Эйми Пиччи К вопросу о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «SupeR_StaR» > Эйми Пиччи «К вопросу о неточностях в "Фуге Непостижимой бездны"»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эйми Пиччи «К вопросу о неточностях в «Фуге Непостижимой бездны»»

Статья написана 2 марта 22:43

Aimee Picchi. Errata to The Fugue of the Undreamable Abyss (В базе ФЛ не обнаружено)

Оригинал https://www.flashfictiononline.com/articl...

Путеводитель по колонке


К вопросу о неточностях в «Фуге Непостижимой бездны»

Эйми Пиччи


Неточность № 1: композитор якобы анонимен, но на самом деле фуга написана Петрой Скаро. Я опустила свое имя из страха нарушить спокойствие близких.

Сестру тревожило мое маниакальное стремление завершить фугу, и она забрала меня из нашей с Абедом городской квартиры. Моя сестра верила, что горный воздух ослабит власть наваждения.

— Абед воззвал к Бездне, и та пришла к нему. — Я сидела на гостиничной кровати, выстукивая на колене ритм.

Подобрать бы верную последовательность нот, вспомнить, что именно он играл...

Сестра поджала губы. Взгляд красноречиво давал понять, что она вот-вот разразится очередной лекцией. Мол, никакая фуга не в силах открыть портал в подземный мир. Но сестра ограничилась вздохом, натужно улыбнулась и распахнула занавески.

— Мы найдем способ тебе помочь. Сделаем все, что в наших силах.

Ожидалось, что я начну восхищаться рассветами над горами, но Бездна затмевала для меня все вокруг. Была более реальной, более осязаемой, чем мои сны и мир в часы бодрствования. Решимость найти портал не мог поколебать ни один, пусть даже самый распрекрасный вид.

Неточность № 2: в списке инструментов, замените пианино на виолу с резонансными струнами.

Когда у Абеда начались головные боли, он работал над новым инструментом — виолой. Под основным шел почти незаметный добавочный набор струн — жилы в металлической обмотке, что вторили натянутым над резным грифом.

«Реальный мир не делится на белое и черное, точно клавиатура у пианино. Жизнь не поддается равномерной темперации*, в ней нет двух одинаковых личностей», — говорил Абед.

Только он закончил свою виолу, как головные боли стали невыносимыми. Неделями инструмент стоял невостребованным в углу вашей квартиры, пока Абед бегал по врачам и клиникам, пытаясь установить диагноз.

Неточность № 3: Темповое обозначение «анданте»**, следует воспринимать как «бесконечная каденция непостижимой тьмы»***.

В перерывах между процедурами Абед рассказывал о хитрых приспособлениях, которые связывают музыку и наши телесные оболочки. Говорил о свободе Бездны.

— В Бездне нет ни ритма сердца, ни темпов ходьбы, — сказал он.

— Откуда ты знаешь?

Я думала, что его устами говорит болезнь.

Он выбрался из постели и обхватил виолу. Его пальцы истончились, руки ослабли, но из-под них рождались глубокие звуки. Абед импровизировал, а когда закончил, я услышала ответ: ритмичное молчание Бездны, которая барабанила в наше окно.

Несмотря на страх, я бросилась туда. Бездна как раз пыталась выдавить стекло. Ощущаемый в глубине разум, пугал даже сильнее мощи. Абед закрыл глаза и довольно заиграл для Бездны — единственно важной своей аудитории.

Дрожа, я задраила жалюзи, а потом ласково отобрала у Абеда смычок.

Как только музыка стихла, окно перестало дребезжать.

Абед разрешил помочь ему вернуться в постель.

— Не держи меня, Петра, — попросил он.

Смысл этих слов дошел до меня лишь позднее.

Неточность № 4: В 86-м такте четвертой нотой должна быть «ре», она же “D” в буквенной нотации. Тема всегда A-B-E-D****. Да и как может быть иначе?

Неточность № 5: Уберите все ферматы. Эта пометка, что разрешает исполнителям удерживать длительность ноты по своему усмотрению, не более чем иллюзия контроля.

Моя фуга не дает времени на размышления. Она требует такой же самоотдачи, как забота о другом человеке, и должна звучать мощно.

Прерываться нельзя, никогда, ни при каких обстоятельствах.

Неточность № 6: Такты 101-120 следует играть так, как будто у вас разрывается сердце.

Будто недуг любимого не поддается лечению, Будто ничто не мешает ему средь ночи взывать к Бездне.

Неточность № 7: В такте 212 динамические указания следует читать так: «Вопи от счастья, потому что реальность превзошла любые твои мечты».

В то время, когда Абеда уже был признали безнадежным и назначили ему паллиативную помощь, он обратился ко мне с просьбой принести виолу к нему в комнату. Ему едва хватало сил пить апельсиновый сок через соломинку, которую я подносила к его губам.

Прикосновение к виоле, казалось, вдохнуло в Абеда жизнь. Он взял несколько нот, и я не стала вмешиваться, радуясь, что музыка придает ему силы.

Бездна откликнулась на нее с еще большей силой, чем раньше.

После того как тьма заставила меня отворить окна, я попыталась его удержать. Бездна хотела жизни, музыки, Абеда.

— Не держи меня здесь, Петра, — взмолился он.

И я его отпустила.

Неточность № 8: Уберите двойную черту, означающую конец музыкальной фразы, и добавьте “da capo infinitum”. Возврат в начало до скончания веков.

Моя сестра говорит, что чистый воздух творит со мной чудеса.

Последние месяцы я провела у окна с видом на заснеженные горы. Наверное, они красивые, но, вопреки ожиданиям родных, меня не удалось отвлечь от фуги. Благодаря чистому воздуху на высотах мысли обрели ясность. Теперь я понимаю, как вписать импровизации Абеда в произведение.

Если исправить неточности, Бездна меня услышит.

Я протяну руку, и Абед выйдет из тьмы, и обнимет меня в ответ.




* Равномерная темпера́ция (от лат. temperatio «соразмерность, правильное соотношение; надлежащая организация») или равномерно темперированный строй: темперация — музыкальный термин, описывающий систему настройки инструментов. В западной музыке используется равномерно темперированный строй, при котором октава равномерно делится на двенадцать полутонов.

** Анданте (andante итал., букв. — идущий шагом, от andare — идти) — термин, обозначающий умеренно медленный темп музыки. Он находится между очень медленным темпом (адажио) и умеренным темпом (модерато). Также анданте называют мелодию или часть музыкального произведения, не имеющего собственного наименования, и исполняемого в этом темпе.

*** Каденция (cadenza, от лат. cadere — падать, также каданс фр. cadence) в музыке имеет два значения: 1) типичный гармонический оборот в конце того или иного раздела музыкальной формы; 2) виртуозное соло. В первом значении чаще используется термин «каданс».

**** A-B-E-D — музыкальная тема, записанная в буквенной нотации. В более привычной нам записи будет соответствовать теме ЛЯ, СИ-бемоль, МИ, РЕ. Использование таких музыкальных монограмм было распространено в эпоху барокко, особенно у композитора И.С. Баха.





94
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщениесегодня в 10:06
А как понимать «полуспратанные завитки металла и жил»? Что такое завитки жил?

И B — это си-бемоль в немецкой нотации (тогда H — это си), но си (без бемоля) — в английской. Какую нотацию использовал автор?


Ссылка на сообщениесегодня в 12:40
Для начала, спасибо за замечания. Они повод изучить вопрос тщательнее.

цитата psw
металла и жил»? Что такое завитки жил?


Abed was designing a new instrument, a viol, when his headaches started. Below the fingerboard, he had added a second set of strings, half-concealed twists of metal and gut that hummed along to the strings tensed above the fretted fingerboard.

Я слабо разбираюсь в вопросе, но погуглив...

из Вики:
цитата
струны бывают гладкими (без обмотки) и обвитыми канителью (с обмоткой). Гладкие струны изготавливаются из высокоуглеродистой стали, синтетических материалов (нейлон, карбон), кишок овец и других видов домашнего скота (жильные струны). Струны некоторых народных инструментов изготавливаются из свитого пучка конских волос (см. гусле), сухожилий животных (нерьпь)[1], растительных волокон и шёлка. Обвитые струны имеют монолитную или многожильную основу (сердечник, керн) из тех же материалов, обмотанную металлической проволокой или лентой (алюминиевой, серебряной, медной, бронзовой, латунной…). Обмотка утяжеляет струну, понижает частоту её вибрации и при этом не уменьшает гибкость, что положительно сказывается на качестве звучания[2][3].


Виола — инструмент средневековый, особенно такая, как у Абеда, с двойным рядом струн. Возможно, струны на его виоле действительно из натуральных жил животного происхождения, покрытых металлической обмоткой.

Сие предположение подтверждает вот эта страница с сайта, торгующего струнами для таких барочных виол. Причем струны на виоле в магазине комбинированные: часть только из овечьих жил, часть из жил в серебряной оплетке.

С металлом и жилами вроде ясно, также вопрос, что автор имеет в виду под twists.

Я изначально предположила, что речь о тех загнутых остатках струны, что остаются торчать по краям после того, как она натянута, но, как подсказывает логика, эти остатки не могут ...hummed along to the strings tensed above the fretted fingerboard (вторить основным струнам).
Вторить могли бы лишь сами струны, следовательно речь о струнах в оплетке.

twist
n.
1. Something twisted or formed by twisting, especially:
a. A length of yarn, cord, or thread, especially a strong silk thread used mainly to bind the edges of buttonholes.
b. Tobacco leaves processed into the form of a rope or roll.
c. A loaf of bread or other bakery product made from pieces of dough twisted together.
d. A sliver of citrus peel twisted over or dropped into a beverage for flavoring.
2. A spin, twirl, or rotation.


Ссылка на сообщениесегодня в 12:48
цитата psw
И B — это си-бемоль в немецкой нотации (тогда H — это си), но си (без бемоля) — в английской. Какую нотацию использовал автор?


Ну, для начала я нагуглила это

из Вики
цитата
Буквенная нотация — тип музыкальной нотации, в которой для обозначения высоты музыкального звука используются буквы алфавита (греческого, латинского, русского и др.), а также их графические модификации. Буквенная нотация — древнейшая разновидность нотации, сохраняющая своё значение до наших дней.


Далее были консультации здешнего пользователя (связанного с музыкой в силу профессии), после которых я исправила кое-что в своей сноске

А — это «ля», Е — «ми», D — «ре», а B — диез (B-sharp),, либо бемоль (B-flat). --- так было изначально

А далее мне подсказали следующее

В это си-бемоль в совр. нотации. Или си в средневековой, не помню подробности.

sharp — диез (плюс полтона к основной ноте)
flat — бемоль (минус полтона к основной ноте) Это знаки альтерации — повышение или понижения основной ноты. Бекар — отмена предыдущего знака (в ключе или проходящего).

АВЕД это тема, которая должна начинаться с ЛЯ, СИ-бемоль, МИ, РЕ. Такие развлекухи бывали в истории
https://ru.wikipedia.org/wiki/B-A-C-H


⇑ Наверх