Телесериалы -- это вам не книжки. Средней паршивости американский сериал сейчас смотрит несколько миллионов зрителей во всем мире, качественный -- сотни миллионов. Замечательное средство проведения «в массы» тех или иных идей, великолепный канал для пропаганды. Но в то же время герои должны вызывать у зрителя симпатию и интерес, иначе сериал провалится и будет снят с проката. Очень интересно смотреть, какие поведенческие паттерны прививают западные сериалы, какие процессы в социуме они отражают.
Ну, то, что американцы, как все нормальные люди, терпеть не могут правительство, ФБР и копов, с большим скепсисом относятся к политической риторике своих лидеров -- это понятно. А вот более интересный нюанс: примерно с середины нулевых в роли «персонажей второго плана» в сериалах начали в солидном количестве появляться бисексуалки/лесбиянки: «Доктор Хаус», «Кости», «Вспомни, что будет», «Звездные врата: Вселенная» и т.п. В 1990-х в приключенческих и фантастических сериалах таких персонажей мы почти не встречаем: единственное исключение, которое я помню -- Виллоу из сериала Джосса Видона «Баффи». Кстати, с «голубыми» персонажами второго плана в сериалах до сих пор проблемы... Некоторые связывают такой перекос с приходом на пост Госсекретаря США Кондализы Райс.
Или другой стереотип, который создатели сериалов активно внедряют в сознание зрителей. Это образ ученого -- спасающего жизни, расследующего преступления, рассекающего пространство и время. Встречается он сплошь и рядом -- взять хоть математика из детективных «Чисел», хоть классического «безумного гения» Уолтера Бишопа из сериала «За гранью», хоть героев «Эврики»... Ученый -- персонаж, без которого интрига рассыпается, этакий современный маг и чудотворец, достающий из цилиндра одного кролика за другим. Короче, нам упорно доказывают, что наука -- занятие важное для общества, полезное и, главное, чертовски увлекательное. Учитесь, детки, и вам предоставится шанс изменить мир... или, по крайней мере, спасти множество жизней. Вот вам и база для интереса к научной фантастике: ведь на этих героев действительно хочется равняться...
Еще одно клише -- Писатель. Писатель всегда человек богатый, знаменитый, стоящий на короткой ноге с сильными мира сего («Касл», «Кости», «NCIS» и т. д.). Он может заниматься чем-то помимо литературной деятельности, но славу и деньги обретает именно пачкая бумагу чернилами. Того, что среднестатистический тираж книги в США -- 500 экземпляров, а всемирно знаменитый писатель может запросто покончить с собой из-за того, что ему элементарно нечем платить за квартиру, западным телезрителям даже в голову не приходит. Писатель -- это звезда с солидным счетом в банке, на него принято смотреть снизу вверх, как на человека, достигшего вершин успеха...
В общем, целая галерея персонажей, разительно не соответствующих реальным прототипам. Культурологам и антропологам работы -- не на одну докторскую. Ну а внимательному зрителю сериалы просто помогают понять, во что верят простые американцы.