20. Статья польского писателя НФ Якуба Цьвека/Jakub Ćwiek, напечатанная на стр. 14—16, носит название:
История фантастического кино полна замечательных, монументальных фильмов, которые... так и не были сняты. А ведь часто случалось, что дело было на мази, писались сценарии и собирался актерский состав.
Как развивалась бы история кино, если бы Орсон Уэллс был стройнее, Дэвид Гриффит не обижался на звуковое кино, а Брюс Уиллис полетел в космос чуть раньше?
Конфедераты против марсиан
Дэвид У. Гриффит, сын полковника Конфедерации, в детстве много слышал о героизме и жертвенности в борьбе за проигранное дело.
А поскольку он беззаветно верил своему отцу, Соединенные Штаты на рубеже веков представлялись ему тоталитарной и нетерпимой и глухой к нуждам своих граждан страной. В сердце будущего режиссера и продюсера назревал бунт, который в конце концов нашел выражение в его фильмах, в том числе в обоих его самых известных: скандальном «Рождении нации» (“The Birth of the Nation”, 1915)
и эпопее «Нетерпимость» (“Intolerance”, 1916).
К этим двум картинам едва не присоединилась третья, об отчаянной борьбе с куда более развитым в технологическом отношении противником. Роль конфедератов должна была быть передана марсианам, а сам фильм должен был стать первой экранизацией уэллсовской «Войны миров»...
О самом фильме сложно сказать что-либо, кроме того, что этот фильм безусловно должен был быть немым, ибо слухи о нем зародились за несколько лет до постановки «Певца джаза» (1927). Это был, конечно, не продвинутый проект, ведь права на книгу не принадлежали Гриффиту (они были куплены уже в 1925 году студией «Paramount» с мыслью о Сесиле Б. Демилле), а о своем замысле он сообщил только горстке друзей -- среди них был сэр Чарльз Чаплин, который рассказал это как анекдот.
Ходят слухи, что Гриффит хотел вернуться к этой идее в тридцатые годы, но первые, не совсем удачные приключения со звуковым кино заставили режиссера окончательно и бесповоротно распрощаться с кинематографом.
«Войне миров» пришлось долго дожидаться экранизации, в тридцатых годах к ней примеривался даже неизвестный в то время Альфред Хичкок. В конце концов киноверсия романа появилась только в 1953 году (реж. Байрон Хаскин/Byron Haskin),
но хотя она и пользовалась успехом, играя на страхах холодной войны, ей далеко было до той известности, какую получила радиопостановка романа Орсоном Уэллсом для театра «Меркурий», выпущенная в эфир на канале CBS в октябре 1938 года.
Радиопостановка, как известно, породила в Штатах панику, и CBS была вынуждена выплатить огромную компенсацию. Победителем оказался Орсон Уэллс, внезапно оказавшийся на вершине золотой горы. Чем и воспользовался в полной мере.
(Продолжение следует)