Не чудовища и не


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Не чудовища и не боги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Не чудовища и не боги

Статья написана 26 апреля 15:38

14 апреля 1945 года секция научно-художественной литературы Союза писателей СССР провела заседание, посвящённое научной фантастике. Основной доклад сделал Кирилл Андреев.

Тезисы доклада нашлись в РГАЛИ. Стенограмма обсуждения там тоже есть, но на микрофильме.

Проблемы научной фантастики

(Тезисы доклада Кирилла Андреева на собрании секции научно-художественной литературы).

I. Научная фантастика — литература большой мечты, право на мечту, на творческую фантазию, имеет не только искусство, они необходимы также и науке.

"Напрасно думают, что она /фантазия/ нужна только поэтам. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности".

Ленин. Заключительное слово по докладу ЦК на XI с "езде РКП/б/.28.III.22. (Соч. т.XXVIII стр.266).

2. Научная фантазия играет огромную роль в формировании мировоззрения читателя, вводя его в круг самых передовых проблем и идей современной науки и техники, показывая их в реальном воплощении и в действии.

3. Научная фантастика развивает воображение, необходимое для научного творчества, часто давая первоначальный толчок к новым научным открытиям и практическим конструкциям.

4. Научная фантастика из тех жанров, которые глубже всего проникают в читательскую массу и наиболее активно прививают читателям современное научное мировоззрение и конкретные знания.

5. Научная фантастика — совершенно самостоятельный литературный жанр, независимый как от утопической, так и от авантюрной литературы (хотя генетически с ними связанный).

6. Научную фантастику следует очень отчетливо отграничивать как oт романтической фантастики (Гофман, По, Честертон, Мак Орлан, Грин) так и от чистой научно-популярной литературы.

7. Наиболее характерным представителем жанра, его классиком был Жюль Верн, выразитель лучших прогрессивных стремлений буржуазной демократии, стоявшей в центре научно-технических интересов и идей своего времени.

8. У Жюль Верна впервые мы видим полноценное повествовательное произведение, в центре которого становится — человек

9. Жюль Верн отразил в своих произведениях науку своего времени, но не в застывшем виде, а в тенденциях ее развития, которые он понимал лучше, чем многие его современники.

10. В произведениях Верна вместо героя-аристократа или героя-авантюриста появляется новый герой — человек дела и большой мечты: путешественник, инженер, изобретатель, ученый (Гаттерас, Сайрес, Смит, Робур, Немо).

11. В произведениях Верна сюжет рождается из целей, из стремлений его героев, необходимо вытекающих из свойств и характеров.

12. Крупным художником, завершителем классического периода научной фантастики является Герберт Уэллс. Но в его произведениях научная или техническая идея не является основной темой произведения. Уэллс превращает фантастику в служанку идей фабианского социализма и технократии. Творчество Уэллса оказало сильнейшее влияние на всю современную литературу этого жанра.

13. После Уэллса развитие научно-фантастического жанра пошло по трем направлениям:

а) Технические утопии;

б) Авантюрные произведения, в которых научное или техническое содержание не раскрывается в сюжете, или даже существует вне темы, сюжета и героев, лишь в качестве приложения.

в) Произведения, где жанр научной фантастики используется лишь как прием (С. де Мадариага, К. Чапек).

14. Произведения Уэллса открывают новый этап развития научной фантастики на западе — эпоху пессимизма. Характерны для этой предвоенной эпохи романы о гибели цивилизации ("Алая чума" Лондона, повести Ноэль Роже) или пессимистические утопии (Хаксли, X. Беллок, М. Арлен).

15. Социальная обусловленность развития науки и техники западными авторами часто выворачивается наизнанку. Отсюда — технические утопии о фантастических изобретениях, изменяющих социальный строй мира ("Машина для прекращения войны" Доржелеса, "Власть трех" — Доминика).

16. Герой-одиночка в современных произведениях западных писателей или искусственно отгораживается автором от жизни его времени (отсюда — космические романы), или — противопоставляется своей эпохе, как человек опередивший свой век, что часто ведет его к гибели (прообраз — Немо, Робур, развитие — Невидимка, Моро, герои Тудуза).

17. Итог развития европейской научной фантастики — творческий тупик. Основные признаки литературы последних лет — пессимизм, непонимание социальной обусловленности явлений, отказ от прогресса, боязнь техники, антинаучность (рост мистических тенденций).

18. Высокая степень развития научной фантастики в Америке базируется на совершенно иной качественной базе. Подлинной научной фантастики в Соединенных Штатах нет. Это лишь усовершенствованная авантюрная литература, экстраполированная в будущее, широко использующая фантастику, как прием.

19. Современная американская фантастика характерна большим техническим умением, огромным размахом (1939 г. — 703 опубликованных произведения, 18 журналов посвящено этому жанру). Литература эта проникнута позитивизмом мировоззрения, верой во всемогущество техники.

Наряду с этим американская фантастика полностью и безоговорочно верит в незыблемость капитализма, в неизбежность будущих войн. Ее характернейшая особенность — отсутствие большой идеи.

20. Советская фантастическая литература пережила в своем развитии период ученичества и сейчас вплотную подошла к созданию своей большой научной фантастики. Ее количественный размах характерный для эпохи 20-х годов сейчас значительно сократился в связи с трудным процессом качественного роста.

(Для раннего периода — лучшие вещи у А.Толстого).

21. Одно из направлений советской фантастики сочетает в себе стремление к популяризации научных идей или просто позитивных знаний с авантюрным сюжетом, не связанным органически с темой. (В. Обручев, А. Беляев, Г. Адамов). Путь этот — боковой.

22. Важной большой темой советской фантастики является проблема самого научного творчества, а излюбленным героем — ученый и изобретатель. (’’Генератор чудес" Ю. Долгушина, "Пылающий остров” и "Арктический мост" А. Казанцева).

23. Творчество И. Ефремова лежит в области научной фантастики лишь одной стороной. Его тема — романтика науки, поиски фантастического в обыкновенном.

24. Основные проблемы стоящие перед советской научной фантастикой:

а) Проблема специфики жанра. He тема создает научно-фантастическое произведение, но сюжетное раскрытие темы художественными средствами.

б) Проблема преподнесения научного материала. Живет только тот материал, который показан в действии, раскрыт в его взаимосвязях с людьми, подан эмоционально.

в) Проблема показа социального строя, быта и людей будущего. Темы научной фантастике подсказывает жизнь, их рождают проблемы сегодня. Поэтому и будущее, показанное в произведении, всегда лишь проекция современности, в которой писатель ищет тенденции развития, зародыш науки, техники и человеческих отношений завтрашнего дня.

г) Проблема научной точности. Научная фантастика должна быть убедительной в своих приемах и выводах и точности в конкретных описаниях и подробностях.

д) Проблема реализма: Самой сложной творческой проблемой является сочетание реалистических мотивировок и подробностей с фантастикой мечты и романтизированных науки и техники.

ВЫВОДЫ:

25. Научная фантастика — один из жанров художественной литературы, поэтому каждое научно-фантастическое произведение должно воздействовать на читателя специфическими средствами литературы, а в центре его должен стоять человек.

26. Научные, технические, производственные идеи произведения должны быть показаны в действии, должны раскрываться в развитии сюжета каждого произведения.

Материал не должен существовать вне темы, сюжета, героев произведения, не должен являться лишь приложением, фоном, или поводом для приключений.

27. Смелая в своих допущениях, научная фантастика может прибегать к любым приемам, позволяющим увидеть вещи под новым углом зрения, но она не должна содержать научных ошибок, или находиться ниже уровня современной ей науки.

28. Научная фантастика не популяризация полезных знаний, но романтизация науки и техники, воплощение мечты, ставшей явью. Идеи и проблемы становятся в ней действительностью, а люди, борющиеся за их осуществление — героями. Поэтому она неминуемо должна быть сюжетной и эмоциональной.

29. Научная фантастика, развивая зерна сегодняшней науки, создает синтетическую картину будущего. Она — воплощение научных и технических тенденций развития своего времени, мечта того дня, когда она родилась.

30. Герои научной фантастики не чудовища и не боги. Они — люди, воплощающие в себе мечты современников о завтрашнем дне, синтезирующие в своем характере лучшие и наиболее прогрессивные черты передового человека.

31. Советская научная фантастика должна отражать лучшие черты нашей литературы: оптимизм, реализм, передовое научное мировоззрение.




Файлы: 949355.pdf (1411 Кб)


750
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 апреля 16:34
О!
Огромное спасибо, Андрей Вячеславович!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 апреля 23:39
На сайте РГАЛИ по запросу «фантастический» открывается целое Эльдорадо.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 03:21
Я несколько лет назад там лазал, там одни списки были, описи архивов. Надо нырнуть в это Эльдорадо, посмотреть, что изменилось.
И еще раз спасибо.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 09:06
Там и сейчас одни списки. Это я заказал, и мне отсканировали.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 09:58
да это понятно
я могу ошибаться, но, кажется, когда я просматривал такой опции либо не было, либо она как-то ограничена была
ну или я тогда не разобрался с механизмом
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 11:14
Псоле регистрации появится корзина.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 12:32
А! Понял, спасибо!
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 10:01
цитата ameshavkin
Там и сейчас одни списки. Это я заказал, и мне отсканировали.
За деньги? Или бесплатно?
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 11:12
Конечно за деньги.
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:27
А уж сколько в ЦГАЛИ! В разы больше на самом деле. Но он, ЦГАЛИ, сейчас в процессе переезда. Архивы запакованы, и когда распакуют — знает только ветер.
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:31
Поиск на сайте находит только архив Брандиса. Есть еще немножко от секции нф и прключений ленинградского отделения СП.
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:40
Посмотрел — у меня 45 страниц выписок с номерами и реквизитами архивных дел из ЦГАЛИ. Архив Шалимова, архив Варшавского, Брандис, да. И я не все выписывал, только то, что представляет музейную или историческую ценность.
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:56
Архивы Шалимова и Варшавского я видел в результатах, но там только их рукописи и личные документы. Для монографического исследования годится или для примечаний к академическому собранию.
 


Ссылка на сообщениевчера в 20:06
Для музеев, например, автографы — прямо самая мякотка. Так-то да, самое интересное — в архиве Брандиса и вот в тех бесконечных протоколах секции фантастики Союза писателей СССР. Но это надо садиться с документами и разбираться, что можно взять в работу, а что — дежурное бла-бла-бла.
 


Ссылка на сообщениевчера в 13:30
Ой, Вася, все одно это мало кому нужно. Ну разве что диссер очередной сваять. Ах, архив Брандиса! Перед этим нужно долго сегодняшнему читателю рассказывать кто это такой
 


Ссылка на сообщениевчера в 20:03
Рассказывай, рассказывай. 8-) Я тоже через пару недель расскажу.
 


Ссылка на сообщениевчера в 20:26
Вот будет у меня полка новых книг по истории нашей фантастики, а не сборников статей прошлых лет, тогда я порадуюсь. А пока — извини.
Но прям жду, удиви меня
 


Ссылка на сообщениевчера в 20:30
Тю, полка! У меня уже полки три по истории.
 


Ссылка на сообщениевчера в 20:39
Ну да, самиздат и остальное. Ах да, легендарный выпуск МирФ, после которого выстроилась очередь авторов, написать о нашей фантастике, хоть старой, хоть новой.
То-то в твоей серии было множество новых оригинальных историй, а не сплошь сборники работ прошлых лет да рецензий. Это не история нашей фантастики, это просто текучка, собранная под одной обложкой.
Я повторюсь: удиви меня
 


Ссылка на сообщениевчера в 21:03
Удивлю. 8-)
 


Ссылка на сообщениевчера в 21:06
Хоть ты меня порадуй
 


Ссылка на сообщениевчера в 21:46
Насчет «порадовать» не обещаю. Но удивлю, да.
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:04
Письма и прочие документы от Ефремова, которые в изданную переписку не вошли, вроде, тоже там.
 


Ссылка на сообщениевчера в 20:03
Да, есть немножко. Но мало. По Ефремову хорошо прошлись, от души.


Ссылка на сообщение26 апреля 16:36
Ого, а ведь еще не кончилась Великая Отечественная война.


Ссылка на сообщение26 апреля 19:20
Вот блин — ПОДПИСЫВАЮСЬ!!!! Оптимизм! Реализм! Передовое научное мировоззрение! Где там про марксизм-ленинизм? Я за Немо и Гаттераса!


Ссылка на сообщение26 апреля 19:24
Спасибо, очень интересно! И с тезисами согласен)


Ссылка на сообщение26 апреля 19:25
Отдельно. У меня СТАРОЕ издание про Немо. Книга времен сталинизма. И «Дети капитана Гранта» из тех же времен. Не чудовища и не боги. Хотя Немо Дворжецкого (СССР) — мой образ!


Ссылка на сообщение26 апреля 21:37
цитата
Передовое научное мировоззрение!

Передовое научное мировоззрение — это и есть учение Маркса-Ленина-Сталина (т.к. 1945 год). «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». «Философия марксизма есть материализм... материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п.»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:30
Лысенко! Лепешинская! Презент! Одна сплошная фантастика.


Ссылка на сообщение26 апреля 23:31
Большое спасибо! Невероятно интересно и поучительно!


Ссылка на сообщение26 апреля 23:34
В Союзе и фантастику хотели сделать инструментом пропаганды. Это сейчас на советскую ретро-фантастику мода пошла, а тогда она вообще не котировалась у основной массы советского народа, ну разве что Булычев и Стругацкие выдавали годноту, к которой цензоры докопаться не могли. Лично мне в конце 80-ых интересны были Гаррисон и Шекли, но никак не советская фантастика.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 01:24
цитата Petr
ну разве что Булычев и Стругацкие выдавали годноту, к которой цензоры докопаться не могли.
Крапивин. Головачев Гуляковский Павлов) Они наравне со всеми были) В девяностые
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 03:27
Хех! Вы удивитесь, но ВСЯ зарубежная фантастика, издававаемая в СССР, была ИНСТРУМЕНТОМ СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ.
Начиная с 1932 года.
 


Ссылка на сообщениевчера в 02:35
удивительное заблуждение.

цитата
Petr
цитата
а тогда она вообще не котировалась у основной массы советского народа,
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:14
Массы читали то, что могли найти. И просто не имели возможности крутить носом, выбирая то или сё.
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:21
цитата bbg
Массы читали то, что могли найти. И просто не имели возможности крутить носом, выбирая то или сё.
Гораздо интереснее откуда он это взял?)))
цитата
Е. ПАРНОВ. В этой связи интересен тот факт, что тяга западного читателя к нашей фантастике огромна. Не случайно по числу переводов она занимает первое место. Многотомная библиотека лучших произведений советской фантастики, которую выпускает фирма «Макмиллан», пользуется необычайным спросом не только в англоязычных, но и в других странах Европы, Латинской Америки. Масса людей, очень мало знакомых с советской литературой вообще, получили возможность увидеть будущее, нарисованное, советскими писателями. Значение этого факта трудно переоценить.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:21
Полностью согласен. Читали что придется. А потом самая читающая страна заряжала банки с водой на сеансах Чумака и Кашпировского.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:23
цитата Petr
Полностью согласен. Читали что придется
Но зато КАК читали. Книга была ЦЕННОСТЬ. Не то что сейчас....
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:57
цитата Petr
А потом самая читающая страна заряжала банки с водой на сеансах Чумака и Кашпировского.
Может, читали одни, а заряжали другие?
 


Ссылка на сообщениевчера в 16:25
цитата paul_atrydes
Может, читали одни, а заряжали другие?
Да нет, одни и те же.
 


Ссылка на сообщениевчера в 17:36
цитата Petr
Да нет, одни и те же.
Не знаю, у меня в семье никто ничего не заряжал.
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:54
Естественно, что легкая авантюрная литература больше привлекала


Ссылка на сообщениевчера в 06:51
amarkov да? Значит вы были очень далеки от советского народа.


Ссылка на сообщениевчера в 14:43
просточитатель ага, ценность, да. Справочник токаря тоже ценность.


⇑ Наверх