САМАЯ СТРАШНАЯ КНИГА


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Хельг» > САМАЯ СТРАШНАЯ КНИГА 2024
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

САМАЯ СТРАШНАЯ КНИГА 2024

Статья написана 11 октября 13:27

Продолжаем наш осенний хоррор-запой. Дотянулся кровавый я до ежегодника ССК за 2024 год. Да, ты не ослышался, пытливый читатель. В этот раз слоупок не выждал положенные тридцать лет и три года, а как-то вот сразу взял и прочитал. Ну и по традиции, раз уж это запой, устроим дегустацию сортов пи... эээ... хоррора, конечно.

САМАЯ СТРАШНАЯ КНИГА 2024 Коллектив авторов

Алексей Искров. Фрагменты 7/10

Открывашка сборника неоднозначная. Сумбурная (хотя этому есть объяснение), во многом вторичная (что не есть прям плохо), и чертовски похожая на "Судные дни" некоего А. Нэвилла. Я далёк от того, чтобы обвинять кого-либо в плагиате, потому как сам нередко сталкивался с проделками ноосферы. Однако "Судные дни" я прочёл прямо перед этим сборником, и всю дорогу не мог отделаться от мысли, что читаю продолжение, этакий приквел про детство Кайла и Шона. В целом же — понравилась триада петух-собака-свинья, и сама идея любительского фильма. Да и рассказ, в общем, выше среднего. Пшеничный вайсбир от малознакомой пивоварни. В этот раз вполне съедобный.

Дмитрий Тихонов. Волчья сыть 8/10

Во-первых, Тихонов, ёпть, я сам хотел написать такой рассказ. У меня даже название было — "Волчье лето". Во-вторых, ну здорово же! Оборотни — тема настолько затасканная, что нужно не просто хорошо рассказывать историю, но и придумывать локации, сеттинг, героев. Или антигероев — как ведьмачий кинокефал, царев человек, изничтожающий нечисть. Рассказ достаточно простой, и вывозит только сеттингом, но он и не пытается прикидываться чем-то большим. Просто даёт задорного хоррор-боевика в декорациях Руси. Вот такое тёмное фэнтези мне по нутру. Как мягкий молочный стаут — тёмный, словно грех.

Елена Щетинина. Вы поедете на бал? 7/10

Это мы читали ещё на "Чёртовой дюжине". Авторства, помнится, не угадал, а рассказ — запомнил. Правда, есть ощущение, что финал был доработан, и появилась этакая закольцовка. Но, возможно, память меня подводит. В остальном же мнение не поменялось. Крепкая уверенная работа от человека, который не первый день в профессии. Мальчишеский хоррор, играющий на струнках ностальгии, но не сильно впечатляющий. Как хорошее безалкогольное пиво. Да-да, такое бывает.

Сергей Возный. Ab ovo 7/10

Я максимально не люблю пространные объяснялки от второстепенных героев и сам стараюсь их не использовать. Здесь же кондовых объяснялок аж две, причём один из объясняющих — герой довольно хрестоматийный. И, к сожалению, весь рассказ тоже несколько вторичным вышел, несмотря на то, что легко читается. С одной стороны — бодрый боевичок в декорациях Великой отечественной, а с другой — сюжетные повороты, которые мы читали тысячу раз. Хоррор составляющая занятна, но, к сожалению, не делает рассказ чем-то большим, чем он есть. Однако в целом заходит. Как дункель — жиденький, но всё же тёмный и освежающий.

Яна Демидович. Сказки старой шишиги 6/10

Постапокал в стиле русских сказок. Заявка интересная, а вот реализация не вывозит. Автор вроде бы рисует конец света, но выглядит это, как конец какого-то одного городка. Провинциального. А то и отдельного района. За всё время так и не возникло у меня ощущения опасности, грозящей героине. Словно стрим компьютерной стрелялки посмотрел. В целом средне, несмотря на занятную героиню. Базовый светлый лагер, из тех, что берёшь с собой на дачу.

Дмитрий Карманов. Луноход 8/10

Какая интересная получилась перекличка с рассказом Щетининой. Но этот понравился больше. Исполнение, задумка, герои, и чОрт — очень даже. Да, классическая сказочная тройственность действия не привносит в рассказ вотэтоповорота, и ты получаешь ровно то, что ожидаешь, но не разочаровываешься. В конце концов, кто-то должен был буквализировать расхожую фразу "в детстве я бы за эту игрушку душу продал!". Отменный портер, с мягкой ноткой советской кофейной жвачки.

Всеволод Болдырев. Пустая невеста 6/10

То ли истхоррор, то ли фэнтези на берёзовых бруньках. Героиня получилась приятная, селяне в меру отталкивающие, а вот всё остальное как-то скомкано вышло. И даже несмотря на то, что заканчивается всеобщей массакрой — как-то без огоньку. Но потенциал виден, читалось не без удовольствия. Немецкий пилснер средней руки. Вроде и пенная шапка густая, а с остальным — как повезёт.

Дмитрий Лопухов. Сай-фай 9/10

Понравилось ещё на ЧД, хвалил, брал в топ, все дела. Тем удивительнее оказался средний балл рассказа, ну, на Фантлабе, например. Есть ощущение, что люди недопоняли. Или не с тем настроением читали. Я же перепрочёл с удовольствием, и оценку не изменил. Классные герои, в меру таинственный сюжет, интересный подход к бессмертию, отличная литературная игра — ну замечательный же рассказ! Пусть будет гозе, с каким-нибудь странным вкусом. С красной икрой, например, от "Аляски". Такая, видимо, штука не для всех.

Дмитрий Лазарев, Павел Давыденко. Визаран 7/10

Всякий раз, когда я видел название этого рассказа, я думал, что это или имя, или географическое название. Есть в нём что-то магическое. И каково было моё разочарование, когда слово оказалось банальным англицизмом. Впрочем, разочарование оказалось куда глубже, когда я понял, что уже читал этот рассказ. Не, не прям этот, но фабула — один в один. Лет этак пять назад мне кидал его сам Вадим Громов. Это сейчас исключительно кивок в сторону ноосферы. Но я реально понял что будет дальше, ровно с того момента, когда герои повторно увидели арку. Ещё плюс авторам, их версия написана злее и реалистичнее Громовской. Ну и вьетнамский колорит, сколь бы малым он ни был, идёт плюсом. Вообще, по моему скромному мнению, азиаты не умеют в пиво. Но пусть это будет "Сайгон Спешл" — самое приличное вьетнамское пиво, что я пил.

Александр Матюхин. Несколько счастливых детей 7/10

Классический Матюхин — умело описывающий детей, семейные отношения и шизоидов. Тут совпало, что все три темы сплелись, и автор не просто на коне, а тройку запряг. История берёт искренним переживанием героини, вынужденной тянуть на себе сына-инвалида, призрачными детишками и авторской интерпретацией "клатбища дамашних жывотных". Нет, мертвецы не восстанут, всё гораздо интереснее. Однако в целом получился Матюхин-лайт. Хорошо, крепко, уверено, но ты читал у него вещи куда круче. Ипа-сессионка, короч. Вкусно, умеренно горько, на каждый день.

Герман Шендеров. Папа 7/10

Тот странный момент, когда одновременно хочется похвалить и поругать. Похвалить за образ Гендоса — ровного пацана, который даже со Слендермэном готов выскочить раз на раз, и за неплохой язык, не перегруженный метафорами, но и не скатывающийся в сетературный примитив. Поругать — за неопределённость со стилем повествования, перетекающего из былинно-сказочного ох-ты-гой-еси, в нормальный-современный, и за чудовищную вторичность буквально всего. Город без мужиков, сделка со злом, злобные детишки, и, самое мне ненавистное — вовремя подоспевший объяснятель того, что же здесь, нахрен, происходит, как будто ещё, нахрен, не ясно. В целом, пусть будет "стронг", а там уж каждый выберет для себя — кому "бельгиец", кому "балтика девятка".

Оксана Заугольная. Охота на мавок 6/10

Начиналось забавно. Псевдославянское псевдофэнтези, с потрахушками живых мертвецов. Навскидку такого и не упомню. Дальше начался сумбур — бескуды, мавки, провалы памяти, мёртвые кузнецовы дочки, кто кого где трахал, за межой, на меже, я чёт поплыл во всём этом. В итоге, вроде, понял, что хотел сказать автор, но к тому моменту так устал, что даже не обрадовался. Как заявка от новичка, даже норм. Но в самой антологистой антологии года хочется чего-то поярче. По стилю — куйт, историческое пиво с ароматом овса, но уж больно лёгкое. Ещё немного, и будет квас.

Владимир Сулимов. Сырое мясо 6/10

К несчастью, историю начисто губит предсказуемость. Вот тот самый случай, когда было уже тысячу раз, и каждый следующий поворот тебе знаком до боли. Персонаж раскрыт поверхностно, хотя, казалось бы, объёму для этого хватало. Язык оставляет желать некоторых улучшений. Поменьше метафор на квадратный сантиметр текста, например. Тем не менее, некоторое удовольствие от прочтения словить можно. Как от повседневного келлера-нефильтровочки из ближайшей разливайки.

Лин Яровой. Последний раз 7/10

Время накладывает отпечаток на творчество. Вот и кладмены становятся героями хоррора. Не в первый раз уже сталкиваюсь, к слову. Я не люблю истории про преступников с золотым сердцем, но конкретно здесь мне мешало другое. И это даже не назойливое напоминание читателю, что главный герой — парень. Сказочность купальной ночи не слишком удачно легла на поиски запрятанной наркоты, хотя тема с цветом папоротника, помогающим, в том числе, искать клады, обыграна занятно. Чутка большего ощущения опасности бы, и оценка была бы выше. Но и так — вполне удачная заявка от новичка. Базовая ипа, со вкусом еловой ветки из красноярской тайги.

Ирина Хромова. Чёрная Мадонна 7/10

Лайтовая мистика, нагоняющая жути за счёт видений главного героя. Стилизация в духе Булгаков встречает Стокера. Автор увязал и бытовое насилие, и призрачную месть духа-заступника. Только привязку к, непосредственно, цыганской Чёрной Мадонне я не понял или не считал. Но и без того приятный рассказ. Без открытий, но и без провалов. Прочёл с удовольствием. Словно браун эль — неплохой, но не самый любимый мною сорт.

Дмитрий Карманов. Зимний крест 6/10

Тот случай, когда захотелось спросить, что делает фантастика с социальным высказыванием в сборнике хоррора? Наличие в рассказе богини смерти не делает его автоматически хоррором, как вампиры не делают хоррором "Сумерки". При всей моей любви к славянской нечисти, при всём уважении к интересной задумке автора, не могу принять ни грубую объяснялку, ни не менее грубые аллюзии на злобу дня, ни невнятной концовки. Травяной эль. Зимний, да, на травках, да, но понравится далеко не всем.

Станислав Миллер. Багряноголовый 7/10

Стандартный заход на паразитов, которых, при всём развитии современных технологий, так до сих пор никто не поймал. Написано складно, но читать скучновато. Однако общую узнаваемость и даже клишированность искупает ударный финал. Если бы не он, оценка была бы куда ниже. А так — томатный гозе с щепоткой кайенского перца, играющего на послевкусии.

Яна Демидович. Голодный хлеб 6/10

Не сильно зашёл на "Чёртовой дюжине", и при перепрочтении мнение не поменялось. Задумка интересная, в хорроре выезжать на голоде вообще правило хорошего тона. Но больно много уж роялей и рояльчиков по кустам раскидала автор. Чем дальше читаешь, тем сильнее нарастающий скептицизм рушит магию. Пока не разрушит совсем. Средней руки вайсбир — самое оно, чтобы утолить го... жажду, но специально второй раз брать не тянет.

Елена Щетинина. Аппетит приходит во время еды 8/10

У меня аппетит пришёл во время чтения. Ловил себя на мысли, что несколько раз сглатывал голодную слюну. Автор поработала с материалом, и создала маленькое кулинарное чудо. Сварила из стандартного супнабора классическую историю, которая, тем не менее, читается свежо и с удовольствием. Русский имперский стаут. С мороженкой. Сибаритствовать, так сибаритствовать.

Максим Кабир. Межгалактические наёмники. Сага 8/10

Читал на "Чёртовой дюжине", не зная авторства (но, впрочем, догадываясь). Мнение не изменилось — отличная история о детской вере в чудеса и взрослом предательстве былых идеалов. Грустно, но такое взросление — естественный процесс для всех нас. Хорошая история. Классический лежак, чешский лагер, так любимый автором.

Дмитрий Лопухов. Лучшая жвачка в мире 7/10

И ещё один финалист "Чёртовой дюжины", которую я то ли судил, то ли играл. Это славная история, умело дёргающая крючочки ностальгии, под которую хочется пропеть "И в моём детстве точно было не до детских книжек. Я в некотором роде сам мальчик, который выжил" (С) Но показалось, что где-то автору чувство меры изменило, и валятся, валятся, валятся маркеры десятилетия, а ты уже устал, и сладость жвачки давно исчезла. Тем не менее, читать было ностальгически приятно. Пастри, со вкусом баблгам (да-да, и это тоже пиво).

Подведём итоги дегустации. ССК всё ещё остаётся знаком качества, без вопросов. Но... не обошлось без "но" . На мой вкус (да и не только на мой, если смотреть отзывы/оценки на других сайтах) на отлично справились только старички, и ещё два Дмитрия, Лопухов и Карманов, которых тоже новичками уже не назовёшь. Остальные вещи — крайне усреднённый хоррор, без изюминки. Читать — да, можно. А вот перелистнуть последнюю страницу и выдохнуть — ну, автор, ну, выдал! — не очень получается. Общая оценка 7/10. Тем не менее, следующий том буду ждать с нетерпением. И, возможно, доберусь до него так же быстро.

За сим всё. Приятного чтения всем, кто ещё читает!





874
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 октября 14:47
И ни одной 4 или 5 ?? Авторская солидарность или и впрямь всё хорошо с рассказами?:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 октября 15:04
Чтобы получить от меня 5, нужно писать, ну ооооочень средне. Чтобы получить оценку ниже, нужно либо писать совсем дно, либо близко к оному.
 


Ссылка на сообщение11 октября 15:23
К слову, я нигде не писал, что всё хорошо с рассказами. 6 по 10 балльной не очень -то и высокая оценка.


Ссылка на сообщение11 октября 14:54
Обложка ,конечно...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 октября 15:05
Кстати, да, мне эта бабка тоже не зашла.
 


Ссылка на сообщение11 октября 15:21
А мне наоборот облога показалась жуткой. Я вот представил, как я еду в метро и читаю книгу с такой обложкой, а бабки смотрят на меня и ужасаются:-)))
 


Ссылка на сообщение11 октября 15:22
Если для таких целей, тогда спору нет )))
 


Ссылка на сообщение11 октября 15:26
Если взять шире, то для чего вообще в наш цифровой век нужны картинки на обложке? Только чтоб шокировать пассажиров в метро или автобусе:-D Для чего они ещё нужны я ума не приложу.
 


Ссылка на сообщение11 октября 15:47
чё-то там привлекать внимание... я забыл.


Ссылка на сообщение11 октября 17:02
Лин Яровой тот еще новичок :) это его четвертый, то ли пятый рассказ в ССК. Он просто имя поменял. А первое не скажу, потому что у вас документов нету потому что мало ли, вдруг это секрет секретный
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 октября 17:07
Думаю вряд ли секрет, по запросу Лин Яровой — первая же строчка в гугле с настоящим именем автора :-)))
Вотак в наше время псевдонимы заводить))
 


Ссылка на сообщение11 октября 17:45
Тебе хорошо говорить — твою фамилию через раз правильно написать не могут 8-)
 


Ссылка на сообщение11 октября 18:13
Пусть страдают!)
 


Ссылка на сообщение11 октября 17:44
ну, значит, читали мы у Ярового вещи и поинтереснее )))


Ссылка на сообщение13 октября 22:53
Вот что значит — талант! :-[
Написал Кожин про пиво книжку, да так «вкусно», что я в пятницу как тёмного налупился, так все выходные и читал, и читал...
А если серьёзно — спасибо, хорошая рецензия. :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 23:19
Я уже и сам запутался, то ли вы тёмного пива жахнули, то ли тёмной литературы. В любом случае — одобряю! :beer:
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 00:04
А я и того, и другого! ;-)
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 01:39
вдвойне одобряю!


Ссылка на сообщениевчера в 21:31
Вот бы замутить челендж — написать качественный хоррор-рассказ, не используя слова (в т.ч. однокоренные): жуткий, страшный, ужасный, темный, черный, мрачный, бездна, сумрачный, ночь, мглистый, зловещий, кровь, могильный, чудовищный, грозный, злобный, и пр. Можно наверно еще с пару десятков набрать популярных слов и слов-клише.
То бишь, никакой мрачности и агрессии. Никаких темных красок и попыток напугать читателя различными «ВДРУГ ОНО КАК ПРЫГНЕТ». Желательно еще, чтоб автор не пользовался редкими синонимами слов-запретов, а именно старался нагнать атмосферы, саспенса и напряжения без них. Наверное, это превратит рассказ максимум в триллер, но все же.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 22:19
Замутите, я б почитал


⇑ Наверх