределяет всю ночь напролет, потом оказывается, что там идет оргия с балеринами, как в «Пирах Валтасара» Искандера или «Реконстукторе» Пелевина, а в фантастике может статься, что это пришельцы с Сириуса делят медноникелиевые залежи, сверяя карту со снимками из космоса (почти акк у М.Харитонова, название р-за забыл).
Посмотрим, в конце концов, в справочники. Словарь иностранных слов: «Альтернатива (от латинского alter – один из двух, другой из двух, один из двух; противоположный, противный): 1)каждая из исключающих друг друга возможностей; 2)необходимость выбора одной их двух или нескольких взаимоисключающих возможностей».
Брокгауз: «Альтернатива, франц. от лат. необходимость выбора между двумя вещами, одно из двух.»
БСЭ тоже не противоречит: «Альтернатива(от лат. alter — один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей (эти возможности также нередко называются А.)». Словарь синонимов дает синоним слову «альтернатива»: «Выбор, избрание, отбор, подбор, сортировка. Половой отбор (подбор). Предоставлять на выбор, предоставлять одно из двух. Колебаться между двумя альтернативами. Он должен был одно из двух: или отказаться от своей собст-венности или признать свои прежние мысли ложными».
Подытожим еще раз: Альтернативная история — это произведения, в которых рассматриваются вероятностные миры, выросшие из известных обстоятельств, после какого-то значительного или незначительного события, которое произошло не так, как в нашей реальности, и поэтому альтернативный мир стал кардинально отличаться от нашего мира. В произведении автор волен использовать известных исторических персонажей, порою — в совершенно несвойственном для них качестве, если это служит ему для решения каких-то определенных художественных задач. Фантастические произведения в жанре Криптоистории описывают негласную подоплеку реальных событий (всего лишь неизвестные стороны общеизвестных фактов), а Альтернативная История описывает якобы свершившиеся последствия выдуманных фактов. И вот еще: «Исторические события, вымышленные фантастами, являются альтернативными тем историческим событиям, которые считаются более или менее достоверными и которые описываются учеными-историками и добросовестными историческими писателями» (Фрумкин, в своей книге про психологию и фантастику, 2004, с.33). Альтернативными являются сами события, но ни в коей мере не их интерпретация.
Вот что по поводу криптоистории писали Е.Петухова и И.Черный: «Писатели-фантасты в своих криптоисторических романах в отличие от своих коллег по цеху, занимающихся контрфактическим моделированием в произведениях "альтернативной истории", пытаются показывать события прошлого так, как это было на самом деле. Иное дело, что объяснение тех или иных поворотов истории делается ими с позиций фантаста, а не ученого. Так, В.Звягинцев в своих книгах предположил, что ход земной истории издревле контролировался двумя враждующими инопланетными сверхцивилизациями — аггров и форзейлей, мечтающими заставить людей лепить свою историю под интересы пришельцев. А.Валентинов полагает, что в ход человеческой истории вмешались некие разумные существа, населяющие Землю и существующие параллельно с людьми. Это, условно говоря, "падшие ангелы", о которых упоминают Библия и Веды, и их потомки. Они экспериментируют с человеческим материалом, стремятся помочь людям, руководствуясь при этом своими собственными, а не нашими представлениями о счастье и прогрессе. Лазарчук и Успенский также говорят в своих книгах об истории как о поле битвы человеческой и нечеловеческой цивилизаций. Некие "мыслящие ящеры" (вспомним романы Гарри Гаррисона из его "Эдемско-го" цикла) ведут борьбу с родом человеческим. Им противо-стоит тайный орден людей, живущих многие века и владеющих эзотерическими знаниями. Как видим, криптоисторики не столь изобретательны в части обоснования своих гипотез, как авторы романов "альтернативной истории". Книги "тайной истории" объединяет уверенность писателей в том, что за кулисами земного прогресса стоят потусторонние силы». (Петухова, Черный, 2002).
Подобное вольное обращение с реальностью (то есть привнесение фантастического элемента в явном виде) противоречит сущности жанра Альтернативной Истории, ибо произведения АИ тем ценнее, чем более правдоподобно они реконструируют возможные пути развития человечества. Тут вполне уместно напоминание о бритве Оккама, отсекающей излишние объяснения.
Что касается древних князей — поменьше фантазий, прошу вас.. К любому историческуому документу необходимо подходить как к подделке или как к уничтоженному вещественному доказательству, или — в случае с рукопиясями, летописями, газетными публикациями, китнохронике — как к обману, целенаправленному обману и даже к пропаганде. (очень рекомендую послесловие Дивова к его же "Храбру" — он там как раз для неофитов описал проблему доверя к источнику). Поэтому супротивные источники противоречат друг другу, но не могут описывать разные события. По-разному описать могут, но событие было одно всё равно — у нас не мультиверсум :)
|
|
|
ааа иии
философ
|
16 июня 2008 г. 18:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев К любому историческуому документу необходимо подходить как к подделке
Тогда необходимо подходить к роману Дивова как к плагиату фальсификатора. Да, в таком подходе что-то есть...
|
|
|
chimera
миродержец
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
16 июня 2008 г. 18:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
то ааа иии — это вы вздорность сконденционерили, свойственную ослику Иа-Иа.
В творчестве обвинения в плагиате надо доказывать, с линейкой в руках и ссылками к источнику. Поелику таковых нарушений не предъявлено (виидмо, вы не читали повестушку, иначе укажите источнки плагиата).
В истории же надо доказывать подлинность документа именно потому что история не художественное произведение, не выдумка, и необходимо для достоверности поверять на подлинность всё, в том числе и то, что случайным людям кажется правдивым. Понимаете разницу между развлекательной литературой и наукой?
|
|
|
Sever8
активист
|
16 июня 2008 г. 19:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Если говорить о криптоисторической беллетристике, наверное, стоит отделить от нее криптоисторическую фантастику. Поскольку последняя характеризуется наличием фантастического элемента, например, вмешательства потусторонних или внеземных сил. А вообще-то любой исторический роман — криптоисторический по определению. Поскольку прошлое знать доподлинно никак не получится. Тут сегодняшние события, и то многие остаются загадкой. А насчет "доверия источникам" — это вопрос не знания, но веры, то есть чистая теология. Любой исторический роман об Иисусе можно рассматривать как криптоисторическую фантастику ( если не веришь такому источнику. как Евангелие) или как исторический роман о подлинных событиях (если веришь).
|
|
|
ааа иии
философ
|
16 июня 2008 г. 21:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С.Соболев Понял только то, что Вы придаете словам те значения, которые желаете, как Шалтай-Болтай. Никого в плагиате не обвинял, продолжив в заданном направлении цитированную мысль, весь копирайт на которую принадлежит Вам. Сформулируйте сами, пожалуйста, кем является автор, пишущий по , как изволили выразиться, фальшивке — отсебятину? Сам-то в наставлениях и самооправданиях Дивова не нуждаюсь. Исторический документ, содержащий ложь, может быть на 100% подлинным, кстати.
|
|
|