Не так давно в закрытой ныне теме «Ваше вероисповедание/мировоззрение» шла речь о выставках «Осторожно, религия» и «Запретное искусство». Господа либералы особо настаивали на вот этом тезисе: (http://lenta.ru/articles/2010/07/12/iskusstvo/ — источник)
цитата
«Имея дело с искусством, современный культурный человек помнит, что в нем возможно и допустимо антиповедение, сравнимое с ритуальным нарушением правил и запретов в традиционных обществах. Не так важно, является ли художественная выставка публичным или приватным пространством, — важно, что это условное культурное пространство, где приняты иные нормы поведения и творчества, чем, скажем, в церкви»
Тогда возникает закономерный вопрос: а почему не пойти дальше? Логичный человек это сделал:
http://vidjnana.livejournal.com/473012.html . Вот к какому выводу он пришёл:
цитата
Поэтому: осмеяние Холокоста должно быть возможным так же, как и обезьяна с орденами или выставка «Запретное искусство». Или карикатуры на пророка Мухаммеда.Ибо: если можно смеяться над мученически распятым человеком, почему нельзя смеяться над умершими в газовых камерах?
Для тех, кто этого желает. В своём кругу. С соответствующими предупреждениями — не для неопределённого, а для вполне определённого круга лиц, сознательно давших своё согласие.
К Холокосту можно добавить Голодомор, Катынь, геноцид армян в Турции. Ну и список не ограничен. Можно «посмеяться» над погибшими 11 сентября 2001г. жителями Нью-Йорка, над погибшими при взрывах в метро москвичами... «условное культурное пространство, где приняты иные нормы поведения и творчества», да-с. Тоже ведь помучились, умерли — чем не повод для смеха, да? Вы ещё не смеётесь? Почему, господа??? Это же так прикольно: «ритуальное нарушение правил и запретов в традиционных обществах».
Да, конечно, ЖЖ-юзер vidjnana дальше пишет:
Только вот при нынешней информационной открытости отделить приватное общение от публичного будет ой как нелегко. Да и желающих растиражировать «приватное» будет достаточно.цитата
И соответствующими исключениями для детей и несовершеннолетних.И исключая призывы к конкретному насилию.
А что касается норм «политкорректности», то они, скорее всего, сохранятся и приумножатся, но для публичного общения, рассчитанного на неопределённый круг лиц. Вот там и невозможно будет ни Холокост осмеивать, ни Христа, ни Мухамеда и пр
Разумеется, я не разделяю точку зрения vidjnana (хотя уважаю его за отсутсвие двойных стандартов). Я согласна с тем, что написал Сергей Худиев здесь:
http://sergeyhudiev.livejournal.com/720356.html
цитата
Что вызывает уважение у Виджаяны — так это последовательность; в отличие от многих авторов, откровенно требующих двойных стандартов, (пойду, националиста по 282 посажу — а если тебя самого посадят? — А меня-то за что?!) он предлагает одинаковый стандарт для всех — стандарт, по-моему, совершенно непримемлемый, но равный.действительно, если можно смеяться над мученически распятым человеком, почему нельзя смеяться над умершими в газовых камерах. Только объявление повесить — здесь прикалываются над Вашими родственниками, убитыми в Бабьем Яру; если Вас это не забавляет — Вас никто не неволит ходить на выставку (или в интернет, где все веселые картинки тут же появятся). Я же тут скажу две вещи:
1.Иногда имеет смысл подумать о такой вещи, как прецедент. Помнится, Кондолиза говорила, что Косово — это не прецедент; однако так не получилось. Прецедент возникает не потому, что кто-то так объявил — а по факту. Если сегодня я поддержал приколы над чужими святынями, завтра будут прикалываться над моими — можно сколько угодно говорить, что мои умученные родственники — это совсем-совсем другое, слом культурного табу есть вещь независящая от моих пожеланий. Виджаяна просто отмечает этот факт. Общественные табу ограждают от крайне неприятных вещей не только каких-то противных клерикалов, но и самых прекрасных антиклерикалов — и снос этих табу ударит по всем.
2.Я полагаю такой стандарт, хотя и недвойной, непримелемым — потому что запрет насмехаться над чужими страданиями и смертью, внушаемый обычно в раннем детстве, важен не только духовном смысле для неуподобления бесам, но и в чисто мирском и посюстороннем — культура должна поощрять сочуствие и непоощрять садизм, потому что то и другое никогда не остается на чисто словесном уровне (хотя и на чисто словесном имеет важные последствия). Поэтому насмешки над Холокостом (резней Армян в Турции, голодом на Украине и т.д.) я считаю важным пресекать — на уровне рассеянной санкции если возможно, если ее не хватает — на уровне суда. Мнение, что никакого Холокоста (или других человеческих трагедий) не было, я сочту крайне идиотским, но ненаказуемым — поскольку насмешки над страданиями людей тут нет.
В реальности мы выбираем между обществом, в котором есть табу, есть вещи не подлежащие посмеянию, и таким положением дел, при котором (я не уверен, можно ли назвать это обществом), где «минул последний стыд и все оскверненно» и таки да, если можно смеяться над мученически распятым человеком, почему нельзя смеяться над умершими в газовых камерах. Не нравится — не смейтесь, кто же Вас неволит.
Хватит цитат, добавляю от себя.
В обсуждении на Фантлабе говорили о том, что выставка была «приватной», всюду дисклеймеры, не хочешь — не смотри и т.д. Господа, официально заявляю: это лицемерие!! Махровое лицемерие!
Если бы организаторы выставки хотели поиздеваться над святынями приватно — они бы не устраивали шумиху в сети. Выставка была бы в частном особняке, безо всяких вывесок, и на входе жёсткий фэйс-контроль — только «свои». И никаких публичных обсуждений в сети просто бы не возникло.
Эти господа хотели известности, хотели публичности, и хотели, чтобы об их «культурном антиповедении» узнали (обязательно узнали!) те, кого это «антиповедение» оскорбит. Без этого не было смысла делать эту выставку! Эти люди хотели оскорбить действием. «Культурным».
Именно поэтому обвинительный приговор и меру наказания устроителям этих выставок я одобряю. Да, сажать не стоит, но оштрафовать, и не на символическую сумму, а более-менее ощутимо — да, это правильно! Тогда желающие посмеятся над Холокостом, Голодомором и другими трагедиями, сначала задумаются: а стоит ли игра свеч? Если же «культурные табу» отменят — готовьтесь ко всему, господа.