ПАНТОМИМА СТАРОГО СМОРЧКА


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ПАНТОМИМА СТАРОГО СМОРЧКА ("Nowa Fantastyka" 236 (329) 2/2010). Часть 4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ПАНТОМИМА СТАРОГО СМОРЧКА («Nowa Fantastyka» 236 (329) 2/2010). Часть 4

Статья написана 25 декабря 2024 г. 11:48

Пионеры

Вроцлавянин Курд Ласвиц (Kurd Laßwitz, также Kurd Lasswitz, 1848 — 1910) заслуживает того, чтобы называться пионером современной немецкой научной фантастики. Его роман 1897 года «На двух планетах» («Auf zwei Planeten») повествует о противостоянии земной и марсианской цивилизаций, при этом марсиане представлены как гораздо более технически и этически развитое общество, чем земляне.

Ласвиц считал, что моральное развитие тесно связано с технологическим развитием. В своих видениях он, как и Жюль Верн, предсказал технический прогресс и прогнозировал существование в будущем таких изобретений, как космические станции, синтетические инструменты и продукты питания, фотоэлектрические элементы или так называемые ретроспективы – устройства, способные отображать события из прошлого. По мнению критика и эксперта Энтони Бучера (Anthony Boucher), этот роман оказал огромное влияние на творчество Герберта Уэллса, Хьюго Гернсбека и послужил источником вдохновения для работы пионера ракетной техники Вернера фон Брауна.

Произведения гданьчанина Пауля Шеербарта (Paul Scheerbart, 1863 — 1915) характеризуются фантастическими видениями и удивительными, экзотическими историями.

Особый интерес представляют: сборник рассказов «Астральные повести» («Astrale Novelletten», 1912)

и роман «Лесабендио» (“Lesabendio”, 1913).

В «Астральных повестях» главными героями являются инопланетные существа, живущие собственной жизнью, их специфические способности и внешний вид: одни тонкие и нитевидные, другие принимают форму огромных разумных небесных тел. «Лесабендио» же — роман скорее философский. Жители астероида Паллада стремятся к объединению с Лесабендио -- чем-то, что они считают иерархически высшим для них, представляемым как огромное облако. Благодаря этой связи они постигают истину в последней инстанции, которая является путем к высшей степени самостоятельности и подчинения высшим существам. Вся фантастика Шеербарта пронизана мотивами стремления к достижению Нового Идеала посредством науки и искусства.

Начало XX века было также временем появления в Германии так называемых «грошовых тетрадей» (нем. Groschenhefte). Речь идет о коротких рассказах или их сборниках, издававшихся в виде тонких, скрепленных скрепками брошюр. Они были легко доступны и дешевы.

Благодаря этой инновации на рынке появились такие авторы, как Роберт Крафт (Robert Kraft, 1869 — 1916) и Фридрих Вильгельм Мадер (Friedrich Wilhelm Mader, 1866 — 1945). В серии рассказов «Из страны Фантазии» («Aus dem Reiche der Phantasie», 1901) Крафт описал путешествия во времени и экспедиции на Луну.

Мадер писал преимущественно фантастические приключенческие рассказы для молодежи, такие как «Чудесные миры» («Wunderwelten», 1911)

и «Медный город» («Die Messingstadt», 1912).

(И еще несколько книг Фридриха Вильгельма Мадера – «до кучи», а чтобы были… W.)

Самой популярной серией рассказов, опубликованных в «Грошовых тетрадях», стал цикл «Воздушный пират и его управляемый воздушный корабль» («Der Luftpirat und sein lenkbares Luftschiff», 1908–1911), созданная анонимным автором. В нем повествуется о приключениях загадочного капитана Морса на Земле, других планетах и астероидах.

(Продолжение следует)





86
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 декабря 2024 г. 12:29
Прекрасная и познавательная статья, и отличные иллюстрации, спасибо. Но .. вроцлавянин Курд Ласвиц звучит примерно так же, как калининградец Иммануил Кант.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2024 г. 13:38
Не-е, тут есть разница. Вроцлав пани Катажина считает исконно славянским (польским) городом -- и вообще-то имеет на это какие-то основания: город был основан в 921 году чешским князем Вратиславом и примерно с 990 года им правили польские князья из династии Пястов. О Кенигсберге, к которому дедушка Калинин вообще никакого отношения не имеет, ничего подобного как бы и не скажешь. И таки да, статья пани Катажины -- это более или менее (менее потому, что места в журнале пани Катажине, чтобы нормально развернуться, дали мало) удачная адаптация вот этой вот статьи https://sf-encyclopedia.com/entry... а вот подбор иллюстраций мой -- и я так тоже думаю, что у нас с нею в итоге неплохо что-то получилось.

Р.S. Ой, нет, соврал -- на месте пани Катажины я все же обозвал бы-таки жителя Калининграда (товарища Иммануила Канта) крулевечанином.


⇑ Наверх