(БОГДАН БУТЕНКО -- окончание)
Ну да, ну да -- менее известно (по крайней мере в Польше) такое ответвление творчества БОГДАНА БУТЕНКО, как сатирические и юмористические рисунки, печатавшиеся в отечественной (“Szpilki”, “Przekrój”), но главным образом в зарубежной прессе. Стиль его сатирических произведений мало чем отличался от стиля иллюстраций, они так же блистали юмором и остроумием. И в этом случае преобладала «чистая» линия, тщательно нарисованная, отсекающая все, что было лишним в рисунке для передачи его содержания. В своих синтетических композициях художник ориентировался главным образом на усиление комического пласта произведения. Такого эффекта он добивался во многом за счет использования визуальных стратегий карикатуры и обращения к стилю детских рисунков. В подавляющем большинстве его сатирических рисунков не было текста, дополняющего показанную сцену. Сатирический и юмористический слой и кульминационная линия чаще всего включались в саму композицию. Темы, которые автор обычно затрагивал в них, были сосредоточены на обыденной жизни, что еще больше подчеркивало универсальность его произведений, понятную большинству людей из его культурного круга. В сатирических рисунках БУТЕНКО легко найти эротические композиции (причем эротический элемент в них обычно смягчается), а также композиции, содержащие наслоения абсурда, бессмыслицы, а иногда и черного юмора.
Хотя БОГДАН БУТЕНКО посвятил себя в основном книжному дизайну и иллюстрации, его многолетняя профессиональная деятельность не ограничивалась сотрудничеством с издательствами и прессой. В 1958 году он начал работать на студии анимационных фильмов в Бельско-Бяла, для которой разработал сценарии и поучаствовал в создании нескольких анимационных фильмов -- «Пан Малушкевич и кит» (“Pan Maluszkiewicz I wieloryb”, 1958); «Петрусь и зеркало» (“Piotruś I zwierciadło”, 1960); «Растяпа» (“Gapa”, 1961). БОГДАН БУТЕНКО сотрудничал также со студией малых киноформ «Се-Ма-Фор» -- «Краски карточных чувств» (“Barwy uczuć karcianych”, 1962; «Приключения Гапишона» (“Przygody Gapiszona”, 8 серий, 1964-66), киногруппой «Сирена» -- «И ты станешь индейцем» (“I ty zostaniesz Indianinem”, 1962), Государственной высшей школой театра и кино в Лодзи -- «Утро Гапишона» (“Poranek Gapiszona”, 1961), киностудией «КАДР» -- «Невероятные приключения Марека Пегуса» (“Niewiarygodne przygody Marka Piegusa”, 1966), киностудией «Илюзьон» -- «Меньший ищет Большого» (“Mniejszy szuka Dużego”, 1975) и Студией киноминиатюр --«Гуцë и Сезар» (“Gucio i Cezar”, 1976–77). Кроме того, он ставил декорации для кабаре «Пожилые Господа» (“Kabaret Starszych Panów”, вечер 14 и 15). Его сотрудничество в области кино не ограничивалось созданием декораций или художественных этюдов, в некоторых случаях он также отвечал за сценарий -- «Мир в опере» (“Świat w operze”, 1966; «Петрусь и зеркало» (“Piotruś i zwierciadło”, 1960); «Гапишон на вокзале» (“Gapiszon na stacji”, 1968) и даже занимался режиссурой -- «Краски карточных чувств» (“Barwy uczuć karcianych”, 1962). В течение многих лет художник создавал также театральную сценографию -- с 1960-х годов для Театра кукол и актера в Люблине, Кукольного театра «Арлекин» в Лодзи, театра «Lalka/Кукла» в Варшаве, Драматического театра в Эльблонге и театра «Бай Поморски» в Торуни.
Еще одной областью, в которой БУТЕНКО проявил себя с начала 1960-х годов, был плакат. В своей творческой карьере художник в основном оформлял кино- и театральные афиши. Достаточно одного взгляда на его проекты, чтобы сказать, что они иллюстрируют какое-то действие, предвещают историю, о которой будет фильм или спектакль. Поэтому плакаты Бутенко можно охарактеризовать как «нарративные». Для них характерны формальные решения, известные по его иллюстрациям и сатирическим рисункам, а также характерная для него большая доза юмора. Художник оформлял афиши в основном для Центра кинопроката и кукольных театров, для которых он также готовил декорации.
На его театральных афишах, ориентированных в основном на молодежную аудиторию, были изображены персонажи, нарисованные в упрощенной форме, характерной для БУТЕНКО -- «Фердинанд Великолепный» (“Ferdynand Wspaniały”, 1968); «Гуцë и Цезарь» (“Gucio I Cezar”, 1971);
«Петушëнок и страусëнок» (“Kogucik i strusiątko”, 1983).
Несколько большее разнообразие характеризовало его киноплакаты. Помимо проектов, в которых он обращался к стилю, созданному в иллюстрациях («О крестьянине, который насмехался над смертью» (“O chłopie, co okpił śmierć”, 1962); «Береза» (“Brzoza”, 1967);
«Самый красивый возраст» (“Najpiękniejszy wiek”, 1967); «Мертвый сезон» (“Martwy sezon”, 1968);
«Любовь, любовь, любовь» (“Miłość, miłość, miłość”, 1970); «Меньший ищет Большого» (“Mniejszy szuka Dużego”, 1975),
были композиции, основанные на символе и аббревиатуре -- «Дни идут» (“Mijają dni”, 1971)
и даже отсылающие к абстрактному искусству -- «Женщина и мужчина» (“Kobieta i mężczyzna”, 1966).
В некоторых его проектах уже на уровне композиции указывался культурный круг, в котором происходило действие фильма. Такая ситуация имела место в оформлении плаката к болгарскому фильму «Князь и татары» (“Kniaź i Tatarzy”, 1970), в котором автор явно ссылался на иконопись.
Во всех плакатах БУТЕНКО последовательно проявлялся почерк, интегрированный в образное изображение таким образом, что он образовывал единое целое.
Разумеется, рассмотренными плакатами не исчерпывается эта ветвь творчества художника, что могут подтвердить многие другие его работы, например – такие.
Примечание. Эта часть статьи в значительной мере опирается на материале, изложенном в статье Петра Кулака (Piotr Kułak) «БУТЕНКО pinxit et invenit. О творчестве БОГДАНА БУТЕНКО» (“Butenko pinxit et invenit. O twórczości Bohdana Butenki”) выложенной на ресурсе “Niezła sztuka” 24 ноября 2023 года (https://niezlasztuka.net).
Тем, кто хочет еще больше узнать о творчестве пана БОГДАНА, стоит обратить внимание на книгу Дариуша Рекоша «Богдан Бутенко. Pinxit и все остальное» (Dariusz Rekosz “Bohdan Butenko. Pinxit I cała reszta” – Warszawa: “Bernardium”, 2023).