Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 19 декабря 2022 г. 13:35  
цитировать   |    [  ] 
цитата трампец
Книги нет, фото вот:

Спасибо за фото, пойду оформлю заявку на добавление издания в базу. :)
–––
ищу вопросы на свои ответы


миротворец

Ссылка на сообщение 21 декабря 2022 г. 18:35  
цитировать   |    [  ] 
Luсifer, да, картинка в том сообщении у меня не отображалась.
Уважаемый трампец уже ответил, но я на всякий случай тоже напишу. У меня переиздание 2001 года, оглавление совпадает. За качество фоток приношу свои извинения — снимал на тапок.
Вот бы ещё кто подсказал, как прикреплять к сообщению сразу несколько файлов...


активист

Ссылка на сообщение 21 декабря 2022 г. 20:43  
цитировать   |    [  ] 
Myrddin
Есть такая хитрость:
1) Вставляете картинку, нажимаете «в черновик»
2) Из черновика копируете адрес загруженной на сервер картинки
3) Вставляете адрес в инструменте «картинка»
4) Повторяйте n- количество раз
Так можно добавить несколько изображений и они будут отображаться в посте.
–––
Utinam populus Romanus unam cervicem haberet


миротворец

Ссылка на сообщение 21 декабря 2022 г. 20:56  
цитировать   |    [  ] 
Nikandros спасибо!


магистр

Ссылка на сообщение 4 января 2023 г. 19:42  
цитировать   |    [  ] 
Уважаемые любители мифологии. В издательстве Наше Завтра вышла книга "Великий потоп", посвященная в основном мифолонгии такового, на 800 страницах, в 1000 экземпляров. Авторы Алексей Комогорцев и Андрей Жуков, известные историки и исследователи, в дополнительных рекомендациях не нуждающиеся. Издание наверно полнейшее по вопросу. Тираж в 1000 экземпляров по нынешним временам огромен, и намекает на то. что те, кому нужно, книгу найдут.
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


магистр

Ссылка на сообщение 9 января 2023 г. 00:29  
цитировать   |    [  ] 
Кому интересно, на "Ноже" выложили отрывок из "Кельтов" Марка Уильяма, о котором давеча тут упоминали
https://knife.media/celtic-myths/
Вполне себе приятное чтение.


миротворец

Ссылка на сообщение 9 января 2023 г. 00:42  
цитировать   |    [  ] 
Уважаемые знатоки, какие известны примеры следующих мотивов:
1. герой, находясь в некоем потустороннем локусе, не замечает течения времени (вернувшись в мир смертных обнаруживает, что прошло очень много времени)
2. герой, находясь в некоем потустороннем локусе, забывает о земных привязанностях, обещаниях, семье и проч.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


магистр

Ссылка на сообщение 9 января 2023 г. 01:37  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
1. герой, находясь в некоем потустороннем локусе, не замечает течения времени (вернувшись в мир смертных обнаруживает, что прошло очень много времени)
а что имеется в виду под примерами? Конкретно у данного сюжета куча вариантов в мифах британских островов. Например, сказка у валлийцев "Шон ап Шенкин" (Шон, сын Шенкина), где герой убегает за птицами Рианнон, слушая их пение, а по возвращении обнаруживает, что прошли десятки лет. Имена главного героя могу, впрочем, меняться.
Ну, или классические истории про танцы с фейри — а по возвращении, опа, прошло семь лет.
Или история про двух скрипачей, которые услаждали слух короля фейри у него во дворце, а по возвращении в родную деревню — та же история, прошло черт знает сколько времени.


миротворец

Ссылка на сообщение 9 января 2023 г. 03:34  
цитировать   |    [  ] 
Хорошие примеры. мне припомнилисъ только приключения Неры в ирландских сагах (но там обратный случай, провел в сиде 3 дня, а дома еще даже еду с очага не сняли) и былина Садко, посидел в гостях у морского царя, а в Новгороде 8 лет прошло. Вот с забвением что-то ничего не припомню (прошу прощения за вялый каламур)
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2023 г. 12:36  
цитировать   |    [  ] 
C.Хоттабыч

Вероятно, также "Грузинские народные предания и легенды" (Серия: Сказки и мифы народов Востока) 181. Земля своё возьмёт.

цитата
Своеобразна группа преданий морально-философского характера, в частности предание "Земля свое возьмет" (№ 181). Это предание давно обратило на себя внимание исследователей. Оно было опубликовано на грузинском, русском, французском и английском языках (см. примеч.). Несколько раз оно подвергалось обработке (например, оно было напечатано в обработке В. Соллогуба). В настоящее время мы располагаем рядом чисто народных текстов. В частности, это предание имеется среди грузинских народных сказок, записанных в XVII в. католическим миссионером Бернардом Неаполийским, подвизавшимся в Грузии между 1670-1679 гг. и изучившим грузинский язык. Два текста из этих записей нам удалось найти в Институте рукописей им. К. Кекелидзе, в архиве М. Тамарашвили. Они были изданы нами вместе с исследованием. Мы указывали, что М. Тамарашвили переписал эти тексты в архиве Торре дель Греко в Италии, где имеется рукописный сборник с записями народных сказок[51]. В 1963 г. Фундаментальной библиотеке АН ГССР удалось получить микрофильм этого сборника. В 1964 г. М. Чиковани издал эти тексты с исследованием и вариантами[52]. Один из текстов оказался вариантом предания о юноше, искавшем бессмертия, известного до сих пор под названием "Земля свое возьмет", или "Красота".
В этом предании юноша, впервые увидевший смерть (смерть отца или убитого на охоте оленя) и узнавший о ее неизбежности, уходит из дому в поисках страны, где можно найти бессмертие. Попадая к чудесному ворону, оленю и дубу, он отвергает предложенную ему возможность долголетия и, перейдя через реку, попадает к чудесной девушке, которую зовут Турпа, т. е. прекрасная. Он узнает, что она так же стара, как мир, однако, очарованный ее красотой, просит разрешения остаться с ней. Бессмертная дева предупреждает юношу, что "земля свое возьмет", что человек не сможет вынести бессмертия. Юноша остается с ней. Проходит тысяча лет. Юноше они кажутся несколькими днями. Затосковав по матери, он уходит, надеясь вернуться. Возвратившись домой, он чувствует свое одиночество в ставшем чуждым ему мире, съедает яблоки, данные ему девой, и умирает (по некоторым вариантам — возвращается к деве).
В шотландском предании "Фаркуер Мак-Нейл" фермер нечаянно попадает к феям. Также нечаянно через шестьсот лет он возвращается домой. Никто не помнит об его исчезновении. "Это так его сразило, что кости его внезапно рассыпались в прах и он рухнул кучей золы на пол"[53].
Тот же мотив встречается и в ирландских сагах. Герой Кондла Прекрасный, прыгнув в стеклянную ладью по зову девы, попадает в "страну блаженства, страну живых, где нет ни смерти, ни невзгод"[54]. Другой герой, Бран, сын Фебала, со своими друзьями пускается в море по зову неведомой прекрасной девы, певшей ему об острове, где нет горести и обмана, где живут "без скорби, без печали, без смерти, без болезни, без дряхлости". Они прибыли на этот остров, и "им казалось, что они пробыли там один год, а прошло много-много лет". Подобно герою грузинского предания, тоска по дому охватила одного из них, и они собрались в обратный путь. Тщетно отговаривала их дева. Тогда она предупредила их, чтобы они остерегались касаться ногой родной земли. Однако один из героев, не выдержав, прыгнул из ладьи на берег. Едва коснулся он земли Ирландии, как тотчас же обратился в прах[55].
По мнению А. А. Смирнова, в основе образа "блаженной страны" лежит без сомнения исконно кельтское верование, но в caгax описания ее осложнены христианскими и, быть может, античными образами и представлениями. Есть в них и примесь скандинавской мифологии[56].
Очень любопытно совпадение некоторых деталей в грузинском предании и ирландской саге: стеклянная ладья героя Кондла и стеклянный дворец девушки нашего предания; яблоки, фигурирующие и здесь, и там как средство продления или прекращения жизни. В вариантах грузинского предания в стране бессмертия живет лишь дева, а иногда ее служанка или мать. В Ирландии это "женская страна". И самое главное: грузинское представление о том, что "земля свое возьмет", находит полную аналогию в саге о Бране, где прикосновение героя к земле превращает его в прах.
Проф. А. Хаханашвили в своих "Очерках" уделяет особое внимание этому преданию, приводя очень любопытные и близкие параллели — аварскую и японскую сказки[57].


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 9 января 2023 г. 12:46  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
1. герой, находясь в некоем потустороннем локусе, не замечает течения времени (вернувшись в мир смертных обнаруживает, что прошло очень много времени)


Добавлю румынскую сказку "Молодость вечная, жизнь бесконечная".


магистр

Ссылка на сообщение 9 января 2023 г. 13:51  
цитировать   |    [  ] 
А, ну как же я забыл! Оссиан у ирландцев! Жил у королевы фейри, в которую влюбился, а потом таки отпросился родину повидать — где прошли сотни лет и никто уже не помнил фениев. Ему еще нельзя было спускаться с коня на землю, но он пренебрег запретом и мгновенно состарился. Ну а потом доживал век в спорах со святым Патриком.


философ

Ссылка на сообщение 9 января 2023 г. 16:39  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
герой, находясь в некоем потустороннем локусе, не замечает течения времени (вернувшись в мир смертных обнаруживает, что прошло очень много времени)


Рассказ "Гэйл Джон--Беседка Зеленой Дамы" — arcanum же и переводил)


философ

Ссылка на сообщение 10 января 2023 г. 22:41  
цитировать   |    [  ] 
В классификаторе Березкина мотив «Поиск бессмертия» содержит много таких историй: герой решил найти страну вечной жизни, нашёл, потом вернулся проведать родную деревню, а там все, кто его знал, уже давно умерли.


философ

Ссылка на сообщение 10 января 2023 г. 23:17  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
2. герой, находясь в некоем потустороннем локусе, забывает о земных привязанностях, обещаниях, семье и проч.

Припоминаю несколько инвертированный вариант. Сомадева «Океан сказаний»: ученик некоего мудреца хочет овладеть тайным знанием, для этого надо пройти испытание, не поддаваться иллюзии и помнить о своей цели. Ученику кажется, что он умер и переродился снова человеком, вырос, женился, прожил насыщенную жизнь и при этом напрочь забыл про испытание, а это всё была иллюзия, и экзамен на тайное знание он в итоге завалил.
Волна 25-я в книге, если я правильно записала в заметках, а текста под рукой сейчас нет.


миротворец

Ссылка на сообщение 11 января 2023 г. 05:27  
цитировать   |    [  ] 
Ranvalon , спасибо, очень помогли
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


авторитет

Ссылка на сообщение 11 января 2023 г. 21:31  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
2. герой, находясь в некоем потустороннем локусе, забывает о земных привязанностях, обещаниях, семье и проч.


Рискну привести примеры неофольклора — мультфильм "Унесённые призраками" и К.С.Льюис "Племянник чародея", где таким свойством обладало "промежуточное место" aka Лес-между-мирами, да и Нарния в какой-то мере тоже. В конце "Льва etc" видно, что четверка главных героев совершенно спокойно прожили жизнь в Нарнии, абсолютно забыв о земном мире и, в частности, своих родителях, а случайно найдя ориентир границы миров, в их случае фонарный столб, сказали, что они словно бы вспоминают какой-то сон, приснившийся во сне. Вот удивительно! Данный мотив звучит как некое общее место, но я не могу припомнить ни одного примера "настоящего" фольклора, где он есть. А вот примеры из литературы и кинематографа XX века можно множить и дальше — пока писал, вспомнилось, что этим же свойством обладал мир сознания маньяка в фильме "Клетка", куда проникает героиня Дженифер Лопес и где она быстро превращается в улыбающийся равнодушный манекен, забывший свою личность и свою задачу.

цитата C.Хоттабыч
1. герой, находясь в некоем потустороннем локусе, не замечает течения времени (вернувшись в мир смертных обнаруживает, что прошло очень много времени)

цитата Ranvalon
Припоминаю несколько инвертированный вариант.


Вот кстати, концовка "Льва, колдуньи, платяного шкафа" — это тоже инвертированный вариант данного мотива. Там, прожив много лет в Нарнии, герои возвращаются в наш мир, в котором прошло едва ли мгновение, причём возвращаются в свой исходный возраст. Впрочем, во вселенной этой франшизы время в Нарнии попросту течёт гораздо быстрее, чем на Земле (это видно по всем книгам сквозным образом). Так что если К.С.Льюис действительно имел в виду тот же релятивизм времени, что присутствует в кельтских легендах, которые он несомненно читал — то получается, что у него "настоящий мир" это Нарния, а Земля — это "потусторонний локус".


миротворец

Ссылка на сообщение 12 января 2023 г. 08:53  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
герой, находясь в некоем потустороннем локусе, забывает о земных привязанностях, обещаниях, семье и проч.


"Одиссея", кстати, подойдет? Там, где лотофаги
–––
в те дни осенняя погода стояла долго на дворе. Зимы ждала, ждала природа...


миротворец

Ссылка на сообщение 12 января 2023 г. 19:10  
цитировать   |    [  ] 
k2007 , да с лотофагами хороший пример, я его даже использовал в книге о Карне.
А сейчас спросил об этих мотивах в сказаниях вот почему. Обратил внимание, что в Араньякапарве когда Арджуна на небе Индры постигает науку небесного оружия, ВДРУГ сообщается, что пришло уже пять лет, и внезапно он ВСПОМНИЛ об оставленных в лесу братьях. Это тем более примечательно, что в начале визита к Индре он гордо отказывается от жизни на небесах (т. е. в том числе и от бессмертия), т. к. не может бросить братьев. А потом, очевидно, забыл и время пролетело. Вот я и хотел найти параллели. В соотв. разделе указателя Березкина акцент на бессмертии, у Арджуны другой случай — изучение боевого искусства (скорее как Кухулин у Скатах, но тот вроде ничего не забывал). С поисками бессмертия классический сюжет у Гильгамеша, но там явных проявлений забвения или временнЫх аномалий вроде нет. Хотя в широком смысле можно найти сводство мотивов: потусторонняя наука об оружии (Арджуна, Кухулин) потусторонняя наука о достижении бессмертия (Гильгамеш).
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


авторитет

Ссылка на сообщение 24 января 2023 г. 12:55  
цитировать   |    [  ] 
В январе-феврале 2023 анонсирован выпуск сразу 3 книг от издательства МИФ из серии "Мифы народов мира":

Карело-финские мифы
Мифы народов Поволжья
Мифы северных народов России

а также: Русская фольклорная демонология

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/a...

P. S. Надеюсь, что всё будет издано в указанные сроки, до этого издания выходили в соответствии с графиком анонсов, порой даже с опережением.
Страницы: 123...167168169170171...197198199    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх