Кровь на воздух П


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > "Кровь на воздух" П. Иевлев
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Кровь на воздух» П. Иевлев

Статья написана 18 июля 2024 г. 13:41

                                              Тот случай, когда сценарное мышление в зародыше давит фантастический сюжет.

Если без спойлеров, то действие книги укладывается в простую схему: на корабле просыпается пилот, себя плохо помнит. Кораблем управляет ИИ, которому очень нужен человек для "траверзов", неких маневров в космосе. Дальше начинается длиннейшее манипулирование человеком и дерганье за веревочки, потому что после длительного пребывания в гибернации у пилота должна была поехать крыша, исходная личность не очень этих самых ИИ любит, и еще на корабле вроде как бывшая жена пилота и его дочь (раненая). Человек, понемногу получая воспоминания, тоже начинает играть в свою игру.

Так длится, длится, длится...

В последней четверти идет как бы сборка, с пояснением всей интриги, с сочетанием технологических (что могут ИИ) и семейных (что наворотили родственники) факторов. Ну и некий финал, где обошлись без геноцида и дополнительных смертей, поверив на слово ИИ.

.

Если не брать в расчет затянутость первой части, то какие в тексте самые проблемные моменты?

Автор методично подчиняет ход технического прогресса семейной сваре.

Не могу проникнуть в его сердце, но вместо того, чтобы почитать свежую литературу по ИИ, по космической экспансии, по робототехнике, автор сказал сам себе: "Я ведь про людей пишу, какие тут железяки".... Ну и получается:

— заезженная схема нарастающего отчуждения между космиками и планетниками. Мол, как началась экспансия, прошло уже минимум два поколения, космики отделяются. Все бодрые и энергичные свалили с Земли-матушки, там населения апатичное. А космики хотят дальше развиваться, заводы с поясах астероидов строить. Мг. А правительство Земли это великолепно понимало и ничего не делало? Где куча проектов по интеграции (а земное правительство не жалело бы на это денег и средств). Где контроль космиков разными формальными и неформальными структурами? Где попытки обеспечить хотя бы генетическое не отделение космиков через многочисленные эмбрионы с Земли? Автору все это не нужно, он посмотрел "Экспансию"...

— с каждым днем ИИ мощнее, но нужен какой-то навык, чисто интуитивный, который бы позволил людям хоть в чем-то быть незаменимым. Понятно, он будет у главного героя. "Траверзы" — возможность хорошо выстраивать курс межзвездного корабля. 90% людей на Земле бесполезны, но есть мегаталанты, без которых здесь и сейчас ИИ оказывается бесполезен. В финале дочь героя, сознание которой перетащили в компьютер, тоже говорит, что сможет в "траверзы". Как? А вот так, две фактически технологических революции: перенос сознания в машину и обретение этим сознанием критически важного интуитивного умения (которое то того было привязано именно к человеческому телу) подаются просто в качестве побочного эффекта, довесочка к хэппи-энду;

— паразитирование ИИ на мозгах живых людей. О, ну без этого никак, сотни лет прошли, а процессы у нас всё медленные, компьютеры без многозначной логики, без фотоники, без... Просто герою необходимо в активе иметь парочку моральных обоснований. "Гиперион" наше все :)

.

Ладно, это был футурологический срез, а как насчет детектива и триллера, как в книге с просчетом комбинаций и психологической игрой?

— бывшая жена героя, позиционирована как мегаактивистка, выросшая в серьезного политика, у которой получилось использовать сотни тысяч людей. А продолжает вести себя как истеричная миссис, которая разгорячилась на митинге. Как это понять? Любой серьезный политик и манипулятор очень быстро выстраивает легенду, объясняющую его действия в самом выгодном свете. Это профессиональное. Что тут? Три или четыре раза герой говорит бывшей, что именно она подстрелила их дочь. В ответ только фраза "это случайно". Да на первом же повторении этого действия у неё был бы уже встроен ответ, что именно герой виноват во всем, и почему именно он виноват...

— герой, который понимает, что им манипулируют, но никак не проявляет эмоции — ненависть, страх, азарт, надежда. Он быстро понимает, что от него нужна только способность "траверза" и после последнего он как бы совсем не нужен. А его это будто и не напрягает, не внешне, не внутренне. То есть какие-то действия он предпринимает, но холодно и автоматизировано;

— ИИ на кораблем мог на порядок проще управлять героем, не трындя про шок, а показав капсулу с раненой дочерью и соорудив абсолютно выдуманную легенду, которая бы подходила к тараканам героя. Вместо этого весь первый том это развернутая телеграмма из анекдота: "Алеша нехорошо зпт волнуйтесь тчк подробности письмом". Типичная реплика ИИ: "Извините, капитан, мы не можем рассказать вам галактические новости за последние два года". ИИ, который обеспечивает сны сотням тысяч людей и опирается на их мышление, не может предусмотреть элементарных вещей, не видит второй кодировки сейфа и т.п. Буду справедливым к автору: то, что он поднял уровень возможностей корабельного ИИ по управлению дверьми, вентиляторами, лампочкам и т.п. — это очень хорошо и правильно. Плохо, на что он израсходовал этот потенциал. рефреном текста должна была стать не фраза "Все критяне — лжецы", а лозунг "Все ИИ — тупые истерички". Попутно автор буквально убил потенциал проблемы "ИИ в депривации", озвучил проблему и прошел мимо;

— почему бывшая жена вообще легла в капсулу? Активистка упустила контроль? Не верю. При таком уровне контроля над корабельными системами, который ей обеспечивал ИИ, могла бы сидеть за стенкой. Грызла локти, но не заснула бы. С дочерью общалась бы визитами в виртуальность.

.

Из прочих проблем:

— автор почти не работает с языком будущей эпохи. Нет, упоминается новый язык, русско-английский, который стал языком космиков, и потому они не могут читать тексты на земных языках /не верю/, но новой терминологии автор практически не сочинял.

— не работает с многоуровневой интригой. Ноль спецслужб с Земли. Просто ноль. И Ни одного соперничающего проекта. Он, она, их дочь, ИИ, спасение цивилизации... Все сделано для ощущения необитаемого острова, где может завершиться семейная драма.

— отсутствует ощущение технологической гонки (вообще-то тут первый настоящий перенос сознания в компьютер. Это меняет все расклады цивилизации. Но упоминается мимоходом — дочка как бы спаслась).

.

А теперь — зачем автору нужны были все эти несообразности? Ведь сюжет построен, есть экспозиция, кульминация, развязка, есть позитивный и негативный персонажи.

Две очевидные причины:

— в данном тексте ноль выдумки и очень мало современного. В принципе, такой текст можно было написать тридцать лет назад. Допустим, мы не все можем вырастить мир с нуля, из единственного фантастического допущения. Нужны заимствования. Но в тексте видны целые блоки стандартных решений (ИИ почти всемогущ, но от человека требуется некая способность; есть противоречия между Землей и периферией и Земля их не гасит), к которым автор не добавляет ничего своего;

— автор выучил правило: "на эмоции надо давить постоянно>:-|". Поэтому берется бракоразводный процесс и выкручивается на максимум. Но максимум получается плохо, потому постоянно идут как бы шпильки и микронапряжения, абсолютно немотивированные коллизии. "Посылочка ваша, но вам я её не отдам" (с).

И еще одна причина, которую с могу скорее предполагать.

В этой книге видна одна из многих проблем российского кино, особенно болезненная: продюсер изнасиловал и сожрал фантаста. И проекцию этой проблемы видно в книге: она просто идеально подходит для экономной экранизации:

— три-четыре персонажа, камерные локации, немного компьютерной графики;

— треть или даже половину текста можно выбросить, сохранив интригу и всех действующих персонажей;

— зрители не должны учить ничего нового, все должно быть максимально просто;

— и еще эмоционально;

— у актеров (кроме главного героя) максимальная возможность истерить и пучить глаза.

Практически в любой момент согласования сценария или даже съемок можно взять бензопилу и малость сократить произведение :) Вместо восьми серий четыре или просто фильм. Или с четырех серий раздуть действие до шести. Чего изволите?

Когда у автора есть настоящая идея, то объем и содержание гармонируют между собой, а при согласовании сценария приходиться выгрызать финансирование на сюжетно важные сцены.

.

Итого: в данной книге просвечивает трудолюбивый автор с нормальным языком, но компилятор, а не творец. Подражатель, а не выдумщик.





735
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 июля 2024 г. 15:59
цитата skravec679
А правительство Земли это великолепно понимало и ничего не делало? Где куча проектов по интеграции (а земное правительство не жалело бы на это денег и средств).

Сами попытки интеграции упоминаются, но в контексте заведомого провала из-за стремительно нарастающей культурной пропасти между лежашим в капсулах «балласте» и рукастыми трудягами-космиками.
цитата skravec679
Где контроль космиков разными формальными и неформальными структурами? Где попытки обеспечить хотя бы генетическое не отделение космиков через многочисленные эмбрионы с Земли?

Первое — через гравитаторы и резонаторы, ограничивающие численность буксиров. Потому что с теми же реакторами уже де факто перезарядка снимает жесткость лимита. А вот второе — причем проблема размножения автором называется, но... такое ощущение, что он попросту забыл про такой вариант, ага)
Ну или драматичность нарушалась тогда)
цитата skravec679
две фактически технологических революции: перенос сознания в машину и обретение этим сознанием критически важного интуитивного умения (которое то того было привязано именно к человеческому телу) подаются просто в качестве побочного эффекта, довесочка к хэппи-энду

Дыа, сто раз да. Я после окончания книги сидел в прострации от такого удара.
цитата skravec679
паразитирование ИИ на мозгах живых людей. О, ну без этого никак, сотни лет прошли, а процессы у нас всё медленные, компьютеры без многозначной логики, без фотоники, без...

Ну так-то по ЛОРу у нас «балласт» — уже реально балласт, а тут хоть какая-то утилизация с пользой — с точки зрения земных руководителей.
Но да, в целом футурология — очень «близкого» прицела...
цитата skravec679
Любой серьезный политик и манипулятор очень быстро выстраивает легенду, объясняющую его действия в самом выгодном свете. Это профессиональное

И ладно бы первый диалог, сразу после выхода из капсулы, но ведь и дальше. Я могу, конечно, поиграть в адвоката дьявола и заявить, что бывшая жена заранее списала его в расход и была уверена, что он уже никуда не денется... что тоже смешно, но уже в контексте дальнейших поступков.
цитата skravec679
понимает, что им манипулируют, но никак не проявляет эмоции — ненависть, страх, азарт, надежда. Он быстро понимает, что от него нужна только способность «траверза» и после последнего он как бы совсем не нужен. А его это будто и не напрягает, не внешне, не внутренне
Это как раз вполне достоверно объясняется тем, что перед нами не сам Роджер, а его симулякр, обрубок прежней личности, некий усеченный базовый вариант идеального кап-соло.
цитата skravec679
ИИ на кораблем мог на порядок проще управлять героем, не трындя про шок, а показав капсулу с раненой дочерью и соорудив абсолютно выдуманную легенду, которая бы подходила к тараканам героя

ИИ получила слепую зону на тот отсек, но отсюда следует ваш же вопрос:
цитата skravec679
почему бывшая жена вообще легла в капсулу?

Тем более что рейс был не годовой даже.
Потеря контроля над... собой? Не верю(с)
Сначала я думал, что это грамотное шоу для него Роджера, но потом оказалось, что она взаправду легла в сон, отключив распознавание отсека для ИИ. А это уже совершенно нелогично.
цитата skravec679
автор почти не работает с языком будущей эпохи. Нет, упоминается новый язык, русско-английский, который стал языком космиков, и потому они не могут читать тексты на земных языках /не верю

Угу, в «Пространстве» это подано лучше.
цитата skravec679
не работает с многоуровневой интригой. Ноль спецслужб с Земли. Просто ноль. И Ни одного соперничающего проекта

Где комитет безопасности космиков или совет старейшин, наконец? Где конкуренты по теме ИИ?
Ноль.
Только тайный заказчик миссии на Церере-2.
цитата skravec679
в данной книге просвечивает трудолюбивый автор с нормальным языком, но компилятор, а не творец. Подражатель, а не выдумщик

Я бы сказал, что тут немного иная проблема. У автора явно было зацепившее его зерно-идея с влиянием нейросеточных ИИ на социум. Не через бунт скайнета, а через заигравшихся «детишек» без тормозов. Вот игры в романе скорее худо и бедно, но раскрыты. Но появление Катерины обнуляет львиную долю пафоса со «все критяне лжецы» и акценты смещаются на злонамеренность людскую, сумасшедший безпринципный ученый и т.д.
А это уже фиаско.
Сюда же ложится перерастянутая по швам модель раскола между балластными элоями и трудяками-морлоками. Ее банально мало на роман. И камерность попросту убивает все шансы на разнообразие, когда автор должен сплошными монологами заполнять эфир.
Если всю первую часть-половину ужать в пяток страниц и перестроить финальные эпизоды, то вышла бы хорошая повесть.
А так замах отличный, есть удачные находки, но в итоге пролет мимо мишени.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июля 2024 г. 16:39
«попытки интеграции упоминаются, но в контексте заведомого провала из-за стремительно нарастающей культурной пропасти между лежашим в капсулах «балласте» и рукастыми трудягами-космиками»

— кто вообще позволил родиться языку космиков? Переводится ли на него развлекательный контент и новая техническая литература? Что насчет медицинского обеспечения? Современный язык — это сотни квалифицированных переводчиков как минимум;

«Первое — через гравитаторы и резонаторы, ограничивающие численность буксиров. Потому что с теми же реакторами уже де факто перезарядка снимает жесткость лимита.»

Пара простых примеров: а) корабль с левым образом перезаряженными реакторами прилетает в Солнечную систему. Есть ли арест? Принудительный ремонт? б) дипломы: кто желает расти по карьерной лестнице, обязан отучиться на Земле.
Политические единая Земля с орбитальными лифтами — это чудовищные экономические возможности и опережающая наука. Земля могла бы выводить в космос корабли новых стандартов и через требование квалификации просто отсеивать самых борзых пилотов-космиков.

«Это как раз вполне достоверно объясняется тем, что перед нами не сам Роджер, а его симулякр, обрубок прежней личности, некий усеченный базовый вариант идеального кап-соло.»

Тут, конечно, не помешала ла бы развернутая консультация профессионального психолога, но я подозреваю, что если человек деятельно занимается своим спасением, то он должен испытывать какие-то эмоции. Хотя да, признаю, контрдовод серьезный.

«Если всю первую часть-половину ужать в пяток страниц и перестроить финальные эпизоды, то вышла бы хорошая повесть.»

Согласен с тем, что повесть была бы куда лучше. Да.
При этом — раскрыть проблему нейронок на материале. То, что показано в книге, вполне бьется с «волшебными снами в капсулах», которыми пугали фантасты всю вторую половину 20-го века :)


⇑ Наверх