Дочитал на днях "Пламенный Клинок" Криса Вудинга.
«Пламенный Клинок» — это вполне традиционное классическое фэнтези, но…
И тут у меня мысль немного свернет в сторону, и следующие два абзаца можно не читать.
Сколько раз я видел подобную формулировку: "классическое фэнтези, но...."! Давно уже замечаю, как во многих анонсах, обзорах, отзывах и рецензиях, когда речь идет о классическом фэнтези, всегда есть это «но», как будто этот поджанр нуждается в каких-то оправданиях: «классическое фэнтези, но автор обыгрывает штампы», «классическое фэнтези, но классно и по-современному написанное». На мой взгляд, это «но» не уместно совсем, т.к. не вижу в поджанре никаких недостатков, все зависит в конечном счете от произведения: «Властелин Колец», «Остен Ард» и «Колесо Времени» такие же вершины жанра, как и «Князь Пустоты», «ПЛиО» и «Малазан».
Я понимаю, что сложилось расхожее мнение (в первую очередь благодаря нелучшим представителям), что классическое фэнтези как поджанр довольно закосневшее, а тут рядом есть всеми любимый гримдарк, который гораздо лучше и прогрессивнее… На самом деле, нет. Все те же штампы, а произведений среднего и слабого уровня даже больше в процентном исчислении. Да, тут важно не путать собственно гримдарк и мрачные и темные эпики вроде книг Эриксона, Бэккера и Вегнера – это уже совсем другая история. Гримдарка я почитал изрядно и могу сказать, что любая книга Джордана или Уильямса превосходит его весь скопом. Кроме Аберкромби: тут уже есть, о чем поговорить.
Таким образом, я считаю, что никаких «но» в контексте разговора о книгах в поджанре классического фэнтези не нужно.
Ну, и вернемся к Вудингу. Итак, «Пламенный Клинок» — это классическое фэнтези. У Вудинга такого раньше не было, но кажется, что этот поджанр он любит. Автор очень трепетно отнесся к традициям жанра, и получилось в итоге очень хорошо, ну и то самое обыгрывание троппов тоже присутствует. Первый том трилогии, не смотря на солидный объем, не эпик, это, скорее, приключенческая героика.
Вообще, я точно не скажу, что в этой книге есть что-то такое особенное, чего вы раньше точно не встречали, что какая-то из составляющих на каком-то особо высоком уровне выполнена, нет, такого не будет. Книга подкупает общим хорошим качеством истории, гармоничностью и некой искренностью.
Упомянутое уже трепетное отношение к традициям кто-то наверняка примет за использование старых уже навязших на зубах штампов, мне же это видится хорошо удавшимся оммажем на классику, который никак не мешает истории быть живой и особенной, а не очередной из сонма. В книге есть свои Фродо и Сэм, свои Назгулы, своя Мория. И это не безыдейное переписывание Толкина в духе «Шаннары» Брукса. Да, молодой герой-простак с фермы отправляется в путешествие, снедаемый чувством праведного возмездия за убитого отца — все так, да не совсем. Местных назгулов будто писал Бэккер. А «Морию» (в данном случае не подземелье, а огромный замок-город на озерных островах) я вообще без раздумий занесу в топ лучших локаций жанра. А еще трагической историей одного из персонажей Вудинг вообще решил порвать в клочья души читателей. В общем, интересного будет много.
Ну, а дальше по трем главным составляющим – сюжет/герои/мир.
Сюжет тоже достаточно традиционный. Есть страна Оссия (условные кельты), которую за тридцать лет до начала повествования захватила более развитая Кроданская империя (условный Рим). Главный герой, Арен, живет в небольшом городе и никакого гнета захватчиков не испытывает, даже наоборот: считает, что кроданцы несут прогресс более отсталым оссианам, любит их культуру и видит свое будущее в лоне империи (разумеется, так считают не все Оссиане). Все меняется, когда служители кроданского аналога инквизиции во время ареста (причины которого для героя поначалу непонятны) убивают отца Арена, а самого героя и его друга отправляют на каторгу. Ну а дальше будет быт на рудниках, побег, знакомство с повстанцами, мечтающими сбросить кроданское иго и много всего другого.
Сюжет в целом линейный и гармоничный, провисаний я нигде не почувствовал. В каждом эпизоде есть свои напряженные и более спокойные описательные моменты, благодаря чему повествование получается насыщенным. Пожалуй, мне последняя часть истории, разворачивающаяся в столице Оссии и твердыне в её окрестностях, понравилась чуть меньше, чем начало и середина, хотя она же и самая динамичная, и, думаю, у многих эта часть наоборот станет любимой.
Герои такие, каких ждешь от автора «Историй Кэтти-Джей». Их довольно много для приключенческой истории, и не сказать, что автор их особенно бережет. Надо отметить, что двое самых главных героев (Арен и его друг Кейд) вышли не такими интересными, как остальные персонажи, но свою главную функцию – быть основными репортерами истории на фоне своего становления – выполняют. А будут еще друидка Вика со своей верной собакой Скирдой, таинственный и непримиримый борец с кроданским владычеством Гаррик, странствующая девушка-менестрель Орика со своим рыцарем-защитником Харадом, исполнительный карьерист из Железной Длани (та самая упомянутая «инквизиция») Клиссен и многие другие. Все они без погружения в глубины психологии получились довольно живыми, со своими характерами и скелетами в шкафу.
Сеттинг мне тоже очень понравился. Действие первой книги за пределы Оссии не выходит, поэтому именно о ней будет известно больше всего. Разумеется, также много будет сказано о Кроданской империи. О других землях и народах ненавязчиво и дозированно рассказывается на всем протяжении книги, и картина мира становится довольно сочной, прописанной как вширь, так и вглубь. Стоит отметить одну особенность историй Вудинга, которая мне запомнилась еще по Кэтти-Джей. Вудинг ни разу не любитель длинных описаний и пространных пейзажных зарисовок, но у него получается вдохнуть жизнь в каждое место действия так, что кажется, будто для всех локаций в книге есть красочные иллюстрации. Очень четко они в воображении рисуются.
Из относительно недавнего сравнить можно с Айлингтоном – так же увлекательно. «Тень Ушедшего» будет, пожалуй, подинамичнее, но «Пламенный Клинок» лучше написан, более гармоничный, ну и нужных описаний побольше.
В общем и целом книгой очень доволен, очень жаль, что ей на форуме так мало внимания уделяется.
|