автор |
сообщение |
Zangezi
гранд-мастер
|
|
240580
магистр
|
|
Грешник
магистр
|
12 января 2021 г. 06:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Грешник, спасибо! Из указанных Вами не читал только Бэккера. Не можете дать краткую характеристику творчества на предмет онтологических и гносеологических проблем)?
Философия сознания, развитие деннетовских учений о множественности сознания (в единственном числе), психология религиозных культов и религиозного подчинения, материалистическая эпистемология и её предельные последствия для этики.
Да, Богданов конечно тоже подходит.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
12 января 2021 г. 07:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Позабыли еще английского автора, Колина Уилсона https://fantlab.ru/autor345
цитата Основные темы его творчества — преступность, неразгаданные тайны, сверхъестественное и дебри сознания. Уверенность, что мозгу человека много чего доступно, что человек может сделать, написать, открыть в десять раз больше того, что он делает на самом деле, настойчиво проходить через всю его творчество.
Эта тема в полной мере отражена в его романе «Паразиты сознания» (1967), с посвящением «Августу Дерлету, который подсказал автору тему этой книги». Основная мысль произведения — человечество не достигло невиданных высот в постижении действительности, и главное своего духовного мира с его безграничными возможностями, только вследствие оккупации Земли некими паразитами, питающимися нашим сознанием и блокирующим все великие начинания, грозящие их обнаружить и уничтожить.
Упомянутые в этой книге лавкрафтовские Великие Старцы, цивилизация которых была найдена профессором Остином около турецкой горы Карапете, переходят и в следующий роман Уилсона — «Философский камень» (1968). Эта книга посвящена проблеме подлинного бессмертия, достижению которого и мешают эти спящие уже миллионы лет Предтечи.
"Паразиты сознания" — увлекательный роман, очень плотный по смыслам и идеям, не смотря на пошлое название в стиле Би-муви.
|
|
|
ааа иии
философ
|
12 января 2021 г. 07:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев Упомянутые в этой книге лавкрафтовские Великие Старцы, цивилизация которых была найдена профессором Остином около турецкой горы Карапете, переходят и в следующий роман Уилсона Раз пошла такая пьянка, то как без "Таинственной самки" Точинова, построенной на трансперсональной психологии, буддийской и каббалистической мистике и злой критике академической науки 2000-х.
|
|
|
240580
магистр
|
|
Грешник
магистр
|
12 января 2021 г. 10:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата 240580 Грешник, это в каких произведениях?
"Князь Пустоты" и далее...
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
elninjo_3
магистр
|
12 января 2021 г. 10:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А почему все обходят вниманием Роберта Силверберга? "Человек в лабиринте" и, особенно, "Умирающий изнутри" — очень сильные философские вещи, где обыгрывается и принцип предраспаложенности Карла Поппера, и древнегреческая философия, и переосмысливаются взаимоотношения людей в социуме. Еще Бернард Беккет и его "Генезис-2075" достаточно много дает для понимания различий искусственного интеллекта и живого человека.
|
––– Жизнь изнашивает человека. Изнашивает до дыр. |
|
|
Грешник
магистр
|
12 января 2021 г. 10:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Потому что вопрос был не о писателях, обращавшихся к философии, а о философах, обращавшихся к литературе.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
elninjo_3
магистр
|
12 января 2021 г. 11:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Грешник Потому что вопрос был не о писателях, обращавшихся к философии, а о философах, обращавшихся к литературе.
Так я о них и написал. "Умирающий изнутри" по своей сути — это философский трактат.
|
––– Жизнь изнашивает человека. Изнашивает до дыр. |
|
|
Zangezi
гранд-мастер
|
|
240580
магистр
|
12 января 2021 г. 12:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Грешник, может быть я чего-то не понимаю, но как согласуются религиозные мотивы (судя по анно и классификатору) с материалистической эпистемологией?
|
––– Через тернии к звёздам |
|
|
Грешник
магистр
|
12 января 2021 г. 12:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Грешник, может быть я чего-то не понимаю, но как согласуются религиозные мотивы (судя по анно и классификатору) с материалистической эпистемологией?
Были христианские материалисты, вроде Тертуллиана, считавшие всё, что принято относить к сфере духовного — разновидностью материи, включая Бога. Такой материалистический монизм, при этом вполне религиозный. Но это относится к терминам, а в случае книги у нас так:
У Бэккера несколько разных групп и фракций, которые придерживаются разных эпистемологических воззрений, при этом все они действуют в условиях неполной информации — кто-то знает меньше, кто-то больше, но с точностью и гарантией онтология их мира неизвестна им самим. О чём-то они знают, о чём-то только догадываются. Некоторые из них буквально являются философскими школами (они так и называются Школы — и их учения базируются на философемах, которые у нас бы называли лингвистическими, и производны от этого их инструменты и оружие, которым они обладают), некоторые — просто группировки, в том числе и группировки религиозные. Соответственно среди них есть большие или меньшие материалисты, там нет какой-то одной на всех эпистемологии. И всё это погружено в такой полуантичный-полувосточный мир со своей политической механикой и очень древней историей, включая религиозную историю — имел место ряд очень успешных пророков-политиков, сформировавших политические координаты относительно недавнего прошлого.
Ещё была очень давняя и за давностью лет мифологизированная катастрофа, спровоцированная одной из фракций, которая привела к уничтожению почти всех цивилизаций тамошней древности. Суть этой катастрофы и возможность её повторения (ни читатель, ни герои не знают в начале книги что вообще произошло) — один из основных сюжетных движителей и сказать тут без спойлеров нельзя ничего, а без знакомства с текстом так даже и со спойлерами не всё будет понятно.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
Zangezi
гранд-мастер
|
12 января 2021 г. 13:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Еще один пример философа, пишущего литературу (в том числе фантастику) — Жан-Поль Сартр. Например, фантастика (притча) "За закрытыми дверями". Эрнст Юнгер не совсем философ в точном смысле этого слова, скорее философствующий эссеист (впрочем, "Рабочий. Господство и гештальт" вполне философская книга), зато у него много фантастических произведений ("Гелиополь", "На мраморных утесах", "Стеклянные пчелы"). Правда, это тоже ближе к социальным (анти)утопиям.
|
––– Aut liberi aut libri |
|
|
240580
магистр
|
12 января 2021 г. 18:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Грешник, спасибо за детальный ответ! Очень интересно. Возьму себе на заметку и попытаюсь как-то использовать. Даже не думал, что под видом очередного тёмного фэнтези таятся такие философские страсти Zangezi, во, это намного ближе к тому, что я искал! Философ через посредничество литературы (фантастики) философствует о "внутренней кухне философии" — мышление, отражение, категории итп. Спасибо!
|
––– Через тернии к звёздам |
|
|
set
активист
|
14 января 2021 г. 04:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Грешник но с точностью и гарантией онтология их мира неизвестна им самим
Попытка понять эту формулировку заводит меня в тупик. Как онтология может быть привязанной к миру и неизвестной? Ведь онтология – это «наука о сущем». Иными словами, что мы признаём за существующие. А вопрос признания – исключительно вопрос волевого решения. Например, можно подобрать таких радикальных материалиста и солипсиста с разнящимися онтологиями, что они вообще не смогут вести конструктивный диалог. И хотя, например, какой-нибудь сторонний наблюдатель (он, скорее всего, будет ближе к материалисту) сможет найти рационализм хотя бы в самом факте их коммуникации при помощи единого инструмента (языка, физических принципов) и, соответственно, попытаться доказать им (скорее всего, солипсисту), что их онтологии хоть как-то пересекаются по существу, но солипсист может отказаться принимать это, основываясь, опять же, на своей онтологии.
|
|
|
Грешник
магистр
|
14 января 2021 г. 07:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Попытка понять эту формулировку заводит меня в тупик. Как онтология может быть привязанной к миру и неизвестной? Ведь онтология – это «наука о сущем». Иными словами, что мы признаём за существующие. А вопрос признания – исключительно вопрос волевого решения. Например, можно подобрать таких радикальных материалиста и солипсиста с разнящимися онтологиями, что они вообще не смогут вести конструктивный диалог. И хотя, например, какой-нибудь сторонний наблюдатель (он, скорее всего, будет ближе к материалисту) сможет найти рационализм хотя бы в самом факте их коммуникации при помощи единого инструмента (языка, физических принципов) и, соответственно, попытаться доказать им (скорее всего, солипсисту), что их онтологии хоть как-то пересекаются по существу, но солипсист может отказаться принимать это, основываясь, опять же, на своей онтологии.
Вы сами себе ответили. Есть несколько взаимоисключающих онтологических концепций о том Как Устроено Всё, о том Что Есть и Чего Нет. Какая из них верная — неизвестно.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
set
активист
|
15 января 2021 г. 02:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Грешник Есть несколько взаимоисключающих онтологических концепций о том Как Устроено Всё, о том Что Есть и Чего Нет. Какая из них верная — неизвестно.
О чём и речь: онтология является вопросом нашего понимания и принятия. А вот вопрос «как оно на самом» деле вообще теряет смысл. Остаётся борьба онтологий, вмешаться в которую со стороны может только в некоторой степени естественный отбор её носителей.
|
|
|
Vadimnet
миродержец
|
15 января 2021 г. 17:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Недавно перечитал Орсона Карда цикл Эндера и обнаружил, что философские идеи Ксеноцид [Xenocide] (1991) и Дети разума [Children of the Mind] (1996) на удивление близки к мировым событиям наших дней. Над его теорией вируса «десколады» стоит задуматься — вирус, меняющий цивилизацию... Получается, что философия совсем не кабинетная наука.
|
|
|
ahenobarbus
магистр
|
15 января 2021 г. 17:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vadimnet философия совсем не кабинетная наука
Хм, философия, в общем-то, вообще не наука) А про вирус "десколады" можно чуть подробнее? Указанные произведения Карда читать не довелось.
|
|
|