В данной рубрике отражаются наиболее значимые события, затрагивающие техническую, содержательную, проектную и организационно-правовую составляющие сайта.
Сегодня стал доступен для широкого круга пользователей новый раздел сайта — Атлас миров. Это в некотором роде географическая Букопедия, отструктурированный сборник карт вымышленных миров, с описаниями этих миров и привязкой к произведениям из базы ФантЛаба. Раньше карты миров, если их не было в вашем бумажном или электронном издании, приходилось искать где попало, а о существовании многих карт можно было даже не заподозрить никак, но теперь в сети будет централизированное место хранения вымышленной картографии. Об этом светлом и прекрасном месте мы и поговорим дальше.
Собственно Атлас
Новый раздел является частью большого раздела «Авторы, книги» и доступен на его странице в меню сверху. Также с любой страницы сайта на него можно перейти с помощью главного бокового меню, где он есть во всплывающем меню, а также при помощи дополнительного навигационного меню сбоку, которое включается в настройках пользователя. На главной странице Атласа располагается список миров:
Следует отметить, что слова «миры» или «вселенные» в Атласе применяются в широком смысле, авторы часто описывают очень разные миры с весьма неопределёнными границами, при этом реальный картографический интерес часто представляет лишь некоторая область литературного мира. Поэтому тут в одном списке и просто какие-то вымышленные острова на Земле, и звёздные карты с десятками систем, и множество фэнтезийных миров, о которых даже сам их автор может не знать, что с космологической точки зрения они собой представляют. Миры можно отфильтровать по категории, отсортировать по разным параметрам, а также можно переключить вид со списка на плитку, где каждый мир будет представлен миниатюрой одной из его карт. Из этого списка миров можно перейти непосредственно в конкретный мир, например Далайн:
Каждый мир имеет категорию в зависимости от того, где он вообще расположен относительно нашей реальности, также у него есть связь с одним из произведений (обычно это самый главный, верхний цикл) и краткое описание мира. Но самое интересное конечно — это карты. Их можно детально рассмотреть в этой галерее, у них указан источник и/или автор (т.к. администрация ФантЛаба всегда уважительно относится к авторскому праву и не присваивает чужих произведений), а также статус, который определяет степень официальности карт. Зелёный кружок говорит о том, что эта карта признана автором или правообладателем мира как официальная (или хотя бы перерисована без заметных изменений с таковой), серый — что это фанатская карта или же карта с неясным статусом. Есть ещё промежуточный вариант карт с синим кружком, это издававшиеся на бумаге в официальных изданиях карты, обычно они на самом деле официальные, но для конкретных карт мнение автора мира просто (пока) неизвестно.
Карты на страницах произведений
Отдельный раздел — это хорошо, но достоинство ФантЛаба, как и любого приличного гипертекстового ресурса — в полезных связях между элементами базы. Выше уже были упомянуты связи миров из Атласа с произведениями в базе. Если мир относится к одиночному произведению — то связь есть с ним, если к циклу — то чаще всего мир привязан к самому главному циклу. Например, мир Земноморья Урсулы Ле Гуин связан с одноимённым циклом автора, в который входят все прочие подциклы и отдельные произведения из этой вымышленной вселенной. На странице этого главного произведения, которое привязано к миру, есть небольшая галерея с картами:
Здесь также отмечен статус карт цветными кружками. Иконка с Букашкой и глобусом в конце — ссылка на привязанный мир Земноморья. Карт здесь отображается не более 10 штук, за полным списком по упомянутой ссылке можно проследовать на страницу мира. Сразу может возникнуть вопрос — а что с картами на страницах входящих в этот цикл произведениях? По умолчанию там ничего не отображается, т.к. обычно для каждого второстепенного рассказа или примыкающей части все эти карты не нужны, за картами лучше обратиться к странице верхнего цикла. Но администраторы могут выставить связи между отдельными картами и произведениями там, где они действительно нужны. Например, для романа «Гробницы Атуана» в мире Земноморья есть две карты-схемы, которые непосредственно к этому роману и его сюжету относятся, поэтому они к этому роману дополнительно привязаны и отображаются на его странице:
Тут видно, что в конце нет иконки с Букашкой, это говорит о том, что это карты к конкретно этому произведению, а не общий список по данной вселенной (и вообще здесь могут быть карты из разных миров Атласа).
Дальнейшее развитие
На данный момент в Атласе уже более сотни миров и 350 карт, но конечно он далеко не полон, множество миров ещё ждёт своих первооткрывателей-картографов, да и известные миры часто требуют дополнительного исследования. Обычные пользователи, используя систему заявок, могут помочь администраторам в наполнении этого раздела. Рассмотрим, какие данным можно присылать:
конечно же, сами карты. Следует отметить, что Атлас миров не должен быть свалкой непонятного контента, поэтому хотелось бы, чтобы вместе с изображениями карт пользователи указывали и их источники с авторами-художниками, ибо карты с непонятным происхождением мы не размещаем. Также не нужно присылать все доступные в Интернете варианты одной и той же карты, если эти варианты ничего не дополняют, а имеющиеся карты ничем не хуже визуально и имеют нормальное разрешение. Если видите, что есть карта в виде не самого лучшего скана из издания, и можете сделать более лучший скан — пожалуйста, присылайте его для замены.
многие миры сейчас имеют стандартную заглушку вместо нормально описания, если хорошо знаете и любите этот мир — присылайте текстовые описания для них, где кратко описана география мира, его история, население, а также заметки про историю картографии (кто и когда делал карты для него, какого в этом была роль автора мира). Исправления для уже имеющихся описаний также приветствуются.
исправления других ошибок, например данных карт, их статуса и источников.
дополнительные связи с произведениями: если знаете, что для конкретного произведения нужны для ориентации карты из мира, привязанного к его верхнему циклу, то можете тоже присылать заявки на добавление таких связей.
В конце хотелось бы ещё проговорить, что ФантЛаб размещает изображения карт в чисто информационных, эти карты обычно берутся из публичных источников или официальных изданий, где они собственно для тех же целей и публикуются, они принадлежат их авторам, наша же цель — сохранять это творческое наследие, указывая их происхождение и авторов. Если вы автор или правообладатель карт и не хотите чтобы мы их размещали — пишите нам, мы их уберём/найдём замену.
На этом всё на сегодня, желаем всем лаборантам новых географических открытий в любимых вымышленных мирах.
Сообщаю о том, что сроки выхода издания немного сдвигаются — на май 2024. Первый том сейчас доделывается в типографии и будет готов уже через неделю, а второй, думаю, к середине мая только.
Помню, что осенью я ориентировал всех на март, ближе к весне — на апрель, а сейчас уже лишь май рисуется реальным. Говоря о причинах, стоит затронуть и внезапную смерть нашего корректора Натальи Витько (в результате чего мы меняли исполнителя и перестраховывались доп.прогонами), всеми "любимые" санкции и импортозамещение (потрясающие истории с плёнкой ламинации — как-нибудь потом расскажу подробнее), смена производителей и поставщиков сырья и не очень стабильные поставки офсетной бумаги. В общем май.
Какое-то время (возможно, месяц) заказы будут приниматься только на ФантЛабе, и лишь потом, когда волна заказов спадёт, двухтомник появится на Озоне.
Просьба "понять и простить", а также набраться терпения. Стараемся как можем, но производственные факторы не всегда от нас зависят. Без дела не сидим. Уже ведётся работа над текстом пятого двухтомника "Люди и боги", рисуются иллюстрации.
Издательство: Планета Земля: Лаборатория фантастики, 2024 год, 500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 1200 стр. ISBN: 978-5-6051465-2-0, 978-5-6051465-3-7 Серия: Полари
Комментарий: Четвёртый двухтомник из цикла «Полари». Полное и официальное издание цикла силами Лаборатории Фантастики. Иллюстрация на обложке А. Провоторова; внутренние иллюстрации Д. Алексеева, О. Бабкина, А. Немова. В онлайн-дополнении (со страниц доступно по QR-коды) представлены иллюстрации Священных Предметов мира Полари (илл. Д. Алексеева) с описанием от автора. В первом томе 588 страниц, во втором — 612. Разделение внутренних иллюстраций по художникам идёт согласно сюжетным линиям книги. Всего в издании ~60 иллюстраций.
Татьяна Муравьева «Мифы Поволжья. От Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья»
Сэм Уэллер «Хроники Брэдбери: Жизнь Рэя Брэдбери»
Софья Хаги «Пелевин и несвобода: Поэтика, политика, метафизика»
Лучшая литературная критика: статьи / рецензии
Андрей Баннов «Последний мечтатель Уэльса»
Александр Речкин «Американская глубинка в творчестве Г. Ф. Лавкрафта»
Константин Сергеев «Индивидуалистическая утопия»
Мария Солнцева «Кого боятся потомки викингов? Скандинавские чудовища»
Елизавета Тюрина «Три реальных прототипа книжных героев Стивена Кинга»
Лучший графический роман / комикс
Хитоси Асинано «Поездка за покупками в Иокогаму, том 5»
Александр Ремизов «Мир фантастики. Спецвыпуск. Комиксы Александра Ремизова»
Алексей Пехов, Дмитрий Чинов, Александр Хаустов «Змейка»
Алексей Пехов, Дмитрий Чинов, Владислав Писоцкий «Харьганова пустошь»
Брендон Сандерсон, Рик Хоскин «Белый песок. Книга 1. Время перемен»
Лучшая книжная серия
Звезды новой фэнтези (Азбука)
Иная фантастика (Астрель-СПб)
Мастера ужасов (Астрель-СПб)
Шедевры фэнтези (Астрель-СПб)
Fanzon. Наш выбор (Fanzon)
Лучшее издательство / импринт
Азбука
АСТ
Астрель-СПб
Alt Graph
Fanzon
Сроки голосования второго тура: 01.03.2024 — 04.04.2024.
Также напоминаю, что во втором туре в каждой номинации можно проголосовать лишь за одного претендента (голосовать во всех не обязательно). Список ваших номинантов отправлять только в личку одному из членов Оргкомитета!
Завершаются работы над четвёртым двухтомником из цикла "Полари" Романа Суржикова — "Янмэйская охота".
До конца марта стартует печать, а начало продаж придётся на апрель 2024.
Напомню, издаём цикл мы, Лаборатория Фантастики, совместно с самим автором.
Сейчас все заинтересованные могут ознакомиться с содержанием и выборочными иллюстрациями, а также добавить издание на книжную полку или нажать "уведомить", чтобы точно не пропустить выход:
Издательство: Планета Земля: Лаборатория фантастики, 2024 год, 500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 1200 стр. ISBN: 978-5-6051465-2-0, 978-5-6051465-3-7 Серия: Полари
Комментарий: Четвёртый двухтомник из цикла «Полари». Полное и официальное издание цикла силами Лаборатории Фантастики. Иллюстрация на обложке А. Провоторова; внутренние иллюстрации Д. Алексеева, О. Бабкина, А. Немова. В онлайн-дополнении (со страниц доступно по QR-коды) представлены иллюстрации Священных Предметов мира Полари (илл. Д. Алексеева) с описанием от автора. В первом томе 588 страниц, во втором — 612. Разделение внутренних иллюстраций по художникам идёт согласно сюжетным линиям книги. Всего в издании ~60 иллюстраций.
В декабре прошлого года автор закончил работу над последней книгой цикла ("Тень великого древа"). Это будет самый толстый двухтомник из цикла. Даже без дополнительных рассказов, которые автор планирует к нему написать. Согласно уже устоявшегося производственного цикла, пятый двухтомник "Люди и боги" запланирован на осень 2024, а финал "Тень великого древа" на весну 2025.
Роман Суржиков за два года укрепился на 5-м месте в глобальном топе всех авторов фантастов. Общий рейтинг цикла — 8.82 (996). Средний рейтинг заключительной "Тени великого древа" составляет 9.17 (90). Долгие годы читатели опасались печально популярной участи циклов подобного объёма и масштаба повествования: "автор не допишет", "сольёт концовку" и пр. Можно не сомневаться: автор не просто блестяще завершил цикл, а в ряде моментов превзошёл себя. Финальная книга изобилует эмоциональным действием, все линии грамотно сводятся, а оставленный местами лёгкий налёт открытости закладывает мотивацию дождаться рассказов-дополнений.
В настоящий момент автор создаёт полный и завершённый уже на старте сценарий для следующего цикла (рабочее название "Мир колодцев"). Будет ли мир цикла связан с миром Полари — автор отвечает "возможно". Перед написанием цикла автор планирует отвлечься на написание романа в жанре научно-фантастический социалки.
Сегодня мы выпустили крупное обновление для сайта, затрагивающее поиск по жанру и немного сам жанровый классификатор в целом. Жанровый классификатор — одна из уникальных фишек ФантЛаба, которая довольно долго не подвергалась серьёзным обновлениям. За это время к нему и поиску по жанрам накопилось много пожеланий с вашей стороны, которые и были в итоге учтены.
Обновлённый поиск
Поиск в целом был значительно переделан и подвергнут мягкому редизайну, чтобы быть удобнее на разных устройствах и больше соответствовать текущей стилистике сайта. И в отличие от некоторых известных и спорных примеров современного редизайна, никаких существенных функций вырезано не было, а наоборот — добавлен новый функционал, расширен существующий.
Исключение жанров — вероятно, самая заметная новинка. Раньше можно было только выбирать, какие жанровые пункты необходимо включить в выборку произведений, теперь же можно задать и те пункты, которых не должно быть в результатах поиска. Под «не должно быть» подразумевается, что произведения не попадают в поисковую выборку, если хотя бы пятая часть классифицировавших его пользователей отметило один из исключаемых пунктов. Например, если мы не хотим читать про вампиров, то достаточно чтобы два из десяти читателей отметило, что вампиры в произведении есть, — и тогда произведение в результаты нашего поиска не попадёт. А вот если мы, наоборот, хотим читать про вампиров, то нужно чтобы пять из десяти считало, что они по тексту присутствуют. Это важное различие. Чтобы исключить нужный пункт, просто нажмите по крестику справа от него. А чтобы сбросить, т.е. вернуть как было — по плюсу слева.
Например, ищем мы серьёзную твёрдую фантастику без всяких приключений, местом действия которой является какое угодно, кроме нашей с вами Земли. Выбираем и исключаем нужные пункты и получаем такой результат.
Опция «Только отдельные произведения» — новая опция, позволяющая выбрать только одиночные произведения, которые не входят в состав циклов или ещё каких-то работ. Например, если нам не хочется начинать новый фэнтезийный цикл, а хочется просто быстро прочитать независимый роман в жанре героического фэнтези (и давайте без драконов, а то надоели они уже), то можно найти подобные произведения с помощью такого запроса.
Выбор любого языка — раньше в языковом фильтре можно было выбрать только произведения на русском или на любом кроме русского языках. Теперь там появился пункт «выбрать...», после выбора которого появляется ниже выпадающий список, где можно выбрать любой язык, на котором написано было произведение, имеющийся в базе ФантЛаба. Так что если вы хотели найти эвенский социально-философский киберпанк, то не сможете вы это сделать только лишь потому, что пользователи ещё не классифицировали такие произведения. Ну или издатели не слишком любят такое публиковать. Или, в крайнем случае, эвенские писатели почему-то не пишут в таком жанре. Но точно не потому, что ФантЛаб это не позволяет. Для примера, давайте выберем доступную белорусскую фантастику, мистику или фэнтези. Чтобы выбрать три жанра сразу, также отметим старую-добрую опцию «ИЛИ вместо И», а также «Достаточно 1-го голоса» для максимального увеличения выборки. В итоге получим этот результат.
Гендерный фильтр — даёт возможность учесть разницу оценок произведениям между читателями и читательницами. Можно выбрать только более «женские» или «мужские» работы, или исключить одну из таких крайностей из выборки. Следует помнить, что это не значит, что например «женское» произведение должно нравиться только женщинам, однако чисто по фантлабовской статистике будет больше шансов, что оно понравится соответствующей группе читателей. Можно например выбрать женское городское фэнтези, или наоборот, исключить наиболее женских представителей, если у читателя есть какие-то предубеждения против «типичного женского фэнтези про любовь».
Выбор только циклов — в последнем фильтре, по форме произведения, добавлена возможность выбора только циклов произведений. Тут должно быть всё понятно, следует только упомянуть такую тонкость, что если эту опцию включить вместе с опцией «Только отдельные произведения», то будут выведены только циклы верхнего уровня, без подциклов.
Воспользуемся же полученными сегодня знаниями, чтобы получить список чтения своей мечты. Допустим, мы хотим почитать цикл англоязычной космооперы, в которой действуют в основном только люди, а не чужаки в пластиковых масках. Выбираем космооперу, исключаем вторжение чужих, контакт и ксенофантастику, выбираем английский язык, только циклы и отдельные произведения (чтобы исключить части крупных межавторских циклов и подциклы у тех же найденных циклов), и получим итоговый результат.
Обратим также внимание на изменения в строке фильтров сверху в результатах поиска:
Похожий элемент управления был и раньше, здесь можно по одному клику исключать из результата один из фильтров, но теперь здесь присутствуют все опции, а также исключённые пункты (которые отображаются зачёркнутыми).
Обновления на страницах произведений
Отображение результатов голосований и сама форма голосования жанрового классификатора также подверглись некоторым дополнениям и исправлениям.
Исправления в отображении классификатора на странице произведений — раньше у нас плохо отображались недавно добавленные в классификатор пункты, ибо их было слишком мало в общей сумме голосов. Сейчас это исправлено и теперь относительно новые пункты типа фантастических существ отображаются в классификаторе для отдельных работ чаще. Например, «Властелин колец».
Тут видно, что теперь отображаются фантастические существа: эльфы, орки, гномы (они были добавлены лишь несколько лет назад в классификатор). При наведении на эти пункты видны цифры типа 36 из 70 — пусть это не смущает, здесь 70 — это количество голосований после добавления этих пунктов, поэтому считается процент из него, а не из общего числа голосов, которых больше 400-т.
В форме голосования классификатора добавлена кнопка «Удалить» в тех случаях, когда пользователь уже проголосовал. Это более быстрый и очевидный способ удаления своей классификации (а такое иногда нужно), чем старый способ.
На странице со списком классификаций произведения (например здесь) классификация пользователя (при наличии) выводится отдельно в начале списка.
Новые пункты в классификаторе
Кроме всего этого, в классификатор было добавлено (внимательные посетители уже могли заметить значок NEW) немного новых пунктов, а некоторые названия или описания были исправлены и дополнены, чтобы они стали более понятными и однозначными для пользователей. Поговорим о том, что было добавлено.
Вестерн — новичок в списке жанров, добавленный после долгих обсуждений среди админов-библиографистов сайта. Есть немало фантастических произведений с элементами вестерна, да и некоторые фантасты типа Саймака писали немного вестернов. Чтобы понимать о каких произведениях речь, вот ориентировочный список, который составил наш коллега Славич:
С использованием мифологии: Малых народов России — в общих характеристиках теперь можно отмечать произведения с использованием экзотики коренных народов России, различных мифологических персонажей народов Кавказа, Урала, Сибири.
Место действия — добавлены Юго-Восточная Азия (ранее невозможно было адекватно классифицировать произведения типа «Заводной») и Неопределённое место действия (актуально для произведений сложных жанров с довольно абстрактным местом и временем действия). У нескольких регионов добавлено разбитие на более мелкие подрегионы, а именно:
Полярные регионы: Арктика и Антарктика;
Австралия и Океания: собственно, отдельно Австралия и Океания;
Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы: отдельные отметки для главного пояса астероидов и окраин Солнечной системы.
Всех пользователей с рангом "философ" и выше призываем пройтись по своим классификациям и поотмечать новые пункты, чтобы они быстрее влились в статистику и дали практические результаты во общее благо.
На этом на сегодня всё. Благодарим всех, кто исправно классифицирует прочитанные произведения, чтобы давать возможность другим читателям искать книги по душе. Надеемся, что и дальше классификатор будет развиваться и всех радовать.