Юрий Михайлович Медведев «Протей»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Предуведомление («Во избежание инотолкований автор просит считать всех персонажей повести, равно как и все события в ней от начала и до конца, вымышленными») появилось впервые в «Роман-газете 1989 №12».
Рецензия на повесть «Протей» в статье В. Львова «Проблема выбора, или Творчество и чудотворство»
О событиях, последоваших за публикацией повести читайте на сайте Фантлаб в авторских колонках:
VitP (Пищенко Виталий Иванович)
Входит в:
— антологию «Простая тайна», 1988 г.
— журнал «АБС-панорама. Выпуск 1», 1989 г.
— антологию «Румбы фантастики. 1988 год. Том 1», 1989 г.
— антологию «Современная фантастика», 1989 г.
— антологию «Комната невесты: Русская фантастическая проза конца XX в.», 2001 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mak-grou, 29 ноября 2024 г.
Вполне достойная повесть о контакте с внеземным разумом – пролетавший мимо нашей Солнечной системы корабль пришельцев (между прочим, летевший устанавливать контакт с совершенно иной цивилизацией, а люди были для него так, побоку) немного поломался, и для ремонта ему потребовался редчайший и баснословно дорогой химический элемент — лунорадуний. А как его добыть? С помощью людей, конечно.
Повесть выстроена в формате диалога (вспоминается «Дознание пилота Пиркса» Лема) и в отличие от некоторых других произведений автора, выглядит вполне современно и читается с интересом. Рекомендую.
Кстати, с повестью связана довольно скандальная история, касающаяся братьев Стругацких. Более подробно об этом можно прочитать в моей авторской колонке здесь:
Прокопий Антемий, 15 марта 2017 г.
Очень, очень трудно разобраться, что тут наворотил товарищ Медведев.
Затрудняет понимание и язык. Герои порой изъясняются такими конструкциями, что мозги сворачиваются:
«Отвечать за сегодняшнюю фантасмагорию, измысленную вашими спецслужбами занебесными — здесь отвечать, на грешной Земле, кому придется?»
Также раздражает обилие уменьшительных: «братики» (по разуму), «людишки», «годочки» (световые). А высокопарные и архаичные выражения идут вперемежку с просторечными, типа «колготиться».
С моралью тоже не очень. Емельян, по сути, предает человечество (а ранее он предал своего начальника) — но подается вроде как положительный персонаж. Во всяком случае, автор не мечет громы и молнии в его адрес, хотя вот тут определение «представитель племени вселенских бродяг» было бы более уместно.
Кроме того, повесть перегружена многочисленными ненужными деталями. Помимо известного вставного эпизода с обыском у Ефремова, упоминаются: наркомания, дефицит, СПИД, «немыслимые привилегии» Сената... Никакого значения для сюжета все это не имеет, видимо автор просто постарался всунуть как можно больше «актуала».
Встречаются и забавные ляпы:
»-...Это что за корабль?
- Прибило к нам из созвездия Геркулеса космическими течениями...
- Из Геркулеса? — изумился я. — Сколько ж годочков световых их сюда несло?
- Для них фактор времени не имеет никакого значения...»
Что значит «прибило из созвездия»? Созвездие — это просто участок неба, в нем бывают десятки и сотни звезд, с совершенно разной степенью удаленности от Земли. Ну ладно, «пришельцы из созвездия Х» — уже распространенный штамп. А вот не знать, что в световых годах измеряется не время, а расстояние — для писателя, называющего себя фантастом довольно странно.
Sawwin, 29 апреля 2008 г.
Да-да, это тот самый Медведев, который оклеветал Стругацких, и тот самый «Протей» на страницах которого это было сделано. А в остальном, если бы не скандал двадцатилетней давности, эта повестушка не заслуживала бы упоминания. Протей, он протей и есть -- одноклеточный.
Стронций 88, 24 февраля 2010 г.
Рассказ состоит в основном из диалогов, что не так уж и плохо. Неплохо если диалоги естественны, реалистичны… А тут… Автор рисует мир будущего, причём не такого уж и близкого. И вот, в этом самом будущем люди разговаривают используя выражения какие-то прямо из «века осемнадцатого» – точно Автор хочет добавить повествованию красоты таким вот старинным образом. И в разговоре в котором упоминаются «элекары», «космонавигаторы» и «Самоорганизующиеся Плазменно-Биологические Системы» всё это царапает так жутко, что удовольствие от чтения получить трудно. Ну не верю я, что в будущем будут так разговаривать ¬¬– как монахи из Гражданина Великого Новгорода. Так и вижу их ¬– монахи восемнадцатого века и установки ядерного синтеза. Есть конечно одно объяснение… И Шервинский и Емельян Эммануилович (Емельян века двадцать второго!) после встречи с «мозгом», как говорил один из них: «поумнели», могли и прошлое видеть – может, оттуда и нахватались. Хотя это и не объясняет почему, Шервинский от лица которого идёт повествование называет Емельяна Эммануиловича то затворником, то узником – прям былина какая-то… Да и эти «научные» (сугубо фантастические) названия («элекары», «космонавигаторы») – ощущение складывается, что они здесь прилеплены, и без них рассказ перестанет быть фантастикой и издохнет в муках… Дедсадовством каким-то попахивает. Если Автор хотел сделать такой вот оригинальный новаторский коктейль – то, по-моему, не получилось у него, сноровки нет. НЕ ЧИТАЕТСЯ это
Но ведь есть и плюсы.
Когда Автор описывает этот «мозг» на орбите Юпитера, у меня даже мурашки по коже пробежали. И то, что для него люди не цель, он летит устанавливать контакт в другую часть галактики (мимо нас!) – тоже понравилось как-то. И вообще всё поведение этого «мозга» хорошо придумано. И неожиданности есть интересные. И финал какой-то грустный даже…
Вот так вот ¬– рассказ как зебра, полоса белая, полоса чёрная; фрагмент скверный – фрагмент хороший. Правда, скверных полос на порядок больше. ¬