автор |
сообщение |
C.Хоттабыч
миротворец
|
22 февраля 2018 г. 15:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery пришлось освежить в памяти статью Р. Н. Дандекара
ganhlery , статья содержательная. В том же сборнике Дандекара ("От вед к индуизму: эволюционирующая мифология" Вост. лит. 2002) есть ещё одна статья на сходную тему, об индуистской вселенной. В обеих статьях автор действительно многократно говорит о жертвоприношении Ямы в космогоническом аспекте, но конкретных ссылок на то, чтO именно во вселенной или в социуме было построено из его тела (как у Пуруши или Имира), не приводит. Чаще всего просто упоминает о создании человечества. И ещё подчёркивает, что Яма исходно был бессмертным, но выбрал смерть, чтобы принести себя в жертву. Но если подчёркивать именно этот аспект, т. е. принесение в жертву самого себя, тут напрашивается скорее аналогия Ямы с Одином, а не с Имиром. Вообще у Дандекара больше об ипостасях Ямы: человек/бог/царь/смертный/бессмертный и проч.
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
C.Хоттабыч
миротворец
|
22 февраля 2018 г. 16:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати, вот ещё о собачках, точнее, об их вопиющей ритуальной нечистоте с точки зрения зрелого индуизма, в самом конце Махабхараты. Когда все Пандавы и их жена Драупади готовы совершить уход из мира, они бредут в качестве отшельников по лесам и горам, и за ними увязывается собака. Они один за другим падают в пути и умирают, последним остаётся старший брат и по совместительству царь Юдхиштхира, за ним продолжает плестись собака. Царю является Индра и настоятельно предлагает за великие заслуги "живым", то есть прямо в телесной оболочке, взять его на небо, и дальше происходит очень примечательный агонистический диалог. Юдхиштхира говорит, что согласен отправиться на небо только с этой бродячей собакой. Индра возражает, указывая на мерзость и нечистоту собак: "Нет в мире небес места тому, кто приходит с собакой, ибо тогда то, что накоплено с помощью жертвоприношений, уносят демоны, "обуянные яростью". Поэтому действуй обдуманно, о Царь дхармы! Оставь собаку, в том нет вероломства". Юдхиштхира благородно отвечает, что покинуть того, кто тебе предан — великий грех, и Индра объясняет упрямому праведнику всю степень мерзости собак на замечательном примере: "Если собака только глянет на оставленное открытым жертвенное подношение или на то, как оно предаётся огню, "обуянные яростью" утаскивают его прочь. Поэтому брось эту собаку и, если бросишь её, обретёшь мир богов". Потом, конечно, выясняется, что образ собаки принял сам бог Дхарма (небесный отец Юдхиштхиры) и, довольный выдержанным испытанием, царя всё же забирает на небо. Правда, там с небом у упрямого Юдхиштхиры опять осложнения, но это уже не о собаках.
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
pitiriman
миротворец
|
22 февраля 2018 г. 17:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Все эти философские разговоры о причинах нечистоплотности собак с точки зрения разных религий мне смешны. Моё мнение такое — нечистыми их считают за одну оригинальную привычку. Собаки очень любят кушать... фекалии, особенно человеческие. Простите за "великую сермяжную правду"...
|
––– Не летать на ядрах? Не охотиться на мамонтов? С Шекспиром не переписываться ? |
|
|
C.Хоттабыч
миротворец
|
22 февраля 2018 г. 17:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата pitiriman Собаки очень любят кушать
Для представления о ритуальной нечистоте скорее всё же важна связь с потусторонним миром (демоны, духи и прочие опасные сущности). У тех же индусов (и не только у них) опасно-нечистым считается любой покойник, так что после прикосновения к нему (похороны и проч.) необходимы специальные очистительные ритуалы, независмо от его (покойного) диеты. С другой стороны, кто уж больше копается в этом самом, чем навозный жук, которого египтяне, тем не менее, обожествляли.
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
urs
магистр
|
22 февраля 2018 г. 19:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата C.Хоттабыч кто уж больше копается в этом самом, чем навозный жук
Коровье "это самое" не только не считалось у индусов нечистым предметом, но даже использовалось для ритуального очищения.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
C.Хоттабыч
миротворец
|
22 февраля 2018 г. 20:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
urs , Коровье, возможно, и не считалось (насчёт ритуального очищения любопытно, киньте ссылку, пожалуйста), но дело ведь не в нём. Эти жуки ничьими фекалиями не брезгуют, но предпочитают как раз от животных, питающихся мясом, к коим относится и Homo sapiens — статья об их (жуков!) предпочтениях была пару лет назад в National Geographic.
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
urs
магистр
|
22 февраля 2018 г. 20:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
C.Хоттабыч, Точно не считалось. Как сейчас помню что-то вроде: для ритуального очищения посыплем площадку сухим коровьим навозом. Но где чёл не помню, может у Торчинова в Религиях мира.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
ganhlery
миродержец
|
22 февраля 2018 г. 20:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Абарат Вот это как раз то, что мне доктор прописал! Скачал. Читаю... Уже чувствую, что заимею эту монографию в бумаге
Рад, что заинтересовало Книга, пожалуй, уникальная. Сам читал когда-то в электронке, в том году разжился бумажным томиком. Причем даже покупать не пришлось — выменял в букинистическом магазине Повезло...
цитата Seidhe безумно интересно читать про всё это древнее, корневое, но всё-таки территориально близкое...
В яблочко Ты очень точно передал мое отношение ко всей этой индоиранщине — индоевропейщине.
цитата urs А кто и что из трудов Лафкадия издал?
Наверное, Seidhe пишет об этой книге.
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
ganhlery
миродержец
|
22 февраля 2018 г. 21:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата C.Хоттабыч но конкретных ссылок на то, чтO именно во вселенной или в социуме было построено из его тела (как у Пуруши или Имира)
Ну да, как то так получается — типологически Имиру близок Пуруша, а лингвистически и, отчасти, семантически — Яма. А сотворение частей космоса или социума из частей тела первосущества — вообще одна из знаковых тем различных и.-е. мифологий, в переосмысленном виде попавшая даже в средневековое христианство.
цитата pitiriman Собаки очень любят кушать... фекалии, особенно человеческие.
Упрощенное виденье, имхо. Древним иранцам эта собачья привычка не помешала считать собак крайне почтенными животными. А вот для Ближнего Востока, насколько могу судить, характерно менее трепетное отношение к собакам. В том числе и к их пищевым предпочтениям. Ср.:
цитата Притчи 26:11 Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
ganhlery
миродержец
|
22 февраля 2018 г. 21:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs использовалось для ритуального очищения.
цитата C.Хоттабыч насчёт ритуального очищения любопытно, киньте ссылку, пожалуйста
Вот, Википедия в статье о священных коровах пишет:
цитата Коровий помёт применяется как удобрение в сельском хозяйстве. Принято считать, что он обладает большой очистительной силой и поэтому его также используют для очищения жилища, обмазывая им стены. Дым от коровьего помёта является сильным дезинфицирующим средством. Коровья моча широко применяется в религиозных ритуалах и в медицинских целях. Панчагавья — элемент, обладающий наибольшей очистительной силой, состоит из пяти продуктов, получаемых от коровы: молока, йогурта, гхи, коровьей мочи и помёта.
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
Beksultan
миродержец
|
|
pitiriman
миротворец
|
|
Beksultan
миродержец
|
23 февраля 2018 г. 13:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
pitiriman, пожалуйста.
У меня вопрос ко всем. Может кому-нибудь попадались в фольклоре сюжеты, в которых персонаж превращался из мужчины в женщину и обратно? Я смог припомнить только древнегреческого Тиресия.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
glupec
миротворец
|
23 февраля 2018 г. 13:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну, чтоб не ходить далеко: та же Махабхарата -- Шикхандин. Дочь раджи поменялась полом с ракшасом...
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
pitiriman
миротворец
|
|
Beksultan
миродержец
|
23 февраля 2018 г. 13:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
glupec, а при каких обстоятельствах?
цитата pitiriman именно превращение? — именно. Причем в период пребывания женщиной человек даже выходит замуж и рожает детей.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
glupec
миротворец
|
23 февраля 2018 г. 13:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Beksultan glupec, а при каких обстоятельствах?
Если не изменяет склероз -- раджа панчалов оч. хотел иметь сына, до совершеннолетия дочери воспитывал ее как мальчика, от всех скрывал, и т.п. Она настолько привыкла, что сама хотела быть мужчиной. Потом пошла в лес и увидела там ракшаса, у которого была обратная ситуация -- он мечтал стать ж. "Обменявшись такими словами, поменялись обое полами" Из-за чего Бхишма впоследствии не смог поднять руку на Шикхандина, и Пандавы воспользовались этим, чтобы Бхишму убить. Но это уже другая история.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Zirael
магистр
|
|
Zirael
магистр
|
|
Beksultan
миродержец
|
23 февраля 2018 г. 13:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zirael а Локи не подойдёт? — там дело вот в чем. Нашел киргизскую сказку, не переводившуюся на русский язык. В ней фигурирует волшебный родник, если кто-то попьет воды из него, то поменяет пол. Интересно было бы взглянуть на аналогичные сюжеты в фольклоре других народов. Пока из близкого нашел такое — I92. Радуга меняет пол Ну и совсем уж близкое нашлось в "Тысяче и одной ночи", в третьем рассказе невольницы (ночи 582—584) -
цитата И везирь поехал с царевичем, затаив желание подстроить ему ловушку, и задумал он в сердце против него зло. И когда оказались они в пустыне, везирь вспомнил, что там в горах есть ручей с текучей водой, называемый Блестящим, и что всякий, кто попьёт из него, если это мужчина, обратится в женщину. И когда везирь вспомнил об этом, он приказал воинам спешиться поблизости от этого ручья, а сам сел на коня и сказал царевичу: «Не хочешь ли ты отправиться со мной и посмотреть на ручей с водой в этом месте?»
Подозреваю даже, что киргизская сказка появилась под влиянием именно этой истории, благо прецеденты были.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|