(КИНО НОВОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ… -- окончание)
Непосредственный возврат к Новому Приключению -- пародия пародии в четвертой части «Индианы Джонса» (“Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull”, 2008)
– хоть и не выдерживал сравнения с первоисточником, в коммерческом отношении (780 миллионов долларов выручки с мирового проката при бюджете в 180 миллионов) тоже принес удачу продюсерам. Такое обилие фильмов заставляет искать в этом нечто большее, чем просто стечение обстоятельств.
Новые «околоисторические» фильмы можно подразделить на шесть типов, отличающихся подходом к используемому историческому содержанию:
а) «классические исторические» фильмы, такие как «Мюнхен» (“Munich”, 2005) Спилберга
и в особенности «Комплекс Баадер-Майнхоф» ("Der Baader Meinhof Komplex", 2008) о террористах левого толка из ФРГ;
историческое содержание, прокомментированное через призму современности, является их основной темой, которому подчинена форма; эти фильмы опираются главным образом на эффектные специальные эффекты и стараются не расходиться (насколько это возможно в сюжетном произведении) с «исторической правдой», которую для описываемых событий удалось установить; эти фильмы в основном выходят за рамки традиций Нового Приключения и не являются непосредственными его продолжателями;
б) фильмы с «историей в качестве фона» -- такие как «Спасите рядового Райана», «Апокалипсис» и прежде всего сериалы: «Рим» (“Rome”, 2005-2007),
«Тюдоры» (“The Tudors”, 2007—2010)
или «Дедвуд» (“Deadwood”, 2004—2006), действие этого последнего разворачивается в XIX веке на американском Диком Западе, здесь сюжет исполняет служебную роль, но постановщики сериала стараются точно соответствовать реалиям;
этим фильмам свойственен психологический и сценографический реализм и забота о правдоподобности представляемых событий;
с) фильмы «с историей как сценографией» -- «Храброе сердце», «Гладиатор», «Царство небесное»; исторический фон в них должен обеспечить зрелищную обстановку для представленного сюжета, не обязательно соответствующем «исторической правде», главным критерием здесь является драматургия представляемых событий (отсюда полиглот и космополит Уильям Уоллес в «Храбром сердце», генерал Максим, убивающий на арене цезаря Коммода в «Гладиаторе») и визуальный эффект;
d) «квазиисторические» фильмы – «Мумия», «Король Артур», «300», «10 000 лет до Н. Э.»; эти фильмы используют историю всего лишь как предлог (одну сценографию можно заменить второй без особого ущерба для сюжета), как способ тем иным образом направить зрителя на соответствующее восприятие фильма, в котором доминируют зрелищная сторона и специальные эффекты; персонажи созданы в них по самым четкими и выразительными трафаретами современной поп-культуры, с полным пренебрежением реконструкции психологии «исторических личностей».
Мейнстримная кинематография развивается также в трех добавочных направлениях: 1) сильно погруженные в традиции Нового
Приключения научно-фантастические и фэнтезийные фильмы -- чаще всего это экранизации: «Особое мнение» (“Minority Report”, 2002),
«Властелин колец» (“The Lord of the Rings”, 2001—2003),
«Кинг Конг» (“King Kong”, 2005);
экранизации комиксов: «Темный рыцарь» (“The Dark Knight”, 2008),
«Стражи» (“Watchmen”, 2009)
и «сверхъестественные» фильмы, то есть horror-ы, достигающие сейчас пика своей популярности: «Мгла» (“The Mist”, 2007),
«30 дней ночи» (“30 Days of Night”, 2007)
и другие.
Почему история столь популярна в Голливуде? Похоже, что именно фильмы, опирающиеся на богатый исторический реквизит, представляют собой наиболее оригинальное и оригинальное выражение духа Нового Приключения в современном кинематографе. Сегодня, в эпоху повсеместных спецэффектов, когда в каждой второй игре на PlayStation мы можем с фотореалистической детальностью рассмотреть самые что ни на есть выдуманные Никогде, исторические фильмы естественным образом соревнуются в борьбе за зрительский интерес: здесь спецэффекты показывают не столько «невозможное», сколько «возможное и действительно произошедшее в прошлом». Путешествие во времени становится в кинематографе носителем той самой магии, которая три десятилетия назад переносила зрителей в самый дальний уголок Галактики. А поскольку битва за спецэффекты будет длиться еще некоторое время (что предвещает, например, «Аватар» (“Avatar”, 2009), созданный в технологии IMAX 3D),
может так случиться, что когда технический уровень спецэффектов достигнет предела, за которым дальнейшее их развитие будет равносильно излишнему увеличению затрат, самые честолюбивые из кинорежиссеров станут соревноваться в фотореалистичности исторических событий в снимаемых ими фильмах. Тогда будет приниматься в расчет не только воссоздание минувших событий, но также детальная их точность. Соревнование в зрелищности, когда каждый фильм будет одинаково зрелищным, заменится соревнованием в исторической гиперреконструкции?
Окажется ли кинематографическая машина времени способом спасения интеллекта зрителя? История покажет.