Продолжаем обзор иллюстраций к "Мухе-Цокотухе". Помимо Г.Калиновского, у которого чёрно-белые рисунки вышли в 1996 году (см.), в этом деле отметились и другие советские художники.
С.Алимов — прославленный художник-мультипликатор, который резко выделялся в толпе талантливых иллюстраторов. Это был художник сатирический, любящий гротеск. Искусствовед Л.Кудрявцева так описывает его манеру рисования:
цитата...анимационный опыт художника — владение резким монтажом, острой ракурсностью, расположением персонажей на плоскости без перспективы, что стало одной из составляющих стиля мастера, как и ненагруженность композиций предметами, лаконичность цветовой заливки густой гуашью.
Есть сведения, что в первый раз иллюстрации С.Алимова к "Мухе-Цокотухе" вышли в сборнике "Путаница" (М.: Росмэн, 1996). У меня более позднее издание: "Сказки" (М.: Русский путь, 2007).
Весёлый художник А.Елисеев в своей неизменной манере проиллюстрировал "Муху-Цокотуху" в сборнике "По широкой Лимпопо", сделанному по заказу "Речи" в 2015 году. В 2022 году эти иллюстрации с сохранением макета были переизданы в сборнике "Айболит. Сказки, стихи, песенки, загадки" от СЗКЭО.
Понятно, что есть две основных концепции в иллюстрировании "Мухи-Цокотухи": делать персонажей антропоморфными или оставлять им облик насекомых. Были опыты Конашевича, склонявшегося к натурализму. У той же Л.Кудрявцевой есть информация, что последнюю цветную сюиту Конашевич в конце 1950-х гг. первоначально сделал сильно антропоморфной, но переделал её из-за полного неприятия Чуковского (при жизни автора текст дополняется иллюстрациями только с его согласия) и художественного редактора. Калиновский, которому автор текста не мешал, откровенно сделал персонажей сказки обычными людьми с крылышками.
Наши сегодняшние художники рисуют прямоходящих насекомых в человеческой одежде и обстановке. Гламуром художники не страдают. Контраст получается за счёт резкой сатиричности С.Алимова и мягкой иронии Елисеева.
а) С.Алимов лаконично и сочно подаёт Муху и её окружение: шесть конечностей, из них четыре — нижние, и все четыре обуты в башмаки. Муха — на лицо ну совсем не красавица. Простая юбка, фартук и платочек указывают на её статус трудового элемента. Самовар сама тащит.
б) У Елисеева фронтиспис посвящён базару, где Муха купила самовар. Базар насекомых Елисеев (в отличие от Конашевича) нарисовать не рискнул. Это базар животных: кукушка продаёт яйца, свинья — окорок; цапля купила лягушку; дятел предлагает услуги по долблению... Муха представлена позже: уже традиционное изображение прямоходящего насекомого в людской одежде. По одёжке и солнцезащитным очкам видим городскую Муху, при этом обеспеченную — наняла муравья-носильщика в зелёной фуражке (без лаптей).
Рисунки в мультипликационном стиле. Кто сможет победить профессионального мультипликатора?
Сходство композиции у двух художников подчёркивает разницу их манеры. Всё больше внимания уделяется характеру кровопийцы. У обоих художников Паук — романтичный разбойник с большой дороги в старомодном прикиде.
а) У С.Алимова комический эффект его рисунков достигается за счёт дьявольской серьёзности. Четыре огромных ботфорта на тоненьких комариных лапках. Тянут вниз Комара! Да и все четыре колена одновременно преклонить пред избранницей очень сложно.
б) У Елисеева комизм подаётся напрямую. Кивер у Комара, конечно, есть, а сапожек поменьше.
а) Крупным планом показывает С.Алимов персонажей: и бабочку, и жука рогатого, и муравья в лаптях.
б) У Елисеева — массовка. А муравей опять не в лаптях (но в белой дворянской фуражке, чтобы с муравьём-носильщиком не спутали).