Олдос Хаксли О дивный новый


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Олдос Хаксли "О дивный новый мир"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Статья написана 20 сентября 2010 г. 12:50

Из всех «классических» антиутопий, что я читала, Хаксли отличается наибольшим градусом безумия. При всей проработанности системы у меня постоянно было легкое дежа вю, будто я читаю, к примеру, Дика.

Причем такой эффект производит вовсе не первая линия — современная цивилизация, в которой граждан выращивают искусственно, генетическим методом формируя классы — по уровню умственного развития и предназначению для определенного рода работы. С ней-то как раз все понятно и логично, четкая общественная структура, иерархия, четкая логика во всем. Ведь это действительно проблема, и до сих пор проблема — что все сильно умные и подметать трамвайные пути никто не хочет. Много ли русских лиц на наших стройках? — то-то же. А так общество разбито на классы, каждый из которых работает по своим меркам максимально эффективно. Несмотря на аморальность идеи генетического программирования нельзя не признать, что что-то в этом есть. Научная осуществимость — другой вопрос.

Классическая феодальная пирамида, все просто и наглядно. Но и в этом обществе, разумеется, в итоге находятся маргиналы — только в отличие от всех остальных маргиналах во всех остальных обществах, они не в подполье и оппозиции, а у руля. Классический прием социальных антиутопий — добравшись до персонального кабинете главгада, находим там и запрещенную Библию, и прочие недоступные простому человеку девиации. Сложно было не догадаться, что так и будет. Собственно, я поняла все уже в тот момент, когда Бернарду предлагали Исладнию — *что* такое окажется эта самая Исландия. Сборище выбракованных маргиналов, которые, собственно, и представляют собой цвет человечества))

Хотя от этого момента у меня осталось легкое неудовольствие. Потому что подвох не доведен до абсурда. А было бы так прекрасно узнать, что все эти пять классов — от альф до эпсилонов — существуют только затем, чтобы маргиналам-ученым было удобно. Что только для этих антисоциалов и работает вся фордовская экономика. Не могу поверить, что умные циничные люди, собравшись вместе, не устроили бы все именно так. Мустафа Монд — он, похоже, слегка привирает насчет ограничений науки — иначе какой смысл? Ведь стабильность — ценность только в глазах всех качественно модицифированных особей, а для таких, как он сам — наверняка нет.

А вот ощущение медленного безумия а-ля Дик накрыло меня с появлением темы индейцев, Дикаря в «цивилизованном мире» и тд. Нет, я вполне представляю, что оно было призвано показать, как чудовищен был бы такой антиутопичный мир для «истинно свободного» человека с развитой духовностью. Или что-то в этом духе. Но сами по себе события, происходящие с Дикарем, от и до — настолько не вяжутся с этим насквозь логичным миром антиутопии, где у каждого так или иначе есть свое место — что вызывают легкий клин левого полушария. Такое чувство, что Дикарь забежал сюда из какого-то другого романа, потому что в классический жанр социальной антиутопии он не вписывается. В «Мы», «1984», «Фаренгейт, 451» есть четкая структура: власть-общество-человек бунтующий. Людей совсем *вне* этого общества нету. Хаксли сломал привычную схему социальной антиутопии, введя в нее неучтенный элемент. И несмотря на то, что антиутопия этот элемент в итоге перемолола, классический мир антиутопии уже разрушен. А в данном случае — разрушен дважды, с одной стороны, Мустафой Мондом, а с другой — Дикарем.

В целом — мне лично Хаксли из всех упомянутых классических антиутопий был, пожалуй, наиболее интересен. Потому что антиутопии тоталитарного формата, когда все равно несчастливы, мы и так уже наблюдали в жизни, и в вариациях похуже 1984. А Хаксли куда больше похож на фантастику тем, что ничего подобного нет и пока не светит (хотя с другой стороны, можно ли считать воплощением такой анти?утопии, скажем, рабовладельческие государства античности? или Индию с варнами? — тоже полная социальная стабильность, и без малейших генетических модификаций).



Тэги: хаксли


187
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 13:47

цитата kerigma

Несмотря на аморальность идеи генетического программирования нельзя не признать, что что-то в этом есть.

Там не только генетическое программирование, там ещё и воспитание в детском саду через электрошок. Это уже похлеще аморальности, на мой взгляд.

цитата kerigma

А Хаксли куда больше похож на фантастику тем, что ничего подобного нет и пока не светит (хотя с другой стороны, можно ли считать воплощением такой анти?утопии, скажем, рабовладельческие государства античности? или Индию с варнами? — тоже полная социальная стабильность, и без малейших генетических модификаций).

Не соглашусь, параллели между обществом потребления Хаксли и современным миром всё-таки просматриваются. На эту тему даже «комикс» был (там, правда, про сравнение миров Хаксли и Оруэлла), только вот ссылку не найду никак...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 18:08

цитата necrotigr

Это уже похлеще аморальности, на мой взгляд.

да и много чего там, в общем))
Причем в генетический вариант я не очень верю как в осуществимый, а всякие детские травмы и тд. — это же действительно работает.

цитата necrotigr

Не соглашусь, параллели между обществом потребления Хаксли и современным миром всё-таки просматриваются.

Да, но не настолько глобальные, как в 1984, например)
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 20:18

цитата kerigma

Да, но не настолько глобальные, как в 1984, например)

Вот, нашёл ссылку: Хаксли против Оруэлла (имхо — оба частично правы). В комиксе, правда, часть наблюдений не соответствует тексту.
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 22:15
оу, спасибо)) я ставлю на хаксли:-D


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 16:42
Немного не по теме... А чего ты никогда не размещаещь обложки к рецензируемой книге? Имхо, так было бы интересней. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 18:09
Потому что я 3/4 читаю с электронной книги:-) А специально искать и вешать обложку — не вижу смысла) к тому же издания все разные, а я в основном говорю о содержании, и очень-очень редко о конкретном издании.
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 18:14

цитата kerigma

3/4 читаю с электронной книги

Это я понял. Все равно, картинки просто психологически оживляют. Ну ладно, это дело второстепенное...
На всякий случай — http://fantlab.ru/blogarticle... 8-)
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 18:21
А я наоборот картинки не люблю)) потому что мне как читателю с электронки они мало что дают, а от текста отвлекают))

О, с открытием!))


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 18:17
На тему антиутопий. А «Биологический материал» Хольмквист как тебе?
Оно, конечно, не Оруэлл, но вроде симпатично вроде...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 18:21

цитата Sfumato

А «Биологический материал» Хольмквист как тебе?

не читала)) советуешь?
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 18:54

цитата kerigma

советуешь?

Можешь глянуть отзывы. Я 8 баллов поставил... Вполне можно почитать.
Еще мне очень понравилась антиутопия «Дни» Джеймса Лавгроува. Но этот автор у нас пока не открыт...
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2010 г. 22:15
Спасиб, буду иметь в виду)


⇑ Наверх