Продолжаем обзор иллюстраций к сказке "Марья Моревна". Сегодня — сборники последних лет существования СССР. Общая особенность — иллюстрации чёрно-белые, и это не из-за бедности полиграфической базы. Концептуальные решения издательств.
1) Диво дивное: русские народные сказки. — М.: Современник, 1988. Худ. В.Вагин.
2) Белая лебёдушка. — СПб.: Лицей, 1991. Худ. Б.Забирохин
Не часто у советского издательства "Современник" выходили "подарочные" (как их тогда называли) книги — видать, издательству намеренно определили нишу недорогих книг (часто популярных). С началом Перестройки появилась возможность проявить себя на коммерческой ниве. "Диво дивное" от "Современника" — отлично изданная книга (суперобложка, мелованная бумага). Тираж совсем небольшой для тех времён — 20 тысяч экземпляров, цена очень высокая (но ещё доступная большинству книголюбов) — 7 руб. 20 коп.
Художник В.Вагин — интересный типаж. В молодости в 1960-х гг. в Перми рисовал прелестные цветные книжки-картинки в лубочном стиле (одна его книжка была у меня любимой в раннем детстве). Уже в 1970-х Вагин начал удаляться от мира — увлёкся каллиграфией (издавали его рукописное исполнение "Плодов раздумий" Козьмы Пруткова), перешёл на чёрно-белые рисунки, по технике чуть похожие на гравюру по металлу. В 1980-х гг. перебрался в Москву и как раз на должность главного художника "Современника". Так что ему и выпало иллюстрировать русские сказки в мизантропической манере. В 1988 году эта манера для детских книг приветствовалась, выглядела чуть ли не вызовом режиму (вспомним, "Муху-цокотуху" Чарышникова).
1) Вот у Вагина Кощей — он на фоне буйной природы бросает в море бочку с порубленным Иваном-царевичем. Кощей грозен и подтянут. Усы у него выдающиеся — вольный козак, одинокий герой.
2) Вот Баба-Яга — истерящая противная старуха.
Книга "Белая лебёдушка", изданная "Лицеем" (правопреемником ленинградского отделения "Детской литературы") в 1991 году по полиграфии очень скромна ("Вита-Нова" потом эту книгу достойно переиздаст).
В то время главным художником "Лицея" был Валерий Траугот — он и предложил проиллюстрировать книгу Б.Забирохину. Про сумрачный гений Забирохина все, конечно, знали. Выбор Траугота был осознанным (поиски новой формы — бич искусства). Забирохин — большой талант, его манера — это совсем не эпатаж.
Сам Забирохин вспоминает о "Белой лебёдушке":
цитатаЛишь один вопрос оставался нерешённым: традиции детской иллюстрации, и в особенности волшебная сказка, требовали цвет, мне же хотелось воплотить в книге мифологическую атмосферу, с детских лет жившую в моей душе, а она была не цветной и пёстрой, но таинственно-монохромной. Чёрно-белая литография с её живописными и фактурными возможностями как нельзя лучше подходила к этой задаче.
1) Баба-Яга. Она в "Марье Моревне" не центральный персонаж, но именно к этой сказке Забирохин дал её потрясающий образ (наверное, в сборнике "Белая лебёдушка" более подходящей сказки не нашлось, а персонаж художнику надо было обозначить). Мрачная хтонь.
2) Кощей Бессмертный преследует Марью Моревну и Фёдора Тугарина (так в этом варианте сказки называют безличного Ивана-царевича). Кистей рук уже нет у Кощея — только кости скелета. Но лицо вполне себе живое и даже озорное (усы лихие, будёновские — не зря же в этой сказки кони играют важную роль).
А через много лет Забирохин эту сцену повторил для "взрослого" сборника сказок. Теперь уже и вместо лица — череп, и усы обвисли, и одежда — саван. Чужд этот Кощей миру людей (хотя в сказке он какую-то признательность способен высказывать: два раза прощал Иван-царевича за покражу Марьи Моревны, и только в третий раз порубил).
А "взрослая" книга такая — Афанасьев "Русские сказки" (СПб.: Вита-Нова, 2008): https://vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izd... И на верхней крышке переплёта — Бабя-Яга из "Марьи Моревны".