Отсутствие страха пугает


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «holodny_writer» > Отсутствие страха пугает нас
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Отсутствие страха пугает нас

Статья написана 28 марта 12:30

Мысли о хорроре как о пустом жанре — устарели. Сегодня он стал зеркалом, в котором отражаются страхи общества и глубины человеческой психики. С сегодняшнего дня запустил в публикацию серию из эссе о природе страха, Тьмы и Зла, их связи с культурой, мифом и социальной реальностью. Эти тексты — попытка осмыслить хоррор не как развлечение, а как инструмент познания. Приглашаю читать, размышлять и спорить.

Первая мысль из кельи. Отсутствие страха пугает нас

Популярность литературы зависит от того, насколько точно она говорит о нас сегодняшних. Хоррор отлично с этим справляется. Он актуален, а подчас может быть особенно злободневным. Этот жанр — чувствительный инструмент диагностики общества.

Причина в том, что ужас как культурное явление выполняет сегодня важную задачу. Он вышел за границы литературного жанра и показал, что наш страх — нечто большее, чем просто острые ощущения.

Ценителям хоррора жанр давно не интересен как форма. Их влечёт не столько мрачная эстетика, сколько возможность контакта со страхом, чтобы погрузиться в чувство ужаса и прожить его в безопасной среде. Для многих такой опыт становится тренировкой психики. Любители мрачного испытывают дискомфорт, если долго не ощущают тревоги, ведь отсутствие страха нас пугает. Однако, именно проживая страх в художественной форме, мы превращаем его в контролируемый опыт, а значит — в нечто, что можно перерасти.

О том, почему мы нуждаемся в таком перерастании, скажу позже. Пока стоит признать, что для постоянных ценителей хоррора, этот жанр — не развлечение. Он глубоко укоренён в наших коллективных травмах. И это нормально. Культуры многих народов, прошедших через череду катастроф — войны, революции, репрессий, голода — формируют особую связь со страхом. Культура темных жанров позволяет адаптироваться к коллективному страху, который – часть нашего общего бессознательного. И для русской аудитории ужас не стал исключением, превратившись в инструмент осмысления прошлого.

Мы должны его осмыслить – не разумом. А чувствами. Именно хоррор предлагает безопасный способ контакта с тем, что пугает. Поэтому нам нужна терапия кошмаром: литература и кино, позволяющие заглянуть в лицо собственным фобиям.

В контакте с коллективным ужасом человек учится видеть границы своих личных тревог. Таким образом, хоррор не только подсвечивает наши травмы, но и предлагает пути их осмысления. Помогая отделить собственный страх от того, чего боятся другие — и, таким образом, лучше осознать себя как личность.

“Мы сочиняем ужасы, чтобы помочь себе справиться с реальностью” (*Стивен Кинг)





562
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 марта 15:35
А вот ЧТО пугает? Вот в чем вопрос? Нет понятно что фильмам да и радиопостановкам напугать легче. Эффекты всякие музыка скриммеры. в тексте ничего этого нет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 марта 17:13
Пугает то, чего мы хотим испугаться.


Ссылка на сообщение31 марта 01:52
Знаете, нет. Эти книги цепляют не страхом. Не тем, что я как читатель посмотрю коллективному Ктулху в глаза и испугаюсь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 16:21
А чем?
 


Ссылка на сообщение31 марта 21:10
Ну...
С одной стороны, все далее сказанное можно отнести к личному восприятию конкретно меня, вам отвечающей. С другой, есть подозрение что я не одна такая)

Я читаю хоррор как труд физика\инженера. Социального физика\инженера. Который обозначил экспозицию, проблему, соорудил экспериментальную установку и исследуемый объект(1 или более персонажей) — а дальше по мере повествования на глазах читателя проводит сей эксперимент и показывает результат.
В какой-то момент автор расписывает как персонажа разорвало на кровь-кишки или снесло головушку на отлично — я считываю что автор объясняет читателю «если будешь делать уот так уот и думать уот так уот, закончишь в канаве. Пришлось добавить мясо и кишки, чтоб ты точно понял — без вариантов в канаве».

Читать хоррор как тренировку для психики...да кто ж запретит. Метью Стоккоу «Коровы» удачный тренажер, попробуйте.
С моей точки зрения автор сделал большое дело — показал каково «маминым сынам» под юбкой. Книга на раз отучает смеяться над такими ребятами — там проверка на стойкость без призов и оваций проходит так-то.

Как-то так.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 12:07
То есть, автор темных жанров пишет, чтобы показать читателю, «что будет, если...»? Не буду спорить, есть и такие подходы. Но среди коллег-авторов их мало.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 13:24
Не если, а когда. Ну, по этой причине ваших коллег и не читаю)
 


Ссылка на сообщение1 апреля 15:33
Гм. Однако же, читаете меня... ) Или показалось? )
 


Ссылка на сообщение11 апреля 10:46
Не показалось)
 


Ссылка на сообщение11 апреля 13:37
Тогда почтен )


⇑ Наверх