первая глава: 1 — Naissance et progrès de l'esprit des Croisades. 300-1095 подстрочник соответствующий первому абзацу в переводе Клячко: Глава 1 Рождение и развитие духа крестовых походов. 300-1095 Пророчества сбылись: в Иерусалиме не осталось уже камня на камне. Но в пустынной ограде мы все-таки посетили вырытую в скале гробницу, гробницу спасителя Бога, оставленную пустующей чудом воскресения; была гора, где пролилась кровь Христа, где совершилась тайна искупления; гробница Иисуса и Голгофа, естественно, должны были стать главными объектами христианского почитания и любви; Иудея была в их глазах самой святой землей во вселенной. Также с первых дней существования церкви туда приходили верующие, чтобы поклониться следам Спасителя. Ложные боги проявили себя вслед за императором Эли-Адрианом в городе, где их власть потерпела поражение: Юпитер завладел Голгофой; Адонису и Венере поклонялись в Вифлееме. Но оскверняющее господство этой увядающей мифологии вскоре должно было пройти: благочестие Константина заставило исчезнуть эти образы, печалившие взор христиан; священный город, который, в свою очередь, был разрушен и перестроен Эли-Адрианом и носил имя «Элия Капитолина», вновь получил свое первое имя — Иерусалим (1); храм окружал гробницу Искупителя и некоторые из главных мест Страстей; Константин отпраздновал тридцать первый год своего правления открытием этой церкви, и тысячи христиан пришли на это торжество, где ученый епископ Евсевий произнес речь, наполненную славой Иисуса Христа (2). Святая Елена, имя которой осталось в одной из христианских традиций Палестины, совершила паломничество в Иерусалим в очень преклонном возрасте; по его приказанию и на его глазах рыли землю, обыскивали пещеры вокруг Голгофы, чтобы обнаружить истинный крест (3), и, когда священное дерево было найдено, поместили его в новой базилике как драгоценный знак спасение человека. В Иерусалиме, Вифлееме, Назарете, Фаворе и Кармиле, на берегах Иордана и Генезаретского озера, в большинстве мест, отмеченных стопами Спасителя, возникли церкви и часовни, основанные ревностностью Святой Елены. Колыбель христианства, восстановленная в чести голосом Константина, ставшего христианином, благочестивый пример принцессы, матери могущественного императора, должно быть, оживили и увеличили пыл паломничества в Палестину. Когда император Юлиан, чтобы ослабить авторитет пророчеств, взялся восстановить храм иудеев, были рассказаны чудеса, которыми Бог разрушил его замыслы, и Иерусалим, став еще дороже ученикам Иисуса Христа, увидел каждый год там появляются новые верующие, поклоняющиеся божественности Евангелия. Среди паломников тех отдаленных времен история не может забыть имен святого Порфирия и святого Иеронима: первый покинул, в двадцатилетнем возрасте, Фессалонику, свою родину, провел несколько лет в уединении Фиваиды, и ушел в Палестину; после того как он обрек себя на долгое время на самую смиренную и грубую жизнь, он стал епископом Газы; второй в сопровождении своего друга Евсевия Кремонского покинул Италию, проехал через Египет, несколько раз посетил Иерусалим и решил закончить свои дни в Вифлееме. Паула и ее дочь Евстохия из прославленной семьи Гракхов, соединенные с Иеронимом святой дружбой, отказались от Рима, радостей жизни, человеческого величия, чтобы принять бедность Иисуса Христа и жить и умереть в детской кроватке. (4). Св. Иероним сообщает, что тогда в Иудею толпами прибывали паломники и что вокруг святого гроба мы слышали восхваления Сына Божия, воспеваемые на разных языках. В то время мир был полон революций и несчастий: старая Римская империя рушилась под ударами варваров; старый мир падал, как рушится все, чья судьба окончена; великое беспокойство охватило души среди этих бедствий и этих руин; они направлялись туда, где зародилась новая вера; надежда была тогда в пустыне, и именно туда мы отправились ее искать. То же самое сделали Джером и другие дети Запада. Иероним не ограничился простым паломничеством, ибо Рим с его развращенной цивилизацией и вечностью, которая вот-вот должна была закончиться, не имел ничего, что могло бы наполнить его сердце: он сделал себя жителем Иудеи; он остался там, чтобы заботиться о нуждах благочестивых путешественников и бедных христиан страны; он остался в своем дорогом Вифлееме, чтобы посвятить себя глубокому изучению священных книг и под власяницей и грубой одеждой сочинить столько замечательных комментариев, оракулов латинской церкви. Сегодня путешественник, спускающийся в Вифлеемский хлев, приветствует три гробницы святого Иеронима, Паулы и Евстохии (5). К концу четвертого века паломничества в Иерусалим постоянно увеличивались, и благочестие не всегда было их неизменным правилом: эти длительные путешествия иногда приводили к ослаблению христианской дисциплины, разладу нравов; несколько учителей Церкви произнесли красноречивые слова, указав на злоупотребления и опасности паломничества в Палестине. Св. Григорий Нисский, достойный брат св. Василия, был одним из тех, кто наиболее энергично протестовал против поездок в Иерусалим. В сохранившемся для нас красноречивом письме (6) епископ Нисский говорит об опасностях, с которыми христианское благочестие и нравственность могут столкнуться в придорожных гостиницах и в городах Востока; он говорит, что божественная благодать распространяется в Иерусалиме не более особым образом, чем в других странах, и приводит в доказательство своих утверждений всякого рода преступления, которые, по его словам, совершались тогда в святом городе. Григорий Нисский, желая оправдать себя тем, что сам совершил паломничество, которое он запрещает христианам, заявляет, что он отправился в Иерусалим по необходимости и для участия в соборе, призванном реформировать Аравийскую церковь; паломничество не увеличило и не уменьшило его веру; еще до посещения Вифлеема он знал, что сын человеческий родился от девы; прежде чем увидеть гроб Христа, он знал, что Христос воскрес из мертвых; ему не нужно было идти на Елеонскую гору, чтобы поверить, что Иисус вознесся на небеса. «Боящиеся Господа, — прибавил святитель, — хвалите Его, где бы вы ни были; Бог придет и найдет вас там, где вы находитесь, если вы приготовите скинию, достойную Его. Но если сердце твое наполнено превратными помыслами, будь ты на Голгофе, на Елеонской горе или перед святым гробом, ты все равно будешь так же далек от Христа, как и те, которые никогда не исповедовали евангельскую веру. Святой Августин и святой Иероним также старались своими увещеваниями остановить пыл паломничества: первый говорил, что Господь не предписывал идти на Восток, чтобы искать справедливости, или идти на Запад, чтобы получить прощение (7); второй сказал, что врата рая открылись для далекой страны Бретонов, как для Иерусалима. Но советы учителей церкви ничего не могли сделать против страстного энтузиазма толпы; отныне никакая сила, никакая воля на земле не могла закрыть христианам дороги в Иерусалим.
Перевод Клячко: Глава 1 От странствий на поклонение Святому Гробу до Клермонского собора (IV в. — 1095 г.) С самых первых времен христианской эры последователи Евангелия собирались вокруг гроба Иисуса Христа, Спасителя мира, для молитвы. Император Константин воздвиг храмы над гробом Сына человеческого и на некоторых из главных мест Его страданий; освящение храма Святого Гроба было великим торжеством, при котором присутствовали тысячи верующих, собравшихся со всех сторон Востока. Мать Константина, св. Елена, уже в преклонных годах предприняла странствие в Иерусалим и содействовала своим усердием открытию древа Креста Господня в одной из пещер, поблизости от Голгофы. Бесплодные усилия императора Юлиана возобновить храм Иудейский, в опровержение слов Священного писания, сделали еще более дорогими Святые места. Между благочестивыми поклонниками IV века история сохранила имена св. Порфирия, бывшего впоследствии епископом Газским, Евсевия Кремонского, св. Иеронима, изучавшего в Вифлееме Священное писание, св. Павлы и дочери ее Евстахии из знаменитого рода Гракхов, могилы которых находит в настоящее время путешественник рядом с могилой св. Иеронима, близ той пещеры, где Спаситель возлежал в яслях. В конце IV века число паломников было так велико, что многим из отцов церкви, между прочим и св. Григорию Нисскому, приходилось уже красноречивыми доводами указывать на злоупотребления и опасности странствования на богомолье в Иерусалиме. Напрасные предостережения. Не могло впредь явиться в мире такой власти, которая преградила бы христианам путь к Святой Гробнице.
|