Годзилла Минус


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nero Caesar» > Годзилла: Минус один
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Годзилла: Минус один

Статья написана 24 мая 2024 г. 20:11

А если бы не было указа императора об окончании войны, вернее, если бы он призвал «сто миллионов разбиться вдребезги, подобно яшме», то все эти люди, наверно, умерли бы в соответствии с приказом.
И я бы, наверно, тоже.
Мы, японцы, считали, что дорожить собой – дурно, а пренебрегать – правильно, привыкли к этому учению и даже не подвергали его сомнению.
Я полагал, что, пока характер японского народа не определится, невозможны ни свобода, ни демократия.


Акира Куросава, «Жабий жир (Нечто вроде автобиографии)»






ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

Х/ф «Годзилла: Минус один» (2023), занявший почетное 3-е место в номинации «Лучший фантастический фильм года» премии Фантлаба и получивший премию «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты», далеко не первый перезапуск франшизы про главного дайкайдзю планеты.

Похоронив очередной цикл фильмов о главном монстре японского кинематографа провалившимся в прокате х\ф «Годзилла: Финальные войны (2004)», Toho Studios, японская киностудия-создатель Годзиллы, не так давно уже устраивала очередную перезагрузку серии фильмом «Годзилла: Возрождение» (2016), в котором кайдзю все еще «играл» человек, но на этот раз не в костюме, а с помощью технологии захвата движения. Идейно фильм 2016 года хотя и учитывал японскую специфику с радиоактивным загрязнением, но ссылался уже на современный опыт: не на бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945, а на аварию на АЭС Фукусима-1 в 2011.

Несмотря на кассовый успех х\ф «Годзилла: Возрождение» (2016) не получил продолжения, и к очередному юбилею Toho Studios решилась на новый перезапуск, но в этот раз уже не про современные реалии, а про исторические события. При этом хронология нового фильма не остановила обратный отсчет даже на времени действия оригинала 1954 года, а забралась еще глубже в историю – в последние дни Второй мировой войны и первые послевоенные годы.

С целью воссоздания военного антуража середины 1940-х и демонстрации военной техники, достойной фантастического фильма, Toho Studios для съемок нового фильма изготовила реплику прототипа скоростного истребителя-перехватчика Кюсю J7W Синдэн (Kyushu J7W Shinden), выставив ее в июле 2022 года – на первых порах анонимно – в Мемориальном музее мира Татиараи в Тикудзене (о. Кюсю), неподалеку откуда до войны был расположен военный аэродром и летная школа имперской японской армии, в которой готовили камикадзе.

Кюсю J7W Синдэн – это одновременно аналог и антипод немецкого танка Маус: экспериментальное оружие, изготовленное всего в двух экземплярах ближе к концу войны, из которых до наших дней в качестве музейного экспоната дожил только один, но в боевых действиях так и не принявшее участия. Однако если Маус задумывался для наступления, то Синдэн – для обороны японских островов от вражеской авиации на позднем этапе войны.

Часть фюзеляжа J7W1 (Национальный музей авиации и космонавтики, Вашингтон, США), копия J7W1 (Мемориальный музее мира Татиараи, Тикудзен, Япония); исторические фотографии J7W1
Часть фюзеляжа J7W1 (Национальный музей авиации и космонавтики, Вашингтон, США), копия J7W1 (Мемориальный музее мира Татиараи, Тикудзен, Япония); исторические фотографии J7W1

Создателем – режиссером и одним из сценаристов – нового фильма студия доверила стать Такаси Ямадзаки, который в 2013 уже снимал фильм о пилоте-камикадзе («Вечный ноль» или «Вечный «Зеро»), а также имел некоторое отношение и к Годзилле: в качестве плода писательского воображения одного из персонажей на пару минут кайдзю появлялся у него в начале х\ф «Всегда: Закат на Третьей авеню 2» (2007).

Кадры из х\ф «Всегда: Закат на Третьей авеню 2» (2007) и «Годзилла: Минус один» (2023) режиссера и сценариста Такаси Ямадзаки
Кадры из х\ф «Всегда: Закат на Третьей авеню 2» (2007) и «Годзилла: Минус один» (2023) режиссера и сценариста Такаси Ямадзаки


ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ ГОДЗИЛЛА

Главный герой фильма «Годзилла: Минус один» – Коити Сикисима (Рюносукэ Камики, озвучивавший главного мужского персонажа в анимационном фильме 2016 года «Твоё имя») – юный прапорщик (энсин) и неудавшийся летчик-камикадзе, из-за нерешительности и бездействия которого при первой стычке с (еще нерадиоактивным) Годзиллой гибнут несколько его соотечественников – работников ремонтной базы, из которых в живых остается только старший техник Сосаку Татибана (Мунэтака Аоки), поначалу невраждебно и с пониманием отнесшийся к тому, что из прапорщика не вышел камикадзе, но сменивший милость к юноше на гнев, когда потерял друзей из-за бездействия Сикисимы.

После капитуляции Японии в войне Сикисима возвращается в Токио, застает родной район в полной разрухе от бомбежек, узнает о смерти родных и удостаивается порции презрения от соседки Сумико Ота (Сакура Андо, игравшая в фильме 2018 года «Магазинные воришки», получившем Золотую пальмовую ветвь в Каннах) за то, что он – камикадзе – посмел выжить, а ее дети погибли.

Сикисима мучается чувством вины выжившего (разновидностью ПТСР), но пытается как-то жить мирной жизнью. Волею судьбы он дает приют ставшей бездомной в результате войны девушке Норико (Минами Хамабэ) со спасенным ею младенцем-сиротой, о которых он начинает заботиться, но при этом не желает признавать своей новой семьей. Чтобы свести концы с концами в царящей вокруг нищете, Коити устраивается на высокооплачиваемую, но опасную работу – на минный тральщик, на борту которого он вместе со своими новыми коллегами («Капитаном», «Профессором» и «Малышом») во второй раз сталкивается с Годзиллой, уже напитавшимся радиацией от проведенных США атомных испытаний и заметно увеличившимся в размерах. Монстр движется на Токио…

Сюжет фильма раскрывает смысл его названия: «Годзилла: минус один» это нечто вроде «Мы думали, что достигли дна, но снизу постучали». Япония переживала свои, вероятно, самые непростые времена, связанные не только с неизбежным поражением во Второй мировой войне и последовавшей за ним разрухой, но и с переосмыслением того, как жить дальше, и в этот момент со дна постучал Годзилла, усугубив и без того катастрофическую ситуацию – из нулевого состояния, к которому откатилась Япония, она ушла в минус.

«Годзилла: Минус один» возвращает главному дайкайдзю его основную роль: Годзилла – это в первую очередь метафора атомной бомбы, а точнее – атомных бомбардировок Японии. В фильме не упоминаются атаки на Хиросиму и Нагасаки, потому что их символизирует атака Годзиллы на Токио и устроенные там его смертоносным дыханием разрушения, демонстрация последствий которого (грибовидное облако, разрушительная взрывная волна и черный дождь) дает недвусмысленное представление о том, кто и что символизирует.

Кадры из х\ф «Годзилла: Минус один» (2023)
Кадры из х\ф «Годзилла: Минус один» (2023)

Помимо метафоры ядерного оружия Годзилла олицетворяет собой еще и ужасы войны в целом. Уже после окончания Второй мировой войны главный герой говорит, что его война так и не была закончена, и по-настоящему в мирную жизнь он так еще и не вернулся, сомневаясь порой в ее реальности вовсе. Для него противостояние с Годзиллой – это еще и способ «закрыть гештальт».

Переосмыслением символизма Годзиллы и возвращением его к истокам тематика фильма не исчерпывается. Центральной темой фильма, пожалуй, следует назвать меняющееся отношение японцев к ценности жизни – прежде всего на примере отношения к жизни главного героя его дружелюбных коллег, потенциальной семьи (невесты и приемной дочери), с которыми Коити старается держать дистанцию и не сближаться, его соседки и авиационного техника, которые винят Коити в смерти родных и друзей, наконец, самого Сикисимы, который разрывается между долгом умереть и желанием жить. Эта тема также подается и через отношение старших товарищей к молодому поколению: техник Татибана в начале фильма прощает Коити отказ от судьбы камикадзе, а капитан тральщика Акицу (Кураносукэ Сасаки) не желает брать на финальную битву с Годзиллой своего «юнгу», считая тем самым, что оставляет тому будущее.



ЯПОНСКИЙ КОЛОРИТ

У неподготовленного зрителя, который ни разу не смотрел японские художественные или анимационные фильмы, «Годзилла: Минус один» временами может вызвать если не культурный шок, то некоторое замешательство, связанное в первую очередь со специфической манерой актерской игры: иногда предельно скупой, а порой, напротив, излишне эмоциональной. И далеко не только в тех моментах фильма, которые можно было бы отнести к комическим, но в драматических эпизодах тоже, что может вызвать у «постороннего» зрителя реакцию отличную от той, на которую рассчитывали создатели фильма. Это японское кино. При просмотре фильма следует учитывать эту культурную особенность.

Другую специфику японских фильмов про Годзиллу – визуальные эффекты – удалось побороть, не утратив при этом самобытности с помощью вполне удачного дизайна монстра и стилизованной под старые фильмы хореографии его движений, в которых порой на миг можно заподозрить аниматронику или даже актера в костюме, а мгновением позже узреть на экране зрелищные свидетельства того, что кайдзю все-таки является порождением компьютерной графики. Спецэффекты в фильме действительно неплохи, но в значительной степени вау-эффект от них достигается, пожалуй, все-таки за счет знания о том, что создание фильма обошлось в совсем небольшие по современным меркам для блокбастеров деньги (по данным разных источников в пределах от 10 до 15 млн. долларов США).

Возвращение метафоре (Годзилле) ее изначального значения также неразрывно связано с Японией. То, что фильм Такаси Ямадзаки не следует в фарватере американских ремейков, педалирующих «экологическую повестку» и выставляющих Годзиллу эдаким назидательным суровым титаном, ниспосланным слабому человечеству, чтобы уберечь его от мифических ужасов, а однозначно позиционирует Годзиллу как нечто злое и то, чего не должно было случиться (но случилось, и теперь это нужно перебороть) – делает историю «Годзиллы: Минус один» более личной, персонифицированной. Такой «персоной» в фильме выступает не отдельно взятый человек, а целая страна (навлекшая на себя дайкайдзю) на определенном отрезке своей истории.

При этом автор фильма, проводя с помощью Годзиллы ретроспективную арт-терапию послевоенной Японии, практически игнорирует роль страны во Второй мировой войне, единожды ограничившись постулатом, вложенным в уста капитана тральщика, готовившегося с другими ветеранами к финальному сражению с кайдзю, о том, что на этот раз их дело правое.

Любопытно отметить то, что (как минимум с точки зрения двух последних фильмов о Годзилле киностудии Toho) японцы считают, что они сами по себе: мировая общественность оставляет Японию один на один с их экзистенциональной проблемой, решать которую японцам нужно в одиночку. И в отличии от каноничных американских фантастических блокбастеров вроде «Армагеддона» (1998) или «Дня независимости» (1996), в которых активную роль играет руководство страны, в «Годзилле: Минус один» противостоять угрозе приходится инициативным гражданам в лице отставных военных и гражданских добровольцев.


ДЮНКЕРКСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ТЕМНОГО ОППЕНГЕЙМЕРА

Несмотря на весь японский колорит в «Годзилле: Минус один» невооруженным взглядом заметно влияние голливудского кинематографа, на который в меру сил равняются современные азиатские блокбастеры. И если Болливуд, помешанный на эффекте замедленного движения, похоже, избрал себе в кумиры Зака Снайдера, «300 спартанцев» (2007) которого неуместно, но искренне цитировали в «RRR: Рядом ревёт революция» (2022), то японский блокбастер 2023 года выбрал в качестве источника вдохновения фильмы Кристофера Нолана.

И речь даже не о встречающейся в цветной версии фильма (ведь есть еще и черно-белая версия под названием «Годзилла: Минус один/минус цвет»!) тусклой цветовой палитре, свойственной фильмам дальтоника Нолана. Такаси Ямадзаки позволяет себе едва ли не покадрово цитировать «Дюнкерк» (2017).

Фрагменты кадров из х\ф «Дюнкер» (2017) и «Годзилла: Минус один» (2023)
Фрагменты кадров из х\ф «Дюнкер» (2017) и «Годзилла: Минус один» (2023)

Также Ямадзаки, адаптировав под свою историю, заимствует уже из х\ф «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) некоторые сюжетные ходы, связанные с подготовкой авиационной техники и вылетом героя на неравную битву с ядерной бомбой (в прямом или метафорическом смысле).

Фрагменты кадров из х\ф «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) и «Годзилла: Минус один» (2023)
Фрагменты кадров из х\ф «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) и «Годзилла: Минус один» (2023)

Похоже, круг влияния Востока на Запад замкнулся: в прошлом веке идеи фильмов японского режиссера Акиры Куросавы оживляли стареющий исконно американский жанр вестернов, а в веке нынешнем заимствования из англо-американских фильмов Кристофера Нолана помогают возрождать самобытные японские фильмы про кайдзю.

Символично и то, что англо-американский фильм о создателе сброшенной на Японию атомной бомбы – «Оппенгеймер» (2023) Кристофера Нолана – и японский фильм о метафорически переосмысленной атомной бомбардировке японского города вышли друг за другом в один год, образуя куда более логичную кинематографическую пару, чем распиаренный Барбенгеймер.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Финал «Годзиллы: Минус один» недвусмысленно намекает на продолжение. И если киностудия Toho решит делать не очередной перезапуск серии, а соберется продолжить историю, начатую прошлогодним фильмом, было бы любопытно взглянуть на то, какие социальные темы будет исследовать, какие новые метафоры подберет и как впишет Годзиллу в повествование своего нового фильма Такаси Ямадзаки.





739
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 мая 2024 г. 20:44
цитата Nero Caesar
У неподготовленного зрителя

Тут явно дело не в подготовленности, а в интеллектуальном и культурном уровне человека, гибкости его разума, кругозоре, воспитанности банальной.

Увидев нечто чуть не такое, чем в голливудском кино, непривычное — один человек подстроится, а другой скажет «гы-гы, епошки пириигрываюдь!» и шумно испустит кишечные газы.

Вряд ли дело в подготовленности, если, конечно, под этой вашей подготовленностью не понимать воспитание и общее развитие личностное.

Например, я японское кино впервые увидел в детстве — черно-белые фильмы «про самураев», Куросава, Одзу и ко — то, что по телевидению нашему показывали время от времени.

И никогда у меня не возникало никаких проблем, описанных вами:
цитата Nero Caesar
в первую очередь со специфической манерой актерской игры: иногда предельно скупой, а порой, напротив, излишне эмоциональной.


Зато мне в связи с этим вспоминаются отзывы американцев и прочих иностранцев на сайте IMDB о советских фильмах — там нередко вот такой же сюрр про наших актеров — играют русские (советские) неправильно, переигрывают, игра нелепа и «театральна» и все такое.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 мая 2024 г. 21:41
цитата gnezdiloff
И никогда у меня не возникало никаких проблем, описанных вами

Рад за вас :-)

цитата gnezdiloff
Зато мне в связи с этим вспоминаются отзывы американцев и прочих иностранцев на сайте IMDB о советских фильмах — там нередко вот такой же сюрр про наших актеров — играют русские (советские) неправильно, переигрывают, игра нелепа и «театральна» и все такое.

Вот видите – не все люди такие, как вы :-(
Поэтому я и решил упомянуть о том, что манера игры японских актеров может отличаться от той, к которой привык зритель, не сильно с нею знакомый ;-)

цитата gnezdiloff
Тут явно дело не в подготовленности, а в интеллектуальном и культурном уровне человека, гибкости его разума, кругозоре, воспитанности банальной.

Культурной уровень, кругозор и воспитанность сами по себе – без подготовки – не появляются :-)
По поводу интеллектуального уровня… Возможно, но лично я бы, пожалуй, предпочел попенять на наличие или отсутствие эмпатии.

цитата gnezdiloff
если, конечно, под этой вашей подготовленностью не понимать воспитание и общее развитие личностное.

В том числе, но не только.
Зачастую люди своеобразно реагируют на то, чего не знают и с чем не сталкивались. Порой или агрессивно (если страшно) или со смехом (если не было страшно и опасно).
В разных культурах одни и те же действия, символы и т.п. могут означать совершенно разное, а иногда даже противоположное. Так что по многом принятие чего-то может потребовать предварительного ознакомления с этим, как мне кажется, и выработки верной реакции. Наверное, как вы говорите, в меру интеллектуального развития.


Ссылка на сообщение25 мая 2024 г. 09:19
Всякий, целеустремленно пялящийся вдаль (в экран) герой, является цитатой из Нолана?
Всякая морская сцена с присутствием кораблей более двух — цитата из Нолана?
Весьма сомнительно.
Скорее это отражение предпочтений автора рецензии.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2024 г. 12:14
цитата Антропоид
Всякий, целеустремленно пялящийся вдаль (в экран) герой, является цитатой из Нолана?
Всякая морская сцена с присутствием кораблей более двух — цитата из Нолана?

А тут вам не всякие герои и не всякие корабли. Речь идет о схожей (иногда до степени смешения) структуре кадров и их последовательности, с помощью которых демонстрируются аналогичные сюжетные ходы.

«Дюнкерк» и «Годзилла: Минус один»:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нолан:
1) Эвакуация солдат на грани срыва, ситуация безвыходная (слишком много людей, слишком мало кораблей).
2) Морские офицеры стоят на пристани и напряженно смотрят вдаль, хватаются за бинокли и видят на горизонте армаду гражданских кораблей и суденышек, которые приплыли, чтобы выручить их, корабли гудят. Морские офицеры радуются.

Ямадзаки:
1) Гениальный план профессора по декомпрессии дайкайдзю на грани срыва, ситуация безвыходная (слишком мало мощности у пары линкоров, слишком крупный Годзилла, чтобы поднять его со дна морского).
2) Отставные морские офицеры стоят на палубе с отрешенным видом, но слышат гудок, затем в рубке принимают сообщение по рации и, наконец, чтобы окончательно убедиться в неожиданно свалившимся на них спасении, выбегают обратно на палубу, чтобы поглазеть на гладь морскую с биноклями на шеях и увидеть армаду буксиров с гражданскими на борту, которые приплыли им на помощь. Отставные морские офицеры радуются.

Ну и в качестве вишенки на торте из вдохновения «Дюнкерком»: бесшумный подлет главного героя на самолете в сторону Годзиллы, когда все уже собирались умирать (Годзилла снова заряжал свое тепловое дыхание) – эдакий парафраз того, как бесшумно подлетел истребитель героя Тома Харди в «Дюнкерке» и сбил вражеский самолет, который собирался покосить едва начавшуюся эвакуацию солдат. Правда, у Нолана самолет был бесшумен, потому что у него закончилось топливо, и он уже просто планирован, а у Ямадзаки – потому что… Так было эффектно (у Нолана же это было эффектно? Было!)?


«Темный рыцарь: Возрождение легенды» и «Годзилла: Минус один»:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нолан:
1) Изобретатель Люциус Фокс знакомит Брюса Уэйна с прототипом причудливого летательного аппарата. Между делом он говорит, что автопилот на нем не работает.
2) Главный герой в попытке спасти родной город говорит, что он еще не все ему отдал, явно намекая на свою жизнь.
3) Главный герой, утаскивая ядерную бомбу подальше от родного города, летит в сторону океана. Зрителям действо подается таким образом (в том числе посредством отношения к происходящему второстепенных персонажей), что герой летит на верную смерть. Взрыв.
4) Нам показывают эпизод, в котором Фокс выясняет, что Брюс Уэйн починил автопилот полгода назад, что намекает на то, что Брюс знал, как выжить. Затем нам показывают живого Брюса Уэйна с его девушкой.

Ямадзаки:
1) Проговаривается в фильме, что к концу Второй мировой войны никто особо не заморачивался наличием системы катапультирования на японских истребителях (зачем это камикадзе?). Нам показывают прототип самолета, созданного к концу войны. Техник Татибана чинит его, изучает, как истребитель устроен.
2) Главный герой, чтобы спасти родной город, прямо заявляет, что собирается уничтожить Годзиллу, став камикадзе.
3) Главный герой на самолете отводит от родного города Годзиллу (олицетворение атомной бомбы) за собой подальше в океан. Зрителям действо подается таким образом (в том числе посредством отношения к происходящему второстепенных персонажей), что герой летит на верную смерть. Позже самолет, начиненном взрывчаткой, влетает прямо в пасть кайдзю. Взрыв.
4) Нам показывают эпизод (флешбэк), в котором техник Татибана рассказывает главному герою, что в новый истребитель все-таки встроили систему катапультирования, и напутствует главного героя, чтобы тот выжил. Нам показывают живого главного героя с его девушкой.


P.S. В добавок просто любопытный факт: впервые Нолан и Ямадзаки лично встретились на японской премьере «Дюнкерка»


цитата Антропоид
Скорее это отражение предпочтений автора рецензии.

Это просто знание материала и навык автора рецензии выявлять подобия :-)

P.S. А еще автор рецензии не предпочитает Кристофера Нолана (особенно его последние фильмы), у автора рецензии другие любимые режиссеры.


Ссылка на сообщение25 мая 2024 г. 17:38
Я ни в коем случае не сомневаюсь в вашем «навыке автора рецензии выявлять подобия».
Я лишь написал о схожести приемов (до степени штампа) в супергеройском кино.
Или военном.
Своеобразным развитием которого и является супергеройский кинокомикс.
Что проявляется, в том числе, и в отмеченных вами подобиях.
Вполне вероятно, что именно встреча на Эльбе...пардон, на премьере «Дюнкерка» и подтолкнула вас искать и находить подобия в том, что я считаю «стандартными крупноблочными многоэтажками».
Еще раз, это ни в коем случае не критика вашей рецензии и вашего навыка.
Это, лишь высказанное, тогда скупо, сейчас более развернуто, на полях вашей рецензии, мое отношение к одному же и тому супергеройскому фильму, регулярно демонстрируемому нам под разными названиями.
Кстати, эта «Годзилла» произвела, таки, на меня сильное впечатление.
Своим добавлением, да что там, смешением в доминирующей пропорции, с мелодрамой.
Я даже всплакнул на финальной сцене объединения семьи.
Даже, несмотря на то, что я видел «стандартные крипичики».
Увы, это МОЙ навык.
Подозреваю, что мы, только разными словами: подобия, киноцитирование, стандартные приемы, клише, бесконечные повторения, стандартное киностроительство, — описываем одно и тоже явление.
«Свои, что ли, песни вам пел Гомер?
Он брал, что плохо лежало,
И гудел их обратно, на свой манер.
Вроде меня, пожалуй.»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2024 г. 18:50
цитата Антропоид
Вполне вероятно, что именно встреча на Эльбе...пардон, на премьере «Дюнкерка» и подтолкнула вас искать и находить подобия в том, что я считаю «стандартными крупноблочными многоэтажками».

Похоже, ваш навык – это делать ошибочные предположения :-(
Нет, о том, что Ямадзаки и Нолан встречались на японской премьере «Дюнкерка», я выяснил уже после написания рецензии, а «подтолкнуло» меня то, что при просмотре фильма «Годзилла: Минус один» видно невооруженным взглядом (но вам, возможно, стоит вооружиться, например, биноклем – из «Дюнкерка» или из «Годзилла: Минус один» ;-) , или вооружиться моей рецензией и предыдущим комментарием к ней, если вам наглядной иллюстрации в рецензии недостаточно оказалось), что Ямадзаки использовал точно такие же решения (сюжетные и визуальные), которые я ранее уже видел именно в фильмах Нолана.

цитата Антропоид
Я лишь написал о схожести приемов (до степени штампа) в супергеройском кино.
Или военном.
Своеобразным развитием которого и является супергеройский кинокомикс.

Боюсь, вы высказали предположение обо всем в целом и ни о чем конкретно.

Выше я указал на конкретные сюжетные ходы в фильме Ямадзаки, которые аналогичны решениям в фильмах Нолана не только по сути (сюжетно), но в том числе и по способу их подачи – как это было снято, с помощью каких образов.

Будьте и вы, пожалуйста, так любезны для начала хотя бы привести в пример фильмы (супергеройские или военные, как вы отметили), в которых была бы такая же суть и которые также по кадрам совпадали конкретно с теми сюжетными ходами в «Годзилла: Минус один», которые я спрятал комментарием выше под спойлер, а в рецензии обозначил скриншотами.
 


Ссылка на сообщение25 мая 2024 г. 22:42
цитата Nero Caesar
Ямадзаки и Нолан встречались на японской премьере «Дюнкерка»


Мне, кстати, тоже показались крайне притянутыми за уши ваши сравнения кадров с тем намеком, что в Годзилле некий оммаж и жест в адрес иных фильмов.

Сдается мне, они относительно схожи только потому что как-то иначе трудно снять пилота в кабине самолета или подход группы кораблей так, чтоб видно было, что их много. И т.д.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2024 г. 01:06
Возможно, вам перестанет так казаться, если вы вернетесь еще раз к тому месту в рецензии, где говорится про схожесть с определенными эпизодами двух фильмов Нолана.

Про покадровое совпадение сказано только в отношении «Дюнкерка».
И я не говорил про «пилота в кабине самолета», потому что важен не просто пилот сам по себе на картинке (действительно, мало ли их в кинематографе?), важно то, куда он летит и зачем). Я говорил, что Ямадзаки «заимствует уже из х\ф «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) некоторые сюжетные ходы, связанные с подготовкой авиационной техники и вылетом героя на неравную битву с ядерной бомбой (в прямом или метафорическом смысле)». Тут скриншотами я напомнил эти сюжетные ходы, но описывать действительно не стал, чтобы не спойлерить и не отвлекаться от темы (я все-таки не про фильмы Нолана писал рецензию). Если вы смотрели оба фильма, то сравнение на мой взгляд достаточно наглядное. Если не смотрели или просто подзабыли, то рекомендую обратиться к вот этому моему комментарию https://fantlab.ru/blogar..., там под спойлерами указано, какие именно события фильма, изображенные на скриншотах в рецензии, у Ямадзаки схожи с соответствующими эпизодами фильмов Нолана.


Ссылка на сообщение25 мая 2024 г. 21:27
Если уж мы вступаем в длительную искуствоведческую переписку, то хотелось бы уточнить, для начала,
какова, по вашему, суть «Бэтмена: Начало» и «Годзилла: Минус один». Что бы я подыскал супергеройские фильмы именно с требуемой вами сутью.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2024 г. 21:48
цитата Антропоид
Если уж мы вступаем в длительную искуствоведческую переписку, то хотелось бы уточнить, для начала,
какова, по вашему, суть «Бэтмена: Начало» и «Годзилла: Минус один».

Для начала я бы хотел, чтобы вы научились пользоваться кнопкой «Ответить» (внизу слева) под тем сообщением, на которое отвечаете, а не кнопкой «написать комментарий» (внизу справа). Это позволяет не плодить ветки обсуждения без надобности. Заранее благодарю!

Во-вторых, прежде чем вы начнете подыскивать подтверждение своим (голословным на мой взгляд) утверждениям, я бы очень хотел напомнить вам, что ни в рецензии, ни в комментариях выше я ни разу не сравнивал сути самих фильмов Нолана про Бэтмена и Ямакадзи про Годзиллу, а только конкретные сюжетные ходы и способы их подачи (как говорил выше – те, что скрыл под спойлер в одном из своих комментариев, эти же сюжетные ходы обозначены скриншотами из фильмов в рецензии). Не отходите от темы, пожалуйста.

P.S. В чем по-моему суть фильма «Годзилла: Минус один» написано выше в моей рецензии. А суть фильмов Нолана про Бэтмена я тут не обсуждал и не собираюсь, ибо это оффтопик.

цитата Антропоид
Что бы я подыскал супергеройские фильмы именно с требуемой вами сутью.

Как?! Вы еще не знаете их и только собираетесь подыскивать, хотя ранее уже утверждали, что есть некая схожесть приемов, встречающаяся (как я понял из ваших речей – чуть ли не повсеместно) в «супергеройском кино» (которое, как внезапно для меня выяснилось по вашему мнению является «Своеобразным развитием» кино военного...)?! %-\

Ну что ж... Найдете — возвращайтесь :-)
 


Ссылка на сообщение25 мая 2024 г. 22:08
Ладно, «не царское это дело», так не царское.
Попробую сам вычислить требуемую «суть» с минимальными вашими подсказками в виде «да» или «нет».
Правильно ли я понял из вашей рецензии, что суть фильма «Годзилла: Минус один» в уничтожении чудовища страдающим героем?
И, по видимому, такова же и суть фильма (или фильмов) Нолана о Бэтмене?
И суть этих фильмов уникальна и неповторима, что и свидетельствует о их связи, преемственности, духовном и покадровом родстве?
На всякий случай: правильно ли я понимаю, что искомая «суть» — это то, что можно сформулировать в одном нераспространенном предложении?
За подсказку о кнопе «ответить» — спасибо.
Хотя, как я подозреваю, это та кнопка, которая регулярно уменьшает окно переписки, превращая его в подобие вертикальных китайских текстов.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2024 г. 01:09
Простите, у вас все в порядке или вы просто издеваетесь?
Я попробую в четвертый (!) и последний раз специально для вас повторить (и если это не поможет, то мы с вами распрощаемся):

В рецензии я указал, что «Такаси Ямадзаки позволяет себе едва ли не покадрово цитировать «Дюнкерк» (2017)» и «Также Ямадзаки, адаптировав под свою историю, заимствует уже из х\ф «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) некоторые сюжетные ходы, связанные с подготовкой авиационной техники и вылетом героя на неравную битву с ядерной бомбой (в прямом или метафорическом смысле)».
Далее я снабдил оба свои высказывания скриншотами из соответствующих фильмов Нолана (Внимание! В мире существует не только третий фильм о Темном Рыцаре, еще есть как минимум «Дюнкерк»), сравнивая их с аналогичными эпизодами фильма Ямадзаки, чтобы наглядно продемонстрировать их схожесть и не ударяться в подробные описания.
Возможно, вы не смотрели эти фильмы или смотрели, но подзабыли. Это не беда, потому что в моем комментарии, оставленном для вас тут https://fantlab.ru/blogar... , я вам рассказал, что это были за сюжетные линии такие и чем они схожи прямо по пунктам.
Итак, я указал на два сюжетных хода в фильме «Годзилла: Минус один», которые по своему содержанию очень похожи на конкретные сюжетные ходы фильмов «Дюнкерк» и «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Я не сравниваю фильмы целиком, а только конкретные эпизоды.

Если вы посчитали, что я говорю об идентичности фильмов в целом, то вам почудилось – нигде такого мною сказано не было.
Если вы посчитали сомнительной схожесть указанных мною эпизодов, имея в виду, что это не Ямадзаки взял у Нолана, а оба они взяли откуда-то еще, потому что это с вашей точки зрения некие стандартные приемы и штампы для кинокомиксов или военных фильмов, то тогда вот тут вам и предстоит сообщить общественности, какие такие вы имели в виду приемы и шаблоны (из каких фильмов), которые бы были аналогичны тем, что описал под спойлером в своем вышеупомянутом комментарии и обозначил (их же) в виде скриншотов.

Обратите, пожалуйста, при этом особое внимание на тот факт, который вы игнорируете, что речь идет о тех заимствованиях, о которых я говорил, а не о тех, которые вы придумали, пытались мне приписывать и стали доблестно опровергать.
Потому что я не говорил, что цитатой из Нолана являются «Всякий, целеустремленно пялящийся вдаль (в экран) герой» и «Всякая морская сцена с присутствием кораблей более двух». Я говорил другое. И выше повторил вам это, как было сказано, уже в четвертый раз.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2024 г. 01:48
Уважаемый Рецензент!
Похоже вы нервничаете и начинаете подзабывать, что это вы потребовали (попросили, предложили) от меня найти «суть», схожую с «сутью» упомянутых фильмов.
Я попытался уточнить содержание искомой «сути».
Вы, несколько высокомерно, отказались уточнять, аналоги чего я должен отыскать.
Я предположил, что вы имеете в виду некий уникальный, характерный только для этих фильмов метасюжет, не встречающийся более нигде.
Но теперь выяснилось, что речь всего лишь о сходных эпизодах:«стальной взгляд героев» и «море, полное шаланд».
Каковую схожесть я и не отрицал.
Уточняя, что она элемент еще большей схожести типичных приемов супергеройских и военных фильмов.
Например, так поразившая вас схожесть картинки малотоннажных рыбацких и технических судёнышек пришедших на помощь героям.
Гм-м!
А не кавалерия ли это, плывущая по всхолмленной прерии на помощь погибающим героям многочисленных вестернов?
Или танковая дивизия, вползающая в кадр на помощь одинокому танку-пионеру в пиковом положении.
Именно такие эпизоды вы и продемонстрировали. Только в морском, так сказать, исполнении.
И таких эпизодов («друг массированно спас жизнь друга») мы найдем сотни.
И в космическом, и в авиа-, и кунг-фу-панда- исполнении
А уж схожесть целеустремленных подбородков Бэтмена и Сикисимы просто теряется на фоне всех супермачо с обложек супергеройских и военных фильмов.
Особенно в этом отношении позабавила капитан Марвел.
Я даже боюсь охарактеризовать ее взгляд — забанят.
Вы нашли схожесть — честь и хвала вашему навыку!
Я увидел штамп — и себя похвалю!
 


Ссылка на сообщение26 мая 2024 г. 09:15
цитата Антропоид
это вы потребовали (попросили, предложили) от меня найти «суть», схожую с «сутью» упомянутых фильмов.

цитата Антропоид
Вы, несколько высокомерно, отказались уточнять, аналоги чего я должен отыскать.

цитата Антропоид
Но теперь выяснилось, что речь всего лишь о сходных эпизодах

Вы, оказывается, не только невнимательны, но еще и лживы
Речь с самого начала шла про конкретные сюжетные ходы и эпизоды, что в рецензии, что в комментариях (тут и тут).

Вы там заикались про «дискуссии». Видите ли, дискуссия – это действо для более, чем для одного участника, в котором стороны приводят аргументы и слушают друг друга.
А у вас получается какое-то «псевдодискуссионное самоудовлетворение», в котором вам оппонент не нужен: вы игнорируете то, что вам говорят, и самостоятельно придумываете за других высказывания и аргументацию, а затем доблестно бросаетесь их – свои же выдумки – опровергать.
Дело ваше, конечно, но вынужден оставить вас наедине с вашими причудами, мне это сомнительное зрелище неинтересно.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2024 г. 11:42
Iuppiter iratus ergo nefas!
На самом деле, утверждение, что сравниваемые фильмы результаты «крупноблочного строительства», ни в коей мере не умаляет вашего открытия о сходных сюжетных элементах и сходных кадрах в фильмах двух режиссеров.
Не расстаривайтесь!
Нет оснований.
Ваш приоритет неоспорим!
С уважением!


Ссылка на сообщение26 мая 2024 г. 20:41
Спасибо! Пожалуй, на данный момент самая толковая рецензия на этот фильм на Фантлабе.
Уточню только: в случае как минимум Годзиллы японцы с самого начала «тырили» (это я любя) у американцев. Даже самый первый во многом «слизан» с «Чудовища с глубины 20 тысяч морских миль», но это тот случай, когда эпигонство полностью и заслуженно затмило оригинал. В эпоху Хэйсэя (золотой век Годзиллы, как по мне) последовательно заимствовали из «Чужого» («Годзилла» 1984), «Маленького магазинчика ужасов» («против Биолланте»), «Назад в будущее» («против Кинга Гидоры»), «Индианы Джонса» («против Мотры»).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2024 г. 21:08
цитата Karnosaur123
Спасибо! Пожалуй, на данный момент самая толковая рецензия на этот фильм на Фантлабе.

Спасибо вам, что прочли! Рад, что не потратили время впустую.

цитата Karnosaur123
Уточню только: в случае как минимум Годзиллы японцы с самого начала «тырили» (это я любя) у американцев.

Да, действительно... Видимо, слишком сосредоточился на влиянии современного западного кино на перезапуск японского Годзиллы и упустил из виду исторические корни, о которых вполне можно было бы как минимум обмолвиться в рецензии.


⇑ Наверх