Дж П Ландау Мировые


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «iRbos» > Дж. П. Ландау «Мировые океаны»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дж. П. Ландау «Мировые океаны»

Статья написана 22 февраля 21:35

Мировые океаны

Автор: Дж. П. Ландау

Дата выхода (на русском): 2019 (2025)

Издательство: Эксплорер Букс

В прошлом году в относительно пустующей нише научно-фантастической литературы появилось новое издательство «Эксплорер Букс». Событие само по себе интересное, поскольку жанр сейчас далёк от популярности и обычно продвигается фанатами в нагрузку к более доходному портфелю. Повод познакомиться со второй выпущенной ими книгой дал Фантлабовский книжный клуб, где её выбрали для чтения в феврале (пускай и с небольшими вопросами относительно честности данного процесса).

«Мировые океаны» скрывающегося за псевдонимом писателя Дж. П. Ландау — это своеобразная попытка раскрутить тему исследований космоса на волне популярности проекта SpaceX Илона Маска и книг Энди Вейра. Зацепившись за идею найти подтверждение развития других форм жизни даже в пределах Солнечной системы, автор в 2015 году решил написать сценарий для фильма, чтобы заинтересовать этим как можно больше людей. Когда с Голливудом не выгорело, Ландау переработал сценарий в виде книги и опубликовал её в 2019 году. Инициатива похвальная, но одного энтузиазма и научных знаний для этого мало.

По сюжету после недавнего открытия, в свете которого Землю, скорее всего, ждёт печальный конец через пару миллионов лет, один безумный (в хорошем смысле) бывший сотрудник НАСА решает бросить клич по всему миру и организовать экспедицию к спутнику Сатурна — Энцеладу. Цель — найти подтверждение существования жизни за пределами нашего голубого шарика и сдвинуть освоение космоса с мёртвой точки. Дальше нарезка кадров: первичный краудфандинг, финансирование крупными корпорациями, сбор команды из представителей разных национальностей, решение технических сложностей и вот уже, йухууу, мы в космосе, детка!

Роман буквально пропитан научным технооптимизмом и безграничной до инфантильности верой в людей. Отчасти стоит отдать автору должное — это заражает. Действительно, было бы здорово, если бы всё именно так и происходило. Ведь куда перспективнее вместе смотреть на звёзды, чем до отупения скроллить ленты соцсетей. Увы, кроме этой веры, практически религиозного характера, хоть что-то ещё автор предложить не может, поэтому происходящее постоянно вызывает множество вопросов в плане достоверности. Тем более Ландау порой настолько выкручивает градус голливудщины или собственных воззрений, что со страниц буквально осыпаются последние намёки на логику. Из-за этого во время чтения постоянно катаешься на эмоциональных американских горках: то ты истово готов уверовать в автора и простить ему все прегрешения, то хочется разбить рукой лицо.

К сожалению, несмотря на интересную научную концепцию, роман как литературное произведение ощутимо хромает на обе ноги. Герои все как на подбор плоские и хорошо описываются строчкой из песни «Таких не берут в космонавты». Самое смешное, что наиболее выпуклым персонажем получился русский, который из абсолютно клюквенного холодного богатыря Сергея к концу романа для всех, включая читателя, становится Серёжей. Остальным повезло меньше. И если лидер экспедиции или немецко-турецкий чудо-мальчик могут ещё похвастаться своими яркими моментами и каким-то развитием, то местный китаец и обязательная женщина существуют практически для галочки. У первого вообще нет никакой смысловой нагрузки в сюжете — он просто такой религиозно-философский камертон, вторая же отыгрывает стандартную партию сильной женщины по требованию, с одним неожиданным твистом в конце.

Сюжет и само повествование тоже живут своей странной жизнью. История вроде бы развивается по законам научной фантастики, но потом скатывается в откровенную майклбеевщину, когда сначала взмахом пера сценарист создаёт критические ситуации, которые затем решаются под грустные мотивы I Don’t Want to Miss a Thing группы Aerosmith. Вообще, классическому «Армагеддону» у меня в голове икнулось не раз и не два, что даже не всегда было плохо. Но больше всего о сценарной природе книги говорят не эпизоды, сделанные специально под большой экран, а рубленая манера авторского нарратива. Там, где писатели тратят много слов для украшения повествования и связки происходящих событий, Ландау работает «монтажными склейками». Фрагмент о том, фрагмент о сём, таймскип в полгода и погнали дальше. Понятно, что где-то он «проматывает» рутину и добавляет динамики сюжету, но местами, кажется, пропадают важные детали и начинается лёгкая болтанка. Особенно учитывая, что на нудноватые научные объяснения автор текста не жалеет, и порой такие ремарки получаются больше самих глав.

Удивительно, но на многое из этого можно было бы закрыть глаза. Даже на большую любовь Ландау-сценариста «спасать котиков» и «мучить щенят». Но в какой-то момент у него просто заканчиваются идеи. После экстренного вылета части команды с Энцелада на Титан повествование окончательно провисает, наполняясь бессмысленными телодвижениями и драмой ради драмы, и довольно быстро заворачивает к финалу. Здесь улетучиваются последние остатки интереса, хотя это могла бы быть одна из лучших частей романа. Вместо него в памяти остаются разве что описание ландшафта Титана.

Не помогает слабому литературному таланту автора и русскоязычный текст, который добавляет вопросы даже к тем моментам, где их по идее быть не должно. Простой пример: во время психологического слаживания команды София задаёт Сергею вопрос, хорошо ли его жена-сирийка знает русский. На это Сергей отвечает коротко «Вполне», и София почему-то начинает задаваться странным вопросом, хочет ли он этим закончить разговор или нет. Казалось бы, почему. Но если посмотреть в оригинал, всё становится понятно. Сергей отвечает Enough, что вполне... Можно было перевести как «Достаточно». К подобным моментам добавляются ещё небольшие косяки с точки зрения русского языка, корректуры и вёрстки. В этой книги вообще изобрели какие-то свои правила переноса слов. Всё в купе знатно раздражает и в какой-то момент приходится просто абстрагироваться от этого.

В итоге «Мировые океаны» оказались не глубоким произведением подобно своему названию, а скорее Азовским морем, особенно с точки зрения литературы, что оставляет после себя острое чувство сожаления. При таком возвышенном мотиве и благой идее, столь бедная реализация — почти преступление.




Понравился текст? Подписывайтесь на мой канал в Телеграме и группу в ВК. Там появляются материалы, которые по тем или иным причинам нельзя выложить полностью сразу на всех площадках. Например, тексты и подкасты для «Мира фантастики». Пара новых как раз будет на следующей неделе.





1377
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 февраля 22:37
Знаете что скажу.. лучше честная старая космоопера.. Логики в ней не меньше чем в этой НФ.. А интереса больше)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 22:47
Я не настолько категоричен. Мне нравится и классика, и современная проза. Просто не вся)
 


Ссылка на сообщение22 февраля 22:50
цитата iRbos
Я не настолько категоричен. Мне нравится и классика, и современная проза. Просто не вся)
Эта в смысле конкретная книга) Позиционируетс то она как хард НФ)
 


Ссылка на сообщение22 февраля 22:52
Ну я до неё прочитал Гуляковского, сейчас Гаррисона читаю. Мне нормально)
 


Ссылка на сообщение22 февраля 23:06
А что именно?))))
 


Ссылка на сообщение22 февраля 23:11
У Гуляковского томик Сезона туманов в МФ. Надеюсь, потом о нем напишу. У Гаррисона, правда, сейчас не роман, а автобиографию.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 23:16
Гуляковский мне нравится. Когда то много читал.. Вот если заинтересует Лабиринт миров очень хотелось бы увидеть рецензию. Только прошу отнестись как к фентези)) Научного тут нет ничего)
 


Ссылка на сообщение22 февраля 23:47
Я пока на второй рывок не готов. Мне из всего сборника очень понравился именно Сезон туманов как повесть. Остальное по-разному, но не выше среднего.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 23:50
Понял)
 


Ссылка на сообщение23 февраля 13:11
Современная проза это как в Звездный лед, Додж в аду, Долгий Закат, Инопланетная глина. Где в начале замануха на читателя, а потом на что каждый горазд.
Старая космоопера продовала именно то что подразумевал жанр. А даже если нет смела шла куда никто до этого не шёл вперед. Современная же ведёт читателя к прекрасному, светлому и чистому по мнению автора. Причем автор почему-то заранее уверен что сам читатель туда пойти не захочет.
 


Ссылка на сообщение23 февраля 13:23
цитата The_tick_hero
Причем автор почему-то заранее уверен что сам читатель туда пойти не захочет.
Разница есть. Старая космоопера писалась тогда когда даже УЧЕНЫЕ и то не знали ответа на вопрос есть ли жизнь на Марсе. А сейчас..Потеряна всякая вера в то что в доступном космосе есть хоть что то интересное
 


Ссылка на сообщение23 февраля 13:57
цитата
то не знали ответа

Научная картина меняется. Когда-то спиритизм был научной экстраваганзой. Сейчас это даже не шутка.
цитата
Старая

Были журналы которые знали своего читателя. Это был их хлеб. Поэтому над Ван Вогтом и Гамильтоном смеются но их всё ещё читают.
Читают теже подростки что читали их в хх век.
Так же и с до интернетной фантастикой. Она стояла на маленьких магазинчиках. Именно они были теми фильтрами которые надо было пройти издателю. А они уже хотели продать свой товар. Пришли супермаркеты и онлайнплатформы и читатель безвозвратно потерялся.
 


Ссылка на сообщение23 февраля 14:02
цитата The_tick_hero
Были журналы которые знали своего читателя. Это был их хлеб. Поэтому над Ван Вогтом и Гамильтоном смеются но их всё ещё читают
Именно! Была вера...
цитата
Творения Брэдбери и Желязны я прочёл, уже начав сам сочинять. Начинал я с историй о приключениях супергероев для комиксовых фэнзинов 60-х годов, но довольно скоро перешёл на героическое фэнтези, детективные истории и научную фантастику, всерьёз подумывая о карьере писателя. Которая неизбежно должна была привести к созданию собственных марсианских сочинений.
Но этому не суждено было произойти. Ибо уже в те годы, когда Брэдбери и Желязны ещё слагали истории о Древних Марсе и Венере, набирала обороты космическая гонка. Я следил за каждым запуском космонавтов на экране нашего чёрно-белого телевизора в родительской квартире, сознавая, что вижу рассвет новой эры, где исполнятся все мечты фантастов. Первыми появились «Спутник», «Вангард», «Эксплорер». Затем «Меркьюри», «Джемини», «Аполлон».
Юрий Гагарин, Алан Шепард, Джон Гленн.
И «Маринер»… о этот «Маринер»…
Именно он положил конец славным дням Древнего Марса… а также его сестры Древней Венеры под влажным облачным покрывалом, с её затонувшими городами, бескрайними болотами и перепончатоногими венерианцами. «Маринер-2» (запущенный в августе 1962 г.) первым пролетел рядом с Венерой через три с половиной месяца после запуска. Затем «Маринер-4» (ноябрь 1964) таким же образом поклонился Марсу, облетев его. «Маринер-5» (июнь 1967) был следующим венерианским аппаратом. «Маринер-6» (запущенный в феврале 1969) и «Маринер-7» (март 1969) исследовали Марс вместе. «Маринер-8» был утрачен, но точно такой же «Маринер-9» (май 1971) вышел на околомарсианскую орбиту в ноябре того же года и присоединился к Фобосу и Деймосу в качестве третьего спутника Красной планеты. А последний аппарат программы «Маринер-10» пролетел не только мимо Венеры, но и возле Меркурия, доказав, что тот, вопреки бытовавшему мнению, вовсе не постоянно повернут к Солнцу одной и той же стороной.
Всё это было бы ещё увлекательнее, да только…
Открытый НАСА Марс не имел ничего общего с Марсом Персиваля Лоуэлла и Эдгара Райса Берроуза, Ли Брэкетт и Кэтрин Мур. Автоматические аппараты «Маринер» не обнаружили ни следа марсианских городов – ни живых, ни мёртвых, ни угасающих. Ни тарков, ни тоутов, никаких жителей Марса любого цвета. Не было найдено подтверждения существованию ни сети каналов Лоуэлла, ни борозд Скиапарелли. Вместо этого кругом были кратеры – на деле Марс куда больше походил на Луну, чем на Барсум. А Венера… под слоем облаков вместо болот, динозавров и перепончатоногих венерианцев бурлил сущий ад ядовитых сернистых вулканических газов, слишком горячих для человека.
Данные «Маринера» воодушевили учёных во всём мире и пролили свет на истинную природу ближних планет Солнечной системы, но у людей, читающих и пишущих научную фантастику, вроде меня, к восхищению примешивалась и доля разочарования. Это был вовсе не тот Марс, куда нам хотелось попасть. И подавно не Венера, о которой мечталось.
Я так и не написал своей марсианской истории. А также венерианской, меркурианской или происходящей на других «утраченных» мирах моей юности, где разворачивалось действие стольких чудесных рассказов 30–50-х годов. И не я один. После «Маринеров» наша братия переключила внимание уже на звёзды в поисках экзотического антуража и разнообразных инопланетян, которым поблизости совсем не осталось места.
Писатели-фантасты не совсем обделили Марс вниманием и после открытий «Маринера». Время от времени действие их произведений происходило там, но это был уже «новый Марс», настоящий, зафиксированный камерами «Маринера»… где каналам, покинутым городам, песчаным мышам и марсианам решительно негде было скрыться. Самой впечатляющей получилась отмеченная наградами трилогия Кима Стэнли Робинсона «Красный Марс», «Зелёный Марс» и «Голубой Марс» – о колонизации и терраформировании четвёртой планеты от Солнца.

 


Ссылка на сообщение23 февраля 13:34
Очень упрощает все и навешиваете ярлыки. Просто есть книги, которые хорошие лично для вас, а есть другие. Иногда это связано с временем написания книги, иногда нет. Зависит от личных вкусов. Конкретно перечисленные вами книги не читал, но даже у них есть поклонники)
 


Ссылка на сообщение23 февраля 14:06
цитата
хорошие лично для вас,

Согласен.
цитата
Иногда это связано с временем написания

Время написания это ведь не дата календаря, это определенная редакционная политика и модель распространения товара. И при всех нынешних недостатках всё ещё лучше чем в нынешней игровой индустрии.
 


Ссылка на сообщение23 февраля 18:36
цитата The_tick_hero
игровой индустрии.

Игровой?
 


Ссылка на сообщение23 февраля 21:08
Книжная индустрия продает книги. Можно спорить о качестве и его наличии, но роман это роман.
В то врем как игры ныне это предзаказу воздуха, переиздания сомнительного качества и деятельность не далекая от индустрии азартных игр.
 


Ссылка на сообщение23 февраля 21:29
Как скажете. Я давно особо не играю. Да и нить рассуждения потерял)
 


Ссылка на сообщение24 февраля 02:13
:-)


Ссылка на сообщение22 февраля 23:13
Большое спасибо за честную, развернутую и фундированную рецензию! Многие наивные читатели никак не могут поверить, что можно составлять мнение о книге по нескольким реперным точкам ,если ты профессионал. И не надо тратить много драгоценных часов, чтобы подтвердить свою первоначальную оценку.
Я довольно быстро понял, что этот роман примитивная галиматья и каждая новая весть о нем, только подтверждает эту оценку.
А вот то, что книга и издана неряшливо — по-настоящему печально! Следующие релизы этого издательства мне довольно интересны.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 23:52
Опыт есть опыт, но я надеялся, что булет хотя бы как у Вейра, который некоторым не нравится, но я прям обожаю.
цитата vfvfhm
А вот то, что книга и издана неряшливо — по-настоящему печально! Следующие релизы этого издательства мне довольно интересны

К сожалению, маленькие издательства не могут себе позволить большое количество людей для работы над книгой. А зачастую именно это решает даже больше качества кадров. В Мировых океанах указаны только переводчик (у которого особо не видно других переводов официальных, кроме двух книг издательства) , литред и научник. Даже корректора нет. Поэтому чудес ждать определённо не стоит.
 


Ссылка на сообщение23 февраля 00:04
цитата iRbos
и научник
Научник то крутой! В принципе.
 


Ссылка на сообщение23 февраля 13:35
Охотно верю. Но с такими косяками проще. Их рядовой читатель может и пропустить. А вот обычные проблемы с русским языком уже совсем другое дело и их тоже надо убирать)
 


Ссылка на сообщение23 февраля 00:12
Меня бы наняли. Я недорого беру;-)
 


Ссылка на сообщение23 февраля 00:14
Я решил не читать еще и потому ,что люблю научпоп. Мне для подогревания интереса высосанные автором из пальца приключения вырезанных из картона персонажей ни к чему. Скорее помеха для обозрения подлинных чудес Вселенной.
 


Ссылка на сообщение23 февраля 13:37
С точки зрения интересных фактов, я достаточно много полезного узнал. Но я научпоп читать обычно не успеваю. Хотя покупаю иногда. Поэтому здесь не компетентен)


Ссылка на сообщение23 февраля 13:37
Так всё же: стоит или нет дать книге шанс?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 февраля 13:38
К сожалению, или к счастью ответить на этот вопрос сможете только вы. Я могу лишь поделиться своими впечатлениями)


⇑ Наверх