Просто замечательный роман. Даже не знаю, как мог такое написать достаточно молодой человек… Первый роман автора и уже так мастерски! Эмоциональное впечатление на меня произвело довольно сильное, очень понравилось. Хотя читал «Машеньку» еще давно когда-то, но вот сейчас при перечитывании действительно захватило, качественно другие переживания случились.
Вкратце о завязке. Место действия – Берлин. Главный герой, Ганин, живет в пансионе в достаточно недорогом районе города. Под пансионом тут понимается большая квартира, комнаты которой хозяйка сдает разным жильцам. Все жильцы – русские эмигранты: старый поэт, машинистка, два профессиональных танцора (по-видимому гомосексуалисты)… Становится известно, что к одному из постояльцев пансиона, Алферову, через неделю приезжает жена (Машенька) из советской России для воссоединения с супругом. Увидя ее фотографию, Ганин понимает, что Машенька – это его первая любовь, с которой связаны одни из самых светлых воспоминаний его юности из жизни на Родине. У Ганина есть надоевшая ему любовница, Людмила. Герой решает бросить ее и попытаться вернусь себе утраченное счастье…
Идея романа мне представляется довольно четко выраженной. С одной стороны это жизнь героя в пансионе. День сегодняшний для Ганина – бледная тень былой полноты жизни, и люди, его окружающие – лишь «тени изгнаннического сна». Пансион находится как будто вне времени, в чужом неуютном городе. Хотя события в основном происходят в самом пансионе и его ближайших окрестностях, хорошо чувствуется какая-то печальная урбанистическая атмосфера. Спешащие поезда наземной железнодорожной колеи, световая реклама, огни одиноких окон… Нет будущего, как будто и вся жизнь медленно истаивает…
И с другой стороны это воспоминания Ганина о днях юности, когда он еще жил в России. А жил он в достаточно состоятельной семье. И вот в одно прекрасное лето познакомился с Машенькой. Произошло это в деревенской усадьбе, в окружении цветущих трав. В течение нескольких лет, вплоть до революции отношения с Машей имели продолжение. Но уже постоянно мешали различные внешние факторы. Таким образом, нежные чувства Ганина пошли на спад, образ Машеньки постепенно отдалялся. Но сейчас трансформация былого чувства уже не выглядит для героя значительной. Спустя годы неожиданное воспоминание о тех днях стало для Ганина настоящим поворотным пунктом. Теперь Машенька является человеком, заключающем в себе, ни много ни мало, всю Россию, все самое настоящее, все самое родное. Дорогое воспоминание неизмеримо ценнее всего, что есть у Ганина в настоящем.
Произведение совсем не мрачное, а именно грустное. Эмигрантская тоска о навсегда потерянном доме («потерянном рае») – вот это передано замечательно. Сам Ганин вроде не отличается выраженными негативными или положительными качествами. Он четко посредине, если можно так сказать. Вернее, равнодушным его сделали годы в изгнании, а все возвышенные качества его юности остались глубоко в сердце. На чужбине заметно измельчали многие вещи, в том числе и сама любовь к жизни. Но память жива. В итоге Набоков рассматривает отличие мысленных образов из прошлого и их возможного воплощения в настоящем – сможет ли мечта стать реальностью. Ведь формирование образа во многом происходит именно внутри нас, внешние ощущения – лишь составляют необходимый материал, да еще и годы размышлений могут трансформировать что угодно просто до неузнаваемости. Безусловно, есть в романе и психологическая напряженность.
По мне так отличный, трогательный роман.
Итог: 9 из 10 баллов.
К странице произведения на Фантлабе >>>
Потом еще собираюсь почитать «Король, дама, валет». Наверно тоже напищу отзыв и скорее всего буду завязывать с отзывами на Набокова. Не всегда удается правильно выразить чувства словами...