автор |
сообщение |
razrub
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 00:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата count YorgaА в какой статье Ефремов их называл АБС "дешевыми прогрессистами " ?
цитата С.СоболевНе в статье, а в личном письме Бритикову, 12-04-1968. А вот любопытно, АБС в те годы — знали ли о такой характеристике? Например, по слухам? (так-то, писательское сообщество — оно ж эдакое... тесное, там «все всё про всех знают»). А если, предположим, знали — то не отсюда ль «растут ноги» у слова «прогрессор»? (в печатном виде слово появилось в ЖвМ, т.е., это 1979 г., но АБС употребляли слово уже в 1973 г., а придумать его могли и ещё на год-другой-третий раньше).
|
––– В таком вот аксепте... |
|
|
slovar06
магистр
|
22 октября 2023 г. 11:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Специалист по АБС считает, что "ИАЕ под "неким писателем" подразумевал Аркадия Стругацкого, т.к. контактировал, в основном, с ним. Да и сказать "авторы", а не "автор", это было бы то же самое, как назвать фамилии. Остальные дуэты были не настолько на слуху... А если учитывать год, то речь про "Обитаемый остров"."
|
––– ищу фантасгармонию :) |
|
|
armanus
авторитет
|
22 октября 2023 г. 12:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Фраза "использует фантастику как литературный прием для создания критиканских произведений" скорей всего подразумевает "Сказку о тройке" или "Улитку на склоне", последняя была жестоко раскритикована тем же Бритиковым в его монографии.
|
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 12:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Или опять же, Иван Ефремов и Спартак Ахметов говорят про Айзека Азимова, роман которого "Сами боги" вышел в марте 1972. "Обитаемый остров" же вышел в марте 1969, то есть за четыре года до разговора октября 1972. Я конечно понимаю что время в застое неспешно двигалось медленной патокой, но говорить о книге четырехлетней давности как о новинке — невозможно.
цитата slovar06Специалист по АБС считает,
Кто же это так говорит? Я понимаю как в середине 1980-х сибирская школа фантастики пыталась принижать Стругацких: то пасквиль в виде склизкого "Протея" напишут, то недовольно ноют что ушли перестрелки из книг и поэтому свет звезды угас, то растекутся длинной статьей что авторы де-заблудились и заскитались в своих потёмках. Могли и воспоминанием Ахметова на этот счёт записать — но я вижу в этой статье только установку тезиса Ефремова: фантастика должна учить, а не развлекать.
цитата — Кстати, о фантастике. Вы уже прочли... — Я назвал книгу известного фантаста.
— Видите ли, — серьёзно сказал Ефремов, — надо прежде всего договориться о терминах. Научная (это прилагательное в последнее время стали забывать!) фантастика призвана экстраполировать развитие науки и техники, человеческого общества на неопределённое количество лет в грядущее. Призвана будить воображение молодёжи, готовить её к самым парадоксальным открытиям. В этом смысле научными фантастами были Жюль Верн, Уэллс и наш Беляев. Названный Вами писатель использует фантастику как литературный приём для построения критиканских произведений. Причём, вкус у него не безупречен...
Мы с женой сидели, опустив головы. Нам нравились произведения критикуемого писателя, написанные с кинематографическим блеском. Мы почти не задумывались — насколько они научны. Ефремов же в своих книгах прежде всего учёный. Он напрочь отвергает все развлекательное и смешное. И в то же время, как человек, он неистощим на выдумки, прозвища, дружеские розыгрыши. Об этом часто вспоминают его соратники по экспедициям.
— Чего приуныли? — усмехнулся Иван Антонович. — Я не против юмора, я против зубоскальства. Писатель должен выдавать информацию, а не острить. Если же он вдобавок топчется на месте, варьирует без конца одну и ту же расхожую мысль, множит слова, а не идеи, стремится каким-нибудь вывертом ошарашить читателя — то это не писатель. Когда-то он писал подлинно научно-фантастические повести, и они мне нравились. К одной книге я даже предисловие написал. Но потом он сбился с научно-фантастической дороги, отчего у меня и произошёл с ним разлад. К сожалению, он не одинок. Иные писатели — как та собачонка, что выскочит из подворотни, тявкнет и, поджав хвост, назад. Ну, Бог с ними. Как ваши научные дела?
В 1972 году в журнале "Искатель" выходят с продолжением "Фаэты" Александра Казанцева, в номерах со второго по пятый, это соответствует месяцам март, май, июль, август, сентябрь. (журнал выходит раз в два месяца). Разговор Ефремова и Ахметова датирован 4 октября 1972 г.
В "Фаэтах" есть критиканство, его там полно: простейшие в духе кукрыниксовских карикатур описания капитализма и элиты бизнеса например, или выводящие умнейших учёных безвольными и слабохарактертными марионетками империалистического правительства Фаэтона. Ефремов как ученый мог оскорбиться таким примитивным обобщенным портретом человека науки как инфантильного, робкого служащего.
Казанцев в начале карьеры писал научно-фантастические произведения — "Взрыв" (космический корабль взрывается над Землёй, катастрофу считают ударом метеорита), "Пылающий остров" (может ли атомный взрыв разогнать молекулы и сжечь атмосферу планеты). Стругацкие научной-фантастики не писали — они использовали уже готовую и придуманную всем миром НФ-вселенную для жизни героев, но нигде ничего не изобретали. Так что про Стругацких нельзя сказать "Когда-то он писал подлинно научно-фантастические повести". Они их сразу же не писали, с самой первой книги.
Я поверю если условный-конкретный специалист по Стругацким, скажет что Ахметов ему лично объяснил что он имел в виду (да, такое сойдет, хотя и не будет никак верифицироваться), а приписывание Стругацких в тот текст только потому что с высоты 2023 года (или 1986, когда статья была напечатана) уже мало кто помнит литературную жизнь 1972 года, похоже на поиск утерянного ключа под фонарём.
|
|
|
count Yorga
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 13:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С.Соболев Вы сможете цитаты из упомянутого вами письма привести ? А то что Ефремов, мягко говоря , не соглашался со Стругацкими -это факт. Из переписки с Бритиковым : от 4 августа 1966 цитата Теперь об "Улитке ".Конечно, братья Стругацкие овладевают мастерством эзоповского языка всё больше, но у этого языка есть оборотная сторона медали : если уж очень закрутить, так всякий поймёт как ему хочется.Я лично, будучи учёным а не писателем, предпочитаю ясность позиции. И кроме того, уж очень всё это несимпатично, а я романтик.Поэтому "Улитка " мне просто не нравится, и я начинаю видеть в братьях сходство с Лемом.Их тянет в ту же сторону.Что это- свойство еврейского ума, или их всё ещё мотает из стороны в сторону и они ищут ? Если второе, то не беда, обойдётся ... Из письма от 31 августа 1966 цитата Прочитав внимательно "Улитку " я оценил её ещё хуже.Зачем хорошим ребятам, гнуть куда-то совсем в сторону ? Тут даже эзоповщина-то на низком уровне при хороших языковых средствах. Надо бы всыпать но, может, сейчас не время ?...
|
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 13:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
count Yorga Я так подозреваю что раз книга от Вече 2016 года где-то уже оцифрована? Вы вот цитаты, показывающие антисемитские взгляды Ефремова, в теле ученого которого всё еще живет деревенский малокультурный паренек, привели. Откуда цитаты? С пиратской оцифровки? Там вся книга? Ну значит там и письмо 12-04-1968 есть, зачем мне его фоткать и выкладывать, если в электронном файле проще искать.
Если не вся книга оцифрована, то через пару часо сфоткаю страницу.
|
|
|
count Yorga
гранд-мастер
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
|
count Yorga
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 13:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С.Соболев Спасибо ! Полная цитата такая цитата Cтругацким надо бы всыпать за то, что они упорно лезут в дешёвые прогрессисты, потакая вкусам совершенно определенной группы научных работников и не понимая того общего вреда, который подобно Абрамам Терцам ,нанесли бунтующие без цели и смысла. А сейчас, после Пленума, и того яснее, что счастье Стругацких, что пока они имели дело с порядочными людьми .. Что ж, Ефремов последователен..
|
|
|
armanus
авторитет
|
|
armanus
авторитет
|
22 октября 2023 г. 13:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати в книге Н.Митрохина "Русская партия" Ефремов назван как один из ее идеологов, так что явно антисемитский подтекст его процитированных высказываний не случаен.
|
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 14:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
то armanus Спасибо за наводку.
цитата М. Каганская в своей статье «Миф двадцать первого века, или Россия во мгле»> проанализировала влияние идеологии русского национализма на советскую научную фантастику1. Тема эта достаточно частная в том комплексе проблем, который мы исследуем, однако никто ранее ею не занимался. Особый интерес вызывает рассказ автора о неоязыческой пропаганде, которую, несмотря на цензуру проводили в советской прессе поклонники «Влесовой книги» и последователи фантаста И. Ефремова.
1 Каганская М. Миф двадцать первого века, или Россия но мгле // Страна и мир. 1986. №11; 1987. № 1, 2.
стр. 25 книги Н.Митрохина "Русская партия", 2003
цитата В. Скурлатов, окончивший аспирантуру Института философии РАН и физический факультет МГУ, создавал персонифицированную концепцию «правой веры». Якобы восстановленная им из небытия вера древних арийцев объединяла, по его мнению, все лучшее из известных мировых религий. В качестве базового источника его историософская концепция опиралась на «Влесову книгу», фальшивку, изготовленную предположительно в XIX в., повествующую о глубоких арийских корнях русского народа. «Влесова книга», которая была до того известна лишь в некоторых эмигрантских кругах, благодаря деятельности В. Скурлатова, В. Емельянова и Д. Жукова (считавшего себя православным), стала обсуждаться на стра-
1 Подробнее о русском неоязычестве см.: Прибыловский В. Русское неоязычество — квазирелигия национализма и ксенофобии // Диа- логос Религия и общество. 1998— 1999. Альманах. М.: Истина и жизнь, 1998. С 147— 159.
415
ницах советской прессы1. Построения В. Скурлатова, работавшего в 1970-е годы научным редактором в популярном журнале ЦК ВЛКСМ «Техника — молодежи», и пропагандируемая им «Влесова книга» нашли понимание и у интересовавшихся «арийским прошлым» русского народа главного редактора журнала «старшего павловца» В. Захарченко и связанных с редакцией журнала И. Глазунова и писателя-фантаста НА Ефремова2. Довольно подробно об этом круге людей вспоминает в интервью Г. Гусев: «У Захарченко всегда, несмотря на его украинскую фамилию, на устах было слово “русский”. Он гордился тем, что он русский. Но я не припомню и случая, чтобы он говорил, что русских задвигают, или что-то еще в этом отношении. Короче, несмотря на то что он был абсолютный русский патриот, для него было главным всесоюзно- космическое ощущение. Именно это ощущение было основой для его близких дружеских отношений с Иваном Антоновичем Ефремовым. <..> Василий Дмитриевич боготворил Ефремова и справедливо считал его действительным классиком советской фантастики. У Захарченко был очень большой интерес к “глубинной истории”. Первыми слушателями всех проарийских
1 Первая публикация, пропагандирующая «Влесову книгу», относится к маю 1976 г. (см.: Скурлатов Вп Николаева Н. Таинственная летопись. Влесова книга — подцепка или бесценный памятник мировой культуры? // Неделя. 1976. Май.) Далее аналогичные статьи опубликовал Д Жуков (см., например: Из глубины тысячелетий // Новый мир. 1979. № 4). 2 Сильное влияние «арийских» идей В. Скурлатова очевидно в опубликованных мемуарах И. Глазунова, который довольно много страниц посвящает развитию этой теории (см.: Глазунов И. Россия распятая. Книга первая // Роман-газета. 1996. № 22—24). Сам В. Скуратов в интервью автору подробно рассказал о своих взаимоотношениях с И. Глазуновым и И. Ефремовым.
416
и арийских изысканий Ильи Сергеевича Глазунова были Василий Дмитриевич и его жена Зинаида Александровна Ткачек (Захарченко). Его, как и всякого фантаста, очень тянуло к этому, ведь можно опрокинуть фантастику и в очень далекое прошлое. Поговорить о великой стране Ариана, какие там были дворцы и прочее... Ефремов этих взглядов придерживался, по-моему, еще до знакомства с Захарченко. Он развивал теорию, что славяне были самой мощной и плодоносящей ветвью арийской расы. Захарченко мне говорил, что этруски — это русские»1. Особый интерес для нас представляют воззрения И. Ефремова, поскольку он, как писатель-фантаст, имел возможность публиковать их, донося в рамках жанра до широкого круга читателей. М. Каганская, посвятившая творчеству И. Ефремова специальную статью, пишет: «Антропология и историософия И. Ефремова носят ярко выраженный характер манихейского расизма. Добро и Зло, определяющие, по его концепции, ход мировой истории, четко распределены по культурно-этническим регионам: греко-индийская ойкумена воплощает Добро <...>, а ближне- и дальневосточная (семитская и китайская) — Зло. Отсюда вытекают антииудаизм и антихристианство Ефремова, типологически совпадающие с про- тонацистской теософской гностикой»2. Ученик И. Ефремова — современный фантаст Е. Парнов определяет его взгляды в более мягких выражениях, но фактически говоря о том же: «У него были три великих любви: Эллада, Древняя Индия, древнее славянство»3. К выводам о язы-
1 Интервью с Г. Гусевым. 2 Каганская М. Указ. соч 1986. № 11. С 79* 3 Еремей Парнов: мы находимся в критической зоне: Интервью К). Чиркова // Сегодня. 1996. 26.01.
417
ческой основе творчества И. Ефремова приходят и известные литературоведы П. Вайль и А. Генис, которые также пишут о том, что «ефремовский научный мистицизм был острокритичен по отношению к т тдео-христианскому миру. <и> поэтому Ефремов отрывал от Европы Россию, считая, что ей предназначен чуждый Западу путь синтеза религии и науки»1. Что касается известных связей И. Ефремова с «русской партией», то кроме дружбы с В. Захарченко и, соответственно, постоянного присутствия на страницах редактируемого тем журнала «Техника — молодежи» он опубликовал свой последний прижизненный роман «Час быка» в издательстве «Молодая гвардия », а Г. ГУсев в должности инструктора отдела культуры пытался прикрыть его от гнева ЦК КПСС. В романе И. Ефремова оказалось слишком много, используя партийный сленг, «неконтролируемых ассоциаций*, и Г. Гусеву бьшо предложено написать на этот роман отрицательную рецензию. Прочитав роман, он написал рецензию положительную и тем самым, как сам считает в настоящее время, загубил себе партийную карьеру (но проработал в аппарате ЦК КПСС еще 8 лет). Публикация фрагментов «Часа быка» на страницах журнала «Молодая гвардия» была одним из пунктов обвинения в адрес главного редактора журнала А. Никонова при его увольнении с должности в 1970 г.2. Анализируя опубликованные в 1970-х — начале 1980-х годов работы некоторых советских фантастов, проповедующие расизм и «арийскую мифологию», содержащие апологию славянства и русских и/или плохо завуалированный антисемитизм, М. Каганская пишет об их очевидных идейных связях с трудами И. Ефремова3. Наличие этих связей подтверждает и
1 Вайль Д, Генис А Указ. соч. С. 246. 2 См.: Интервью с Г. Гусевым; Каганская М. Указ. соч. 3 Медведев Ю. Куда спешишь, муравей? (1981) — о борьбе русского романтика с евреем-позитивистом; Назаров В. Силайское яблоко (1979) — о борьбе инспектора Службы безопасности, сибиряка, с Орденом проницательных (ср. с приведенной выше цитатой из письма В. Бегуна о «премудрых») — инопланетным сионо-масонским заговором; Щербаков Я Зеленые двери Земли (1978) — о научном противостоянии двух профессоров — русского (положительного) и еврея; Он же. Чаша бурь (1985), где русские и этруски — один народ борющийся против атлантов-иудеев Близки к ним и псевдоисторические сочинения, публиковавшиеся в сборниках научной фантастики: Жукова Л. О свежий дух березы! (1981); Она же. Прошу тебя, припомни... (1982); Казанцев А Фаэты (1984), Серба А Никакому ворогу (1982), о борьбе князя Игоря против хазар. Подробнее см.: Казанская М. Указ. соч. 1987. № 1.С. 131 — 140.
418
тот факт, что некоторые из авторов этих романов также работали в издательстве «Молодая гвардия», и в частности, в журнале «Техника — молодежи-?. В.И. Щербаков (1938 г.р.)1 был в 1961 — 1964 гг. председателем литературного объединения при журнале, в 1976—1979-м занимал должность заместителя главного редактора журнала, а Ю.М. Медведев (1937 г.р.) был в 1964—1975 гг. зав. отделом фантастики издательства «Молодая гвардия»2. Более того, во времена В. Ганичева (1978—1980) Ю. Медведев (как и «антисионист* А. Агарышев) работал в «Комсомольской правде», где занимал должность зав. отделом нравственности и члена редколлегии (и был уволен сразу после отставки В. Ганичева)3. С. Семанов в своем дневнике подробно пишет об антисемитских мотивах в деятельности Ю. Медведева — и о том, что члены «русской партии» хорошо понимали «культурные коды», использовавшиеся в его произведениях:
1 Кандидат технических наук, выпускник Московского энергети- ческого института (1961 г), в 1965 г. окончил философский факультет Университета марксизма-ленинизма. Считает себя учеником писателя Л. Леонова, с которым неоднократно встречался в I960— 1970-е годы и получил от него рекомендацию в СП. По словам самого В. Щербакова, «меня записывают в “школу Ефремова”, я с этим не согласен, но и не возражаю» (запись телефонной беседы с В. Щербаковым. 03.02.2001. Архив автора). 2 В другом исследовании также отмечается особая роль В. Щербакова в распространении «арийского мифа», см.: Шнирелъман В. Тоска по арийству: Мифы русского неоязычест ва // НГ-Религии. 2001. 31.01. С 1. 3 Интервью с В. Ганичевым и С Семановым.
419
рассказа” Ю. Медведева в № 3 “Техника — молодежи” (про Жилевина, т.е. “жида Левина”) звонили Верченко, Ермаш и Сизов: это новая “Тля” и т.п.»1. Сам В. Ганичев о Ю. Медведеве рассказывает так: «Он работал у нас в издательстве “Молодая гвардия”, заведующим редакции приключения и фантастики. Русской фантастики у нас практически не было, и он развернул эту деятельность, стал издавать в “Молодой гвардии” историю русской фантастики и русских фантастов. На него была бешеная атака, в частности Стругацкие на него написали письмо, что он душит фантастику А он, наоборот, вытаскивал из провинции молодых русских ребят. <...> Я взял <его в 1978 г.> в качестве члена редколлегии “Комсомольской правды” с назначением руководителем отдела нравственности. За время моей работы через раз были скандалы с членами редколлегии, которые привыкли проблемы нравственности видеть по-другому. Для них слово “русский” или “русские проблемы” были за пределами их представлений»2. Религиозно-политическое мировоззрение А. Иванова (Скуратова), учившегося на историческом факультете МГУ, отличалось от взглядов других «неоязычников». Он (как и С. Семанов, имевший историческое образование) отрицал подлинность ♦Влесовой книги» и даже написал об этом самиздатскую работу «История как орудие геноцида. Несколько слов в защиту венедов* (1981). Однако, в отличие от С. Семанова, он не считал себя «православным», а, наоборот, разделял идею о необходимости борьбы с христианством.
420
Та же книга, стр. 416-420
Вопрос: есть ли у кого статья
Каганская М. Миф двадцать первого века, или Россия но мгле // Страна и мир. 1986. №11; 1987. № 1, 2.
|
|
|
heleknar
миротворец
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
|
count Yorga
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 14:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А с каких пор указание национальности автора приравнивается к антисемитизму ? Тем более в частной переписке.Публичные антисемитские выпады у Ефремова были ?
|
|
|
armanus
авторитет
|
22 октября 2023 г. 14:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Подробней всего на ту же тему см. книгу упомянутого В.Шнирельмана "Арийский миф в современном мире" (2015 г.), том 1, стр. 208-271, интересная и информативная глава "Научная фантастика и этноцентризм". Там и библиография вопроса указана.
|
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 14:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
count Yorga Со всех пор, это азы приличий.
Что касается публичных выпадов — то если не брать во внимание одни цитаты из изданной через полвека после смерти переписки, то незачем брать из нее и цитаты другие.
|
|
|
count Yorga
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 14:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С.Соболев На вопрос так и не ответили..Где цитаты из прижизенных выступлений или интервью Ефремова ? Переписку, как вы заметили, опубличили через полвека..
|
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
22 октября 2023 г. 14:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
count Yorga Смешно просто! Ефремов культурный человек и не делал таких выпадов, порицаемых обществом в то время. Еще бы кто-то ему позволил в интернациональном государстве антисемитизм включать в публичных выступлениях. Между 1953 и 1974 антисемитизм подавлялся в прессе, было "уже нельзя" и "еще не можно". Так что писем достаточно.
|
|
|