ФАНТАСТИКА НА ЭКРАНЕ
X. ХЕРСОНСКИЙ
КАЖЕТСЯ, какие бы необычайные фантастические сюжеты, сказочные образы и положения ни создала человеческая мысль, кино все может воспроизвести на экране с художественной иллюзией реальности. Самая богатая человеческая фантазия почти не имеет здесь преград. Современная техника кино достигла поистине волшебных эффектов. Изобретательская мысль, давно уже перешагнув известные способы трюковой съёмки («лупа времени», «обратное движение», мультс’емка и т. д.), разнообразно применяет сейчас дорисовку кадра, сочетание различной натуры, макетов, кукол и людей и впечатывание изображений с разных негативов на одну пленку.
Интерес зрителей к фантастическим фильмам общеизвестен. Стоит вспомнить хотя бы успех фильма «Человек-невидимка» по роману Г. Уэллса, объяснявшийся, конечно, не содержанием, а изумительной «техникой чудесного».
В американском фильме «Кинг-Конг» чудовищная обезьяна величиной в многоэтажный дом ходит по современному городу, вступая в борьбу с людьми. В десятках фантастических фильмов на Западе и в Америке авторы изощряются, чтобы напугать зрителя кошмарными призраками, бредовой выдумкой, мистикой, сумасшествием, преступлениями, всякими нелепицами. Но кто сказал, что жанр фантастического фильма раз и навсегда обречен служить только мрачным бредням, нелепице, идеализму, мистике?
В опубликованном весной тематическом плане советской кинематографии на 1938 год только один фильм можно отнести к типу фантастических. Это — «Золотой ключик» по сказке Ал. Толстого в постановке А. Птушко. Но средства фантастики могут быть и будут прекрасно использованы, например, в научно-популярных фильмах.
Очень интересные, никем неиспользованные возможности предоставляет техника фантастического кино для увлекательных рассказов о развитии жизни на земле с доисторического времени до наших дней, о борьбе человека с природой, о завоевании Арктики, новых высей и недр, о проблемах, движущих вперед науку и технику. Фильм «Космический рейс» (о полете на луну) отнюдь не исчерпывает этой тематики и ее художественных особенностей. Точно так же, впрочем, и готовящийся «Золотой ключик» не исчерпывает потребности в сказке, особенно в сказке новой, советской. Вышедшие же сказочные фильмы «Каджети» и «Руслан и Людмила» только ставят художественные задачи, разрешал их в очень малой степени.
Что же тормозит у нас развитие фантастического фильма? Думается, что основных причин сейчас две: косность, леность изобретательской мысли у режиссеров и неосведомленность авторов сценариев о тех средствах, которыми они могут располагать в кино. И то и другое сложилось не без активного влияния вредителей и их пособников Очень часто интересная художественная и изобретательская инициатива душилась в бюрократических аппаратах руководства киностудиями. Тормоза создавались еще и потому. что всякий новый шаг в «трюковой» технике означал значительную экономию при съёмках любого фильма (рисунки вместо громоздких декораций, скромная лабораторная работа вместо павильонов и дорогих экспедиций и т. д.).
Но тем не менее в киностудиях ни на минуту не прекращали работу изобретатели, замечательные мастера, не отстававшие от заграницы, а кое в чем и опередившие ее.
Так, например, в одесской киностудии интересную, полезнейшую работу ведет с 1931 года оператор-изобретатель Михаил Корюков. Предварительные результаты показаны им в специальном фильме «Горный цветок» («Эдельвейс»), поставленном В. Артеменко по сценарию О. Иваненко.
Сюжет фильма прост. Пионерка никак не может избавиться от трусости. Она боится даже жуков и лягушек. Весь мир вокруг нее наполнен пугающими шорохами, движениями, таинственными существами. Пионеры посылают ее к доктору, который с успехом лечит детей от вранья, трусости, лени и других болезней такого же рода. Доктор посылает девочку за цветами эдельвейс, из них он сделает необходимое ей лекарство. И вот, гонимая боязнью, что она не успеет найти цветы, которые цветут последнюю ночь, девочка совершает отважное путешествие на самолете, на парашюте, по дну моря с водолазом, в горных ущельях и пещерах, под обвалами, над страшными пропастями... Высоко в горах она разыскивает волшебника — «повелителя ветров», у которого живут чудесные целебные цветы... Волшебник оказывается метеорологом, эдельвейсы — простыми цветами... Но девочка неожиданно для себя обнаруживает, что она совершенно излечилась от трусости. С приобретенным в путешествии товарищем— горным медведем — она возвращается счастливая домой, к друзьям-пионерам.
Режиссерская работа в фильме примитивна. Героиня и все пионеры слащавы. Режиссер еще не нашел сказочно-образного приема в показе живых людей. Впрочем, в этом виноваты прежде всего бывшие консультанты ГУК'а. Боясь и не понимая природы сказки, они невнятно требовали усилить в фильме «реалистическую струю» (?). И все-таки фильм смотрится с интересом благодаря «чудесам», сделанным Корюковым. Дно моря, горные обвалы и водопады, отважное путешествие девочки под водой, над пропастями, в облаках сняты в студии и почти все на столе у Корюкова.
Пейзаж создан из комбинации фотографий, вырезанных из журналов, из макетов и путем лабораторной обработки пленки. Огромные снежные вершины — это все та же дежурная гора, которую Корюков подрезает ножницами, чтобы придать ей различные контуры... На экране природа имеет совершенно реальный вид, с глубиной перспективы, с воздухом. Порой пейзаж отличается особенной красотой. В нем движется живая девочка. Что это «трюк», помнишь иногда только потому, что такие истории с маленькими девочками все-таки бывают только в сказках!
Ясно, какие широкие возможности экономии и художественного эффекта дает метод Корюкова (разработанный им с умершим художником Демьяненко) для многих сцен в любом фильме. Но прикладное применение способов Корюкова не должно его отвлечь от задачи создания специально фантастических фильмов. Бесконечно разнообразные по местам действия и сюжетам, они могут быть сделаны быстро, художественно и крайне дешево.
У Корюкова десятки патентов на изобретения. Он в СССР не один. Все такие изобретатели должны получить у нового руководства кинематографии реальную поддержку. Режиссерам пора преодолеть консерватизм, а авторам (в частности авторам сценариев на всесоюзный конкурс) надо раскрыть глаза на богатейшие художественные средства, которыми располагает кинотехника в СССР.
Кадр из фильма «Горный цветов». Живые девочка и медведь сняты независимо от висячего моста. Скалы по бокам на первом плане — это небольшой макет, умещающийся на столике. Небо снято отдельно. Горы склеены из фотографий, вырезанных из журнала.
Вечерняя Москва, 1938, № 196, 27 августа