Дискуссия о фантастике 1964


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Дискуссия о фантастике 1964 года: Ариадна ГРОМОВА. Золушка
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дискуссия о фантастике 1964 года: Ариадна ГРОМОВА. Золушка

Статья написана 4 сентября 21:45

Дискуссию о фантастике 1964 года в «Литературной газете» под рубрикой «Споры, размышления» начала широко известная и часто цитируемая статья Ариадны ГРОМОВОЙ.


Ариадна ГРОМОВА. Золушка


Судьба нашей научной фантастики таит в себе немало загадочного. С одной стороны, книги молодых писателей-фантастов — А. и Б. Стругацких, А. Днепрова, С. Гансовского и других — издаются массовыми тиражами и все же немедленно исчезают с прилавков книжных магазинов; они пользуются, без преувеличения, мировой известностью (например, произведения Стругацких изданы в Чехословакии, Польше, Румынии, ГДР, Франции, Италии, Японии, Англии, США, Канаде). С другой стороны, фантастика продолжает числиться, по меткому выражению И. Ефремова, падчерицей литературы: «серьезная» критика ее не замечает, «солидные» журналы считают ниже своего достоинства не то что печатать фантастику, но даже знакомиться с ней; доступ в члены союза писателей для тех, кто работает в этом жанре, фактически закрыт...

Нет и какого-либо периодического издания, посвященного специально фантастике. В самом деле, почему это так? Читателям что ли неинтересно? Да изданию такого рода обеспечен поистине фантастический спрос, широкий контингент подписчиков! Писателям не нужно? Позарез нужно — негде печататься и уж тем более негде разрабатывать теорию жанра, нет трибуны для серьезной, квалифицированной критики.

За это крайне необходимое дело — выпуск альманаха — взялось издательство «Знание». Вообще-то следовало ожидать, что инициативу тут проявит «Молодая гвардия»: ведь именно при этом издательстве работает творческое объединение писателей-фантастов, здесь выходят ежегодники – «Фантастика, 1962 год», «Фантастика, 1963 год». Однако что ж, и для «Знания» такое предприятие вполне естественно. Но издательство пока так робеет с непривычки перед фантастикой, что вместо намеченных (и подготовленных уже!) шести номеров альманаха выпустило два непериодических сборника – «Новая сигнальная» и «Черный столб».

Да и то перестраховалось — дало «научные комментарии» к повестям и рассказам... Представьте себе, что какой-нибудь журнал сопровождает роман комментариями военного специалиста на тему о том, как пользуются оружием герои данного романа или, допустим, к повести о любви добавляет комментарии консультанта по вопросам семьи и брака... А с фантастикой можно делать что угодно. Вот и получается, что кандидат технических наук А. П. Мицкевич комментирует рассказ писателя А. Днепрова, хотя Днепров и Мицкевич (как читатель может узнать из любезной справки в конце сборника) — одно и то же лицо, но это лицо в ипостаси ученого кажется издательству более заслуживающим доверия. А к «Черному столбу» дает комментарий посторонний фантастике человек, — настолько посторонний, что пресерьезно вещает: «Фантастика, конечно, не самоцель (?!). Ее задача — ориентировать читателя, подготовить его к изумительным открытиям науки, показать, сколько тайн и загадок стоит перед наукой». Иначе говоря, по мнению кандидата технических наук Т. Корнева, фантастика — это нечто вроде беллетризованной научно-популярной статьи.

Это особенно обидно потому, что у фантастики существует огромная, очень активная и высококвалифицированная аудитория. Если научная фантастика и ходит в падчерицах у «большой литературы», то это не просто падчерица, а именно Золушка, которую всячески обижают только в ее собственной семье и которая на деле оказывается избранницей.

Весной прошлого года московские писатели-фантасты поехали в Харьков по приглашению Общества любителей научной фантастики, Харьков — город заводов и институтов, а значит — город ученых. Общество любителей научной фантастики и возникло при Доме ученых. В его составе — академики, профессора, доценты. Но общество создано на широких демократических началах: в его заседаниях принимают самое активное участие инженеры, техники, преподаватели, врачи, рабочие, студенты, даже школьники старших классов. Зал общества зачастую не вмещает всех желающих. Приходят иной раз человек 500 и в тесноте, да не в обиде сидят (а то и стоят) до полуночи, спорят, рассуждают, мечтают. Выступающих всегда много, уговаривать не приходится. И регламент для всех одинаков — и академику, и школьнику дают пять минут (впрочем, иногда зал голосует — продлить!). Спорят яростно, аргументация остроумна и глубока.

Да и записки, которые писали гостям-москвичам Аркадию Стругацкому, Анатолию Днепрову, отличались от обычных вопросов писателям. Спрашивали: «Что вы думаете о проблеме бессмертия?», «Как вы относитесь к проблеме соотношения сознательного и подсознательного; имеет ли подсознательное право на изображение в научно-фантастической литературе?», «Считаете ли вы возможным создание кибернетической машины, обладающей человеческой психикой?», «Какой вы представляете любовь в будущем?», «Будут ли люди будущего счастливей людей настоящего?»

Писатели — участники встречи — были пока что счастливы в настоящем: это была их аудитория. Именно к этому громадному и все расширяющемуся кругу читателей и адресуется современная фантастика.

Современная фантастика приучает к тому, что мир беспределен и бесконечно разнообразен, к тому, что мир непрерывно меняется, что перемены эти неотвратимы, а последствия их не всегда еще удается предугадать. Все дальше в прошлое отодвигается «юношеская» популяризаторско-приключенческая фантастика. Передовые позиции уже заняла философская фантастика, которая стремится решать коренные проблемы эпохи, то проецируя их в будущее, то изменяя какие-то компоненты настоящего.

Пусть предположения фантаста окажутся вообще ошибочными, — искусство и здесь сыграет свою заветную роль: заставит мечтать, думать, искать, видеть красоту и сложность мира. «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа», — говорил Нильс Бор.

Почему же, однако, фантастика все еще находится на положении бесправной Золушки в литературе? Конечно, известную роль тут сыграло и то обстоятельство, что в не столь давние годы фантастика была до такой степени задавлена, загнана на такой крохотный пятачок, со всех сторон стиснутый достопамятными требованиями «ближнего прицела», что не смогла удержаться в границах искусства, сползла на уровень популяризаторства, приправленного для большей удобоваримости приключениями. Но этот период миновал, и скомпрометированный в те годы жанр давно уже доказал свою художественную полноценность. И подлинная причина неравноправия фантастики коренится в другом — в том, что немалое число людей, от которых в той или иной степени зависит «благополучие» жанра, чуть ли не щеголяет своим первозданным невежеством в области науки и техники. И ведут себя эти люди согласно парадоксу Уайльда о бесполезности узнавания: «Джентльмен и так знает все, что ему нужно, а неджентльмену, что бы он ни узнал, не принесет пользы». Такие «джентльмены», ничтоже сумняшеся, публично высказывают свои дремучие взгляды, к примеру, на кибернетику, ничего в ней не смысля и свято веря, что смыслить тут и нечего: джентльмен заранее все знает.

Поэтому теория жанра остается неразработанной, критические статьи о фантастике, изредка (весьма редко!) появляющиеся в печати, носят в лучшем случае характер довольно поверхностного обзора, а обычно выглядят дилетантски беспомощными, порой и грубо заушательскими. Ничего удивительного — о фантастике обычно пишут совершенно случайные, ничего в ней не смыслящие люди.

То, что фантастика продолжает успешно развиваться в этих условиях, говорит о ее большой жизнеспособности. Но, разумеется, такое положение дел не может ей не вредить. Действительно, ведь все поиски фантастики, настойчивые, страстные, ведущиеся в весьма различных направлениях, одинаково игнорируются «серьезной» критикой. Никто не пытается осмыслить, что же хорошо и что плохо в современной фантастике, каковы основы и перспективы развития этого жанра. Вот появилось в прессе несколько рецензий на повести Геннадия Гора (может, потому, что Гор все же «чистый» писатель и критики считают, что он просто на досуге балуется фантастикой?). Гора снисходительно похваливают — мол, ничего, философствуй себе, можно, — а обнаруженные у него недостатки списывают на общий счет фантастики: что с нее возьмешь, такой уж это неполноценный жанр! И фантастика Гора рассматривается, конечно, «самовито», изолированно от всего, что делают другие фантасты. Между тем, если вдумчиво проанализировать проблематику и художественные приемы Г. Гора в сопоставлении, например, с творчеством Стругацких или Днепрова, то станет ясно, что мы имеем дело с принципиально различными направлениями современной фантастики (речь идет в данном случае не об уровне таланта и мастерства, а именно о направлении поисков, об исходных позициях).

Возьмем хотя бы те же сборники, изданные «Знанием». Ведь уже по повестям и рассказам, которые представлены там, ясно, как разнообразна по проблематике и стилевым приемам наша фантастика.

Острый моральный конфликт, лежащий в основе «Далекой Радуги» Стругацких, окрашивает атмосферу этой талантливой повести в суровые и яркие тона трагической романтики, но не делает ее однообразной по колориту: там есть и добродушный юмор, органически присущий творчеству Стругацких, и лирическая любовная сцена (почти уникальное для этих авторов явление), и очень напряженные, остродинамические сцены. Но главное в повести — философские и моральные проблемы, связанные с научным поиском, опасным экспериментом и его последствиями.

Совсем иначе построена вполне реалистическая по приемам «Новая сигнальная» Севера Гансовского. Необычайные события, происходившие с советским солдатом Николаем Званцовым во время войны, и вправду следует отнести не к невозможному, а только к неразгаданному. Странные сны Званцова даже на теперешнем, во многом еще исходном уровне изучения телепатических явлений не кажутся мистическими. Однако их загадочность, резкая необычность придают фантастический колорит задушевному и простому повествованию С. Гансовского.

«Черный столб» бакинцев Е. Войскунского и И. Лукодьянова более традиционен. Необыкновенное явление природы, угрожающее всей земле, и героическая борьба людей против него — проверенная, сотни раз испытанная схема прежней популяризаторски приключенческой фантастики. В умелых руках эта схема безотказно срабатывает, обеспечивая «приличный» средний уровень произведения и его, так сказать, «читабельность». Но она и сковывает писателя, не дает проявиться в полную силу его способностям. Правда, Е. Войскунский и И. Лукодьянов сумели в известной степени преодолеть это сковывающее влияние схемы, постаравшись переместить центр тяжести повествования с событий на людей, на разработку психологии героев.

Остроумная маленькая повесть Н. Разговорова «Четыре четырки» — это образчик фантастики юмористической, знакомой нашим читателям хотя бы по великолепным гротескам Станислава Лема. Но юмор Н. Разговорова гораздо более мягок и спокоен. В искрометных, ошеломляющих богатством фантазии «Звездных дневниках Ийона Тихого» так и слышатся раскаты смеха, то безудержно веселого, то горького и едкого: у Н. Разговорова вместо этого — тихая и добрая улыбка, пастельные тона.

Словом, современная советская фантастика представлена в двух этих сборниках хорошо и разнообразно. А вот с критикой дело обстоит иначе, и это не случайно.

Посмотрите на критические статьи, помещенные в сборниках «Знания»: ведь по ним трудно понять, кто же пишет хорошо и кто плохо, кто талантлив и смел, кто бездарен и подражателен. Можно сказать в качестве объяснения, что критики, проявляющие постоянный интерес к фантастике (такие все же есть, хоть их по пальцам перечтешь), в кои-то веки получив трибуну для выступления, стараются поддержать честь жанра, стоять «спиной к спине у грота». Но объяснение — не оправдание. Приводит это, по логике вещей, к тому, что, например, Е. Брандис и Вл. Дмитревский в статье «Век нынешний и век грядущий» о новаторской яркой повести братьев Стругацких говорят в том же благожелательно-безразличном тоне, что и о немыслимо разбухшем, сером и невыразительном романе Г. Мартынова «Гость из бездны», — мол, и у Стругацких, и у Мартынова есть недостатки, но есть и достоинства. А в общем «нельзя умолчать», как говорят авторы статьи, и об А. Днепрове (который, как бы строго о нем ни судить, демонстрирует в своем творчестве одно из принципиально важных и интересных направлений современной фантастики), и об Ал. Шалимове, который довольно грамотно компонует свои рассказы из готовых деталей: все, дескать, неплохи, все фантасты.

Нашей фантастике нужно не снисходительное и неразборчивое похваливанье, а серьезный анализ специфики и перспектив жанра, трезвый и бескомпромиссный разговор о достоинствах и недостатках. Проблемы жанра фактически не разработаны, а истина, как известно, рождается в спорах. Поэтому, веря в то, что издательство «Знание» продолжит начатое дело, альманах научной фантастики будет жить, хочется пожелать, чтобы отдел критики в этом альманахе строился в основном на смелой, свободной дискуссии, на столкновении различных точек зрения.

Инициатива издательства «Знание», конечно, заслуживает всяческой поддержки. Если ему удастся создать полноценное периодическое издание — трибуну советской фантастики, — это будет большое дело.

А сборники «Новая сигнальная» и «Черный столб» показывают, что все основания для успеха есть, — нужны только энергия и решимость издательства. Промахи, о которых шла речь, исправимы и, в сущности, естественны: ведь «Знание» взялось за новое для себя дело, и дело непростое вдобавок. Тем более следует поддержать издательство.

И если альманах будет выходить, может появиться и принц, который выведет Золушку-фантастику из несправедливого угнетения... Только кто сыграет роль принца? А вдруг да Союз писателей? Или это уж слишком сказочно даже для фантастики?

Ариадна ГРОМОВА

«Литературная газета» № 14 от 1 февраля 1964 года, с. 2-3.





592
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 сентября 12:35
Интересно, ЗОЛУШКА — это отсылка к Беляеву, либо «музыка навеяла»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 16:20
Думаю, с подачи БЕЛЯЕВА к началу 60-х это стало мемом, таким же как «литература научной мечты». См. «Дискуссия о фантастике 1960 года: Борис ЛЯПУНОВ. Принцесса или Золушка?», где статья ЛЯПУНОВА начинается так:

— «Золушка» — такое слово часто можно было встретить раньше в статьях, посвященных научной фантастике. Их авторы справедливо сетовали на то, что этот любимый читателем жанр не получает должного признания и у писателей, и у издателей.


Ссылка на сообщение5 сентября 20:18
цитата mif1959
Нашей фантастике нужно не снисходительное и неразборчивое похваливанье, а серьезный анализ специфики и перспектив жанра, трезвый и бескомпромиссный разговор о достоинствах и недостатках.
Как говорится — а воз и ныне там. Узок круг способных критиков, да и страшно далеки они от народа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 21:39
это да
сдвинуть этот воз без шансов


Ссылка на сообщение6 сентября 19:53
цитата
Весной прошлого года московские писатели-фантасты поехали в Харьков по приглашению Общества любителей научной фантастики, Харьков — город заводов и институтов, а значит — город ученых. Общество любителей научной фантастики и возникло при Доме ученых. В его составе — академики, профессора, доценты. Но общество создано на широких демократических началах: в его заседаниях принимают самое активное участие инженеры, техники, преподаватели, врачи, рабочие, студенты, даже школьники старших классов. Зал общества зачастую не вмещает всех желающих. Приходят иной раз человек 500 и в тесноте, да не в обиде сидят (а то и стоят) до полуночи, спорят, рассуждают, мечтают. Выступающих всегда много, уговаривать не приходится. И регламент для всех одинаков — и академику, и школьнику дают пять минут (впрочем, иногда зал голосует — продлить!). Спорят яростно, аргументация остроумна и глубока.


Об этом обществе есть в мемуарах Юрия Никитина https://fantlab.ru/work14810

И кажется Станислав Лем на одном из таких собраний был — но где об этом писали, забыл.


Ссылка на сообщение6 сентября 20:05
цитата
для «Знания» такое предприятие вполне естественно. Но издательство пока так робеет с непривычки перед фантастикой, что вместо намеченных (и подготовленных уже!) шести номеров альманаха выпустило два непериодических сборника – «Новая сигнальная» и «Черный столб».

Да и то перестраховалось — дало «научные комментарии» к повестям и рассказам... Представьте себе, что какой-нибудь журнал сопровождает роман комментариями военного специалиста на тему о том, как пользуются оружием герои данного романа или, допустим, к повести о любви добавляет комментарии консультанта по вопросам семьи и брака... А с фантастикой можно делать что угодно.



Такой системный и вдумчивый подход практиковал великий редактор Джон Кэмпбелл-младший в перерожденным своём журнале «Astounding», который с 1960 года изменился и стал называться «Astounding/Analog Science Fact & Fiction», а потом и просто «Analog Science Fiction/Science Fact», подробнее см. в монографии Альва Роджерса https://fantlab.ru/edition113592


В 1990 году Шалганов начал издавать в Москве журнал «Если», и по крайней мере до 1996 года, пока журнал был большеформатным тонким блином, парное размещение материалов (рассказ — и статья на сходную тему) было в нём концептуальным стержнем. После смены выпускающего издателя «Если» сменил и типографский формат (размер стал книжным), и исчезли статьи от приглашенных специалистов.

Вот так к сожалению и выдохлась идея просвещения и популяризации науки, осталось голое «сделайте нам развлекалово и не мучайте междисциплинарными связями». Вечный спор про то что «если хочу узнать о науке — почитаю науч.поп».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 20:43
Сереж, это ведь и иначе можно трактовать: НФ в плане научности просто проиграла конкуренцию научпопу.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 22:08
Ну вот опять двадцать пять. Мало что ли было науч.попа весь двадцатый век? А почему тогда не проигрывала? Потому что не было никакой битвы, эти сектора окучивают разные поляны.
Не проиграла и проиграла не могла потому что это не ее поле и не ее задача. Никто не читает НФ ради того чтобы узнать «а что там новенького из открытий в науке?». Задача НФ не в пересказе новых изобретений и не в популяризации патентов, а в показе как вы с этим всем жить будете в изменяющемся и совсем другом мире.

Можно еще задвинуть тезис что де наука стала слишком сложной и художественно ее не передать. Так наука никогда и не была лёгкой, во все времена с античности она доступна пониманию лишь считанным единицам людей. Фантасты «золотого века», восторгавшиеся атомной энергией в 1940-1950-е, вообще не понимали о чем пишут, у них уровень знаний был ниже чем даже у супругов Кюри за полвека до них. Однако их пленяла мысль о новой мощной и дешевой энергетике для покорения космоса, а не ретрофантазии о возврате в викторианскую Англию.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 08:20
цитата С.Соболев
А почему тогда не проигрывала?

а почему ты считаешь, что не проигрывала?
цитата С.Соболев
Потому что не было никакой битвы, эти сектора окучивают разные поляны

ну слушай, у нас от фантастики прежде всего хотели не научности, а остросюжетности
Именно поэтому дешевка вроде Мира Смерти стала культовой, потому что интересна была не бредовая экология, а как там из бластеров палят.

Не, тезис про
цитата С.Соболев
наука стала слишком сложной и художественно ее не передать

я не разделяю. Я помню как у меня продавалась Элегантная Вселенная про теорию струн. Вот нормальной НФ про это не вспомню. Нырнули в гиперпространство и вынырнули где надо, зачем теория струн?
Парадоксально, но фантастика стала слишком литературой.

цитата С.Соболев
в показе как вы с этим всем жить будете в изменяющемся и совсем другом мире.

ну да, я как раз сейчас год читал как мы будем жить в 21 веке: пищевые таблетки, одинаковые одежды, волос нет, Всемирная коммуна, работа 2 часа в день и очередь что поработать
 


Ссылка на сообщение7 сентября 08:58
Во-во, страдания не от необходимости зарабатывать на хлеб, а от желания поделать что-то. Совсем же другие мотивации, вот это и есть что-то новенькое (в смысле — несуществующее на тот момент).
 


Ссылка на сообщение7 сентября 09:24
ну, с новеньким и сейчас проблемы нет
вон десятки «наших» переиграли всю историю, я даже читал вконтактике, что попаданцы — это историческая нф. Тебе, как историку, особенно интересно будет про это узнать )))
только причем здесь научная фантастика и научпоп?
 


Ссылка на сообщение7 сентября 09:55
Так никто их к НФ и не относит вроде.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 10:00
ну вот они сами относят
Вот, к слову, у Лагина в 60х годах была история про попаданца в предреволюционные годы, «Голубой человек» называлась
Считалась вполне себе нф.
Вопрос угла зрения
 


Ссылка на сообщение7 сентября 10:06
Следую за Гернсбеком, он такое не относил :)
Маг.реализм, сказочки, космовестерн — не НФ.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 10:10
ну, со времен Гернсбека сколько уже воды утекло
тут, видишь, два диаметральных подхода: у Гернсбека строгое ограничение, а у нас в СССР вся фантастика после 1931 года была строго нф. И даже оттепель не особо эти берега размыла
 


Ссылка на сообщение7 сентября 10:31
Это ее называли что она НФ, но она не была ведь строго научной. Материалистической она была, без мистики.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 11:11
это понятно
но это, как всегда в споре о терминах, приводит нас к тому, что под нф каждый понимает что-то своё
 


Ссылка на сообщение7 сентября 13:04
Во-во, пишут развлекательную белиберду, но хотят именоваться НФ. Да еще и статьи пишут что это их право, что главное в НФ — в третьем слове, в слове литература.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 00:52
цитата С.Соболев
В 1990 году Шалганов начал издавать в Москве журнал «Если»
Всё же в 91-м.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 00:54
Ваша правда! Подписано в печать 25.08.91.


⇑ Наверх