автор |
сообщение |
Zirkohid
магистр
|
|
armanus
авторитет
|
18 января 2014 г. 21:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Обнаружил странное произведение которое судя по названию может оказаться первой фантастической поэмой или стихотворением на русском языке: автор БОРОЗДНА Василий Петрович, называется "Видение престарелого сибирского жреца во время народной битвы при Лейпциге" — Москва 1814 г., 5 стр. в четвертушку. Наверное сверхраритет, никаких дополнительных данных найти не могу, не знаю даже в стихах или в прозе. Самое интересное, какое все-таки отношение имеет сибирский шаман к Лейпцигской битве? Типа "в огороде бузина а в Киеве дядька".
|
|
|
slovar06
магистр
|
|
Zirkohid
магистр
|
|
slovar06
магистр
|
|
goldfinger
философ
|
|
шерлок
философ
|
18 января 2014 г. 23:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Нет ли у кого доступа к комплекту журнала "Природа и люди" за 1894 год? Вроде бы в том году в его редакционной статье был впервые употреблен жанровый термин "научная фантастика". Если это так, то автором термина, вероятнее всего, является Фавст Сергеевич Груздев (http://mir.k156.ru/gruzdev.php/)
|
|
|
Geographer
философ
|
|
armanus
авторитет
|
|
milgunv
философ
|
|
visto
авторитет
|
19 января 2014 г. 01:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата armanus armanus Самое интересное, какое все-таки отношение имеет сибирский шаман[/q] "...К началу войны с Наполеоном генерал-майор А.А. Скалон командовал драгунской бригадой, в составе Сибирского, Иркутского и Оренбургского полков. ...Итак, в 1810 г. все сибирские регулярные полки, не считая гарнизонных и вспомогательных войск, были выведены в Европейскую Россию. Данное предприятие имело исключительную важность для Российской империи в то время, поскольку при вторжении войск Наполеона в 1812 г. подтягивание резервов из Сибири к театру военных действий могло занять большое количество времени. Сибирские полки в начале Отечественной войны 1812 г. сыграли свою значимую роль в отражении ударов неприятеля, как в арьергардных боях, так и в крупных сражениях". См. http://www.surwiki.ru/wiki/index.php
И не только сибиряки, но и якуты!
Еще цитата (тот же сайт):
Из тайги, тайги дремучей, От Амура от реки Молчаливо грозной тучей Шли на бой сибиряки. Их сурово воспитала Молчаливая тайга, Бури грозные Байкала И сибирские снега. Ни усталости и страха; Бьются ночь и бьются день, Только серая папаха Лихо сбита набекрень. Эх, Сибирь, страна родная, За тебя-ль, мы постоим Волнам Рейна и Дуная Твой привет передадим. Из тайги, тайги дремучей.
В редчайшем издании, в первом историческом исследовании, посвящённом Отечественной войне 1812 г., опубликованном спустя год после описываемых событий, мы читаем: «Гробы спасителей России будут драгоценны народу и по смерти. В военных действиях один прах ваш, вынесенный предряды воинов, оживит их жаром мужества и подаст вновь силы к совершенному врагов истреблению. Дух ваш и тогда на крылиях победы будет парить пред полками Российскими. А младые воины в одних примерах подвигов ваших станут отныне снискивать себе честь и славу».
А за находку публикации — низкий поклон и большое спасибо!
|
|
|
fortunato
авторитет
|
19 января 2014 г. 11:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вообще-то эти "видения" — вполне распространенный поджанр в первой половине XIX в. Они могли приписываться властителям или, с другой стороны, людям низших сословий (крестьянам, мещанам), устами которых якобы говорила высшая истина — и, наконец, предсказателям (подобным данному "сибирскому шаману"). Видения "предсказывали" ход будущих сражений, политические события, судьбу упомянутых властителей — в частности, Наполеона. Относить их к фантастике особого резона нет, как например и еще один распространенный поджанр тех времен — "разговоры в царстве мертвых".
|
|
|
slovar06
магистр
|
19 января 2014 г. 11:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
archivsf для библиографии М. С. Пруссака
Орлы над пропастью. Предзимний альманах. СПб.: газ. «Пб. Глашатай» И. В. Игнатьева, 1912. 4 стр. в 2 стлб. 300 экз. 25 коп.
Содержание: Сологуб Ф. «Мечты мои жестоки...». – Брюсов В. Игорю-Северянину (Сонет-акростих с кодою) («И ты стремишься в высь, где солнце – вечно...»). – Северянин И. «Мороженое из сирени...». – Скалдин А. «Стадо к полдню уснет, а мы – собирать землянику...». – Куприн А. Письмо в дирекцию. – Казанский. Первый год эгофутуризма. Академия эгопоэзии (Статья с портр. и факсимиле Игоря Северянина). – Дорин Д. Проза кузнеца («Тяжел, тяжел мой старый молот...»). – Кокорин П. Первопуток («Ах, первопуток! первопуток!..»). – Широков П. Фантазия осеннего заката («Проходит чуть устало в осенней дымке леса...»). – Пруссак М. Пантомима («Это только пантомима...»).
http://www.philol.msu.ru/~modern/main.php...
"Надо сказать, что среди членов Управы ОСУЗа уже с начала апреля появился один более взрослый человек -- только что вернувшийся из ссылки "витмеровец", эсер и поэт, Владимир Пруссак. Что значит -- "витмеровец"? Несколько учеников одной из питерских гимназий во главе с юношей по фамилии Витмер были два или три года назад арестованы по обвинению в принадлежности к партии эсеров. Их судили и выслали на поседение в Сибирь. В ссылке молодые люди эти попали под крыло старой эсерки, "бабушки русской революции", как ее именовала партийная пресса, Екатерины Брешко-Брешковской. Владимир Пруссак, юноша из интеллигентской семьи, не то докторской, не то инженерской, еще до всего этого выпустил небольшой сборник стихов под замысловатым, "бодлеровским" заглавием -- "Цветы на свалке". Стихи -- что и понятно -- были еще совсем не самостоятельные, подражательные. Образцом был -- никак не гармонируя с названием сборника -- Игорь Северянин. Шестнадцати- или семнадцатилетний гимназист В. Пруссак рассказывал в северянинской лексике и ритмике о том, как он (они -- такие, как он) после очаровательно проведенного дня "развратно поаскетничать автомобилят в „Метрополь"" и т. д. и т. п. Критика отнеслась к выпущенному на собственные средства автора белому сборничку, пожалуй, иронически. Публика им не заинтересовалась... Уж очень много таких "развратно-аскетничающих" юнцов появилось на ее горизонте. Она не верила в их изыски, и правильно делала... Как совмещались в голове и в душе юного поэта северянинские эксцессы с эсерством, я сейчас уже не берусь растолковать ни читателю, ни даже себе. Воображая теперь психологию тогдашней интеллигенции, мы невольно стараемся рационализировать (и -- схематизировать) ее странную противоречивость. Нам все кажется, что такой причудливой двойственности быть не могло, что это -- либо полная беспринципность, либо камуфляж, либо... А на деле все обстояло вовсе не так, и тот же Пруссак был совершенно искренен в обеих своих ипостасях -- и когда переносил с одной конспиративной квартиры на другую эсеровскую литературу, и когда наслаждался "бронз-оксидэ, блондинками -- Эсклармондами" Северянина, его распутными "грэзэрками", его "принцессами Юниями де Виантро" и пытался -- в стихах, конечно, только в стихах! -- изобразить и себя удачно "смакующим мезальянсы" с различными "напудренными, нарумяненными Нелли". Никаких Нелли не было; не было и доступных гимназисту "Метрополей". И как только постановлением суда В. В, Пруссак был отправлен по этапу в Сибирь, он забыл о "двенадцатиэтажных дворцах" своего кумира, об "офиалченных озерзамках" Мирры Лохвицкой и всей душой переключился в иную тональность. В сибирском издательстве "Багульник" вышел второй сборник стихов В. Пруссака, с совершенно иным настроем. Назывался он "Крест деревянный" и был полон не очень определенными, но скорее блоковскими, чем северянинскими, реминисценциями. Этот сборничек был замечен и получил совсем другую оценку. И стихи стали много серьезнее, самостоятельнее (среди них -- несколько просто превосходных), и -- отчасти -- сыграло свою роль положение автора: "витмеровцев"-гимназистов защищал чуть ли не сам Керенский, процесс был "громким", осужденные в глазах общества стали жертвами и героями. Стихи такого начинающего поэта невольно производили впечатление... В ссылке "витмеровские" связи с эсеровской (право-эсеровской) группировкой укрепились. Вернувшись из Сибири в первые же дни свободы, и Пруссак, и его единомышленник, друг и "сообщник" Сергеев оказались в центре внимания старшего поколения эсеров -- Пруссак стал своим у Савинкова, у приехавшей в Петроград "бабушки", в семье Керенских. На одно из осузских заседаний они -- он и Сергеев -- явились вдвоем. Ореол вчерашних ссыльных осенял их. Под гул всеобщей овации оба героя были "оптированы" в состав Управы в качестве ее почетных членов. Сергеев после этого сразу же исчез с нашего горизонта, а Владимир Владимирович Пруссак оказался деятельным нашим сочленом, интересным и приятным товарищем... Да и неудивительно: вчерашний "каторжанин", "кандальник", овеянный романтикой следствия, суда, ссылки "в места отдаленные", и в то же время -- поэт с двумя книгами! Он пленил ОСУЗ, осузцы пленили его... увы ненадолго: летом 1918 или 19-го года он скончался от аппендицита. Я вспомнил Владимира Пруссака потому, что его эсеровские связи повлияли на наш "концерт-митинг". Он таки состоялся 19 апреля в Михайловском театре. Однако если вы возьмете газеты тех дней, вы не найдете там упоминания об ОСУЗе в связи с этим фактом. Вы увидите всюду -- и в газетах, и на театральных афишах Государственных (вчера еще -- Императорских) театров -- объявления, что такого-то числа "имеет быть "концерт-митинг" в пользу раненых и солдат на фронте, каковой будет проходить под верховным шефством и эгидой Ольги Львовны Керенской". Слова "ОСУЗ" там нет. Такая высокая патронесса была необходима для дела, и Владимир Пруссак сумел поставить ее имя на нашем осузском мероприятии, как вензель высочайшей особы. Ну как же: супруга "самого"!"
Глава "Началось", подзаголовок "Концерт-митинг" http://lib.ru/PROZA/USPENSKIJ_L/peterburz...
|
––– ищу фантасгармонию :) |
|
|
witkowsky
гранд-мастер
|
19 января 2014 г. 13:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата slovar06 В сибирском издательстве "Багульник" вышел второй сборник стихов В. Пруссака, с совершенно иным настроем. Назывался он "Крест деревянный" и был полон не очень определенными, но скорее блоковскими, чем северянинскими, реминисценциями. Успенский явно писал по памяти. Книга: Владимир Пруссак. Деревянный крест. 1917, Иркутск, "Иркутские вечера", 109 с. - - стоит на полке у Льва Турчинского. С Блоком — ничего общего.
|
––– "Если надо объяснять. то не надо объяснять"(с) Евгений Витковский |
|
|
ameshavkin
философ
|
19 января 2014 г. 13:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата slovar06 Владимир Пруссак, юноша из интеллигентской семьи, не то докторской, не то инженерской, еще до всего этого выпустил небольшой сборник стихов под замысловатым, "бодлеровским" заглавием -- "Цветы на свалке".
Приговор был в декабре 1912, а книга вышла в 1915 в Петрограде. Т.е. когда Пруссак уже года полтора находился в иркутской ссылке. Кстати, его отец — известный архитектор.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
slovar06
магистр
|
19 января 2014 г. 18:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Приговор был в декабре 1912, а книга вышла в 1915 в Петрограде. Т.е. когда Пруссак уже года полтора находился в иркутской ссылке. Кстати, его отец — известный архитектор.
спасибо
|
––– ищу фантасгармонию :) |
|
|
slovar06
магистр
|
19 января 2014 г. 18:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата witkowsky Успенский явно писал по памяти. Книга: Владимир Пруссак. Деревянный крест. 1917, Иркутск, "Иркутские вечера", 109 с. - - стоит на полке у Льва Турчинского. С Блоком — ничего общего.
спасибо может, у Л. Мартынова в Воздушных фрегатах упоминается? Вообще, в ходе поисков с удивлением обнаружил, что поэзией в то время баловались и Ясинский, и Буданцев, и Панов...и др. впоследствии прозаики-фантасты
|
––– ищу фантасгармонию :) |
|
|
armanus
авторитет
|
19 января 2014 г. 18:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ответное спасибо visto, теперь между Сибирью и Лейпцинской битвой проявляется какая-то историческая связь, правда непонятно имеет ли она к шаманскому "видению" какое-нибудь отношение или нет. А по поводу отнесения или неотнесения данного текста к фантастике нужно конечно судить только по самому тексту. Попробую его в РГБ отыскать когда там буду, а если единственный уцелевший экземпляр в Питере, тогда плохо дело. Теперь на другую тему: русскоязычный зарубежный фантаст Алексей Константинович Коротюков — кажется на этом сайте еще не засветился, в базе такого нет. Нашел в каталоге эмигрантской литературы его роман "Нелегко быть русским шпионом" (Ann Arbor, изд. Эрмитаж, 1982 г.) с такой замечательной аннотацией: "Не по своей воле поступил на работу в разведку герой этого романа. Под телепатическим внушением он постепенно теряет свое "я", послушно выполняя все приказания КГБ". Эта книжка есть на Алибе но число страниц почему-то другое. Про этого Коротюкова еще узнал из сети, что он до эмиграции был актером и играл в фант-фильме "Мечте навстречу", по сценарию Бердника. Кстати на странице фильма в базе его фамилии нет, наверное выкинули из-за отъезда. В том же эмигрантском каталоге обнаружил одну пропущенную Фантлабом публикацию классиков — "Страна багровых туч" 1985 год (290 стр.), к сожалению без указания издательства, но явно из той же известной серии пиратских заграничных публикаций с фиктивными выходными данными, что и "Жук в муравейнике", "Второе нашествие марсиан" и др. Они там тоже все перечислены.
|
|
|
Zirkohid
магистр
|
|
ЯэтоЯ
магистр
|
19 января 2014 г. 20:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
armanus цитата armanus Кстати на странице фильма в базе его фамилии нет, наверное выкинули из-за отъезда.
Посмотрел на Кино-театре — это мой любимый источник информации по кино — там он есть — написано: Эпизод.
|
––– "Это я" М. Щербаков; "Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян |
|
|