Крес Громбелардская


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Крес. Громбелардская легенда
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Крес. Громбелардская легенда

Статья написана 9 июля 2010 г. 09:17

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/46192" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

НЕТ ЗОЛОТА В ТЯЖЕЛЫХ ГОРАХ

Сколько уже написано разных фэнтезийных эпопей! Рецепт их создания прост и понятен. Надо всего лишь придумать мир поярче, населить его героями покруче, злодеями пострашнее, подбросить магии, артефактов, придумать героям квест поинтересней — и вперед! Феликс Крес подошел к делу немного иначе. Вроде бы почти все внешние каноны фэнтези он выдержал. Но при этом содержание «Громбелардской легенды», ее суть, серьезно отличаются от типового романа в стиле фэнтези.

Для начала несколько слов о мире. На окраине Армектанской империи расположена горная провинция Громбелард. Некогда на этих землях божественная сила Шернь вступила в отчаянную битву со своим антагонистом Алером. Эта битва наложила тяжелый отпечаток на жизнь в Громбеларде. Постоянные дожди и нехватка плодородных земель обрекают Громбелард на бедность. Армектанские завоеватели укрепились в нескольких городах, в то время как громбелардские горцы массово входят в состав разбойничьих шаек, которые то враждуют между собой, то объединяются под единым руководством. В итоге Громбелард напоминает не то средневековую Шотландию, не то вполне современный Афганистан. Вот только среди обитателей Громбеларда фигурируют еще разумные коты, нанимающиеся на службу в имперскую гвардию и разумные же стервятники, способные телепатически воздействовать на людей. К Громбеларду примыкает Дурной край — чрезвычайно опасные земли, где до сих пор господствуют силы Алера, и где можно отыскать уникальные магические артефакты. Так что мир дает богатые возможности для увлекательных приключений героев. Однако, это — отнюдь не главное в историях Креса.

Да-да, именно в историях. Ведь «Громбелардская легенда» — это не единый роман, а цикл отдельных повестей и рассказов, объединенных общими героями. При этом, с одной стороны, каждая история вполне самодостаточна, а, с другой стороны, вместе они постепенно образуют масшатбную картину.

Герои «Громбелардской легенды» производят достаточно непривычное впечатление. С одной стороны, Феликс Крес создает яркие, почти мифологические образы. Благородный и могущественный разбойник по прозвищу Король Гор. Его верный помощник и товарищ разумный кот. Легенлдарная Охотница, посвятившая свою жизнь уничтожению стервятников. Могущественный маг, лишившийся своей силы. Еще один маг, вынашивающий грандиозные планы перекройки мироздания. Каков размах! Какие эпические фигуры! И при этом все они, вплоть до кота — несчастные создания, мечущиеся в поисках своего места в жизни, тратящие свои силы и энергию впустую, неудачники, чьи замыслы проваливаются раз за разом. Вот именно это и делает «Громбелардскую легенду» столь непривычной для читателя. Мы-то с вами привыкли к тому, что герои круты, что какие бы сложности не стояли у них на пути, в итоге зло будет повержено. а победа будет за нами. У Креса все совсем не так. Проклятье Громбелардской земли тяготеет над всеми героями. Раз за разом их замыслы терпят крах не из-за их собственных ошибок и не из-за чрезмерной силы и коварства противников, а в результате дурацкого стечения обстоятельств. То воины небольшого отряда перегрызутся между собой и взбунтуются против командира. То в темноте отряд вступит в роковую схватку с союзниками-легионерами, приняв их за разбойников. То попытка мага предупредить союзников об опасности приведет к гибели этих союзников. Так часто бывает в жизни, на реальной войне. Но об этом не принято писать в сказках.

Рано или поздно герои романа понимают бессмысленность и бесперспективность своего существования на Громбелардской земле. Но, отравленные «военным синдромом», они не могут найти себе места и в мирной жизни, за пределами рокового края, и снова и снова возвращаются в Громбелард, чтобы вновь погрузиться в бесконечный круговорот квестов, погонь, засад и стычек. Такое оригинальное решение автора с одной стороны, впечатляет. Герои действительно оказываются не картоннымии богатырями, которым неведомы страх и усталость, а вполне живыми людьми со своими слабостями, опасениями, ошибками. С другой стороны, авторская манера утомляет. Когда в четвертый, пятый, шестой раз читаешь похожие истории, когда очередной квест еще не начался, а ты уже понимаешь, что дело закончится очередным провалом, то создается впечатление, что ты сам не сидишь в уютном кресле с книгой, а месишь непролазную грязь Громбеларда под проливным ливнем, не перелистываешь страницы, а еле волочишь ноги, обутые в пудовые от грязи сапоги. И хочется уже не искать новых чудес, а доползти до какого-нибудь укрытия и, наконец, немного обсохнуть и отдохнуть.  А ведь в романе есть немало эффектных и ярких эпизодов. Одна история с глазами лучницы чего стоит! Но эти эпизоды теряются в общем круговороте событий. Да, подзатянул пан Крес свою историю, и она от этого только проиграла.

Странствие по дождливым землям Громбеларда — трудное испытание для читателя, особенно привыкшего к легким и увлекательным дорогам из Желтого кирпича. Не готов рекомендовать эту книгу всем подряд, но тем, кто ищет что-то нетипичное и не боится гнетущей атмосферы, стоит обратить внимание на этот роман.





638
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение9 июля 2010 г. 23:31

цитата kkk72

Дурной край — чрезвычайно опасные земли, где до сих пор господствуют силы Алера

Это фактическая ошибка в рецензии. Алер там не правит.

Ну а в целом, на мой взгляд, вообще не упомянуто даже, что у Креса есть мысли, есть идеи, которые можно обдумать. В отлчиие, кстати, от в комментах упомянутого Грэхема, чья книга жестока, тупа и ни о чём
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июля 2010 г. 23:38

цитата Dark Andrew

Ну а в целом, на мой взгляд, вообще не упомянуто даже, что у Креса есть мысли, есть идеи, которые можно обдумать.


Так это ж вопрос индивидуальный. Для кого-то там эти мысли и идеи есть, а для кого-то -- увы-с.
 


Ссылка на сообщение9 июля 2010 г. 23:41
Прости, но ты лукавишь. Ты можешь отрицать глубину, но мы не можем Креса приравнять к бессмысленному Сальваторе, согласись. Объективно, там есть мысли и идеи.
 


Ссылка на сообщение9 июля 2010 г. 23:53
В романах какого-нибудь МТА тоже есть мысли и идеи. Они даже кажутся ему глу-у-убокими и оч-чень свежими. А на самом деле -- увы.

Впрочем, эт я так, «репликой из зала». 14-го вернусь -- смогу нормально подискутировать.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2010 г. 21:01
Согласен. Мысли, может быть, и есть, но книгу это не делает шедевром. Середнячок — он и в Африке середнячок.
И вообще, главное в ГЛ — не мысли и не чувства, а совершенно тупой экшн. Хорошо, в 1й половине книги его немного.
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 09:10

цитата Dark Andrew

Это фактическая ошибка в рецензии. Алер там не правит.

Да, согласен, виноват. Но силы Алера чувствуются и власти Шерни нет. Вообще вопрос о сущности Шерни и Алера хотелось бы раскрыть подробней
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 19:07
Это в «Северной границе» об Алере, а о сути Шерни дальше по циклу.


Ссылка на сообщение13 июля 2010 г. 07:55
Разумный кот для меня ассоциируется прежде всего с котом Мурром и Котом-Бегемотом.Поэтому кот у Креса воспринимается как-то слабо.А в целом книга понравилась,но перечитывать не стану.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июля 2010 г. 08:10
Мне здесь скорее вспомнились боевые коты из К-10 Дивова


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 08:42
[Мне здесь скорее вспомнились боевые коты из К-10 Дивова]
Боевые коты — это красиво.Но мне их трудно воспринять.Для меня кот,хоть сказочный.хоть настоящий, — существо свободное,неагрессивное,а главное — одиночка.Поэтому,боевого кота я еще представить себе могу,но кота,воюющего в команде — увольте.


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 19:20

цитата stewra darkness

Для меня кот,хоть сказочный.хоть настоящий, — существо свободное,неагрессивное


Неагрессивный хищник -- это сильно. Зачот.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 19:23
Видимо, имелась в виду возможная агрессия по отношению к человеку. Хотя и это — достаточно спорный тезис
 


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 19:41
Нападать на человека хищникам мешает элементарный страх. Тем не менее леденящие кровь истории про тигров-людоедов широко известны -- см. «Книгу джунглей» например.
 


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 19:52
Да, я читал, например, Корбетта.

цитата vvladimirsky

Нападать на человека хищникам мешает элементарный страх.

Скорее, тот факт, что человек не входит в круг привычной добычи. Самые опасные для человека хищники из кошачьих — ягуар и леопард, в рацион которых входят обезьяны. А для львиного прайда человек просто малоинтересен, разве что с голодухи.


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 19:38
Имелась в виду агрессия вообще.


Ссылка на сообщение15 июля 2010 г. 07:30
Речь не о том,что хищник опасен.Безусловно,на то он и хищник.Даже домашняя кошка,играя,может изуродовать.Речь об агрессии.Хищник не агрессивен,он голоден,любопытен,обижен человеком (в случае с хищниками людоедами это почти правило).А если агрессии нет,какой из него солдат?Дрессированный?
Хотя,тигры-людоеды устраивают что-то вроде необъявленной войны человеку.Это,скорее всего,влияние самих людей.Однако,свихнувшийся тигр — существо неуправляемое,несмотря на свою злобу.Поэтому тоже вояка никакой.


Ссылка на сообщение15 июля 2010 г. 21:58

цитата vvladimirsky

Даю подсказку
Ну, вообще-то афганские войны начались задолго до талибов...более того, задолго до советского вторжения.


Ссылка на сообщение15 июля 2010 г. 22:03

цитата kkk72

Когда в четвертый, пятый, шестой раз читаешь похожие истории, когда очередной квест еще не начался, а ты уже понимаешь, что дело закончится очередным провалом, то создается впечатление, что ты сам не сидишь в уютном кресле с книгой, а месишь непролазную грязь Громбеларда под проливным ливнем, не перелистываешь страницы, а еле волочишь ноги, обутые в пудовые от грязи сапоги. И хочется уже не искать новых чудес, а доползти до какого-нибудь укрытия и, наконец, немного обсохнуть и отдохнуть.
У меня лично создалось впечатление, что именно этого автор и хотел добиться, и это не стилистический недостаток, а, учитывая общее настроение книги, удачный стилистический приём. Наверное, именно так и чувствовали себя герои книги в вечно дождливом Громбеларде.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июля 2010 г. 22:08
Согласен с вами, но тем не менее, это утомляет читателя


Ссылка на сообщение15 июля 2010 г. 22:31

цитата kkk72

Согласен с вами, но тем не менее, это утомляет читателя
Ну, не знаю, меня лично совершенно не утомило. Кстати, продолжение читать буду. Если будет оно.
Страницы: 12

⇑ Наверх