The Thicket (2024, США, реж. Эллиотт Лестер, 1 ч. 49 мин.)
Очень мало, в последнее время, фильмов, которые могут вызвать неподдельный интерес, заставить держать зрителя в напряжении весь сеанс просмотра, да и просто — доставить удовольствие. Могу уверить невольного читателя этого отзыва, что "Чаща" — достойная экранизация художественного произведения, которая не отнимет полтора часа времени, но восполнит досаду от какого-нибудь бездарного кинофильма добротным вестерном, без приставки нео- и другой новомодной тематики, без повестки, без назойливой морали или еще чего-то, что могли бы в этот фильм привнести.
За основу фильма взят роман Джо Лансдейла "Чаща", повествующий о классической вестерн-теме — похищении, однако раскрывающий в сюжете несколько отличающиеся от предвзятого отношения темы.
Оспа забирает родителей юных Лулы и Джека, а дед, приехавший за ними, показывает, что наступает пора взросления, пусть и внезапная. Он дарит внуку дарственную на землю в штате Монтана. Таким образом, нам впервые показывают тему фильма. Заснеженные поля, горы, леса, городки и люди, живущие в них одиноки, даже если находятся в большой компании. Девушка Лула по сути бесправна и обречена быть иждивенкой до замужества, после которого опять же останется одинокой в своей жизни, она грустна и невинна.
Джек тоже почти мальчик, но он мужает в течении всего фильма, и зритель упорно идет вслед за ним, переживая такую внезапную инициацию.
Почти сразу же девушку похищают грабители банков и факторий, во главе с Головорезом Биллом, на самом деле женщиной, лицо которой изуродовано шрамами, жестокой, почти садистически наслаждающейся болью, но питающую трепет перед лакрицей и юными девушками.
В то же время — она одинока, и ее трепет перед юными девушками — вовсе не повесточная однополая любовь — она ищет в них отражение себя, а на привалах засыпает на их коленях. Именно поэтому почти сразу она обстригает Луле волосы, и всячески ее третирует, вынуждая становиться жестче. Билла сыграла Джюльет Льюис, настолько четко проживая роль покалеченного и жестокого существа, что искренне восхищаешься ее игрой. Будучи главным антагонистом фильма, она, тем не менее вызывает жалость своим одиночеством и болью, которые Билл скрывает за садизмом и жестокими делами. При встрече с родственными душами, она раскрывается немного, а второстепенные персонажи по ходу фильма раскрывают ее судьбу.
Нашлось место в фильме и теме дружбы, вернее партнерства, за которым скрывается дружба. Это гробовщики Реджинальд и Юстас, карлик и негр, довольно некотируемые людьми типажи. К карлику относятся предвзято, пока не получают от него пулю, или ножевое, а негр все еще остается негром тех лет. Эти люди также одиноки, без родственников, без жилья, поэтому тема переходящей в качестве уплаты за помощь в преследовании Била дарственной на землю — раскрывает судьбы и этих персонажей.
После разборки в городке по поподу уплаты за могилу, за ними следует еще одна пара — два брата, получившие права шерифов.
Шерифа Саймона играет фронтмен группы Metallica — Джеймс Хетфилд, который по совместительству является поклонником вестернов и Клинта Иствуда, если посмотреть дискографию группы, найдется несколько песен, посвященных ему. К тому же, несмотря на короткое время появления на экране — съемки в фильме такого фаната ковбоев, как Хетфилд говорит только о качестве этого кино.
Фильм все же несколько нуарен, поэтому, помимо очевидных отсылок к разным кино, можно лицезреть и вот такую героиню в стиле "Города грехов". Ее задача, обманом вовлеченной в проституцию девушки, стать для Джека проводником в его инициации — он совершает мужские поступки, взрослеет на глазах, и даже лишается девственности с ней.
Все персонажи, даже второстепенные, в "Чаще" колоритные и запоминающиеся, а чтобы сделать повествование необычным, в кадр постоянно попадают примитивные авто, мотоциклы, необычное оружие, приближая кино по стилистике к этакому стимпанку, или же навевая воспоминания о "Диком, диком Уэсте". Со всем этим картина становится еще симпатичнее.
Этот фильм — классический вестерн, с долей мрачности и угнетающей атмосферы, хорошим визуальным рядом и подбором актеров, позволяя думать, что "Чащу" можно будет пересмотреть еще не раз. Культовости фильм, скорее всего не получит, но если бы его сняли еще в 2014 году, как заявлялось, то успех его стал бы ошеломительным.
Зловещее место одиночество и боли — Чаща отражается в душах всех участников истории с похищением ледяным холодом, и невозмутимостью, за которой почти всегда скрывается тоска. Это — очень хорошее кино.
|