Места общения китайских фэнов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > Места общения китайских фэнов - профессионалов и любителей
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Места общения китайских фэнов — профессионалов и любителей

Статья написана 7 октября 11:41

Фэн RiverFlow прислал нам еще одну заметку о КЛФ в Китае. Как я понимаю, это краткое изложение его свежей книги "History of Development of College Science Fiction Association" о движении любителей фантастики, которая планируется к выходу на английском языке в 2025 году.

За последнее десятилетие, поскольку китайская НФ неуклонно приобретала все большую известность в глазах поклонников за пределами внутренних границ Китая, ее фэндом также стал интригующей темой для изучения, вызывая интерес, недопонимание и вопросы. Эмили Джин, энтузиаст переводной китайской научной фантастики, предложила мне написать вводное эссе, основанное на моей собственной точке зрения как увлеченного поклонника НФ, и выделить вопрос «Кто такие поклонники китайской научной фантастики?», чтобы его увидело больше людей. Конечно, этот вопрос оставался распространенным на протяжении последних десятилетий. Поэтому я не мечтаю, что одно эссе может ответить на него раз и навсегда; однако я действительно считаю, что тщательный анализ исторических фактов всегда является наиболее эффективным способом общения и рассеивания некоторых недоразумений.

Прежде чем начать, мне нужно поблагодарить одного человека: профессора У Яня (Wu Yan, 1962 г.р.), одного из основателей исследований НФ в Китае. 30 июня 2020 года Ассоциация исследований научной фантастики (SFRA) наградила его премией Томаса Д. Кларсона за выдающиеся заслуги. Премия Томаса Д. Кларсона часто считается высшей формой признания для людей, занимающихся педагогической деятельностью, связанной с НФ, и профессор У Янь стал первым китайцем, удостоенным такой чести.

История У Яня как непреклонного поклонника НФ насчитывает несколько десятилетий. Он был первым ученым, разработавшим курс по научной фантастике в Китае, который он преподавал в Пекинском педагогическом университете в 1991 году. С тех пор он участвовал в издании SF-фэнзина Nebula (1988-2007), первого SF-фэнзина в Китае. Первоначально написанный от руки, он не имел официальной обложки до девятого выпуска.


Nebula публиковала письма поклонников НФ со всего Китая: обсуждения жанра НФ, создание контента фанатами, обзоры историй, опубликованных Science Fiction World (самым известным профессиональным НФ-журналом в Китае в то время), и комментарии к западным НФ-фильмам и телешоу. В частности, «Доктор Кто» и «Звездные войны» были чрезвычайно популярны в Китае в 1990-х и начале 2000-х годов — они были «библиями» поклонников НФ, выросших в ту эпоху.

Американские фанзины НФ появились еще в 1930-х годах. Без интернета фанаты полагались на письменные письма для общения. В результате было сохранено множество исторических архивов. Визуальная история фэндома научной фантастики (том 1, том 2), составленная дуэтом отца и сына Дэвида Риттера и Дэниела Риттера, которая в настоящее время находится в третьем томе, включает в себя многие из этих документов: обмен письмами, а также ранние фанзины.


Однако китайские НФ-фэнзины начали появляться только в конце 1980-х годов. Начиная с начала 2000-х годов все общались через Интернет, а не писали письма; немногие переписки из прошлого остались несохраненными и, следовательно, утеряны. В результате редко кто-либо обращал внимание на историю китайских НФ-фэнзинов, не говоря уже об их изучении или переводе. Для исследователей сохранение физических архивов в цифровую эпоху всегда было большой проблемой. Многие важные документы и материалы были утеряны со временем.

Возвращаясь к профессору У Яню, он, по сути, предпринял три попытки в разное время поддержать китайские фанзины НФ. В 2007 году под его руководством прекращенный фанзин Nebula опубликовал специальный выпуск по исследованиям НФ. Он был главой редакционной коллегии специального выпуска в Пекине. В выпуск вошло двенадцать академических эссе по исследованиям НФ, такие как «О творчестве китайского писателя НФ Хан Суна», «Зарубежные исследования НФ», «Литературная критика НФ», «Исследование писателей НФ». Большинство авторов были с кафедры литературы Пекинского педагогического университета, предположительно, ученики или бывшие ученики У. Жаль, что Nebula больше ничего не публиковал после этого специального выпуска.

В августе 2010 года У стал главным редактором нового SF-фэнзина Chinese Science Fiction Studies . Фэнзин включал четыре колонки: «Теория научной фантастики», «Исследование произведений писателей», «Эксперты по научной фантастике» и «Обзор книг». К сожалению, он не продержался дольше второго выпуска, который был опубликован в январе 2011 года.

В 2013 году в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром научной фантастики и творческого образования Пекинского педагогического университета У редактировал выпуск Science Fiction and Creativity Education. Этот фэнзин, опубликованный в электронном виде, содержал всего восемь страниц. В фэнзине содержалось сообщение, в котором педагогическим работникам, интересующимся научной фантастикой, предлагалось помочь в подготовке учебника по научной фантастике. Однако этот фэнзин также был прекращен после своего первого выпуска.

Примерно в 2016 году Сычуаньский университет попытался издать журнал под названием Chinese Science Fiction Reviews, но проект вскоре был заброшен.

Только в 2020 году У начал ежегодно публиковать The Chinese Science Fiction Yearbook , в который вошли статьи авторов, в которых рассматривались истории, обсуждались темы, касающиеся публикации НФ, и фиксировались основные события года. Наконец, китайские исследования НФ нашли свое собственное пространство для процветания — пространство, в котором объединились усилия фанатов и профессиональная поддержка. В 2021 году был создан Центр исследований китайской научной фантастики. А в 2022 году Ассоциация писателей Китая создала отделение для жанра НФ.

В апреле 2021 года профессор Ли Гуанъи из Чунцинского университета основал новый журнал, Newsletter for Science Fiction Studies , который, как предполагается, спонсировался Комитетом по изучению научной фантастики Китая. Я специально консультировался с профессором У Яном по поводу комитета и выяснил, что комитет, по сути, все еще находится в стадии подготовки. Я надеюсь увидеть его открытие в ближайшем будущем.

В заключение я утверждаю, что в Китае фанзины НФ в основном играли переходную роль. То есть, когда не было профессиональных платформ для публикации статей и историй, на помощь пришли фанзины. Хотя большинство из этих фанзинов просуществовали недолго, они сыграли важную роль в сборе и доставке информации. Основная причина, по которой я называю эти журналы фанзинами, заключается в том, что все авторы присоединились к ним из-за своего интереса к НФ и работали бесплатно. Однако я также признаю, что ярлык фанзина, возможно, недостаточен для позиционирования этих полунаучных, полуфанатских журналов. Как и Ву, многие люди, которые позже стали профессиональными исследователями и издателями, начинали как фанаты НФ и вносили значительный вклад в низовые инициативы. Поэтому организованные ими фанзины часто несли в себе определенную двойственность, которая размывала границу между фанатским начинанием и профессиональным проектом.

А теперь перейдем к главной теме: кто такие китайские фанаты научной фантастики?

В июне 2015 года группа молодых поклонников НФ, познакомившихся через форум НФ-романов Baidu.com, решили создать фэнзин под названием The Science Fiction Bimonthly Magazine. В каждом выпуске публиковались не только произведения известных писателей, но и рассказы новых авторов.

Саньфэн (Фэн Чжан), эксперт по исследованиям китайской НФ, основал New Realms of Fantasy and Science Fiction в 2009 году. После того, как журнал был закрыт в 2012 году, в 2019 году он основал Nebula Science Fiction Review, онлайн-платформу, на которой публикуются обзоры новых произведений НФ. Саньфэн, в поддержку усилий журнала The Science Fiction Bimonthly Magazine, написал им ободряющее сообщение: «Хотя друзья могут расстаться, а журналы могут быть закрыты, любовь всегда будет продолжаться». К сожалению, одной любви недостаточно для поддержания фэнзина. Журнал The Science Fiction Bimonthly Magazine был закрыт 30 ноября 2016 года, вскоре после публикации десятого номера.

В июле 2015 года Ляоцзя Чжашу, основатель общества научной фантастики в Университете науки и технологий Чанши, собрал группу подростков-писателей научной фантастики и создал писательский клуб. Позже та же группа основала фэнзин Huangqi Science Fiction. В предисловии к первому выпуску Ляоцзя Чжашу пишет: «Журнал Huangqi Science Fiction родился знойной летней ночью прошлого года, когда трое старшеклассников впервые выразили свою солидарность в Интернете. Прошел год, и теперь у них наконец-то появился шанс дать большему количеству людей услышать их голоса».

Действительно — та же группа молодых поклонников НФ и тот же постоянный, романтический энтузиазм. После двенадцати выпусков фэнзин, посвященный публикации НФ-историй и комментариев, был прекращен в 2016 году. В 2017 году Liaojia Zhashu объединила НФ-общества двенадцати университетов и организовала конкурс НФ-писательств под названием Loop Breaker и напечатала сборник отмеченных наградами историй для всех номинантов.

Причина, по которой я упоминаю эти фэнзины, заключается в тесной связи, которую разделяют основатели этих фэнзинов и Zero Gravity Science Fiction — организация, в которой я сейчас состою. Бигай, Линшичжэнь и zmb48 из The Science Fiction Bimonthly Magazine, Буся Цзышуай из Huangqi Science Fiction и Чжао Сяоюй, получивший премию Loop Breaker за выдающиеся достижения, — все они присоединились к недавно основанному конкурсу писателей, который в конечном итоге перерос в Zero Gravity Science Fiction.

Сначала фанат по имени Ченчен создал ежемесячную платформу для отправки сочинений под названием Chenchen Cup . Вначале это было сделано исключительно ради развлечения; участники платформы вносили призовые деньги из своих карманов, и они коллективно голосовали за победителей.

Постепенно работы, созданные некоторыми участниками, достигли стандарта профессиональной публикации — приняты Science Fiction World. Чэньчэнь и несколько старых участников не смогли управлять писательской платформой из-за своей работы и учебы. Другой основатель, Wall-E, взялся за дело. Он переименовал Chenchen Cup в Zero Gravity Science Fiction, создал веб-сайт и основал организацию как еще одну китайскую фэндомную группу НФ. Начиная с двадцать шестого конкурса писателей Zero Gravity , организаторы решили, что все авторы должны представлять свои работы анонимно, чтобы гарантировать справедливость процесса отбора. Все управляющие члены группы номинировали темы, которые они хотели видеть на ежемесячных конкурсах писателей, и голосовали за них.

Wall-E — опытный программист. Когда он был ответственным, Zero Gravity процветала. Происходило больше мероприятий для фанатов: Цзо Лофу (который опубликовал несколько работ в Science Fiction World ) и Лю Лаодэн организовали конкурс чтения вслух НФ; Руннянь и Хайбао запустили конкурс обзоров НФ; Шигуан инициировал мероприятие, чтобы побудить других фанатов писать комментарии к написанному в Zero Gravity, где каждый фанат, который оставлял комментарии в течение трех месяцев подряд, получал персонализированный товар Zero Gravity, разработанный Шигуаном; Хади, Лиюань Джун и Битиан Хунъюэ (и Хади, и Битиан Хунъюэ опубликовали личные сборники рассказов НФ) были частью группы субтитров, которая переводила короткометражные НФ-фильмы с других языков на китайский; Дангедж отвечал за конкурс ИИ-арта на тему НФ. Каждый месяц Wall-E предоставлял этим мероприятиям для фанатов призовые деньги. Конечно, он не претендовал ни на какие авторские права и не просил ничего взамен; он лишь хотел поддержать китайских поклонников научной фантастики в их стремлениях создавать и организовывать проекты.

Недавно Zero Gravity расширился, добавив отдельный раздел для подачи новелл, которым управляет Merlin. Принимаемые записи содержат от 15 000 до 50 000 иероглифов на китайском языке. Причина создания раздела новелл в том, что мы получили много заявок, которые превысили предыдущий лимит на короткие рассказы (от 2 000 до 15 000 символов). Мы поняли, что спрос на платформу для подачи новелл был сильным, и поэтому мы отреагировали.


Число китайских поклонников НФ, обратившихся к Zero Gravity, резко возросло. Многие из них взялись писать комментарии к работам своих коллег, которые представили свои работы на платформе. На данный момент мы получили более 1700 историй НФ от начинающих писателей; более 100 из этих историй были впоследствии приняты профессиональными изданиями. Отсюда девиз Zero Gravity: «Сообщество поклонников НФ, руководство для начинающих писателей НФ». С ​​разрешения авторов мы опубликуем некоторые из лучших представленных работ на нашем собственном сайте. Ответственные редакторы — Yinluoxing и Except1%.

Zero Gravity Newsletter, издание, которым я сейчас занимаюсь, также было создано благодаря поддержке и помощи других участников. Я сам управлял процессом подачи и отбора, редактированием и выпуском; только в этом выпуске я пригласил Линшичжэня помочь мне с редактированием. Я считаю, что простота — это путь к успеху; слишком много голов, пытающихся достичь одного, часто приводят к конфликтам и ограничениям. Я могу с уверенностью сказать, что каждая новая публикация Zero Gravity Newsletter лучше предыдущих выпусков. С каждым решением, принятым в дизайне, печати и выборе шрифта, я стремлюсь усовершенствовать журнал.

Теперь, когда я представился, пришло время познакомить моих читателей с широким спектром профессиональных и фанатских платформ китайской научной фантастики.

Какие из организаций НФ, управляемых фанатами в Китае, в настоящее время активны? Это вопрос, над которым стоит поразмыслить. Прежде всего, на какие критерии мы можем опираться, чтобы определить, какие организации являются профессиональными, а какие — фанатскими? Сам вопрос вызывает двусмысленность. Действительно, западный, англоцентричный мир НФ имеет свои способы калибровки усилий фанатов; но сообщества НФ за пределами этих границ также имеют свою собственную историю и стандарты. То же самое касается и китайской НФ. После обсуждения со многими людьми, которые в настоящее время работают в индустрии НФ, я пришел к выводу: платформы, спонсируемые учреждениями и официальными организациями, являются «профессиональными» и обычно поддерживаются независимыми компаниями; остальные являются «фанатскими», где участники платят из своих собственных карманов, чтобы финансировать мероприятия и публикации, и большинство сочинений, вносящих вклад, получают небольшую или никакую денежную компенсацию.

Какие платформы в Китае регулярно публикуют НФ-работы? Я разделяю эти платформы на три группы: mook (журнальная книга), журнал (печатный и электронный) и новые медиа (не напечатанные физически, но регулярно публикуемые онлайн).

Конечно, печатные книги считаются профессиональными, поэтому я опускаю их из своего обсуждения. На данный момент существует четыре серии журналов и книг, которые публикуются последовательно: серия Non-Exist издательства Future Affairs Administration (основано в 2018 году), ежегодное издание; китайское издание Galaxy's Edge издательства Eight Light Minutes Culture (основано в 2019 году), публикуется регулярно, но без установленного временного интервала; и серии Imagination W и Thought Experiment X издательства Changjiang Publishing House (основано в 2018 году), ежегодное издание, включающее до десяти книг в каждом выпуске.

В настоящее время существует только два профессиональных журнала, которые в основном публикуют НФ из Китая. Один из них — Science Fiction World (издательство Sichuan Science Fiction World Magazine Co. Ltd.), который публикует от пяти до шести художественных произведений и от четырех до пяти статей в жанре нон-фикшн в каждом выпуске. Кроме того, Science Fiction World содержит три подиздания, соответственно названные Science Fiction World Translated Edition, Science Fiction World Children's Edition и Science Fiction World Illustrated by Newton Jr. Эти четыре журнала издаются ежемесячно. Другой — Science Fiction Cube, издаваемый раз в два месяца издательством Baihua Literature and Art Publishing House, который также объединяет художественную и нон-фикшн литературу.

Другие профессиональные платформы в основном основаны на веб-технологиях, и мы называем их «новыми медиа». Примерами служат собственная платформа Пекинской ассоциации науки и технологий Tadpole Stave и ее аффилированный конкурс писателей Lightyear Award, основанный в 2011 году; премия Master of Future Award от Future Light Culture, основанная в 2012 году; премия The Morning Star Science Fiction Award от Science and Fantasy Growth Foundation, основанная в 2015 году, и конкурс China Dunhuang Science Fiction Invitational Competition в 2021 году, который поощряет участников сочетать традиционную китайскую культуру и приемы научной фантастики; онлайн-журнал Qixiang (Wonders) от Migu Digital Media Limited, который публикует шесть оригинальных научно-фантастических работ в каждом выпуске, основанный в 2021 году; World Science Fiction Frontiers , который фокусируется на некитайских публикациях и исследованиях в области научной фантастики, связанный с Китайским научно-фантастическим исследовательским центром, подразделением Китайской ассоциации научных писателей, основанный в 2021 году; и премия Lenghu Award от организации Eight Light Minutes Culture, которая собирает научно-фантастические истории, основанные в 2018 году в городе Lenghu, напоминающем Марс.

С 2015 по 2019 год некоторые платформы, не связанные с НФ, пытались проводить конкурсы писателей НФ, но ни одна из них не преуспела. Например, конкурс Douban Read Writing Competition–Science Fiction and Fantasy Division от Douban Read (Beijing Douwang Technology Co. Ltd) проводился с 2015 по 2020 год; конкурс SF Writing Competition от Huawei Books от Huawei Books проводился только один раз в 2019 году; премия Water Drop Award от Tencent , в которую входили рассказы, комиксы, комментарии к фильмам и оригинальные сценарии, существовала с 2016 по 2019 год (примечательно, что эта премия родилась из университетского конкурса писателей Science Association Award).

Кроме того, различные основные литературные издания начали включать колонки или конкурсы НФ. Например, Literary Port Magazine , ежемесячный журнал, издаваемый Ningbo Federation of Literary and Art Circles, с 2018 года проводит конкурс New Voices in Chinese SF Writing Competition. После того, как к нему присоединились новые спонсоры, журнал изменил название конкурса на He Cailin SF Award и опубликовал все отмеченные наградами работы в собственных колонках «Fantasy» и «Science Fiction Narratives». Works Magazine Ассоциации писателей Гуандуна начал колонку НФ в 2018 году. В январе 2019 года колонка была переименована в «Genre Fiction», и с тех пор было опубликовано больше жанровой фантастики. Literary and Arts News Ассоциации писателей Китая начал публиковать научно-популярную литературу с 2018 года; China School Literature–Youth, ежемесячный литературный журнал, инициировал колонку под названием «Meeting the Future» в январе 2020 года; и Petrel из Dalian News Media Group в марте 2022 года запустили колонку под названием «Туманность научной фантастики» и публикуют по три-четыре научно-фантастических истории в каждом выпуске.

Помимо литературных журналов, многие научно-популярные журналы также включали разделы НФ. Например, в журнале The Science for Juvenile была колонка о НФ с января 1984 года по декабрь 1999 года. Он вернул колонку НФ с 2000 по 2008 год; в журнале Amateur Astronomer была специальная колонка с февраля по август 2012 года, в которой расшифровывались астрономические ссылки в «Задаче трех тел»; в журнале Modern Science в 2018 году была запущена колонка под названием «Visions: Science Fiction»; в журнале Science in 24 Hours также была инициирована колонка под названием «Literature Garden», в которой публиковались рассказы и рецензии на книги в жанре НФ.

Читатель может задаться вопросом, почему детская НФ не включена. Ответ в том, что детская литература в Китае всегда пользуется большим спросом. Время от времени спрос на покупку детских книг резко возрастает. С учетом численности населения и рождаемости в Китае рынок детской литературы всегда процветает — намного выше, чем у аналогов в жанре взрослой фантастики. Следовательно, База данных китайской научной фантастики в настоящее время не оснащена для сбора большего количества информации просто потому, что количество детских НФ-работ слишком велико.

В настоящее время в базе данных китайской научной фантастики содержится около 30 000 записей. Однако, если включить детскую НФ, то это число может возрасти до 150 000. Что еще более важно, поскольку база данных работает на добровольной основе, у нас пока нет ресурсов и энергии, чтобы различать «взрослую фантастику с детьми в качестве главных героев» и «детскую фантастику со взрослыми в качестве главных героев». По моим оценкам, существует более тридцати детских литературных журналов с рубриками НФ. Каждый писатель НФ, пишущий для детей, обычно публикует более 1 000 000 иероглифов. Хотя детская НФ продолжает развиваться, ее форма и содержание не вносят большого вклада в расширение горизонтов жанров НФ, поэтому академические круги в основном фокусируются на истории и прогрессе взрослой НФ.

Я подробно перечислил профессиональные платформы, которые публикуют работы и смежные работы китайской НФ. Далее я расскажу о платформах, основанных фэнами.

В настоящее время в Китае существует около двадцати групп фэнов НФ, которые активны в сети; практически ни одна группа не общается лично. Почему? Прежде чем обсуждать конкретные условия, связанные с китайским НФ-фэндомом, я сначала расскажу об этих группах и платформах.

Фэнзин Kehuan Wenhui, основанный в 2013 году, публиковал научно-фантастические рассказы и комментарии. Однако после того, как его главный редактор Ли Лэй приступил к новой работе в Bofeng Cultures, независимом книжном издательстве, у него больше не было времени управлять Kehuan Wenhui, и поэтому фэнзин был прекращен в 2018 году.

Gaoxiao Kehuan Pingtai (Платформа научной фантастики в колледжах и университетах), основанная в 2019 году, представляет собой сообщество, образованное студенческими обществами и книжными клубами НФ на базе университетов. С целью привлечения большего количества молодых поклонников НФ и начинающих писателей Gaoxiao Kehuan Pingtai публикует интервью с начинающими писателями и возглавляет Starfire Cup, конкурс писателей НФ для молодых писателей. Он также основал The Starfire Academy, писательскую мастерскую, которая помогает писателям совершенствовать свои работы и учиться у опытных редакторов и писателей. В этом году он продолжил создавать The Lab of Science Fiction Studies for the Youth, которая фокусируется на предоставлении ресурсов исследователям НФ на уровне бакалавриата. В том же духе в апреле 2022 года была создана отдельная группа критики коллег, в которой члены университетских обществ НФ обмениваются работами и дают друг другу отзывы. Группа критики будет поощрять всех участников писать короткие рассказы объемом 1000 слов и самостоятельно публиковать сборники представленных работ.

Библиотека научной фантастики Mamenchisaurus посвящена созданию коллекции китайских научно-фантастических книг. Она была основана в 2020 году Хуавэнем, ярым фанатом, который был очень активен в китайском фандоме научной фантастики. Хуавэнь надеется расширить библиотеку до масштабного проекта общественного служения: общедоступной библиотеки научной фантастики, бесплатной для всех. На данный момент в ней хранится коллекция из 20 000 книг. Похожим начинанием общественного служения является проект Цзюлун (также известный как Архив исторических публикаций китайской научной фантастики ), открытая онлайн-база данных, которая оцифровывает существующие китайские публикации научной фантастики. Многие исследователи извлекли пользу из проекта Цзюлун.

Я также инициировал свой собственный проект в 2021 году, в рамках которого я веду хронику истории университетских научно-фантастических обществ в Китае. Я думаю, что фанатам важно рассказывать свои собственные истории и документировать свои усилия по организации всех связанных с НФ клубов и мероприятий. При поддержке Science Fiction World я выпустил «Историю университетских научно-фантастических обществ в Китае», книгу, в которой записана моя работа.

Группа London Chinese Science Fiction, созданная в 2019 году, ежемесячно приглашает писателей для проведения онлайн-выступлений. Многие поклонники научной фантастики из Великобритании посетили их мероприятия. Группа будет публиковать стенограммы выступлений на своем официальном аккаунте WeChat.

Вышеупомянутый Информационный бюллетень по исследованиям научной фантастики, основанный в 2021 году под руководством профессора Ли Гуанъи из Чунцинского университета, публикует историографии, полуакадемические эссе и переводные статьи по научной фантастике.

Академический семинар китайской научной фантастики, основанный в 2022 году, регулярно приглашает исследователей китайской НФ для проведения лекций и проведения панельных дискуссий при поддержке Science Fiction World. Он публикует обновления о последних опубликованных научных работах, связанных с НФ, написанных на китайском языке, в своем официальном аккаунте WeChat.

Энциклопедия научной фантастики, которая появилась в 2018 году, будет предоставлять ежегодный обзор публикаций и основных событий. Артур Лю, основатель, будет читать все номинированные на премию Хьюго произведения каждый год и писать вступления, а также комментарии для китайских поклонников. Он также перевел множество эссе и рассказов с английского на китайский.

Существует множество конкурсов по написанию НФ, организованных фэнами, количество которых достигает более пятидесяти в год. Вот некоторые примеры: Eclipse Award, организованный Kehuan Xingkong (Science Fiction Starry Sky) с 2018 года, Mailbox Cup, организованный No. 42 Post Office с 2017 года, Cambrian Award, организованный Xiao Kehuan (Little Science Fiction) с 2013 года, Q-fiction World Competition, организованный официальной онлайн-группой чата Tencent QQ от Science Fiction World, и так далее.

Чжун Тяньсинь, еще один ярый поклонник, собирал информацию о различных конкурсах НФ и публиковал инструкции о том, как отправлять истории на конкурсы и в журналы с 9 июня 2016 года, и он делал ту же работу до сих пор. Я должен сказать, что он один из ведущих участников архивной работы китайской НФ. В 2021 году он получил официальную поддержку от Управления по делам будущего. Его работа была представлена ​​более широкому кругу китайских создателей НФ, чтобы больше людей могли отправлять свои работы.

Китайские поклонники НФ также имеют сильное мнение в критике опубликованных китайских НФ-работ, и они никогда не боятся высказывать свое несогласие. Например, каждый год с 2014 года китайский НФ-фэндом голосует за премию «Монолит», присуждаемую худшей работе китайской НФ года. Это эквивалент премии «Золотая метла» для китайских фильмов, которая была учреждена в 2009 году. Журнал «Nebula Science Fiction Review» , созданный в 2019 году, основателем и главным редактором которого является Саньфэн, регулярно обращается к поклонникам НФ и просит их рецензировать китайские НФ-работы. Все рецензии публикуются на официальном аккаунте WeChat.

Группа китайских поклонников научной фантастики основала Базу данных китайской научной фантастики (CSFDB) в октябре 2020 года. База данных призвана архивировать все данные, связанные с китайской научной фантастикой, и позиционирует себя как центр информации, охватывающий авторов и их произведения, книги, журналы, организации, награды, тенденции и другую разнообразную информацию в области научной фантастики.

Администрация по вопросам будущего курирует Weibi Kehuan Xiezuofang (Мастерская по написанию не обязательно научной фантастики), платформу для писателей, где они могут участвовать в критике коллег и улучшать качество своих работ. Большинство участников — студенты бакалавриата и люди, имеющие постоянную работу.

Кроме того, есть несколько сообществ любителей НФ, созданных фанатами, которые еще учатся в старшей школе, например, Halo City (названное в честь мира, где разворачивается действие серии «Задача трех тел» Лю Цысиня). Они регулярно приглашают китайских писателей-НФ для проведения лекций.

Однако ключевым отличием между китайскими фанзинами НФ и фанзинами НФ в других местах является то, что китайские фанзины нельзя продавать, поскольку каждая публикация для получения денежной выгоды в Китае должна подать заявку на получение официального идентификационного номера, а этот процесс довольно сложен. Поэтому, возвращаясь к моему предыдущему пункту — почему большая часть деятельности китайского фэндома НФ происходит в сети, а не лично? — потому что большинство фанзинов распространяются в электронном виде, а группы, сформированные внутри большого фэндома, не обязательно основаны на подписках на определенные журналы.

Честно говоря, дело не в том, что китайские фанаты НФ не хотят протянуть руку и продолжить свою работу; дело в том, что большинство людей могут наслаждаться радостями НФ только во время учебы в колледже. После окончания учебы и начала работы им пришлось оставить свои хобби позади и работать не покладая рук, чтобы соответствовать требованиям реальной жизни. «Гравитация реальности», как мы ее называем, настолько сильна, что почти каждого из нас притягивает на Землю. В конце концов, если мы даже не можем заплатить за квартиру и купить продукты, как мы можем сбежать в НФ?

Всего за всю историю китайской НФ появилось 177 различных видов фэнзинов НФ. Однако большинство из них не просуществовало и пары первых выпусков. Большинство этих фанзинов были созданы университетскими НФ-сообществами, что еще раз подтверждает мою предыдущую точку зрения. Вот почему мы редко видим китайские фэн-группы НФ и фэнзины, которые существуют дольше нескольких лет.

Надеюсь, что мое эссе сможет пролить свет на то, что такое китайский фэндом НФ, и развеять некоторые из существующих заблуждений и предубеждений.

-= Конец =-

Заметки после прочтения:

Количество детской фантастики, изданной за 40 лет, поразительно: 150 000 наименований против 30 000 взрослой фантастики, то есть пятикратный перевес. Субъективно мне кажется что откровенно детской фантастики (ориентированной на детей) на русском языке куда как меньшая пропорция, может 1 детская книга на 10 взрослых?

• Забавно было узнать что в Китае есть свой "Гриадный крокодил" — награда за худшее НФ-произведение.

• Интересно что судьба фэнзинов во всём мире в общем-то схожая: энтузиаст загорается идеей делать журнал, выпускает один-два номера — и на этом всё обрывается.

• Интересное дополнение от vlandry.

цитата
В Китае была компания "против духовного загрязнения (Chinese: 清除精神污染; pinyin: qīngchú jīngshén wūrǎn) продолжалась всего 3 месяца — с октября по декабрь 1983 г. Потом ее замяли и свернули уже в 1984

https://en.wikipedia.org/wiki/Anti-Spirit...

По датировкам она начинается в тот же год, что и разгон движения КЛФ в СССР (после Аэлиты-83?)

• RiverFlow фотографировал свою монографию в разных ракурсах, и вот мы справа видим "Некрономикон" Лавкрафта на китайском языке:

• Английская версия статьи:

http://strangehorizons.com/non-fiction/ch...





725
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 октября 15:25
цитата
Честно говоря, дело не в том, что китайские фанаты НФ не хотят протянуть руку и продолжить свою работу; дело в том, что большинство людей могут наслаждаться радостями НФ только во время учебы в колледже. После окончания учебы и начала работы им пришлось оставить свои хобби позади и работать не покладая рук, чтобы соответствовать требованиям реальной жизни. «Гравитация реальности», как мы ее называем, настолько сильна, что почти каждого из нас притягивает на Землю. В конце концов, если мы даже не можем заплатить за квартиру и купить продукты, как мы можем сбежать в НФ?

А вот это впечатляет! И немало говорит о повседневных реалиях. М-да...
Спасибо за публикацию на ФантЛабе!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 16:14
Повседневные реалии там на уровне государевых демидовских заводов осемнадцатого века.


Ссылка на сообщение7 октября 17:06
Автор в Китае живет ? Или прыжок во времени совершил ? Во времена «культурной революции «..
цитата
конце концов, если мы даже не можем заплатить за квартиру и купить продукты, как мы можем сбежать в НФ?
Что за бред ? Кто эти мы ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 17:28
Автор живет в Китае и рассказывает о текущей ситуации в стране, 2020-е годы. Можете рассказать ему из своего города подробности его быта и объяснить ему как он на самом деле живёт в своей стране, а то он не в курсе, один вы точно знаете.

Где тут «культурная революция» — этого термина на этой странице нет. Вы зачем его приплели?


Ссылка на сообщение7 октября 17:36
У студента -второкурсника может и не хватать денег.
Но к чему эти обобщения ?
Отучится,выйдет во взрослую жизнь и тогда пусть пишет.А так,какой-то наброс..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 17:43
Человек изучил более 200 КЛФ, существовавших за 40 лет истории. Удивился что нет взрослых КЛФ. Причины этого он объяснил. Это сейчас, пока студент-аспирант, у читателя есть деньги на книги и время на их чтение, обсуждение, изучение. А потом уже не будет. Ситуация как раз наоборот, не как в России, где студенты с головой в учебе и вечно голодные. Это неожиданно конечно, узнать что Китай — не рай, что люди там пашут по 12 часов 6 дней в неделю, что там нет отпусков, что по старости пенсию получают только 60% населения, а остальные так, пробавляются в деревне. Автобаны по двадцать полос и стеклянные небоскрёбы не говорят об этом.
 


Ссылка на сообщение7 октября 18:03
Точно! Об чем и речь!


Ссылка на сообщение7 октября 18:19
цитата
Это сейчас, пока студент-аспирант, у читателя есть деньги на книги и время на их чтение, обсуждение, изучение. А потом уже не будет.  
Для кого тогда китайские авторы пишут ? Для студентов ?
Или «взрослые « тоже читают ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 20:05
В Китае около 50 миллионов студентов.


Ссылка на сообщение7 октября 22:54
Все конечно хорошо и познавательно, но остается некий душок недосказанности... Я к тому, что наверняка клубы фантастов были в Германии и во времена Адольфа Гитлера — мне попадались исследования их жанровой литературы: там все было замечательно, но после войны сама их культура больше никого не интересовала. Ее отменил Холокост. Аналогично и сейчас — странно изучать их фэндом, забывая про лагеря перевоспитания для целой нации уйгуров. Там поди за хранение «1984» Оруэлла или «Тьма и Свет» или «Последние и первые люди» Стэплдона открутят голову.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 23:24
Вряд ли У Янь или RiverFlow к этому причастны. Даже точно: вообще не причастны.
 


Ссылка на сообщение7 октября 23:36
Ну... исключая только то, что лагеря для уйгуров существуют персонально на их налоги. Никто же не будет сейчас писать монографию про самобытный мир фэндома в нацистской Германии... Это сомнительно с моральной точки зрения. И приминителтно к фэндому Китая напрашивается параллель. Перевоспитание целой нации это конкчно не Освенцем, но... И кому тогда нужен не то что их фэндом, а и вся культура, если венцом ее стало вот это вот все.
 


Ссылка на сообщение8 октября 07:25
цитата keellorenz
странно изучать их фэндом, забывая про лагеря перевоспитания для целой нации уйгуров
Странно, что у вас на аватарке Ельцин, на минуточку, подавлявший свободный чеченский народ, а не какая-нибудь Новодворская.


Ссылка на сообщение7 октября 23:44
«Где находятся места встречи китайского фэндома?» — Армянское радио отвечает: « На утренней перекличке, конечно». А Севернокорейского? — На небесном облаке


Ссылка на сообщение9 октября 04:23
Удивительно, конечно, что у них два журнала всего. Для страны с населением 1,5 млр это капля в море. На русском в нулевых выходило 8 журналов фантастики.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 октября 12:43
Надо выяснять допустимо ли в Китае частное книгоиздание, частные СМИ.
 


Ссылка на сообщение9 октября 13:15
Допустимо, я выяснял. :-) Но сложно.
 


Ссылка на сообщение10 октября 11:33
Одновременно? Пять ( Если, Полдень, Звездная Дорога, Мир Фантастики, и FАNтастику) я припомнить смог и то вроде не все пересекались, но восемь...
 


Ссылка на сообщение11 октября 11:10
«Если», «Полдень», «Реальность фантастики», «Мир фантастики», «Звездная дорога», «FАNтастика», «Знание-сила Фантастика», «Сверхновая». Последняя, конечно, под сомнением: выходила, не выходила, сколько номеров, с какой регулярностью, каким тиражом — не очень понятно. Нет, не все пересекались. Но все выходили дольше года.
 


Ссылка на сообщение11 октября 12:03
Ок, спасибо. Про Сверхновую забыл, в нулевые номера не чаще в год, Реальность фантастики в Москве видел только в одном месте, а потом и там не стало, а «Знание-Сила» по составу, по мне, не тянула. Ещё раз, спасибо — всё так и было.
 


Ссылка на сообщение11 октября 12:44
цитата слОГ
по составу, по мне, не тянула


Ну, мы про факт существования, не про уровень контента. А «Реальность фантастики» у меня почти вся собрана, кроме последних нескольких номеров. Вполне адекватный был журнал.
 


Ссылка на сообщение11 октября 13:29
У меня полтора десятка номеров. По мне, на пике, ещё не уйдя в электронку, лучший по фантастике, написанной на русском языке.
 


Ссылка на сообщение11 октября 12:08
Тогда уж подтягивать можно и волгоградский журнал «Шалтай-Болтай». Регулярно, 2004-2011 по 4 номера ежегодно чётко.
 


Ссылка на сообщение11 октября 12:42
«Шалтай» по тиражу не дотягивал — из принципиальных соображений. Так-то да, был и он.
 


Ссылка на сообщение11 октября 12:54
Судя по комментарию выше от жителя Москвы, по тиражу ни один из перечисленных журналов не догонял читателя. Да и сам вспомни: в киосках по всей стране был лишь только один «Мир фантастики». «Шалтай» был таким же региональным изданием, доступным только в своем регионе, как и «Реальность фантастики», «FАNтастика», «Звездная дорога» — их было навалом в местах производства, в местных киосках и магазинах, и потом годами нераспроданные остатки еще можно было встретить — но там, в регионе издания. Еще кстати можно вспомнить журнал «ФанCity» https://fantlab.ru/wor... хотя это уже вторая декада тысячелетия.
 


Ссылка на сообщение11 октября 13:33
Нераспроданные номера «Реальность фантастике» в итоге под нож в Киеве пошли. Я помню и на электронку до того писал и в жж, как купить можно. В ответ — тишина. Полное ощущение, что продавать в их планы не входило. А у З-С тираж был, если не ошибаюсь, 999 номеров. Я в некоторых союзпечатях на жел-дор платформах видел.
 


Ссылка на сообщение11 октября 14:11
Международная пересылка лёгких вещей дорогая, раз в десять дороже чем внутренняя.
 


Ссылка на сообщение11 октября 14:46
Да не спорю. Дело давнее — было в 2006-2007 годах.
Отцу (он эсперантист) различные журналы из-за границы приходили со времён Союза и до сих пор. Сейчас конечно меньше, но приходят-таки.
А тут ни за какие деньги нельзя было подписаться.
 


Ссылка на сообщение11 октября 15:48
Мне «Реальность фантастики» приходила от Владимира Ларионова, то есть аж из СПб.
 


Ссылка на сообщение11 октября 22:37
цитата слОГ
у З-С тираж был, если не ошибаюсь, 999 номеров


Из 8 выпусков, которые у меня есть, тираж 999 только у одного. У остальных семи — 1500. Тоже, конечно, капля в море.


⇑ Наверх