Иэн Маклауд Светлые


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Иэн Маклауд «Светлые века»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Иэн Маклауд «Светлые века»

Статья написана позавчера в 17:50

Аннотация:

В 1678 году Джошуа Вагстафф открыл эфир, и началась Индустриальная революция, подпитываемая магией. Эфир, чьи тайны ревниво хранят Гильдии, становится клеем, который скрепляет новое общество. С тех пор прошло много лет, и в воздухе зреют перемены. На улицах говорят о новом начале, о том, что пришла пора свергнуть власть Гильдий, и вскоре существующему миропорядку может прийти конец… Роберт Борроуз вырос в маленьком йоркширском городке Брейсбридж и, как его отец, должен был работать на эфирной фабрике, но он становится свидетелем темной стороны магической технологии, когда его мать превращается в нечто чудовищное и жалкое. Сбежав в Лондон, Роберт начинает свое путешествие по огромному городу, судьба сталкивает его с мелкими преступниками и революционерами, забрасывает в модные салоны и аристократические дома. Так ему открываются тайны, которые угрожают самой ткани этого общества, тайны, связанные с сутью эфира, способные разрушить все или же создать нечто совершенно новое, что изменит мир навсегда.




«Светлые века» Иэна Маклауда одновременно слишком малы для книги и слишком велики для романа. Это исповедь, рассказанная гильдейцем преклонных лет в гнезде подменыша, приютившегося на заброшенном остове недостроенного моста. Это автобиография избранного судьбой человека, приложившего руку к началу и облику новой эпохи. Это тщетная попытка неприкаянного бродяги вновь и вновь уловить, где и когда он разминулся с мечтой. Это горько-сладкие боль и наслаждение от прикосновений к незаживающему душевному шраму-метке, оставшемуся после встречи с чудом.

Формально перед нами альтернативная Великобритания, которой открытие магических свойств эфира позволило вырваться вперед на мировой арене. Но то же время оно и затормозило развитие страны легким и дешевым доступом к грубой силе заклинаний вместо долгого и кропотливого научного поиска ответов и методов в иных областях знаний: от математики и инженерии до химии и строительства. Внутреннее давление огромных паровых машин в локомотивах, на фабриках и рудниках, сдерживается эфиром. Телеграфная сеть транслирует сообщения через разумы телеграфистов с помощью эфира. Невероятно хрупкие и ажурные здания обретают прочность и непоколебимость силой заклинаний, напитанных эфиром. Болекамни утоляют боль, а числобусы хранят неимоверное количество данных. Эфир — это магия, но в большей степени еще и власть. Власть гильдий, в чьих руках находятся все денежные потоки. Власть тех, кто возглавляет их, упивается роскошью и олицетворяет собой земное всемогущество.

Роберту Борроузу, рассказчику этой истории, полагалось после учебы стать очередным мелким винтиком в гигантском гильдейском механизме, впахивать в поте лица на фабриках Брейсбриджа, в непрерывном ритме колоссальных эфирных двигателей, который пронизывает каждое здание в округе. В детстве он волочил за собой обрывки грез и, затаив дыхание, слушал волшебные мамины сказки для летних вечеров. Но когда пришла зима и принесла беды, Роберт к добру или худу выскочил из наезженной тысячами горожан колеи и устремился к дивосветному сиянию эфира над кварталами Лондона. Здесь он будет прожигать свою жизнь искрой революционного движения, рьяно пытаясь перевернуть грандиозную социальную пирамиду, глухую к жалобам и плачам мизеров.

Революция и Новый век, грезы о справедливости и жажда перемен. Внешнее отражается во внутреннем. Однажды в детстве повстречав загадочную девчонку Аннализу, Роберт переплетет всю свою оставшуюся жизнь с ее судьбой, то покорно отпуская волшебную птицу, то упрямо вцепляясь в ее крылья. Грязные улочки и холодные склады сменяются роскошью гильдейских дворцов и обратно. Детские сказки преломляются во взрослую реальность. Фейри, подменыши, ведьмы... на самом деле — лишь изуродованные эфиром бедолаги, лишенные воли, утратившие человеческий облик. Но в любом правиле находится исключение, имеющее особую роль. И тогда взрослый мир рассыплется, а потаенные мечты и желания вырвутся в туманное будущее.

Большому серьезному роману тесно в рамках альтернативно-исторического фэнтези. «Король утра, королева дня» прибывают из «Вирикониума» на «Вокзал потерянных снов». Символы и архетипы с треском прорывают острыми углами старую мантию жанра. Пятый элемент всегда ходит по кругу. Принцесса превращается в музу, а хозяйка в ведьму. Слова — всего лишь или нечто большее, чем заклинания. Новый мир построят люди, вернувшиеся с сияющих холмов. К финалу романа заблаговременно и аккуратно разложенные по футлярам скрипки и пистолеты вознесутся ввысь, чтобы завершить сонату оглушительным салютом.

Итог: магическая смесь викторианского реализма, эфирного стимпанка и неразделенной любви.

Моя оценка: 8/10





949
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщениепозавчера в 18:46
Надо все же подступиться к серии и к этому роману, а то только Покой куплен. По описанию немного Страну вечного лета Хайниеми напомнило.
цитата Green_Bear
«Светлые века» Иэна Маклауда одновременно слишком малы для книги и слишком велики для романа.

640 страниц в карточке. Или я что-то не понял?)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 18:52
цитата iRbos
640 страниц в карточке. Или я что-то не понял?)

И больше 500 в электронке, но этого с одной стороны катастрофически мало, даже не так — МАЛО, автор охватывает буквально считанные эпизоды-арки из жизни героя, Лондона и Британии. А с другой стороны, эти самые эпизоды, если ободрать с них всю поэтичность, выспренность и метафоричность, сведутся буквально к 3-4 рассказам.
цитата iRbos
По описанию немного Страну вечного лета Хайниеми напомнило.

Ну... с поправкой на разные эпохи нечто схожее в настроении есть. Но более близкие отсылки я перечислил в тексте. Макдональдовский «Король утра» в паре моментов буквально стоял перед глазами. Не на дословном уровне, разумеется, а на сходстве манеры повествования, ряда образов и метафор.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 19:55
цитата Green_Bear
И больше 500 в электронке, но этого с одной стороны катастрофически мало, даже не так — МАЛО, автор охватывает буквально считанные эпизоды-арки из жизни героя, Лондона и Британии. А с другой стороны, эти самые эпизоды, если ободрать с них всю поэтичность, выспренность и метафоричность, сведутся буквально к 3-4 рассказам.

Хе-хе. Интересно, конечно. Много и мало одновременно.
цитата Green_Bear
Ну... с поправкой на разные эпохи нечто схожее в настроении есть. Но более близкие отсылки я перечислил в тексте. Макдональдовский «Король утра» в паре моментов буквально стоял перед глазами. Не на дословном уровне, разумеется, а на сходстве манеры повествования, ряда образов и метафор.

Так получилось, что я не читал ничего из вышеперечисленного. Поэтому просто показалось забавным, что темы схожи и в этом романе тоже.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 20:26
цитата iRbos
Поэтому просто показалось забавным, что темы схожи и в этом романе тоже.

У обоих любовно выписана Британия и Лондон, хотя Райаниями даже не англичанин:)


Ссылка на сообщениепозавчера в 19:36
Странно видеть все эти яркие сравнения: и «Вирикониум» и «Вокзал потерянных снов» и изрядно-вторичный-«Король...». «Светлые века» даже на десятые доли так не безумны и зубодробительны как вышеперечисленные книги. Просто тот же мир промышленной революции, только вместе с углем люди добывают эфир и им тупо чуть улучшают все те же телеграфы и паровозы. Есть пара интересных находок, но полёта фантазии автора не чувствуется. Просто история парнишки, который должен был стать работягой, а стал тусоваться с революционерами в большом промышленном городе. Всю книгу ждешь когда уже все закрутится, а книга тащится с неснятым ручником. В авторе разочарован.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 19:43
цитата megachainick
«Светлые века» даже на десятые доли так не безумны и зубодробительны как вышеперечисленные книги.

Вопрос вкусов и восприятия.
цитата megachainick
мир промышленной революции, только вместе с углем люди добывают эфир и им тупо чуть улучшают все те же телеграфы и паровозы.

Вот здесь как раз соглашусь, что вещную составляющую автор то расписывает, то забывает про нее и с головой в омут бросается в фантазийное восприятие героя.
И разница с промышленной революцией все же есть — эфир позволяет не напрягаться с лишними расчетами, инновациями, усилиями. Поставим заклинания, и большая церковь будет стоять поверх дренажных канав.
цитата megachainick
Есть пара интересных находок, но полёта фантазии автора не чувствуется.

Так тут весь роман — это

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

закольцованная история о самовозрождении магии, ее перезапитке из веры людей и связи с человеческими ожиданиями

Причем Маклауд на протяжении всей книги подкидывает подсказки прямым текстом)
цитата megachainick
Всю книгу ждешь когда уже все закрутится, а книга тащится с неснятым ручником. В авторе разочарован.

Мне наоборот фантасмагория в финале искупила все провисания и самолюбования автора в середине. Хотя
цитата megachainick
история парнишки, который стал тусоваться с революционерами в большом промышленном городе

раскрыта слабее всего, здесь снова соглашусь.


Ссылка на сообщениепозавчера в 20:54
«Большому серьезному роману тесно в рамках альтернативно-исторического фэнтези.»
Хм, думаешь — тесно? Альтернативно-историческое фэнтези скорее наоборот даёт очень много возможностей для истории. Как автор ими воспользуется — это уже немного другой вопрос.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 21:05
цитата Lilian
Как автор ими воспользуется — это уже немного другой вопрос.

Вот у меня сложилось по итогу впечатление, что автору были малоинтересны даже все возможные следствия от широкого применения эфира, не говоря уже про альтернативную историческую реальность. Скупое упоминание, что избавились от короля — вечно британцы норовят поубивать их в своих книгах — и... вычеркивание всех аристократических фамилий. Точка. Внешний мир вообще растворился в тумане квантовой эфирной неопределенности.

Зато про внутренний мир и ощущения рассказчика мы узнаём всё, что только можно.


Ссылка на сообщениепозавчера в 22:03
Сегодня как раз читаю эту книгу :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 22:06
Мне кажется, у вас будет гигантский список вопросов к автору и альтернативных сюжетных ветвей:)


⇑ Наверх