Артур Кларк Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Артур Кларк. Обсуждение творчества.»

Артур Кларк. Обсуждение творчества.

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 марта 2024 г. 12:21  
Перечитываю «Свидание с Рамой» и внезапно обратил внимание на деталь, которая ещё до середины книги развеет для внимательного читателя интригу относительно цели путешествия звёздного странника:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Высокий лишь один берег в Цилиндрическом море, а значит создатели Рамы рассчитывали лишь ускоряться с этим океаном в жидком виде. Ведь если аналогично тормозить, то океан выльется на "северную" половину, смысла нет вообще в этой разнице высот. Значит никаких тормозных манёвров не планируется у Солнца, если бы наша система была конечной точкой путешествия, то корабль начал бы тормозить задолго до того, как океан начал таять. И поэтому тут же сразу выдвинутая теория о "ковчеге спасения" изначально несостоятельная.

Впрочем, не уверен, что автор это полностью именно так и задумал.
–––
Каждый охотник желает знать секрет форума.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 марта 2024 г. 13:00  
Артур Кларк инженер, у него нет бессмысленных деталей — тем более в проекте межзвездного корабля.


философ

Ссылка на сообщение 24 марта 2024 г. 13:01  
Он мог и развернуться, так что приливная волна всё равно бы била в высокий берег.


миротворец

Ссылка на сообщение 24 марта 2024 г. 13:05  
Ну да, у Рамы ведь нет двигателей спереди — значит, для торможения надо разворачиваться.
–––
Qu'ils clampsent, le singe chauve avec sa bande


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 марта 2024 г. 13:20  
цитата Vramin
Он мог и развернуться, так что приливная волна всё равно бы била в высокий берег.

цитата Ученик Дьявола
Ну да, у Рамы ведь нет двигателей спереди — значит, для торможения надо разворачиваться.

Возможно, но тут ещё неизвестен принцип действия тех двигателей. Они явно не реактивные, и неизвестно, может ли объект вращаться как-то иначе кроме как вокруг своей оси.
–––
Каждый охотник желает знать секрет форума.


миротворец

Ссылка на сообщение 24 марта 2024 г. 14:41  
Ну, тут уж мы вступаем в область чистых догадок... Впрочем, как совершенно справедливо заметил С.Соболев, Кларк уж наверняка детально продумал проект Рамы, прежде чем представить его на суд читателя :-)

Хм, а пойду-ка я перечитаю "Свидание с Рамой" — что там говорится насчет гипердвигателей? Я уже подзабыл...
–––
Qu'ils clampsent, le singe chauve avec sa bande


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 июля 2024 г. 11:55  
Джонатан Фрейкс выступит режиссером и продюсером шестисерийного сериала Венера Прайм   За сценарную адаптацию отвечают Дэвид Кормикан и Дуэйн Хилл .Автор оригинальной серии Пол Прюсс тоже будет принимать участие в проекте https://variety.com/2024/tv/global/jonath...


миродержец

Ссылка на сообщение 3 июля 2024 г. 15:37  
Забавно, что экранизировать будут не самого Артура Кларка, а подражания и фанфики к его рассказам.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


миротворец

Ссылка на сообщение 3 июля 2024 г. 15:51  
Славич, так а чего забавного, рассказ все равно нужно до полноценного фильма растягивать.
А тут уже растянуто другим, профит


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2024 г. 00:21  
цитата eos
так а чего забавного, рассказ все равно нужно до полноценного фильма растягивать.
А тут уже растянуто другим, профит
Так-то да, Вы правы, отлично сформулировали суть. Забавно то, что это, похоже, первый случай в истории, когда "фанфик" экранизирован раньше оригинального произведения. Только по рассказу "Двое в космосе" был снят фильм "В космической ловушке", хотя и посредственный.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


активист

Ссылка на сообщение 14 сентября 2024 г. 23:06  
Появилась возможность ознакомиться с:

Кубатиева, Нина Мартиевна.
Научно-фантастические романы Артура Ч.Кларка : к вопросу о специфике жанра : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05. — Москва, 1980. — 176 с.

Что интересно, Нина Мартиевна ещё и переписывалась с Кларком, в некоторых местах поясняет позицию автора по тому или иному роману цитатами из писем.

Кстати, а к Алану Кубатиеву никакого отношения не имеет или имеет?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 сентября 2024 г. 00:27  
Первая жена Алана Кубатиева, с середины 1980-х — Нина Коптюг.
Статьи о фантастике известные такие:
https://fantlab.ru/edition58095
https://fantlab.ru/edition30976
И так же переводчица: https://fantlab.ru/translator1022


активист

Ссылка на сообщение 15 сентября 2024 г. 00:48  
цитата С.Соболев
Первая жена Алана Кубатиева
Да уж, «предчувствия его не обманули».


магистр

Ссылка на сообщение 22 сентября 2024 г. 14:47  
цитата
Появилась возможность ознакомиться

Простите, где можно ознакомиться? Намекните, или напишите в личку.


активист

Ссылка на сообщение 22 сентября 2024 г. 15:40  
цитата Толкователь
Простите, где можно ознакомиться?
«Ленинка», отдел диссертаций.


активист

Ссылка на сообщение 22 сентября 2024 г. 17:41  
Но обещаю поделиться интересными отрывками.


активист

Ссылка на сообщение 23 сентября 2024 г. 21:20  
Отрывок диссертации Кубатиевой, посвящённый роману «2001: Космическая одиссея»


"2001: космическая одиссея", фильм и основанная на сценарии книга, вышли в свет в 1968 году(1). Они вызвали массу нареканий, похвал, упреков в неясности, обвинений Кларка и режиссера Кубрика в религиозности или, наоборот, в недостаточном внимании к "божественному"; авторы получили множество вопросов и пожеланий сделать продолжение.
_______________
1. По желанию Кубрика, фильм был выпущен раньше романа. Так как это был самый конец года и Кларк еще вносил в текст книги некоторые изменения, он сам ставит двойную дату: 1968-9


Артур Кларк и Стенли Кубрик, возможно, не ожидали такой реакции на свое произведение и долгое время не могли отрешиться от славы "создателей "2001". Неожиданностью было и то, что им приходилось неоднократно выступать в печати с разъяснениями неясностей(2), или же "Кларка ловили и сообщали ему, что именно он хотел сказать своей "Одиссеей"(3).
_______________
2. См. например: J. Agel, "The making of Kubrick's "2001", NY, 1970; A.C. Clarke, "The Lost Worlds of "2001", L.,1972
3. Anne McCaffrey, Romance aad Glamour ia Science Fiction. In: "Science Fiction. Today and Tomorrow", p, 286


Поэтому при разборе романа придется учитывать многие факторы: большое число рецензий и обзоров фильма и романа (мы не ставим себе целью рассмотрение всех рецензий, так как это превысило бы допустимый объем нашей работы вдвое ) — такие обзоры появляются и сейчас, спустя более чем десять лет после появления "Космической одиссеи"; книги и интервью с авторами произведения; наконец, и то, что сегодня этот роман ( и фильм ) уже не является уникальным, хотя продолжает оставаться одним из лучших научно-фантастических произведений конца шестидесятых годов.

"Нашей основной задачей было создание такой истории, которая бы не устарела — или, еще хуже, не показалась нелепой — через несколько лет. Нам нужно было предугадать будущее", — писал Кларк(4)
_______________
3. Arthur C. Clarke, "The Lost Worlds of "2001", L., 1972, preface.


Мнения о романе "2001: космическая одиссея" были и остаются самыми разными, а сейчас на восприятие его наслоились и первоначальные суждения, сделанные тогда, когда это было действительно уникальное произведение о космосе, думается, основное противоречие в толковании романа и фильма было верно подмечено исследователем кинофантастики Джоном Бакстером.

Он писал: "Инстинктивно или случайно, Кубрик и Кларк выбрали такой сюжет, который соединил позитивную позицию НФ литературы с негативной позицией НФ кино"(4).
_______________
4. J. Baxter, "Science Fiction in the Cinema", NY, 1970, p. 185


Мы бы выразили это более определенно: последовательный гуманист и оптимист Артур Кларк, приверженец научно-технической фантастики, считающий юмор неотъемлемой частью рассуждений о человечестве, в течение пяти лет создавал свое произведение в тесном контакте со Стенли Кубриком, к творчеству которого справедливо применяется слово "апокалипсис"(5), а к юмору (когда он вообще присутствует ) присоединяется эпитет "черный". Результат получился очень интересный, хотя он и вобрал, в себя необходимость авторского комментария, включенного Кларком в текст романа и иногда замедляющего действие.
_______________
5. Так рассматривал фильм "2001" P. Соболев в своей статье "Апокалипсис по Кубрику" ("Искусство кино", № 9, 1974). Мы не согласны с Р. Соболевым в том, что касается романа, так как он не делает различия между позицией Кларка и Кубрика; происходит это, видимо, и потому, что автор статьи пользовался русским переводом романа (М., "Мир", 1970 ), где опущен финал.


Артур Кларк, считающий, что цель его творчества — заставить человека думать, и цель фантастики вообще — "подготовить людей к восприятию будущего без боли, поощрить гибкость ума"(6), начинает романом "2001: космическая одиссея" размышления о соотношении Человека и Вселенной. Несмотря на обилие объяснений и сюжетных мотивов из ранних произведений, роман безусловно знаменует новый этап творческого пути писателя: Кларк ставил перед собой определенную цель и сознательно ей следовал. "Она ставит философские, метафизические и даже религиозные вопросы. Я не претендую на то, что имею все ответы. Но о самих вопросах, конечно, стоит подумать", — говорил он о своей "Одиссее"(7). Нельзя поэтому согласиться с тем, что "2001" — это коллекция из ранних рассказов" ("a patchwork of shorter, earlier tales")(8). He заметить в романе 2001: космическая одиссея" ничего нового — значит не понять, куда идет Кларк как художник и мыслитель.
_______________
6. J. Agel, "The Making of Kubrick's "2001", p. 300
7. J. Agel, op. cit., p. 93
8. George Edgar Slusser, The Space Odysseys of Arthur C. Clarke. The Milford Series, Popular Writers of Today, v. 8, 1978, p. 5. Во Введении говорилось о том, что Дж. Шлюссер в своей работе о Кларке все его произведения рассматривает как построенные по "образцу "Одиссеи", не видя никакой эволюции в его романах разных лет; он доходит до того, что приравнивает героя "2001", Боумена, к Одиссею, на основании имени, проводя параллель между англ. "bow" ("лук") и известным эпизодом из гомеровской "Одиссеи"!



На наш взгляд, в романе можно выделить следующие основные проблемы. В центре поставлен Человек и его роль во Вселенной, осознание им этой роли. Вторая проблема тесно связана с первой: это отношение Вселенной к Человеку, показанное на примере контакта с иными разумными народами, которые могут существовать в космосе и о которых нам ничего не известно. Рассматривая взаимодействие разных интеллектов, Кларк ставит перед читателем еще одну проблему на стыке двух первых: взаимодействие человека и машины, которое в романе является как бы подготовкой космонавта к восприятию чуждого разума. Все смысловые линии романа связаны в единое целое образом Времени, позволяющим понять философский настрой автора. "Время — подлинный главный герой у Кларка", отмечал Дэмон Найт(9).

В некоторой степени все эти проблемы мы находим и в ранних романах, но ни один из них не был целиком построен на решении этих вопросов.

"В моих книгах очень много символизма, иногда намеренного, иногда бессознательного", — указывал Кларк(10), отвечая на многочисленные вопросы о символическом смысле происходившего в "Космической одиссее". Подобный ответ заставляет вспомнить свидетельство Энн МакКэффри (см. стр. 92 настоящей работы) и заподозрить Кларка в том, что иногда он отвечал на вопросы, желая скорее избавиться от спрашивающего...
_______________
9. Цит. по: J. Baxter, "Science Fictien in the Cinema", p. 185
10. J. Agel, "The Making of Kubrick's "2001", p. 310



В книге есть символические образы, но они еще не дают основания причислить Кларка к "мистикам" или "символистам". Один из таких образов, центральный в романе, — черный монолит, вызвавший, к удивлению писателя, недоумение читателя (и зрителя), да это же просто "сигнализация против грабителей!" ("burglar alarm")(11). Но если так, то просто ли?

Монолит впервые появляется перед существом, которому еще только суждено стать Homo Sapiens, три миллиона лет назад(12). Стадо Наблюдающего Луну не обращает внимания на первое свидетельство внимания Вселенной к Земле, к монолиту привыкают и перестают замечать. Но посланец чужого разума не пассивен, "он изучает их умы, составляет карту их тел, оценивает их возможности"(13). Монолит — машина, ставшая почти живым существом. Совершив ошибку, она прекращает работу, анализируя свой промах: нельзя причинять вред живым существам, если они ( хотя бы потенциально) обладают искрой разума.

В первой части, названной "Доисторическая ночь" (пример "подсознательного символизма"?), дано введение к роману. Еще нет людей, поэтому все события рисуются простейшими средствами, через восприятие обезьяно-людей. Нет и пришельцев, они изображены намеком, но в тексте романа: "Как и человек, они были бесконечно любознательны", — этой фразы мы не найдем, Кларк напишет ее позднее(14).
_______________
11. J. Agel, "The Making of Kubrick's "2001", р. 110
12. Сведения о том, что возраст человека датируется значительно позднее, чем предполагалось, были опубликованы в печати после книги Кларка: перед нами один из примеров предвидения в НФ
13. А.С. Clarke, "2001: A Space Odyssey", L., 1968, p. 19
Все цитаты даны по этому изданию, в дальнейшем в сноске дано название романа ("2001") и страница.
14. Arthur C. Clarke, "The Lost Worlds of "2001", p. 54



Второе явление монолита, в данном случае действительно "сигнала тревоги", то есть выхода человека в космос, происходит через три миллиона лет. Человек разумный уже существует, Кларк показывает рубеж двух тысячелетий, конец XX и самое начало XXI века. Работу ученых на Луне и их быт Кларк показывает удивительно достоверно. Луна и ее освоение, по его мнению, дел ближайшего будущего, подробно он описал весь процесс покорения естественного спутника Земли в романах "Свет Земли" /1955/, "Обвал лунной пыли" /1961/ и в многочисленных рассказах. В "Космической одиссее" Кларк сразу вводит читателя в курс дела, считая его подготовленным, и не тратит много времени на предварительные объяснения: обстановка должна быть нам знакома(15).

Как и его великого предшественника и соотечественника Джонатана Свифта, Кларка "... отличает страсть к точным цифрам. Все рассортировано, подсчитано, обозначено с полной определенностью"(16). Кларк убеждает нас в том, что он прекрасно знает ту Луну, которую описывает. Его реализм здесь поражает.
_______________
15. Напомним, что в период создания "2001" человек еще не совершил посадку на Луне, поэтому зритель и читатель мог оказаться подготовленным только в том случае, если был знаком с НФ произведениями.
16. Эти слова Ю. Кагарлицкий написал о Дж. Свифте (см.: Ю. Кагарлицкий, Что такое фантастика? М., ХЛ, 1974, с. 67), но нам кажется, что их можно применить и к Кларку.



Обнаружив монолит на Луне, земляне сразу определяют, что перед ними — "первое свидетельство существования разумной жизни помимо Земли"(17). Однако Кларк, открыто восхищаясь работающими на Луне учеными, недвусмысленно выражает свои взгляды на современную политическую обстановку. Пытаясь перенести в космос привычные земные мерки, предрассудки, границы, секретность, вызванную соперничеством сильнейших государств, не позволяя ученым следовать их естественному стремлению -делиться знаниями с коллегами, — политики, власть имущие тем самым наносят непоправимый ущерб не только исследованиям. Страдает вся планета, все человечество(18).

Ситуация на Земле не лучше, она охарактеризована одной фразой. "Каждый раз, улетая с Земли, Флойд думал, будет ли она на месте, когда ему придется возвращаться"(19). В фильме современное международное положение приводит к выводу о неизбежности гибели Земли, если не изнутри, то извне. В романе Кларк не считает, что это непременно произойдет: по его мнению, единственный способ спасения — это объединение лучших умов в один и свободный обмен идеями, дальнейшее познание Вселенной силами всего человечества.

Немногие понимают смысл открытия. "Политическое значение его огромно, — пишет автор. — Всякий разумный человек, каждый, кто способен видеть дальше своего носа, обнаружит перемену в своей жизни, философии, жизненных ценностях"(20). Представим себе, что мы точно узнаем, одиноки мы во вселенной или нет. Такое знание, конечно, должно изменить наше привычное существование. Но Кларк предвидит и другую возможность.
_______________
17. "2001", с. 70
18. Кларк писал в предисловии к переизданию одного из своих первых романов: "Оnе of the main themes of this novel was the absurdity of exporting national rivalries beyond the atmosphere" (A.C. Clarke, "Prelude to Mars", NY, 1965, p. 5)
19. "2001", c. 42
20. "2001", с. 81



Человек — но не человечество! — узнает, что больше не одинок, и пускается в путь. В отличие от рассказа "Страж", написанного за двадцать лет до романа, люди не ждут, пока к ним явятся "смотрители маяка" (монолита), но сами снаряжают экспедицию. Стадия до контакта четко делится писателем на два этапа. Запуск корабля, программирование компьютера, подбор экипажа — двух американских космонавтов... Это дело терпит крах.

Вторая стадия начинается, когда капитан Дэвид Боумен остается наедине с космосом. Появляется надежда на успех, и писатель настойчиво ее поддерживает. Нынешняя государственная, общественная организация человечества показывает, что мир еще не готов к высокой миссии. Но отдельный человек, не проявлявший никаких особых качеств до момента крайней необходимости, оказывается достойным представителем Разума наедине с Вселенной.

Узнав об истинной цели миссии, Боумен понимает ошибку программистов и не удивляется бунту компьютера ЭАЛа (Хэла), ставшего виновником гибели космонавтов, и буднично принимает всю тяжесть задания на себя.

Человек уже понял, что с машиной можно сотрудничать, но еще не научился избавлять ее от собственных ошибок. Не только Боумен, но и его коллеги привыкли относиться к компьютеру как к живому существу. Они не подозревают того, к чему умело готовит читателя автор(21). В начале путешествия Кларк упоминал об одной существенной детали подготовки ЭАЛа к полету: "Только он один знал настоящую цель, которую никогда не узнают его коллеги-люди"(22). Здесь заложена основа конфликта.

Кларка часто упрекали в том, что он нарушил "Три закона роботехники", придуманные Айзеком Азимовым. Робот не должен причинять зло людям, а ЭАЛ не просто причиняет зло — он убивает. Но ведь у Кларка уже появлялся "сумасшедший" робот ("Город и звезды"), и виновником его "сумасшествия" был человек. То же самое происходит и в данном случае. "Как и его создатели, ЗАЛ был создан невинным", — иронически замечает автор(23). Он не хочет, чтобы компьютер восприняли как популярный образ бунтующего против человека фантастического монстра. В ошибке виноваты люди, вложившие в ЭАЛа неверную программу. Люди заставили его солгать, но не научили человеческому постулату "ложь во спасение". Чем ближе время, когда ему признаться во лжи, тем отчаяннее, изобретательнее становится ЗАЛ в попытках этого избежать. Отключение для него смерть, поэтому он сопротивляется, с машинной логикой убивая людей, — в него ведь вложен инстинкт самосохранения!
_______________
21. Кларка упрекали за неясности в поведении компьютера, очевидно, поэтому он вводит в роман дополнительные разъяснения.
22. "2001", с. 148
23. "2001", с. 149



Сцена "смерти" компьютера — одна из самых впечатляющих в романе (и в фильме, критики далее упрекали Кубрика в том, что компьютер у него — единственное существо, способное вызвать слезы). Его возврат к механическому младенчеству, переход от языка ученого к детскому и неразборчивому лепету и полное молчание не случайно воспринимаются Боуменом как трагедия: теперь он совсем один. Мастерство писателя здесь достигает таких высот, что режиссер Кубрик во время работы над фильмом отмечал "уникальную способность придавать боль, остроту умирающему океану или разумному пару"(24), которой обладает Кларк.

"Тот факт, что создатели ЭАЛа не сумели полностью понять психологию собственного творения, показывал, как трудно будет установить контакт с действительно чуждым существом"(25). Боумен знает, что человек — не единственное разумное создание во вселенной. Происшедшие события уже несравненно продвинули его вперед. Если у людей, нашедших монолит на Луне, хватает ума только на то, чтобы не пытаться его вскрыть или взорвать, то Боумен, увидевший гигантский дубликат монолита на одной из лун Сатурна, успевает понять его цель и послать последнее сообщение на Землю. О Земле он не забывал в течение всего своего нелегкого пути, но с изменением космонавта, его представлений о вселенной меняется и его восприятие бывшей родной планеты, пришельцев, всего, что ему приходится пережить.
_______________
24. J. Agel "Thе making of Kubrick's "2001", р. 135
25. "2001", с. 170



Боумен ожидает встречи с пришельцами, "ибо те, чьи машины действуют через три миллиона лет, могут построить в равной мере долговечное общество"(26). Он быстро понимает, что ему ничего не грозит, неведомые "хозяева" кормят его безвкусной, но питательной пищей и поят дистиллированной водой. Чем интересен для могущественной цивилизации Боумен — в данном случае индивидуальный представитель целого народа? "Так как во всей Вселенной они не нашли ничего более драгоценного, чем Разум, они повсеместно поддерживали его рост. Они стали фермерами звездных полей. Они сеяли, иногда им приходилось и пожинать"(27). Такова цель пришельцев, которые представляют собой, как во всех романах Кларка, чистую энергию разума.
_______________
26. "2001", с. 162
27. "2001", с. 186



Человек — Боумен — должен сам понять, с кем он встретился, если ему это удастся, то и он станет частью космического разума (в свое время, очевидно, то же самое произошло и с пришельцами). Сначала он ждет встречи с "обществом", с людьми или подобными им созданиями. Но быстро понимает, что Звездные Врата (Star Gate) открыли ему иной путь развития.

Человек вступил в контакт с разумом, о котором до сих пор ничего не было известно, но он вступил в этот контакт подготовленным всеми минувшими событиями. Так называемый "Сверхразум" ни в коей мере не является потусторонним мистическим созданием. Энергия — один из видов существования материи. Кларк использует этот факт науки, создавая символический литературный образ. Три миллиона лет назад пришельцы стояли на более высокой, но не слишком удаленной от нашего теперешнего состояния, стадии развития. За то время, что на Земле развилась разумная жизнь, они перешли на новую стадию, и такой путь является логическим следствием прогресса. Теперь, по мысли писателя, пришла пора человеку повторить опыт пришельцев.

О Боумене не только заботятся — его, как три миллиона лет назад Наблюдающего Луну, исследуют, выясняют заложенные в нем возможности, чтобы не было ошибок. И оказывается, что человек уже имеет все задатки для перехода в новое качество. Он претерпевает многочисленные изменения, становясь частью Разума, организма Вселенной(28). "Книга Жизни" бесконечно разнообразна, нам открыта только одна ее страница; если мы не можем пока прочесть остальные, то мы можем попытаться представить себе, что там написано, используя свои знания, воображение, любознательность.

Дэвид Боумен преодолел огромные пространства космоса в стремлении к знанию. В контакте с разумом пришельцев он постепенно начинает понимать, что им подвластно и Время. "Наиболее думающих литераторов всего мира сегодня занимает вопрос о том, какой предстает жизнь каждого отдельного индивидуума и жизнь целых поколений в свете сегодняшнего научного и философского взгляда на Время и Пространство"(29). Кларк бесспорно принадлежит именно к таким литераторам, более того, уже не в первый раз он оказывается немного впереди остальных фантастов Запада в своем умении уловить новый поворот знакомой проблемы и осветить ее в своем творчестве.
_______________
28. Ср. роман "Конец детства", где такое же изменение происходит со всем человечеством: там участниками его являются только дети, здесь один взрослый, который оказывается ребенком по отношению к Сверхразуму, по своим представлениям о вселенной. Кларк сравнивает бесконечный рост, процесс слияния не столько умов, сколько знаний, с тщательно сплетаемым покрывалом, каждая нить которого вносит свою лепту в создание целого ("Конец детства", с. 204; "2001", с. 220)
29. B.B. Ивашева. На пороге XXI века. М., ХЛ, 1979, с. 133


активист

Ссылка на сообщение 23 сентября 2024 г. 21:21  
Путешествие во времени не являлось для НФ чем-то сложным, непривычным с тех пор, как появилась "Машина времени" Г.Дж. Уэллса /"New Review ", 1894-1895/: Уэллс создал образец, по которому строилось бесчисленное количество произведений. Артур Кларк принадлежит иной эпохе, иному уровню научных знаний. Его "путешествие во времени" качественно отличается от всех предыдущих.

Ни в одном романе Кларка Время в его разных аспектах не занимало такого места, как в "2001: космической одиссее". "Кларк рисует картину мира на основе убеждения в относительности представлений о времени и пространстве"(30). Время связывает в единое целое все происходящее.
_______________
30. Там же, с. 136


Рассматривая проблему взаимодействия человека и машины, писатель объективно оценивает их возможности. Человек — существо, способное принимать непредсказуемые решения, пользуясь не только логикой, но и ее отсутствием. Задачу выполняет Боумен, а не компьютер, именно потому, что разум человека всесилен в его умении не останавливаться перед отрицательными показаниями приборов, бороться, когда надежды уже нет.

Однако и машина может иметь преимущества. На заре истории человек научился говорить, то есть сохранять накопленный опыт дольше, чем в течение жизни одного поколения: "Речь — первая большая победа над Временем"(31). "2001: космическая одиссея" не является историей человеческого рода по всем вехам его существования, создание письменности, печати, радио предполагаются сами собой из этой "первой победы".

Читатель попадает в современность — век существования сложнейших машин. "Машины... передают друг к другу импульсы со скоростью в тысячи раз большей, чем могли передавать друг другу сведения их медленно мыслившие создатели"(32). Создание машин — еще одна победа разума над временем(33). Монолит, творение пришельцев, помогает людям понять, насколько велика эта победа: его возраст устанавливают машины, а люди понимают, что они пока не могут оставить свой след на "реке Времени".
_______________
31. "2001", с. 35
32. "2001", с. 59
33. Ср. роль Суперкомпьютера в романе "Город и звезды".



Боумен впервые задумывается о Времени как одной из сил, действующих во вселенной, после первого опыта гибернации: потерял он неделю жизни или выиграл, проведя ее во сне? Флойд, как ученый привыкший постоянно думать о любых промежутках времени, понимает, что он не примерял его в таких случаях к человеку, к разуму. Интересно обрисовано изменение представлений человека на одном и том же примере. Оставшись на корабле в одиночестве, Боумен читает "Одиссею", "единственную из книг, которая живо говорила с ним через океаны Времени"(34). Но попав к пришельцам, он осознает, что "миры, носившие имена богов и богинь, исчезнувших только вчера, по местному отсчету времени"(35), требуют иных масштабов.

Пройдя период накопления информации, Боумен претерпевает метаморфозу и превращается в "Звездное дитя" ("Star-Child").

Кларка часто спрашивали, как толковать финал, и в частности превращение Боумена. "Это его (Боумена) представление о себе на данной стадии развития", — пояснял автор(36). В данной ситуации человек оказывается не более чем ребенком, поэтому рефреном повторяются фразы "он увидел так много, но узнал так мало", "он еще не знал, что делать дальше" и т.д. Поэтому роман первоначально назывался "Начало детства": имелось в виду, конечно, детство человечества.
_______________
34. "2001", с. 101
35. "2001", 182
36. А.С. Clarke, "The Lost Worlds of "2001", p. 38



Как всякий человеческий ребенок, — а Боумен, несмотря на все метаморфозы, помнит о своем происхождении, — бывший космонавт быстро учится. Первый его акт в новом облике чисто человеческий — и характерный для воззрений Кларка. Вернувшись к Земле, Боумен — Звездное дитя — уничтожает запасы взрывчатых веществ, накопленных вокруг планеты и могущих уничтожить не только ее, но и нанести вред окружающей космической среде. Такой финал напоминает лучшие из ранних романов. Перед героем — вся родная планета, он еще не знает, как ее улучшить, но он "что-нибудь придумает", потому что "ничего не потеряно: все, чем он когда-либо был, в любой момент его жизни, сохранялось в новой, более надежной оболочке"(37). Кларк не ставит точку, и его следующие романы доказывают, что "2001: космическая одиссея" — это часть цикла романов о ближайшем будущем человечества, в котором рассматриваются проблемы нашего сегодня с различных точек зрения, в разных обстоятельствах.

Писатель неоднократно выражал удивление по поводу того, что финал воспринимался иначе: Боумен приближается к Земле, чтобы ее уничтожить. Он указывал, что собрался даже изменить кое-что, но отказался от этой мысли, так как ему самому все было ясно(38). Противоречие в восприятии романа легко объяснить, если мы вспомним, что для западного читателя он неразрывно соединялся с фильмом. В романе, действительно, не осталось неясностей, и можно понять недоумение Кларка. Но в фильме режиссер Кубрик намеренно создавал возможность двоякой интерпретации финала.
_______________
37. "2001", с. 219
38. См.: Agel, "Thе Making of Kubrick's "2001", NY, 1970; A.C. Clarke, "The Lost Worlds of "2001", L., 1972; J. Gelmis, "The Film Director As Superstar", NY, 1970.



Более сложным нам представляется объяснение, той кажущейся простоты, с которой Кларк пытается отвести обвинения в религиозности, мистицизме и т.д.

"Мы, собственно, занимаемся здесь научным определением понятия "бог", — поясняли авторы(39). В своих странствиях по космосу человек, конечно, столкнется с явлениями совершенно непонятными, и тогда на ум невольно придут спасительные привычные аналогии. То, что взывает не к знанию, а к воображению, тоже нуждается в определениях. Что есть для образованного неверующего человека "бог", как не символ всего неизвестного и могущественного? Можно провести подобное рассуждение и признать его правоту. Можно даже согласиться с Кларком в том, что он не видит ничего "религиозного", "божественного" в единственной цитате из библии, которую мы встречаем в его произведении(40), используя ее для подтверждения своей любимой мысли о могуществе человеческого разума. Нельзя согласиться с другим.
_______________
39. J. Gelmis, "The Film Director As Superstar", p. 302
40. "And the Lord saids behold they are one people, and they have all one language, and this only the beginning of what they will do, and nothing that they propose to do now will be impossible for them" (11,6 Genesis); In: A.C. Clarke, "Report on Planet Three", Harper and Row, 1972, p. 165



Как серьезный, думающий писатель, Кларк не мог не понимать, какой эффект способна вызвать на Западе "мистическая подкладка" его романа. Но он не изменил написанного, а мнимое "разъяснение", данное им вместе с Кубриком, только способствовало убеждению читателя в том, что перед ним — отнюдь не ниспровержение основ мировоззрения. Пытаясь соединить науку и религию, авторы пошли навстречу требованиям "рынка" и тем самым дали критике повод упрекать их в неясности, двойственности. Стремление Кларка показать не только превосходство человеческого разума, но и способность человека двигаться по пути прогресса как в научном плане, так и в плане развития умственных, духовных сил, приходит в противоречие с некоторыми тенденциями современной фантастики Запада. Человека сегодня часто показывают с двух крайних точек зрения: или как вызывающее отвращение, "низшее" создание вселенной, или как "потенциальную расу богов". На втором этапе творчества позиция писателя дает как бы "трещину": он еще сохраняет свое убеждение в могуществе человека, но уже не может следовать ему до конца. Нам еще придется говорить об этом в связи с романами семидесятых годов.

Роману предпосланы слова: "Пожалуйста, помните: это только литературное произведений. Правда, как всегда, будет более странной". Таким предупреждением Кларк отметал многие упреки в "снижении" образа человека, который стал разумным как будто только из-за того, что три миллиона лет назад ему "помогли". Как и в романе "Конец детства", писатель здесь избирал непривычную точку зрения на появление и развитие Homo Sapiens, так как она представляла ему больше возможностей для размышлений. Роберт Планк, автор спорной статьи "Сыновья и отцы в 2001 году" (см. Введение), высказал по этому поводу справедливое замечание: "Как каждому движению, отличающемуся от привычного (conventional), научной фантастике достается своя доля ненормальных. Изучая НФ, нельзя упускать из виду ее основные компоненты. Науку нельзя путать с псевдонаукой, а беллетристику (fiction) с историей. Тот факт, что авторам удалось сплести увлекательное повествование о пришельцах, которые наблюдали за нами и помогали нам, не означает, что мы должны поверить, что четыре миллиона лет назад на территорию Восточной Африки действительно опустился монолит, сопровождаемый звуками музыки Лигети"(41) (Планк имеет в виду музыкальное сопровождение фильма "2001").
_______________
41. Hebert Plank, "Sons and Fathers in A.D. 2001". In: "Arthur C. Clarke, Writers of the XXI century series", p. 144


Кларк не предлагает нам считать его роман историей, он хочет, чтобы мы посмотрели на историю иными — новыми — глазами.

В отличие от ранних романов, "2001: космическая одиссея" достигает единства и содержания и формы. Композиционно книга делится на шесть глав, каждая из которых посвящена одному основному событию (пришельцы в стаде Наблюдающего Луну, Монолит на Луне, Путешествие Боумена, Звездные Врата и др.). Цельность эпизодам придают основные мысли, проблемы, раскрываемые по мере развития действия, а также некоторые символические образы, по-разному трактуемые автором и его персонажами в зависимости от того этапа истории, который описывается.

Кларк сохраняет единство стиля и языка изложения, не разделяя научные и собственно художественные части, не сбиваясь на трактат или декларацию своих взглядов, что можно заметить в его ранних романах. Наиболее серьезные эпизоды неожиданно "облегчаются" одной юмористической фразой. Так, Флойд, прибывший на Луну в связи с открытием монолита, невозмутимо заявляет: "я — научный эксперт. Это означает, что я не знаю ничего абсолютно обо всем"(42). Тот же прием используется и в путешествии Боумена.

Наиболее выразительные эпизоды сохраняют простоту и лаконичность описания. "Звездные Врата открылись и закрылись. В момент Времени, слишком краткий для измерения, Пространство повернулось вокруг своей оси"(43). Отсутствуют длинные объяснения, описания неизвестного. Там, где происходящее дается через восприятие человека, писатель использует простейшие человеческие аналогии, полагаясь на воображение читателя. "Каждый хороший писатель "знает" гораздо больше, чем описывает; каждый создатель фильма должен представлять себе большую вселенную, чем заключена в его сценарии", — отмечал Кларк(44).
_______________
42. "2001", с. 52
43. "2001", с. 193
44. А.С. Clarke, "The Lost Worlds of "2001", p. 31



Весь путь, пройденный человечеством, можно уложить в начальную и конечную фразы романа, остальные события — это тот же путь на примере судьбы конкретного индивида. Метаморфоза Боумена и повторяет эволюцию всего вида. Кларк заставляет нас поверить в ее возможность придерживаясь неизменного реализма в описании самых разных явлений, мы оказываемся подготовленными к невероятному.

"За каждым ныне живущим человеком, — писал Артур Кларк в предисловии к роману, — стоит тридцать призраков: настолько мертвые превышают число живых. От начала Времени, примерно тридцать миллиардов людей прошло по Земле. Это интересное число, так как по любопытному совпадению в нашей местной вселенной(45), Млечном Пути, примерно столько же звезд. Для каждого человека, когда-либо жившего, есть своя звезда"(46). Финал романа, где Боумен предстает хозяином вселенной, завершает аналогию. Все время, прошедшее с тех пор, как на Земле начал зарождаться разум, звезды терпеливо светили для каждого человека, пока не пришла пора ему самому что-то изменить в них.
_______________
45. Большинство фантастов, в том числе и Кларк, различают "местную вселенную", подчеркивая это написанием с маленькой буквы, и "Вселенную" с заглавной буквы, то есть все мироздание, все существующее.
46. "2001", предисловие



"2001: космическая одиссея" — один из ярких примеров современной фантастики Запада. Этот научно-фантастический роман о космосе и технических достижениях человека главной целью ставит определение места человека во Вселенной и их взаимовлиянии, о смысле человеческой жизни и взаимодействии человека с иными разумами, о путях эволюции человека. В художественном отношении роман стоит значительно выше достижений Кларка в первый период творчества. Что же касается той идеологии, философии, которые предлагает здесь писатель, то со многим можно поспорить. Но выводы делать пока рано — в семидесятых годах выходит три новых романа Артура Кларка.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 сентября 2024 г. 22:58  
paul_atrydes Спасибо большое за цитаты, есть о чём поразмыслить.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


миродержец

Ссылка на сообщение 24 сентября 2024 г. 00:49  
paul_atrydes, большое спасибо, крайне познавательно!
Страницы: 123...2122232425    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Артур Кларк. Обсуждение творчества.»

 
  Новое сообщение по теме «Артур Кларк. Обсуждение творчества.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх