Чэнь Кунькунь. Киноиндустрия на пороге космической гонки? (статья) // Китай № 4, апрель 2019, стр. 68-69
---
В феврале для многих китайцев большим новогодним сюрпризом стал выход в прокат китайской научно-фантастической картины «Блуждающая Земля». Фильм идет в кинотеатрах уже более месяца и побил все рекорды сборов, став самым кассовым научно-фантастическим фильмом на китайском рынке. Блокбастер уже собрал более 4,6 млрд. юаней (около 680 млн. долл. США). Лента привлекла внимание и за рубежом. Иностранные СМИ, такие как «New York Times», писали: «Китайская киноиндустрия наконец присоединилась к космической гонке».
Фильм «Блуждающая Земля» основан на одноименном романе признанного китайского фантаста Лю Цысиня, а режиссировал картину Го Фань. Кинолента рассказывает историю о том, как человечество запускает масштабный проект под названием «Блуждающая Земля». Когда Солнце погаснет и Солнечная система разрушится, люди смогут с помощью технических приспособлений переместить Землю и найти ей новое пристанище. Эксперты надеются, что картина откроет новую эпоху в китайской кинофантастике.
Заполняя лакуну.
Что вам приходит в голову, когда речь заходит о научно-фантастических фильмах? Скорей всего, голливудские блокбастеры «Интерстеллар», «Гравитация» и «Звездные войны». А почему не китайские картины?
В последние годы китайский кинорынок развивается быстрыми темпами. В 2018 году совокупные кассовые сборы китайского проката достигли 60 млрд. юаней, это второй показатель по миру. Общее количество киноэкранов превысило 60 тыс., и по этому показателю Китаю нет равных. В КНР снимают фильмы различных жанров: боевики, комедии, драмы. А вот научная фантастика представлена слабо: не хватает наработанных технологий и хороших сценариев. Поэтому китайские научно-фантастические фильмы заметно отстают от голливудских блокбастеров.
Но это не значит, что в Китае раньше не снимали научно-фантастические картины. До «Блуждающей Земли» Китай выпустил несколько хороших отечественных лент в этом жанре. «Мертвый коралловый остров» (1980), «Дислокация» (1986). «Удивительный мальчик» (1988), например. Но они в основном относятся к тому, что принято называть «мягкой фантастикой».
«Твердой фантастикой» эксперты называют ленты, которые построены на научно обоснованных знаниях, прогнозируют направление технологического развития, а сюжетная линия завязана на технологиях. А «мягкая фантастика» рассматривает вопросы гуманитарных наук и не обязательно затрагивает тему научных технологий и физических законов. Если следовать этой логике, то фильм «Блуждающая Земля» — не первый научно-фантастический фильм в Китае, но, несомненно, первый китайский «твердый» блокбастер в этом жанре.
Стоит отметить, что создатели «Блуждающей Земли» потратили 50 млн. долл. США на создание визуальных спецэффектов. Специально для фильма создали уникальную транспортно-погрузочную тележку, подземный город, космическую станцию, двигатели и другое оборудование. Съемки киноленты длились 4 года, работники сделали более 3000 концептуальных рисунков и более 8000 раскадровок, использовали более 10 тыс. специально созданных под фильм предметов, создали 100 тыс. км площадей для натурных съемок. «В фильме использовано 2003 спецэффекта, 75% из них были созданы китайскими компаниями, и этим можно гордиться», — отметил Го Фань.
Но успех фильма обусловлен и тем, что в основе сюжета лежат две главнейшие для восточной культуры идеи — глубокое чувство привязанности к земле и родине и стремление к коллективному действию. По сюжету фильма, разрастающееся Солнце вскоре должно погаснуть. Ученые создают гигантские двигатели, которые способны вывести планету из Солнечной системы, а затем направить ее на поиски новой звезды. В фильме очень чувствуется привязанность к родине и семье, характерные для китайского народа. Люди не бросают Землю в поисках нового дома, как это делают герои других научно-фантастических фильмов, а отправляются в путь вместе со своей планетой. И это очень китайский подход. А идею общих усилий и «сообщества единой судьбы человечества» можно проследить в том повороте сюжета, когда спасатели из разных стран собрались вместе и подожгли Юпитер, чтобы не попасть в зону его притяжения.
Китайский писатель Лю Цысинь, автор книги на сюжет которой снят фильм, написал в своем блоге в Вэйбо, что «Блуждающая Земля» — это первый научно-фантастический фильм в истории китайского кинематографа, который рассказывает об особых чувствах китайцев к родине и семье в космическом контексте, и это потрясает. «В фильме человечество своей необычайной смелостью и работой с полной самоотдачей смогли вывести Землю из Солнечной системы, а съемочная группа своей преданностью и небывалым усилиям начала величественное путешествие китайского научно-фантастического кинематографа», — пишет он.
Всему свое время.
Фильм «Блуждающая Земля» превзошел все ожидания и стал лидером по кассовым сборам в начале 2019 г. Но режиссер Го Фань еще во время съемок чувствовал, что до уровня Голливуда Китай еще не дотягивает, хотя фильм уже сейчас называют той точкой, с которой начинается новый этап китайской кинофантастики. «Когда именно началась новая эпоха, мы сможем определить только спустя десять или двадцать лет, сейчас об это говорить рано», — говорит режиссер. При этом он отмечает, что разговоры о новой эпохе начались потому, что Китай стал более сильным и влиятельным, китайцы уверены в своей космонавтике, поэтому готовы больше верить сюжетам из научной фантастики.
«Эпоха определяет и развитие кинофантастики. Только когда страна станет достаточно сильной, мы сможем снимать, больше хороших фильмов», — говорит Го Фань и сравнивает киноиндустрию с китайским планетоходом «Юйту-2», который побывал на Луне и прислал на Землю фотографии с обратной стороны Луны. «Когда такие события происходят в действительности, когда мы видим китайскую космическую систему и китайских космонавтов, мы больше не сомневаемся, что китайцы способны на большие свершения. В Китае развивается наука и техника, повышается уровень жизни народа, растет экономическая и общая национальная мощь страны, и это дает нам почву для создания настоящих качественных фантастических фильмов», — отмечает Го Фань.
Откроет ли «Блуждающая Земля» новую эпоху в китайской кинофантастике? На этот вопрос Чжан Мяо, генеральный директор отдела киностудии пекинской компании по туризму и культуре «Цзинси» (главный продюсер фильма), ответил СМИ так. Он считает, что о целой эпохе можно говорить, когда есть не одна, а сразу несколько кинолент. «В этом году в свет вышел фильм "Блуждающая Земля". Я уверен, что в ближайшем будущем появятся еще больше качественных китайских научно-фантастических картин, и только тогда можно будет говорить о начале новой эпохи в китайской кинофантастике», — говорит он. Кроме того, китайцы должны быть уверены в своей культуре. «Национальная мощь Китая может способствовать культурной мощи и сделать китайцев более уверенными в своей культуре. Без поддержки зрителей, без усилий авторов и режиссеров, эпоха китайской кинофантастики не наступит», — поясняет он.
Успех «Блуждающей Земли» дарит уверенность в будущее китайского кинематографа и другому китайскому режиссеру — Хань Яну. Он говорит, что фильм пользуется большой популярностью у зрителей, и в будущем китайские режиссеры будут создавать еще больше качественных фильмов разных типов, и китайская киноиндустрия станет более индустриализированной. Кроме «Блуждающей Земли», на китайские киноэкраны в этом году выйдет еще 10 научно-фантастических картин.
---
http://www.kitaichina.com/rwenhua/201905/...
----
Перейти в содержание. "Библиография фантастики в журнале "Китай". 2015-2023 г.г."
-----------------------